Деятельностное обучение на уроках химии и биологии
методическая разработка по теме

Чекашкина Ольга Викторовна

Выступление на педагогическом совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deyatelnostnoe_obuchenie_na_urokah_himii_i_biologii.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Деятельностное обучение на уроках химии и биологии

Чекашкина О.В., учитель

химии, биологии, экологии

        Важнейшим условием эффективности обучения является присутствие в образовательном процессе деятельностного подхода. Понятие «деятельность» трактуется в словаре Г.М. Коджаспирова как форма психической активности личности, направленной на познание и преобразование мира и самого человека.

        В работах П. Я. Гальперина были заложены основы реализации деятельностного подхода, этапов глубокого и прочного усвоения понятий. Л. Г. Петерсон, достаточно полно разработав основы деятельностного подхода для начального звена общеобразовательной школы, апробировал его в виде этапов: постановка учебной задачи, открытие детьми нового знания, первичное закрепление (комментирование), самостоятельная работа с проверкой в классе, решение тренировочных упражнений, контроль (принцип минимакса), решение задач на повторение.

        Для успешной реализации технологии деятельностного метода требуется выполнение системы педагогических условий, сформулированных в виде дидактических принципов: принцип деятельности, принцип непрерывности, принцип целостного представления о мире, принцип минимакса, принцип психологической комфортности, принцип вариативности, принцип творчества.

        В соответствии с ведущими целями уроки деятельностной направленности распределены в четыре группы: уроки построения нового знания, уроки рефлексии, уроки общеметодологической направленности, уроки развивающего контроля.

        Уроки построения нового знания должны формировать способности учащихся к новому способу действия и расширять понятийную базу за счет включения в нее новых элементов и содержат этапы.

        На этапе «Постановка учебной задачи»   ставится проблемный вопрос, создающий проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия. Четко формулируется цель урока.

        Этап «Открытие» детьми нового знания должен осуществляться самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к «открытию» нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий. Диалогическая форма поиска истины - важнейший аспект данного этапа.

        «Первичное закрепление» осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия. Внешняя речь на данном этапе – одно из важнейших условий урока построения нового знания, т.к. приводит к усилению эффекта усвоения материала. Озвученная внутренняя речь далее инициирует в сознании ученика поисковую работу.

        Задача четвертого этапа – «Самоконтроль и самооценка». В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя», как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля. Положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.

        Деятельностный метод, как правило, не предусматривает уроков «чистого» закрепления. Даже в уроки отработки изученного материала, включаются новые элементы - это может быть углубление материала, выходящее за рамки обязательных результатов обучения, расширение кругозора детей, опережающая подготовка к изучению следующих тем. Такой подход - позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим темпом: дети с невысоким уровнем подготовки имеют достаточно времени, чтобы «не спеша» усвоить материал, а более подготовленные дети постоянно получают «пищу для ума», что делает уроки привлекательными для всех детей и сильных, и слабых.

        Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

        Другие уроки деятельностной направленности: уроки рефлексии, уроки общеметодологической направленности, уроки развивающего контроля должны включаться в планирование.

        Осуществление деятельностного подхода уроках химии и биологии проходит в виде таких элементов обучения:

а) организация познавательной активности школьников;

б) введение в учебный процесс раннего обучения школьников;

в) введение в учебный процесс рабочих тетрадей на печатной основе;

г) выделение задачного подхода;

д) применение справочной литературы и мультимедиасопровождения;

е) организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.

        Описанная технология обучения - деятельностный метод - может применяться при изучении любого предмета. Главным его отличием от традиционного «наглядного» метода является включение учащихся в виды деятельности, которыми являются постановка учебной задачи, учебные действия, действия самоконтроля и самооценки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска.

Эффективные методы обучения на уроках химии-географии-биологии с подростками группы риска....

Формирование мотивации к обучению на уроках химии и биологии

Формирование устойчивой мотивации на уроках биологии через включение каждого ученика в активную деятельности на уроках через развитие внимания - одного из основных условий успешного восприятия учебног...

Презентация к педсовету: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии-биологии"

Презентация отражает основные методы и приемы, используемые мною для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии....

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Сообщение "Технологии обучения на уроках химии и биологии в условиях реализации ФГОС общего образования"

В данной статье рассматриваются современные базовыми педтехнологии, соответствующие  системно-деятельностному  подходу и описан опыт освоения приемов проблемного обучения, уровневой дифферен...

Использование технологии интегрированного обучения на уроках химии и биологии

Процесс интеграции в педагогике предполагает одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Пути интеграции в образовании рассматривали многие методисты ...