Использование педагогических технологий ТРИИК на уроках биологии в условиях реализации ФГОС
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Царёва Светлана Владимировна

Тема урока: «Как человек изменил Землю»

Предмет: биология

УМК: «Живой организм» (линейный принцип построения)

Класс: 5 класс

Количество часов: 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_tsaryova_s.v._1.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Как человек изменил Землю»

Предмет: биология

УМК: «Живой организм» (линейный принцип построения)

Класс: 5 класс

Количество часов: 1

Учитель: Царёва С.В. 

Цель: Использовать приобретенные знания и умения для формирования и изложения своего мнения по высказыванию великих людей, и приводить аргументы для обоснования своей позиции на основе:

  • Представления о влиянии хозяйственной деятельности людей на изменения в природе.
  • Понимания причинно-следственных связей влияния человека на природу, возникновения экологических проблем.
  • Умения анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, делать выводы на основе обобщения знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Планируемые результаты освоения темы:

Предметные: освоение знаний о влиянии человека на природу, возникновении экологических проблем,

умение применять изученный материал; строить речевые высказывания с использованием специальной терминологии; анализировать и обобщать полученные результаты, делать выводы

Метапредметные

Регулятивные: определять проблему, выдвигать версии, искать средства достижения цели; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, делать выводы на основе обобщения знаний, преобразовывать информацию из одной формы в другую; представлять информацию в виде кластера

Коммуникативные: умение активно сотрудничать в поиске и сборе информации, участвовать в коллективном обсуждении проблем, уметь понимать позицию другого, работая в группе уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные: осознание единства и целостности окружающего мира, умение оценивать свою деятельность в природе и общении с живыми организмами, учиться строить взаимоотношения с другими на основе доброжелательности, при столкновении позиций стараться понять друг друга.

Содержание темы:

1.Как человек изменял природу Земли.

2. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, озоновая дыра

Термины и понятия:

Экология, экологические проблемы, озоновая дыра, кислотные дожди, техногенные аварии, парниковый эффект.

Организация образовательного пространства:

Формы работы школьников:

Работа фронтальная, индивидуальная, в группах.

Ресурсы:

Учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Биология. Введение в биологию. 5 класс. М., «Дрофа», 2013

ПК, проектор, электронное приложение к учебнику

рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Введение в биологию» Авторы: А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Дрофа, 2013 год.

 раздаточный материал (листы формата А3,)

Учебные задания:

1 этап. Самоопределение к деятельности.

Учитель предлагает вниманию учащихся высказывания великих людей:

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник, человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью неразрывных нитей»

И. С.Тургенев

«Поведение человека в природе – это зеркало его души…»  К. Зелинский

-О чем высказывания великих людей?

Изложите свои мысли по высказыванию великих людей и приведите аргументы для обоснования своей позиции.

2 этап Учебно-познавательная деятельность. Учебные задания на «знания» (З), «понимания» (П), «умения» (У).

Блок 1.Как человек изменял природу Земли.

Содержание блока осваивается на основе параграфа 28 учебника.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

 (ДЭС) Презентация «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу»

1 (З) Назовите, в чем причина происходящих изменений в природе?

2 (З)  Назовите изменения на Земле вызванные развитием сельского хозяйства?

3 (З) Расскажите о последствиях, для природы, которые возникли после открытий и освоения людьми новых Земель?

4 (П) Изложите свои мысли: к каким последствиям привело создание и использование новых, не известных в природе веществ? Обоснуйте свою точку зрения.

5 (П) Обоснуйте: чем опасны радиоактивные отходы?

6 (П) Приведите примеры негативного (положительного) влияния хозяйственной деятельности человека на природу Обоснуйте своё мнение.

7 (У) Составьте кластер «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу».

Блок 2. Глобальные экологические проблемы: кислотные дожди, парниковый эффект, озоновая дыра.

Содержание блока осваивается на основе параграфа 28 учебника.

Форма работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

 (ДЭС) Презентация «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу»

1 (З) Объясните, что значит экологические проблемы?

2(З) Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству?

3 (У) Класс делится на 3 группы в соответствии с тремя проблемами:

 озоновые дыры, кислотные дожди, парниковый эффект.

Форма работы учащихся: коллективная в группах

Изучить проблему, и подготовить выступление. (с помощью учебника) и по плану

  План:

- Суть проблемы

-Причина возникновения

- Последствия

- Способы решение проблемы.

4 (У) Предложите свой способ решения проблемы.

Блок Д. Диагностика освоения темы.

Задания:

1 Дайте определение понятию

Экологическая проблема -

2.Соотнесите предложенные экологические проблемы с их характеристиками:

Экологическая проблема

характеристики

Парниковый эффект

Озоновая дыра

Кислотные дожди

Утоньшение озонового слоя

Результаты взаимодействия с водой соединений серы и азота

Избыточное количество углекислого газа в атмосфере

3.Приведите пример положительного влияния хозяйственной деятельности человека на природу.

3 этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность.

Задание В (ЭУ)

Изложите своё мнение по высказыванию великих людей, и приведите аргументы для обоснования своей позиции.

Задание Б (ИУ)

Изложите своё мнение по высказыванию великих людей и приведите аргументы для обоснования своей позиции, используя ваш кластер  «Влияние хозяйственной деятельности человека на природу».

Задание А (ИУ)

Изложите своё мнение по высказыванию великих людей и приведите аргументы для обоснования своей позиции по образцу:

- Я знаю ,что природа Земли меняется благодаря хозяйственной деятельности человека благодаря как отрицательной такой как: _________,___________,___________,___________,_______,        

так и положительной такой как:

___________._____________,______________,______________,______________.

Поэтому я согласен с высказыванием К. Зелинского «Поведение человека в природе – это зеркало его души…»  

4 этап. Рефлексивная деятельность

Осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Оцените свою работу на уроке по «5» бальной шкале и поясните свою оценку:

Я себя оцениваю на «…» баллов, потому что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

Сегодня в нашей стране происходят большие изменения, не прошли они стороной и от системы образования. В настоящее время  в школах реализуются Федеральные государственные стандарты второго п...

Использование инновационных технологий по развитию речи учащихся в условиях реализации ФГОС

Задания и упражнени, направленные на формирование комуникативных УУД учащихся....

«Возможность использования приемов эйдетики на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»

«Возможность использования приемов эйдетики на уроках биологии в условиях реализации ФГОС»...

Удостоверение. Современные информаци-онные технологии в обуче-нии биологии в условиях реализации ФГОС ООО.

Удостоверение. Современные информаци-онные технологии в обуче-нии биологии в условиях реализации ФГОС ООО....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ по теме самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО и внедрения ФГОС СОО»

Данный материал подготовлен в целях обобщения и систематизации проделанной работы по методической теме самообразования....

Применение инновационных педагогических технологий на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ОО

В статье рассматриваются пути повышения эффективности и результативности учебного процесса с  использованием различных педагогических технологий....