Разработка урока по биологии 7 класс по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Панарина Елена Анатольевна

Разработка урока по биологии в 7 классе по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.

Скачать:


Предварительный просмотр:

7 класс

Тема урока: СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ

Задачи:

1.Изучить особенности внутреннего строение земноводных.

2.Продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы.

3.Осуществлять экологическое воспитание, любовь к живой природе.

Оснащенность урока

Таблицы с изображением земноводных, костных рыб, разноцветные карточки с названием представителей земноводных и вопросом, рисунки, ватманы, дополнительная литература .

Методы : педагогические мастерские, презентация «Земноводные»

Организационный момент: В начале урока учащиеся выбирают разноцветные карточки, на которых написаны представители земноводных и вопрос (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Этапы работы:

 Iэтап – Индукция

Те учащиеся, которые выбрали карточки с одинаковыми представителями, объединяются в группы. Всего 6 групп.

-Как вы поясните название класса Земноводные или двоякодышащие?

Один ученик написал: «Рыбы как и земноводные относятся к двоякодышащим и могут как и они обитать возле водоемов, на суше. Допустил ли ученик ошибки? Если да, то исправьте их.

IIэтап. Работа с текстом.

Деконструкция.

Выразите свое отношение к представителю земноводных – лягушке озерной. Запишите эти слова на листе. (Возможные слова : лягушка, холодная, скользкая, плавает, прыгает, лазает, не утратила связь с водой, квакушка).

Социализация.

Учащиеся обсуждают вместе свои слова, а далее группы зачитывают выбранные слова вслух и пытаются коротко их пояснить.

Деконструкция.

В соответствии с цветом карточки, которую ученики выбрали в начале урока, они получают  одну из систем внутренних органов земноводных (пищеварительная – коричневый цвет, дыхательная – синий цвет, кровеносная- красный цвет, выделительная – зеленый цвет, опорно-двигательная, нервная – желтый цвет).

Необходимо выбрать слова (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и рисунок (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), которые относятся к их системе органов.

Реконструкция

Из выбранных слов учащиеся составляют схему их систем органов, сравнивают с такой системой у рыб.

Социализация

Группа обсуждает полученные результаты, раскрашивают в соответствующий цвет органы данной системы(кроме опорно-двигательной). Приклеивают на ватман схему систем органов , рисунок данной системы. Подготавливают короткий рассказ о строении данной системы и ее сравнении с данной системой у рыб (При рассказе можно использовать презентацию).

III. Афиширование

Команды вывешивают свои работы на стенде. Учащиеся рассказывают о строении своей системы органов и сравнивают ее с такой системой у рыб.

IV. Разрыв

Сопоставляют свой ответ с материалом учебника и вносят корректировки. Отвечают на вопрос, который записан на карточке. Ответы записывают в тетради.(При выполнении этого задания можно пользоваться литературой).

Социализация

Обсуждение в группе.

Афиширование

Каждая группа зачитывает свой ответ на вопрос вслух.

 V. Рефлексия

В старинных русских сказках лягушка нередко выступает в роли заколдованного человека: либо это принцесса, либо принц, либо просто прекрасная девушка. Лягушка – символ скрытой красоты, поэтому талисман в виде лягушки или с ее изображением принесет вам счастье. Мастер дарит группам талисман в виде изображения лягушки. Довольны ли вы уроком, свой работой на уроке, каково ваше эмоциональной состояние? Ответы запишите на листочке и, уходя, прикрепите на стенд.

VI.Домашнее задание

III уровень:написать эссе «Лабораторные опыты над лягушками. За  и против»

II уровень. Каждое задание состоит из двух утверждений, связанных союзом «потому что». Следует определить верно или неверно кадое утверждение, и затем установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между ними. Ответ выражается в комбинации букв: В-верно, Н- неверно.

1.Земноводные не утратили связь с водоемами, потому что у большинства видов размножение и развитие происходит в воде

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

2. В состоянии оцепенения земноводные способны длительное время голодать, потому что у них имеются слюнные железы.

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

3.Земноводные могут поворачивать голову в стороны, потому что шейный позвонок  сочленяется с черепом при помощи двух мыщелков.

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

4. Температура тела земноводных высокая и постоянная, потому что смешение артериальной и венозной крови и слабое развитие легких обеспечивают клетки и ткани тела большим количеством кислорода.

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

5. У земноводных внутреннее оплодотворение, потому что земноводные раздельнополые животные.

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

6. Лягушка, не вылезая из воды, может дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в пространстве, потому что ее глаза и ноздри находятся на возвышениях головы.

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

7.Земноводные – это первые позвоночные, вышедшие на сушу, потому что обмен веществ в их теле происходит медленно.

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

8.Земноводные утратили связь с водоемами, потому что у большинства видов размножение и развитие не происходит в воде.

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

9. У земноводные наружное оплодотворение, потому что земноводные однополые животные.

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

10. Для земноводных возможно кожное дыхание, потому что в кожных выделениях растворяется кислород.

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

11. У земноводных более четкое зрение, чем у рыб, потому что имеется хрусталик.

1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

I уровень.  Выберите один правильный ответ.

1. Земноводные – первые позвоночные животные:

А)вышедшие на сушу и ставшие независимыми от воды

Б)вышедшие на сушу, но не порвавшие жизнь с водой

В) живущие только в воде

2.Земноводные дышат при помощи:

А)кожи,  Б) кожи и легких, В) легких

3. При легочном дыхании вдох у земноводных осуществляется благодаря

А)опусканию и поднятию дна ротовой полости

Б)изменение объема полости тела

В)глотательным движениям

4.В шейном отделе позвоночника земноводных имеется

А)3 позвонка  Б) 2 позвонка   В) 1 позвонок

5.Земноводные при помощи кожи

А) могут пить воду

Б)не могут пить воду  В)одни могут пить воду, другие нет.

6.Сердце у взрослых земноводных :

А)трехкамерное(состоит из двух желудочков и 1 предсердия)

Б)трехкамерное(состоит  из 2 предсердий и 1 желудочка)

В) двухкамерное (состоит из 1 предсердия и одного желудочка)

7. Мозжечок у земноводных

А)развит слабее, чем у рыб   Б) развит также как у рыб   В) развит сильнее, чем у рыб

8. Органы боковой линии

А) имеются у всех взрослых земноводных

Б) имеются у личиночных форм и у некоторых взрослых форм

В) имеются у всех взрослых и у всех личиночных форм.

9. У большинства земноводных

А) имеются подвижные веки   Б) веки отсутствуют

В)имеются неподвижные веки

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка 1

Саламандра

«Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу, как известно нам из сказки?»

  Карточка 2

Чесночница

«На дне водоема травяные лягушки (перед зимовкою) прижимают и поджимают задние лапки под брюшко, а передние прижимают к голове и выворачивают «ладошками» наружу. Случайное ли это положение передних лапок лягушки во время зимовки?

Карточка3

Квакши

Какие особенности строения земноводных помогают им жить и на суше и в воде?

Карточка 4

Жерлянки

В две банки поместили лягушек. В одну банку положили мертвых насекомых, а в другую – живых. Каков ожидается результат?

Карточка 5

Тритон

В процессе проведения опытов установили, что при температуре 40С лягушки делают прыжки длиной 10-15 см; а при температуре 25 0С около 100 см. Почему?

Карточка6

Жаба

Если лягушку смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"

Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...

Тема Строение и деятельность систем внутренних органов. 8 урок

Тема Строение и деятельность систем внутренних органов. 8 урок...

«Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных»

Задачи: Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни;Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами...

Эффективность использования современной технологии "Творческая мастерская" во внеклассной деятельности по биологии в 8-ых и 9-ых классах

Технология "Творческая мастерская" помогает ненавязчиво расширять круг знаний, развивать способности, переводить разговор о жизни в область реальной практики, направляя их деятельность, возд...

Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Побег.Почка" по технологии творческих мастерских.

Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Побег. Почка" по технологии творческих мастерских....

Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность на уроках технологии. Творческая мастерская»

Цель данного мастер-класса ознакомить коллег с применением проектного метода обучения на уроках технологии, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников. Предоставить возмо...

Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".

Разработка урока по биологии на тему  "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"....