Главные вкладки

    Разработка урока по биологии 7 класс по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.
    план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

    Панарина Елена Анатольевна

    Разработка урока по биологии в 7 классе по теме "СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ" по технологии творческих мастерских.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    7 класс

    Тема урока: СТРОЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СИСТЕМ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ ЗЕМНОВОДНЫХ

    Задачи:

    1.Изучить особенности внутреннего строение земноводных.

    2.Продолжить формирование умений выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания, устанавливать причинно-следственные связи между строением и образом жизни земноводных, анализировать, делать выводы.

    3.Осуществлять экологическое воспитание, любовь к живой природе.

    Оснащенность урока

    Таблицы с изображением земноводных, костных рыб, разноцветные карточки с названием представителей земноводных и вопросом, рисунки, ватманы, дополнительная литература .

    Методы : педагогические мастерские, презентация «Земноводные»

    Организационный момент: В начале урока учащиеся выбирают разноцветные карточки, на которых написаны представители земноводных и вопрос (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

    Этапы работы:

     Iэтап – Индукция

    Те учащиеся, которые выбрали карточки с одинаковыми представителями, объединяются в группы. Всего 6 групп.

    -Как вы поясните название класса Земноводные или двоякодышащие?

    Один ученик написал: «Рыбы как и земноводные относятся к двоякодышащим и могут как и они обитать возле водоемов, на суше. Допустил ли ученик ошибки? Если да, то исправьте их.

    IIэтап. Работа с текстом.

    Деконструкция.

    Выразите свое отношение к представителю земноводных – лягушке озерной. Запишите эти слова на листе. (Возможные слова : лягушка, холодная, скользкая, плавает, прыгает, лазает, не утратила связь с водой, квакушка).

    Социализация.

    Учащиеся обсуждают вместе свои слова, а далее группы зачитывают выбранные слова вслух и пытаются коротко их пояснить.

    Деконструкция.

    В соответствии с цветом карточки, которую ученики выбрали в начале урока, они получают  одну из систем внутренних органов земноводных (пищеварительная – коричневый цвет, дыхательная – синий цвет, кровеносная- красный цвет, выделительная – зеленый цвет, опорно-двигательная, нервная – желтый цвет).

    Необходимо выбрать слова (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) и рисунок (ПРИЛОЖЕНИЕ 2), которые относятся к их системе органов.

    Реконструкция

    Из выбранных слов учащиеся составляют схему их систем органов, сравнивают с такой системой у рыб.

    Социализация

    Группа обсуждает полученные результаты, раскрашивают в соответствующий цвет органы данной системы(кроме опорно-двигательной). Приклеивают на ватман схему систем органов , рисунок данной системы. Подготавливают короткий рассказ о строении данной системы и ее сравнении с данной системой у рыб (При рассказе можно использовать презентацию).

    III. Афиширование

    Команды вывешивают свои работы на стенде. Учащиеся рассказывают о строении своей системы органов и сравнивают ее с такой системой у рыб.

    IV. Разрыв

    Сопоставляют свой ответ с материалом учебника и вносят корректировки. Отвечают на вопрос, который записан на карточке. Ответы записывают в тетради.(При выполнении этого задания можно пользоваться литературой).

    Социализация

    Обсуждение в группе.

    Афиширование

    Каждая группа зачитывает свой ответ на вопрос вслух.

     V. Рефлексия

    В старинных русских сказках лягушка нередко выступает в роли заколдованного человека: либо это принцесса, либо принц, либо просто прекрасная девушка. Лягушка – символ скрытой красоты, поэтому талисман в виде лягушки или с ее изображением принесет вам счастье. Мастер дарит группам талисман в виде изображения лягушки. Довольны ли вы уроком, свой работой на уроке, каково ваше эмоциональной состояние? Ответы запишите на листочке и, уходя, прикрепите на стенд.

    VI.Домашнее задание

    III уровень:написать эссе «Лабораторные опыты над лягушками. За  и против»

    II уровень. Каждое задание состоит из двух утверждений, связанных союзом «потому что». Следует определить верно или неверно кадое утверждение, и затем установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между ними. Ответ выражается в комбинации букв: В-верно, Н- неверно.

    1.Земноводные не утратили связь с водоемами, потому что у большинства видов размножение и развитие происходит в воде

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    2. В состоянии оцепенения земноводные способны длительное время голодать, потому что у них имеются слюнные железы.

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    3.Земноводные могут поворачивать голову в стороны, потому что шейный позвонок  сочленяется с черепом при помощи двух мыщелков.

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    4. Температура тела земноводных высокая и постоянная, потому что смешение артериальной и венозной крови и слабое развитие легких обеспечивают клетки и ткани тела большим количеством кислорода.

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    5. У земноводных внутреннее оплодотворение, потому что земноводные раздельнополые животные.

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    6. Лягушка, не вылезая из воды, может дышать атмосферным воздухом и ориентироваться в пространстве, потому что ее глаза и ноздри находятся на возвышениях головы.

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    7.Земноводные – это первые позвоночные, вышедшие на сушу, потому что обмен веществ в их теле происходит медленно.

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    8.Земноводные утратили связь с водоемами, потому что у большинства видов размножение и развитие не происходит в воде.

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    9. У земноводные наружное оплодотворение, потому что земноводные однополые животные.

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    10. Для земноводных возможно кожное дыхание, потому что в кожных выделениях растворяется кислород.

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    11. У земноводных более четкое зрение, чем у рыб, потому что имеется хрусталик.

    1)ВВВ   2)ВВН  3)ВНН  4)НВН   5)ННН

    I уровень.  Выберите один правильный ответ.

    1. Земноводные – первые позвоночные животные:

    А)вышедшие на сушу и ставшие независимыми от воды

    Б)вышедшие на сушу, но не порвавшие жизнь с водой

    В) живущие только в воде

    2.Земноводные дышат при помощи:

    А)кожи,  Б) кожи и легких, В) легких

    3. При легочном дыхании вдох у земноводных осуществляется благодаря

    А)опусканию и поднятию дна ротовой полости

    Б)изменение объема полости тела

    В)глотательным движениям

    4.В шейном отделе позвоночника земноводных имеется

    А)3 позвонка  Б) 2 позвонка   В) 1 позвонок

    5.Земноводные при помощи кожи

    А) могут пить воду

    Б)не могут пить воду  В)одни могут пить воду, другие нет.

    6.Сердце у взрослых земноводных :

    А)трехкамерное(состоит из двух желудочков и 1 предсердия)

    Б)трехкамерное(состоит  из 2 предсердий и 1 желудочка)

    В) двухкамерное (состоит из 1 предсердия и одного желудочка)

    7. Мозжечок у земноводных

    А)развит слабее, чем у рыб   Б) развит также как у рыб   В) развит сильнее, чем у рыб

    8. Органы боковой линии

    А) имеются у всех взрослых земноводных

    Б) имеются у личиночных форм и у некоторых взрослых форм

    В) имеются у всех взрослых и у всех личиночных форм.

    9. У большинства земноводных

    А) имеются подвижные веки   Б) веки отсутствуют

    В)имеются неподвижные веки

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

    Карточка 1

    Саламандра

    «Может ли лягушка сбрасывать с себя кожу, как известно нам из сказки?»

      Карточка 2

    Чесночница

    «На дне водоема травяные лягушки (перед зимовкою) прижимают и поджимают задние лапки под брюшко, а передние прижимают к голове и выворачивают «ладошками» наружу. Случайное ли это положение передних лапок лягушки во время зимовки?

    Карточка3

    Квакши

    Какие особенности строения земноводных помогают им жить и на суше и в воде?

    Карточка 4

    Жерлянки

    В две банки поместили лягушек. В одну банку положили мертвых насекомых, а в другую – живых. Каков ожидается результат?

    Карточка 5

    Тритон

    В процессе проведения опытов установили, что при температуре 40С лягушки делают прыжки длиной 10-15 см; а при температуре 25 0С около 100 см. Почему?

    Карточка6

    Жаба

    Если лягушку смазать растительным маслом или обсыпать крахмалом, то через некоторое время она погибнет. Чем это можно объяснить?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология уровневая дифференциация. Карточки- помощники для самостоятельной работы с учебником с учётом способностей учащихся. Тема: " Строение и значение систем внутренних органов рыб"

    Данные карточки применяются как раздаточный материал при работе с учебником, при индивидуальном изучении данной темы и при изучении данной темы, используя групповые технологии. По образцу можно сделат...

    Тема Строение и деятельность систем внутренних органов. 8 урок

    Тема Строение и деятельность систем внутренних органов. 8 урок...

    «Строение и деятельность систем внутренних органов земноводных»

    Задачи: Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни;Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами...

    Эффективность использования современной технологии "Творческая мастерская" во внеклассной деятельности по биологии в 8-ых и 9-ых классах

    Технология "Творческая мастерская" помогает ненавязчиво расширять круг знаний, развивать способности, переводить разговор о жизни в область реальной практики, направляя их деятельность, возд...

    Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Побег.Почка" по технологии творческих мастерских.

    Разработка урока по биологии в 6 классе по теме "Побег. Почка" по технологии творческих мастерских....

    Методическая разработка мастер-класса «Проектная деятельность на уроках технологии. Творческая мастерская»

    Цель данного мастер-класса ознакомить коллег с применением проектного метода обучения на уроках технологии, как современного подхода для развития творчества и успешности школьников. Предоставить возмо...

    Разработка урока по биологии на тему "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма".

    Разработка урока по биологии на тему  "Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"....