КТП БИОЛОГИЯ 8 КЛ, ПРОГР. ПАСЕЧНИК, УЧ. КОЛЕСОВ, 2 ЧАСА
календарно-тематическое планирование по биологии (8 класс) на тему

Белецкая Татьяна Владимировна

КТП БИОЛОГИЯ 8 КЛ, ПРОГР. ПАСЕЧНИК, УЧ. КОЛЕСОВ, 2 ЧАСА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_v_klass_ispr.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Школа № 96 Эврика-Развитие

имени Нагибина Михаила Васильевича»

Рассмотрено                                        «Утверждаю»

на заседании Педагогического совета        И. о. директора МАОУ «Школа

                                                        № 96 Эврика-Развитие»

протокол от 30.08.2017 г. № 1                ______________ С.А. Феоктистов

                                                        приказ от 31.08.2017 г. № 80-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Биология»

общеобразовательный класс

Уровень образования: основное общее образование

(8 В класс)

Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена на основе следующих документов:

  • Федерального закона от 29.12.2012г. №273 «Об образовании»;

  • Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения среднего общего образования приказ МО и науки РФ от 06. 10. 2009г. №373  «Об утверждении и введении в действие ФГОС среднего общего образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.12. 2009г. № 315785)
  • Примерной программы основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2014г).

  • Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы - М., Дрофа, 2014г, (авт. Пасечник В.В. и др.), полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

  • учебного плана МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»;

  • положения о рабочей программе МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие»

Используемый обучающимися учебно-методический комплекс: учебник.

Учебник – Колесов Д.В., Маш Р.Д.  Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, Вертикаль. 2014г.

Учебник вошел в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 (с изм. на 26.01.2016 г.).

Используемый учебник отражен  в основной образовательной программе основного общего образования МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие» и утвержден локальным актом МАОУ «Школа № 96 Эврика-Развитие».

Количество учебных часов в год в  8 классе - 70 часов, 2 часа в неделю

Согласно годовому учебно-календарному графику школы количество учебных часов в год в  8 В классе- 70 часов, 2 часа в неделю.

Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с ФГОС ООО планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения биологии.

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса биологии на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

В результате изучения предмета  выпускники основной школы  должны:

знать/понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь:

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Раздел 2. Содержание учебного предмета

Введение. Человек как биологический вид

      Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

       Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них.

       Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Общий обзор организма человека

      Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека.

       Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

 

Опора и движение

      Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей.

       Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека.

       Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

     

Внутренняя среда организма

      Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость.

       Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма.

       Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Кровообращение и лимфообращение

      Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматизма сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс.

       Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами.

       Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

       

Дыхание  

      Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях.

       Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения.

       Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

       

Питание  

      Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме.

       Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание.

       Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях.

       

Обмен веществ и превращение энергии

      Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения.

       Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.

Выделение продуктов обмена  

      Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Покровы тела  

      Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции.

       Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи.

       

 Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма  

      Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции.

       Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система.

       Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Органы чувств. Анализаторы

      Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Психика и поведение человека

      Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение.

       Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение.

       Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна.

       Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Размножение и развитие человека

      Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

       Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика.

       Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

       

Человек и окружающая среда

      Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основа безопасности собственной жизни.

3. Календарно-тематическое планирование

Номер урока

Тема урока

К-во

часов

Дата

планируемая

Дата

Факт

Анатомия, физиология, психология, гигиена и экология человека.

1

05.09

Становление наук о человеке.

1

09.09

Систематическое положение человека

1

12.09

 Историческое прошлое людей

1

16.09

Расы человека

1

19.09

Общий обзор организма

1

23.09

Строение и жизнедеятельность клетки

1

26.09

Покровные и соединительные ткани Л.р.№1 Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп

1

30.09

Мышечная и нервная ткани

1

03.10

Рефлекторная регуляция

1

07.10

Строение костей. Соединение костей.

1

10.10

Скелет человека.

1

14.10

Строение мышц.

1

17.10

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

21.10

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

1

24.10

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

1

28.10

Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»

1

07.11

Компоненты внутренней среды

1

11.11

КровьЛ.р.№2 «Рассматривание под микроскопом крови лягушки и человека»

1

14.11

Борьба организма и инфекцией. Иммунитет.

1

18.11

Транспортные системы организма

1

21.11

Круги кровообращения

1

25.11

Строение и работа сердца Л.р.№3 «Реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

1

28.11

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения

1

02.12

Гигиена-сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов

1

05.12

Первая помощь при кровотечениях

1

09.12

Обобщающий урок по темам «Внутренняя среда организма» и  «Кровеносная и лимфатическая системы» Контрольная работа№1

1

12.12

Строение дыхательной системы. Заболевания органов дыхания.

1

16.12

Значение и механизм дыхания.

1

19.12

Регуляция дыхания.

1

23.12

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания.

1

26.12

Питание и пищеварение.

1

09.01

Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости. Л.р.№ 4 «Действие ферментов слюны на крахмал»

1

13.01

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке.

1

16.01

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание.

1

20.01

Регуляция пищеварения.

1

23.01

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1

27.01

Обобщающий урок по темам «Дыхание», «Пищеварение».

1

30.01

Обмен веществ и энергии – основное свойство жизни

1

03.02

Витамины

1

06.02

Энерготраты человека и пищевой рацион Л.р.№ 5 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

1

10.02

Кожа – наружный покровный орган.

1

13.02

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1

17.02

Терморегуляция. Закаливание.

1

20.02

Выделение.

1

27.02

Обобщающий урок  по темам «Обмен веществ и энергии», «Выделение», «Кожа» Контрольная работа №2

1

03.03

Значение и строение нервной системы

1

06.03

Спинной мозг

1

10.03

Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок Л.р.№ 6 «Рефлексы продолговатого и среднегомозга»

1

13.03

Передний мозг

1

17.03

Соматический и автономный отделы нервной системы

1

20.03

Анализаторы

1

24.03

53-54

Зрительный анализатор. Предупреждение глазных болезней.

Л.р.№ 7 «Изучение строения зрительного анализатора по моделям»

2

27-31. 03

55

Слуховой анализатор

Л.р.№ 8 «Изучение строения слухового анализатора по моделям»

1

03.04

56

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

1

07.04

57

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

1

10.04

58

Врожденные и приобретенные программы поведения

1

14.04

59

Сон и сновидения

1

17.04

60

Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

21.04

61

Воля, эмоции, внимание.

1

24.04

62

Роль эндокринной регуляции

1

28.04

63

Функции желез

1

05.05

64-65

Жизненные циклы. Размножение.

2

08.-12. 05

66

Развитие зародыша и плода.

1

15.05

67

Наследственные и врожденные заболевания.

1

19.05

68

Развитие ребенка после рождения.

1

22.05

69

Интересы и склонности, способности.

1

26.05

70

Итоговый урок

1

29.05

 Итого – 70 часов

Лабораторных работ – 8 часов

Контрольных работ – 2 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 7 КЛ., ПРОГР. ПАСЕЧНИКА

ИТОГОВАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 7 КЛ., ПРОГР. ПАСЕЧНИКА - ДВА ВАРИАНТА...

КТП ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС ( ПРОГР. ПАСЕЧНИК)

КТП ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС ( ПРОГР. ПАСЕЧНИК)...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ "ОБМЕН В-В, ВИТАМИНЫ" 8 КЛ., ПРОГР. ПАСЕЧНИК

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ  РАБОТА ПО ТЕМЕ "ОБМЕН В-В, ВИТАМИНЫ" 8 КЛ., ПРОГР. ПАСЕЧНИК, 4 ВАРИАНТА...

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ "АНАЛИЗАТОРЫ", 8 КЛАСС, ПРОГР. ПАСЕЧНИК

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА ПО ТЕМАМ "АНАЛИЗАТОРЫ", 8 КЛАСС, ПРОГР. ПАСЕЧНИК, ДВА ВАРИАНТА...