использование технологии проблемного обучения на уроках химии
статья по химии (11 класс)

рассматриваются основные приёмы технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_problemnogo_obucheniya.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ  НА УРОКАХ ХИМИИ КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

ЗАЙЦЕВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСЕЕВНА

ГБПОУ ДЗЕРЖИНСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ХИМИИ

СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО КАК НИКОГДА, ОСТРО НУЖДАЕТСЯ В ОБРАЗОВАННЫХ, ТЕХНИЧЕСКИ ГРАМОТНЫХ СПЕЦИАЛИСТАХ, СПОСОБНЫХ СВОБОДНО ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЯХ, ОБЛАДАЮЩИХ ПРОЧНЫМИ ЗНАНИЯМИ И УМЕНИЕМ ПРЕТВОРЯТЬ ИХ В ЖИЗНЬ.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ: ТЕХНИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ, ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД К ВЫПОЛНЯЕМОЙ РАБОТЕ, РАЗВИТОЕ АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ, УМЕНИЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ГОТОВНОСТЬ К ПОСТЯННОМУ САМООБРАЗОВАНИЮ, КОТОРОЕ НЕВОЗМОЖНО СФОРМИРОВАТЬ БЕЗ КАЧЕСТВЕННО НОВОГО ПОДХОДА В ПРЕПОДАВАНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»

В СВОЕЙ РАБОТЕ СТАРАЮСЬ РАЗУМНО СОЧЕТАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ АКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ ХИМИЯ У ЗНАЧИТЕЛЬНОГО ЧИСЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗАВИСИТ В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОТ МЕТОДИКИ ЕЁ ПРЕПОДАВАНИЯ, ОТ ТОГО, НАСКОЛЬКО УМЕЛО БУДЕТ ПОСТРОЕНА УЧЕБНАЯ РАБОТА.

НАДО ПОЗАБОТИТЬСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ НА УРОКАХ КАЖДЫЙ СТУДЕНТ РАБОТАЛ АКТИВНО И УВЛЕЧЁНО И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТО КАК ОТПРАВНУЮ ТОЧКУ ДЛЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ, ГЛУБОКОГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА.

У СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ ОТСУТСТВУЕТ МОТИВАЦИЯ К УЧЕНИЮ, К ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НЕ СФОРМИРОВАНО МЫШЛЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ КАК С ТВОРЧЕСТВОМ, ТАК И С ВОСПРИЯТИЕМ ИНФОРМАЦИИ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ-ЭТО ТАКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, КОТОРАЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ СОЗДАНИЕ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ И АКТИВНУЮ САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ИХ РАЗРЕШЕНИЮ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО И ПРОИСХОДИТ ТВОРЧЕСКОЕ ОВЛАДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗНАНИЯМИ И РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТА. СУТЬ АКТИВНОСТИ, ДОСТИГАЕМОЙ ПРИ ПРОБЛЕМНОМ ОБУЧЕНИИ, ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО СТУДЕНТ ДОЛЖЕН АНАЛИЗИРОВАТЬ ФАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ И ОПЕРИРОВАТЬ ИМ ТАК, ЧТОБЫ САМОМУ ПОЛУЧИТЬ ИЗ НЕГО НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ.

ДРУГИМИ СЛОВАМИ, ЭТО РАСШИРЕНИЕ, УГЛУБЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПРИ ПОМОЩИ РАНЕЕ УСВОЕННЫХ ЗНАНИЙ ИЛИ НОВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРЕЖНИХ ЗНАНИЙ .

ЦЕЛЬЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ КАК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ТАК И ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ ИМ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПОСРЕДСТВОМ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ

ЗАДАЧАМИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  1. РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ И ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ
  2. УСВОЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, ПОЛУЧЕННЫХ В ХОДЕ АКТИВНОГО ПОИСКА И САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ.
  3. ВОСПИТАНИЕ АКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
  4. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРОБЛЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКОЙ УСТАНОВЛЕНА ОПРЕДЕЛЁННАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ПРОДУКТИВНОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ:

  1. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ
  2. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
  3. ПОИСК СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ
  4. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

ПРЕДНАМЕРЕННОЕ СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ОТПРАВНЫМ МОМЕНТОМ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ, А ВОЗНИКШАЯ ПРИ ЭТОМ ПРОБЛЕМА И БУДЕТ УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМОЙ.

ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ- ЭТО СОСТОЯНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ, КОТОРОЕ ТРЕБУЕТ ПОИСКА НОВЫХ ЗНАНИЙ И НОВЫХ СПОСОБОВ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ. СИТУАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЗАТРУДНЕНИЯ ЧАЩЕ ВСЕГО СОЗДАЮТСЯ С ПОМОЩЬЮ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА.

ПРИВЕДУ НЕСКОЛЬКО ПРИМЕРОВ СОЗДАНИЯ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

1. ДЕМОНСТРАЦИЯ ИЛИ СООБЩЕНИЕ НЕКОТОРЫХ ФАКТОВ, КОТОРЫЕ НЕИЗВЕСТНЫ УЧАЩИМСЯ И ТРЕБУЮТ ДЛЯ ОБЪЯСНЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ПОБУЖДАЮТ К ПОИСКУ НОВЫХ ЗНАНИЙ.

 НАПРИМЕР, ДЕМОНСТРИРУЮ АЛЛОТРОПНЫЕ МОДИФИКАЦИИ ЭЛЕМЕНТОВ И ПРЕДЛАГАЮ ОБЪЯСНИТЬ, ПОЧЕМУ ОНИ ВОЗМОЖНЫ.

2. НАХОЖДЕНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ПУТИ РЕШЕНИЯ, КОГДА ЗАДАНЫ УСЛОВИЯ И КОНЕЧНАЯ ЦЕЛЬ. НАПРИМЕР, РЕШЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ЗАДАЧИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ВЕЩЕСТВ В ТРЁХ ПРОБИРКАХ С НАИМЕНЬШИМ ЧИСЛОМ ПРОБ. НАХОЖДЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ЗАДАННЫХ УСЛОВИЯХ. ЭТО ТВОРЧЕСКАЯ ЗАДАЧА, ДЛЯ РЕШЕНИЯ КОТОРОЙ НЕОБХОДИМИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И СПРАВОЧНИКОВ.

3. ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ  НА ОСНОВЕ ИЗВЕСТНОЙ ТЕОРИИ, А ЗАТЕМ ЕЁ ПРОВЕРКА.

 ПРИМЕР. Я ЗАДАЮ ВОПРОС, БУДЕТ ЛИ УКСУСНАЯ КИСЛОТА, КАК КИСЛОТА ОРГАНИЧЕСКАЯ, ПРОЯВЛЯТЬ ОБЩИЕ СВОЙСТВА КИСЛОТ? УЧАЩИЕСЯ ВЫСКАЗЫВАЮТ  ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, Я СТАВЛЮ ЭКСПЕРИМЕНТ  И ДАЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ.

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОВОДИМЫХ УРОКОВ СФОРМИРОВАЛАСЬ ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА У БОЛЬШИНСТВА СТУДЕНТОВ.

СЕРИЯ ПРОВЕДЁННЫХ ЗАНЯТИЙ БЛАГОПРИЯТНО СКАЗАЛАСЬ НА УРОВНЕ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА, СМЯГЧИЛА  ТРУДНОСТИ В ПРИВЫКАНИИ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ  ОБУЧЕНИЯ.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ СИСТЕМУ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ОСНОВНОЙ ЦЕЛЬЮ- СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ, ПРИ КОТОРЫХ СТУДЕНТЫ ОТКРЫВАЮТ НОВЫЕ ЗНАНИЯ, ОВЛАДЕВАЮТ НОВЫМИ СПОСОБАМИ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ, РАЗВИВАЮТ ПРОБЛЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ.

ЛИТЕРАТУРА

1.БОЯРИНЦЕВА Н.Н. РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ // БИОЛОГИЯ В ШКОЛЕ.-1993 №3

2. БУРНАШЕВ С.И. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД

//БИОЛОГИЯ (ПРИЛОЖЕНИЕ К ПЕРВОМУ СЕНТЯБРЯ) 2002

3. ЛЕРНЕР ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ.- М.,1974.

4. МАХМУТОВ М.И. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ.- М., 1977

5. МАХМУТОВ М.И. ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ. М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1975

6. МЕЛЬНИКОВА Е.Л. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ // ШКОЛА, 2010

7. ПАЛАМАРЧУК В.Ф. ШКОЛА УЧИТ МЫСЛИТЬ. - М., ПРОСВЕЩЕНИЕ, 1987


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов проблемного обучения на уроках химии

Большинство современных публикаций по теории  обучения  связано с идеей активизации учебного процесса и учебной деятельности учащихся. Высоки...

Использование технологии проблемного обучения на уроках биологии с целью формирования личностно-ориентированного подхода к обучению

             Стандарт второго поколения определяет главные цели и задачи современного педагога - построение  образовательного ...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

В этом материале представлены методы и приемы, используемые при технологии проблемного обучения на уроках химии....

Использование технологий проблемного обучения на уроках химии

Что такое проблемное обучение? Это современный метод обучения, отвечающий требованиям формирования творчески активных учащихся. Это важнейшее средство развития учащихся. Это тип развивающего обучения,...

Мастер-класс "МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТИПОВ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ"

«Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим  перед ними проблемы, которые надо решить.»  - считал  Роджер Левин.Материал презентации поможет рассмотреть этапы...

Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС

Стандарт нового поколения устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, включая в метапредметные требования освоение межпредметных понятий и универсальных...