Статья "Визуализация на уроках химии и биологии"
статья по биологии

Хаука Инна Кяримовна

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Статья посвящена практическим вопросам в школьной программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация учащихся с ОВЗ через уроки биологии.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным (Голованова Н.Ф., 2004).

Выпускники с ОВЗ являются полноправными гражданами РФ.

Особое место среди школьников  с нарушениями развития занимает задержка психического развития. (Шевченко С.Г., 2007). Педагоги обращают внимание на то, что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. (Тригер Р.Д., 2008).

Специфические особенности социализации детей, имеющих ЗПР, позволяют включить данную категорию детей в так называемую группу социального риска. Поэтому проблемы развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с ЗПР, овладения ими коммуникативными умениями и навыками приобретает особую значимость.

Главная цель коррекционных школ  не просто  обеспечить предметную подготовку, а способствовать  становлению социального опыта и коррекции личности ученика на основе его индивидуальных и возрастных особенностей.

Биология как учебный предмет может способствовать более успешному развитию личности с ОВЗ. Но для этого надо работать над развитием мотивов учения, положительного отношения к  учебе. Роль биологии как учебного предмета имеет большое значение в социализации учащихся с ОВЗ.

Социальная адаптация предполагает активное участие самого школьника в формировании умении и навыков, необходимых для реализации. Суть социализации раскрывается на пересечении таких процессов, как саморазвитие, самореализация, интеграция, адаптация.

При организации уроков биологии  учитываются особенности познавательных функций и учебной деятельности детей. Особенности памяти, внимания, речи: при задержке психического развития недостаточный уровень внимания - одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. Ученики, практически всех возрастных категорий, обучающиеся в 5-9 классах на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин. Отвлечение внимания, снижение уровня его концентрации наблюдается при утомлении детей. Они перестают воспринимать учебный материал, в результате чего в знаниях образуются значительные пробелы. У большинства учеников память значительно ослаблена. Ученики значительно хуже воспроизводят словесный материал, при этом самостоятельно почти не предпринимают попыток добиться припоминания.

В практике обязательно необходимо учитывать  принцип принятия индивидуальности каждого отдельного ребёнка, и следовательно, обучение нужно организовывать так, что бы удовлетворить особые потребности каждого обучающегося. 

Современный подход к преподаванию биологии требует практико-ориентированных методов.

Использование практических форм ведения урока способствует повышению мотивации к обучению и сознательному выбору профессии, связанной с биологическими знаниями. На основе знаний биологии базируются сельскохозяйственные профессии, медицина, лесное хозяйство, ландшафтный и садовый дизайн и  т. д.

В начале изучения предмета формируется интерес к обучению, а именно интерес к предмету и служит основой осознанного выбора профессии. В результате многие выпускники выбирают профессию ландшафтного дизайнера, флориста, рабочего зеленого хозяйства.

Для урочной деятельности был разработан комплекс практических заданий. Они направлены на формирование у обучающихся: культуры работы с различными источниками, навыков поиска и обработки информации, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности. Кроме этого, на каждом уроке, в ходе изучения любой темы важно использовать примеры из личного опыта, а также опыта учащихся.


Практические вопросы в школьном курсе биологии.

Раздел

Тема

Практические вопросы

Ботаника

Рост и развитие растений.

Как правильно ухаживать за растениями: пикировка, окучивание, рыхление, внесение удобрений

Зоология.

Круглые черви.

Почему надо прожаривать мясо?

Анатомия.

Опорно-двигательная система.

Гиподинамия.

Условные рефлексы.

Зачем сервировать стол и украшать блюда.

Анализатор слуха и равновесия.

Почему при взлете и посадке самолета пассажирам предлагают леденцы.

Школьники успешно занимаются исследовательской работой. Работают над исследовательскими проектами по темам: определение витамина С в соках и фруктах, как сохранить здоровье, небезОпасная Е-да.

Одновременно, в практической деятельности развивается не только познавательная, но и социальная сфера личности. Формируются и коммуникативные способности, и умения выразить свои мысли, а так же проводить позитивный диалог. Воспитывается чувство взаимопомощи, происходит самоутверждение личности ребёнка.

Оптимальные условия для социализации на уроках биологии можно создать благодаря широкому исполнению межпредметных связей. Курс биологии имеет много смежных тем с географией, химией,  социально - бытовой ориентировкой.

Для обеспечения межпредметных связей предметов естественнонаучного цикла проводится Неделя Экологии. Общешкольное мероприятие позволяет ребятам применить полученные знания на практике, расширить образовательное пространство, а так же воспитывает у них гуманное отношение к природе. Результатом такой учебной деятельности стала более успешная социализация обучающихся в школьном коллективе, и как следствие, повышение их самооценки.

Для успешной учебной деятельности у учащихся с ОВЗ необходимы условия:

·  перестройка обучения биологии на основе социализации;

·  разработка уроков с позиции их практической целесообразности для жизнедеятельности и социального становления личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностное обучение на уроках химии и биологии

Выступление на педагогическом совете...

Презентация к интегрированному уроку химии-географии-биологии "Железо. Металлургический комплекс"

Данная презентация является иллюстрацией к интегрированому уроку химии-географии-биологии по теме "Железо. Металлургический комплекс"...

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....

Интегрированный урок химии и биологии для 10 класса. «Органические вещества клетки: белки»

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного  пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные...

Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся

 В процессе обучения учащимся  необходимо овладевать  знаниями и приобретать  умения самостоятельного учебного труда .  В программах по химии и биологии пред...

Межпредметные связи на уроках химии и биологии

По определению Д.П. Ерыгина: “Межпредметные связи можно рассматривать как дидактическую систему, которая отражает в школьных курсах объективно существующие взаимосвязи, обеспечивает посредством ...