Разработка урока по биологии . Внутреннее строение рыбы.
методическая разработка по биологии (7 класс) на тему

На данном уроке учащиеся знакомятся с опорно-двигательной системой, системами дыхания, кровообращения,пищеварения и нервной систем рыб. Развивать умение учащихся сравнивать сравнивать представителей различных групп животных, оценивать усложнение их общей организации и отдельных систем органов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_biologii_7kl.rar1.08 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме "Внутреннее строение рыбы". 

Цель урока: Познакомить учащихся с опорно - двигательной системой, системами дыхания, кровообращения, пищеварения и нервной систем рыб, на примере речного окуня.

Задачи урока 
Образовательная

Показать сходство и различия в строении рыб и низших хордовых животных.   

Дать представление о сложности внутреннего строения рыб по сравнению с низшими хордовыми.   

Дать представление о системе опорно – двигательной, дыхания, кровообращения рыб, пищеварения и нервной систем. 

Развивающая. 
Развивать умение учащихся сравнивать представителей различных групп животных, оценивать усложнение их общей организации и отдельных систем органов.   
Воспитательная. Воспитывать гуманное отношение к животным, любовь к родному краю. 

Тип урока 
1) по назначению- урок сообщения новых знаний; 
2) по содержанию- урок изучения внутреннего строения рыбы; 
3)по типу- комбинированный урок 

Методы: Рассказ, работа со слайдами, беседа, самостоятельные наблюдения. 

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация, таблицы «Внутреннее строение рыбы» и «Внешнее строение рыбы», головной мозг рыбы, живая рыба.

План урока 


1. Сообщение темы и целей урока 

2. Проверка домашнего задания 

3. Объяснение нового материала 

4. Закрепление понятий самостоятельные наблюдения 

5. Выполнение Лабораторной работы

6. Подведение итогов урока. 

7. Домашнее задание

                                                                                 Ход урока 


1. Орг. момент. Сообщение темы и целей урока                       Слайд 1  

2.Проверка домашнего задания.

1) Устный опрос по таблице Строение рыбы                              Слайд 2.

2) Тест по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб».

Выберите правильные ответы:

1. Рыбы – это животные, которых относят к:

А – одному классу

Б – двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы

В – трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы

Г – четырем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы, Костные

рыбы, Костистые рыбы.

2. Рыбы приспособлены к среде обитания:

А – дышат жабрами

Б – имеют хорду

В – имеют головной и спинной мозг

Г –парные конечности имеют форму плавников

3. Из каких отделов состоит тело рыб:

А – головогрудь, брюшко, хвост

Б – голова, грудь, брюшко

В – голова, туловище, хвост

Г – голова, туловище, плавники

4. Каковы особенности строения кожи рыб?

А – не имеют желез

Б – покрыта чешуей

В – имеет много слизистых желез

Г – не имеет покровных образований

5. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу течения воды:

А – органом обоняния

Б – органом вкуса

В – боковой линии

Г – органом слуха

6. Органы боковой линии у рыб выполняют функции:

А – обоняния

Б – осязания

В – только ощущения глубины погружения

Г – ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды

7. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

А – способе размножения

Б – наличии у них скелета

В – приспособленности к среде и месту обитания

Г – наличии у них покровительственной окраски

8. Рыбы относятся к типу:

А – хордовых

Б – полухордовых

В – бесчерепных

Г – позвоночных

Ответы к тесту по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение»

1. Б   2. А, Г   3. В   4. Б, В   5. А   6. Г   7. В  8. А

3.Объяснение нового материала 

На этом занятии мы познакомимся с внутренним строением рыб на примере речного окуня, узнаем, что такое опорно-двигательная система и плечевой пояс, что называют плавательным пузырем и как устроены жабры. Так же мы поговорим о том, почему одни сосуды называют венами, а другие артериями, как называется самый крупный кровеносный сосуд организма окуня, какие отделы мозга и органы чувств он имеет.

(Рассказ с использованием презентации)

Рассмотрим внутреннее строение Костных рыб на примере речного окуня.

В организме окуня имеется хорошо развитая опорно-двигательная система. Давайте узнаем, что это такое. Опорно-двигательная система – это особая система организма животных, которая обеспечивает способность передвигаться в пространстве с помощью мышц, служит местом их крепления, являясь опорой и защитой для всех органов организма. Как вы уже поняли, к опорно-двигательной системе относятся скелет и мышцы животного.

Запись в рабочих тетрадях: к опорно-двигательной системе относятся скелет и мышцы животного

Слайд 3.

Скелет окуня состоит из большого числа костей. Основой скелета является позвоночник, образованный большим количеством позвонков и пронизывающий тело рыбы от головы до самого хвоста. У развивающегося в икринке окуня сначала образуется хорда, вокруг которой позднее формируются позвонки. У взрослой особи от хорды остаются только небольшие хрящевые образования между позвонками. Число позвонков в организме обычно примерно одинаково у особей одного вида и у речного окуня колеблется от 39 до 42 штук. У окуня, как и у большинства рыб, имеется скелет черепа, ребер и плавников (парных и непарных). Скелет непарных плавников (хвостового, анального и двух спинных) состоит из костных лучей, образующих основу лопастей плавников. Парные плавники имеют в теле опору в виде поясов конечностей - плечевого (для грудных) и тазового (для брюшных плавников). Пояс конечности – это особое образование, соединяющее свободную конечность (плавник) с позвоночником. Мускулатура окуня развита достаточно хорошо, наиболее сильные мышцы располагаются на спине и хвосте животного.

Запись в рабочих тетрадях: позвоночник, скелет черепа, ребер и плавников (парных и непарных). Наиболее сильные мышцы располагаются на спине и хвосте.

Слайд 4

Как и любая рыба, окунь значительно тяжелее воды, именно поэтому ему необходим особый орган, который может обеспечить животному плавучесть, то есть способность не тонуть в воде. Этот орган называется плавательным пузырем. Плавательный пузырь – это полупрозрачный мешочек, наполненный смесью газов и расположенный в брюшной полости над кишечником. Образуется плавательный пузырь еще у зародыша, как вырост кишечника на спинной стороне рыбы. Личинка на 2-3-и сутки после вылупления должна всплыть к поверхности воды и проглотить немного атмосферного воздуха для заполнения плавательного пузыря. Если этого не произойдет, то она не сможет плавать и погибает. У взрослого окуня связь пузыря с кишечником утрачена. Рыбы могут регулировать объем плавательного пузыря, управляя тем самым глубину своего погружения, то сужая, то расширяя его.

Запись в рабочих тетрадях: Плавательный пузырь – это полупрозрачный мешочек, наполненный смесью газов и расположенный в брюшной полости над кишечником. Регулируя объем плавательного пузыря, рыбы могут управлять глубиной погружения.

Слайд 5

Пищеварительная система. Говоря о речном окуне, не следует забывать, что это животное – хищник. Добычу он захватывает, удерживает и измельчает зубами, сидящими на челюстях. Далее пища проходит через глотку и пищевод, после переваривается в желудке под действием желудочного сока. Затем частично измельченная пища попадает в тонкую кишку, где и расщепляется под воздействием пищеварительного сока поджелудочной железы и желчи, которую вырабатывает печень. Запас желчи накапливается в желчном пузыре. После питательные вещества прямо через стенки кишечника проникают в кровь, а все непереваренные остатки через заднюю кишку попадают в анальное отверстие и выводятся из организма.

Запись в рабочих тетрадях: Рот – язык – глотка – пищевод – желудок (печень, поджелудочная железа) – кишечник – анальное отверстие. 

Слайд 6

Дыхательная система. Рыбы дышат кислородом, растворенным в воде. Дыхание осуществляется с помощью жабр. Сначала окунь заглатывает воду, далее, пропуская ее через жабры, отфильтровывает кислород и выводит лишнюю воду. Жабры состоят из жаберных дуг, каждая из которых, в свою очередь, состоит из жаберных лепестков с одной стороны и жаберных тычинок с другой. Тычинки не позволяют просочиться через жабры добыче, а лепестки связаны с кровеносной системой и осуществляют обмен кислорода и углекислого газа между телом окуня и окружающей средой. Этот процесс получил название газообмен. Промежутки между жаберными дугами называются жаберными щелями. Снаружи жабры окуня защищены жаберными крышками

Запись в рабочих тетрадях: Жабры образованы жаберными дугами, которые состоят из жаберных лепестков с одной стороны и жаберных тычинок с другой.

Слайд 7

Кровеносная система. Кровь разносит по телу речного окуня поступившие из кишечника питательные вещества и полученный через жабры кислород. Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное: состоит из одного предсердия и одного желудочка. Из желудочка выходит насыщенная кислородом ярко-алая кровь и направляется к тканям и клеткам организма по сосудам, которые называют артериями. Обратно к сердцу движется вишневая кровь, насыщенная углекислым газом и продуктами распада, по сосудам, которые называют венами. Самый крупный кровеносный сосуд организма рыб - это аорта.

Запись в рабочих тетрадях: Кровеносная система замкнутая. Сердце двухкамерное: состоит из одного предсердия и одного желудочка. От желудочка по артериям артериальная кровь идет к органам, а от органов по венам идет венозная кровь к предсердию.

Слайд 8

Выделительная система. Из крови почками отфильтровываются продукты распада, образующие мочу. По двум мочеточникам она попадает в мочевой пузырь, из которого после накопления выводится прямо позади анального отверстия.

Запись в рабочих тетрадях: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевое отверстие.

Слайд 9

Нервная система окуня представлена спинным и головным мозгом. Спинной мозг располагается в канале позвоночника. Между каждой парой позвонков от него отходят нервы, которые управляют работой мышц, плавников и органов тела. В головном мозге выделяют ряд отделов, а именно: передний, промежуточный и средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. Каждый отдел имеет огромное значение в жизни животного. Например, мозжечок отвечает за равновесие и координацию движений. Продолговатый мозг постепенно переходит в спинной мозг и играет большую роль в управлении дыханием, кровообращением, пищеварением и другими важнейшими функциями организма.

Запись в рабочих тетрадях: Головной (передний, промежуточный, средний, мозжечок и продолговатый) и спинной мозг.

Слайд 10

У окуня также имеются органы чувств. Так, органом обоняния являются парные слепые мешки с расположенными в них чувствительными клетками. В слепые мешки ведут парные ноздри, которые располагаются на переднем конце головы.

Органом зрения являются глаза; важно заметить, что окунь достаточно хорошо видит лишь на сравнительно небольшом расстоянии.

Органы слуха не видны снаружи, так как они располагаются по бокам головы внутри самого черепа.

Органами вкуса являются чувствительные клетки, расположенные не только во рту, но и по всей поверхности тела.

Особым органом чувств является боковая линия, расположенная по бокам тела и проходящая от головы до хвоста окуня. Боковая линия позволяет улавливать температуру и скорость течения, а также позволяет улавливать приближение других животных.

Запись в рабочих тетрадях: Органы чувств: обоняние, зрение, слух, вкус, боковая линия.

4. Закрепление понятий

Слайды 11 – 14 фронтальная работа с рисунком и  тестами

5. Выполнение Лабораторной работы №      на стр.160 учебника.

6. Подведение итогов урока. 

Все представители Надкласса рыбы имеют ряд особенностей строения, как внешнего, так и внутреннего. Некоторые из этих особенностей относятся ко всем рыбам, другие - лишь к некоторым из них. Наиболее заметные отличия в строении наблюдаются между представителями двух основных Классов рыб, а именно: представителей Класса Костные рыбы и представителей Класса Хрящевые рыбы. Речной окунь относится к Классу Костные рыбы.

7. Домашнее  задание. 

1. Изучить § 32 стр. 155 – 161;

2. Устно ответить на вопросы 1- 4;

3. Подготовить мультимедиа-реферат по одной из предложенных тем: 
     1. Многообразие рыб.   

      2. Рыбы-гиганты и рыбы-карлики.   

      3. Окраска рыб в связи с их образом жизни.   

Приложение 1.

Тест по теме «Надкласс Рыбы. Внешнее строение рыб».

Выберите правильные ответы:

1. Рыбы – это животные, которых относят к:

А – одному классу

Б – двум классам: Хрящевые рыбы и Костные рыбы

В – трем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы и Костные рыбы

Г – четырем классам: Хрящевые рыбы, Полухрящевые рыбы, Костные

рыбы, Костистые рыбы.

2. Рыбы приспособлены к среде обитания:

А – дышат жабрами

Б – имеют хорду

В – имеют головной и спинной мозг

Г –парные конечности имеют форму плавников

3. Из каких отделов состоит тело рыб:

А – головогрудь, брюшко, хвост

Б – голова, грудь, брюшко

В – голова, туловище, хвост

Г – голова, туловище, плавники

4. Каковы особенности строения кожи рыб?

А – не имеют желез

Б – покрыта чешуей

В – имеет много слизистых желез

Г – не имеет покровных образований

5. Рыбы обладают особым органом чувств, воспринимающим направление и силу течения воды:

А – органом обоняния

Б – органом вкуса

В – боковой линии

Г – органом слуха

6. Органы боковой линии у рыб выполняют функции:

А – обоняния

Б – осязания

В – только ощущения глубины погружения

Г – ощущения глубины погружения, направления и силы течения воды

7. Уплощенная форма тела придонных рыб свидетельствует о:

А – способе размножения

Б – наличии у них скелета

В – приспособленности к среде и месту обитания

Г – наличии у них покровительственной окраски

8. Рыбы относятся к типу:

А – хордовых

Б – полухордовых

В – бесчерепных

Г – позвоночных


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутреннее строение рыбы на примере дыхательной системы

Урок-эксперимент по теме " Внутреннее строение рыбы на примере дыхательной системы"....

Методическая разработка урока по биологии "Внутренняя среда организма. Кровь". 8 класс

Данный урок знакомит обучающихся с понятием "внутренняя среда организма, с составом внутренней среды, показывает ее роль в организме. Развивает знания о составе крови и ее функциях, о роли свертывании...

Конспект урока. Внутреннее строение рыбы

Конспект урока с презентацией. Внутреннее строение рыбы...

Разработка урока по биологии 7 класс по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.

Разработка урока по биологии в 7 классе по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских....

Конспект урока-проекта «Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы» (7 класс)

Конспект урока-проекта«Изучение внешнего и внутреннего строения рыбы» (7 класс)...