Использование технологии интегрированного обучения на уроках химии и биологии
материал по химии

Шабанова Наталья Сергеевна

Процесс интеграции в педагогике предполагает одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Пути интеграции в образовании рассматривали многие методисты и ученые, такие как В. Краевский, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, Г. Ф. Федорец и другие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_teme.docx26.23 КБ

Предварительный просмотр:

        Выступление по теме «Использование технологии интегрированного обучения на уроках химии и биологии»

        Процесс интеграции в педагогике предполагает одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее разрозненных частей. Пути интеграции в образовании рассматривали многие методисты и ученые, такие как В. Краевский, А. В. Петровский, Н. Ф. Талызина, Г. Ф. Федорец и другие.

       Так что такое интеграция?  Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщённых знаний в той или иной области.

       Потребность в применении интегрированных уроков учителем-предметником объясняется: тем, что интегрированный урок, синтезирует учебный материал нескольких предметов (межпредметная интеграция); способен  объединить понятия предметной дисциплины на разных уровнях изучения учебного материала  (внутрипредметная интеграция).

        Интегрированные уроки имеют ряд преимуществ:

- Способствуют повышению познавательной и учебной мотивации;

-Формируют познавательной интерес и активность учащихся в процессе создании я целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

- Способствуют формированию нестандартного мышления, умению учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;

- Способствуют формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности.

        «Как сделать урок интересным, способным развитию творческого и умственного потенциала учащихся?

        Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает целостность и системность педагогического процесса.  

        Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

         Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности.

         Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

         Интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определённые выводы. Наблюдения учащихся.

Закономерности интегрированных уроков:

·      весь урок подчинён авторскому замыслу,

·      урок объединяется основной мыслью (стержень урока),

·      урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого,

·      этапы и компоненты урока находятся в логико - структурной зависимости,

·     отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу, цепочка сведений организована как «данное» и «новое».

         Методика интегрированного урока. Процесс подготовки и проведения интегрированного урока имеет свою специфику. Он состоит из нескольких этапов. Этот пример, если проводят несколько учителей-предметников.

1.Подготовительный

А. планирование,

Б. организация творческой группы, 

В. конструирование содержания урока,

Г. репетиции.

2.Исполнительный

     Цель этого этапа – вызвать интерес учащихся к теме урока, к его содержанию. Способы вызова интереса учащихся могут быть различные, например, описание проблемной ситуации или интересного случая. В заключительной части урока необходимо обобщить всё сказанное на уроке, подвести итог рассуждениям учеников, сформулировать чёткие выводы.

3. Рефлексивный

На этом этапе проводится анализ урока. Необходимо учесть все его достоинства и недостатки.

       Примеры уроков, когда используется материал частичной интеграции (внутрипредметной и межпредметной) в синтезе одного урока.  Одной из удач форм интегрированных уроков, являются следующие уроки: урок-экспедиция;  урок –путешествие; урок –исследование; урок-экскурсия; урок-лотерея и т.д.).

       Мной опубликованы уроки на сайте  «Открытый урок»,  Фестиваль педагогических идей  «Первое сентября»: урок-игра «ПрожекторХимикус» (8 класс);   интегрированный урок-игра по химии и ОБЖ «Вредные вещества на «службе» у человека. «Атмосферный кризис» (8 класс);  урок-аукцион «Юный химик» (8 класс); интегрированный урок-эстафета по теме «Химический пасьянс» (8 класс); интегрированный мини-урок по теме «Химические элементы» (8 класс).

          В уроках использована следующая структура:

  1. Организационный этап.
  2. Этап целеполагания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Введения знаний.
  5. Обобщение первичного закрепления.
  6. Систематизация знаний.
  7. Подведение итогов обучения.
  8. Определение домашнего задания, инструктаж по его выполнению

      Примеры интегрированных заданий, которые синтезированы в структуру урока на обобщение и закрепление изученных понятий.

- Урок-игра "Прожектор Химикус" (8-й класс)

Задание. Строчки из поэмы в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Задание на формирование вербальной моторики. 

ЯНТАРЬ НА ТРУБАХ ЦАРЕГРАДА,
ФАРФОР И БРОНЗА НА СТОЛЕ,
И, ЧУВСТВ ИЗНЕЖЕННЫХ ОТРАДА,
ДУХИ В ГРАНЕНОМ ХРУСТАЛЕ.
ГРЕБЕНКИ, ПИЛОЧКИ СТАЛЬНЫЕ,
ПРЯМЫЕ НОЖНИЦЫ, КРИВЫЕ
И ЩЕТКИ ТРИДЦАТИ РОДОВ
И ДЛЯ НОГТЕЙ И ДЛЯ ЗУБОВ.

 Из строчек А.С.Пушкина выберите вещества и предметы, распределив их на два столбика.

Ответы: Янтарь, фарфор, бронза, духи, хрусталь, сталь.
Трубы, стол, гребенки, пилочки, ножницы.

Задание.  Вулканическая деятельность в разное время приносила немалые потери среди населения Земли. Самое крупное извержение вулкана произошло в Индонезии в 1815 году. В процессе вулканической деятельности в атмосферу выбрасывается большое количество самых разных веществ.

Вопрос: Вспомните и напишите формулы уже известных трех газообразных веществ, которые могли попасть в атмосферу при извержении вулкана.

Подсказки: 1. Бесцветный газ, с неприятным запахом «тухлых яиц».
2. Бесцветный газ, который образуется в результате неполного сгорания веществ.
3. Бесцветный газ, образуется во время дыхания живых организмов.

Ответы: В процессе вулканической деятельности в атмосферу выбрасывается много самых разных веществ, в том числе сероводород, углекислый газ, угарный газ.

Стихотворение. Найти ошибку и ее исправить. Одна из форм домашнего задания. Написать свойства металла, которые использует человек в быту, в технике, в производстве. На примере, обыкновенной лампочки.

Многие явления объяснить пытаемся, 
Но вот свет от лампочки всегда появляется.
А это значит, свети, свети ясно, чтобы не погасло!
 Лампочка, никель, провод, электрический ток, свет. 
Ответ: никель – вольфрам (1балл).

         Пропедевтические понятия о веществах и их превращениях учащиеся получают в процессе изучения учебных предметов, таких как природоведение, основы безопасности жизнедеятельности, биология  и  физика.  В процессе изучения первоначальных химических понятий, начиная с 8 класса, учащиеся имеют возможность соединить общие представления  о химических явлениях. Виды межпредметной и внутрипредметной  интеграции в учебно-познавательной деятельности лишь создают перспективную зону для развития и становления гармоничной личности.

          Подготовительный этап интегрированного урока представляет собой активный творческий поиск нового и значимого.  Учитель стремиться сконцентрировать  учебные знания, умения и навыки учащихся в выбранной теме.  Структура интегрированного урока зависит от формы организации учебно-познавательной деятельности.  Интегрированный урок-игра характеризует мастерство учителя, стиль общения с учащимися и альтернативную форму работы. На первом месте, выступает мотив, необходимое условие для успешной межпредметной интеграции, координируются цели, выявляется состав компонентов интеграции (общие и специфические понятия, события), последовательность изложения учебного материала, оптимальные методы и приемы обучения, наглядный и дидактический материал, критерии оценивания учащихся во время игры. 

        Дифференцированно-групповые формы работы, которые учитель организует во время урока, развивают эмоционально-положительную учебную мотивацию, повышают самоконтроль и ответственность, настойчивость и социальный статус ученика в коллективе.

      Учащиеся коррекционно-развивающих школ нуждаются в постоянной поддержке со стороны взрослых, следовательно, своевременная психолого-педагогическая помощь необходимое условие для коррекции и развития основных  психических функций, среди которых ведущее место отводится речи, памяти,  мышлению и вниманию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология дифференцированного обучения на уроках химии и биологии при использовании современных средств обучения и личностно-ориентированном подходе

Краткое описание опыта работы с применением технологии разноуровневого обучения: преимущества, технология, результаты...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Использование технологий проблемного обучения на уроках химии

Что такое проблемное обучение? Это современный метод обучения, отвечающий требованиям формирования творчески активных учащихся. Это важнейшее средство развития учащихся. Это тип развивающего обучения,...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных...

использование технологии проблемного обучения на уроках химии

рассматриваются основные приёмы технологии...