Образовательная программа основного общего образования по ФГОС ООО биология 5 класс автор И. Н. Пономарева
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Высоцкая Татьяна Борисовна

Образовательная программа основного общего

образования  по ФГОС ООО

 

биология   автор  И. Н. Пономарева  

направлена а решение следующих образовательных задач:

- систематизации знаний об объектах природы, их многообразии и единстве; методах познания живой природы; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

 -формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье;  оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_ponomarevva_5.docx899.6 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная программа основного общего

образования  по ФГОС ООО

биология   автор  И. Н. Пономарева  

 Содержание рабочей программы

1. Пояснительная записка        2

2. Общая характеристика учебного предмета        3

3. Место  предмета в учебном плане        3

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты   освоения учебного предмета        4

5. Содержание учебного предмета        9

6. Тематическое планирование        13

7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса        19

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета        20

9. Диагностические работы………………………………………………….23

10. Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся……….35

11.Проектная деятельность на уроках биологии ( приложение к программе-примеры проектов)…………………………………………….41            

1. Пояснительная записка

                  Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования, Требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования, программы основного общего образования по биологии автора  И.Н.Пономаревой «Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2012. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

       Цель биологического образования направлена на создание условий для формирования ключевых  компетенций для создания у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля.

Задачи:

- систематизации знаний об объектах природы, их многообразии и единстве; методах познания живой природы; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

 -формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье;  оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

2. Общая характеристика учебного предмета

         Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий: многообразие и эволюция органического мира; биологическая природа и социальная сущность человека;  уровневая организация живой природы. Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его    здоровье»,  «Общие биологические закономерности».                                                                                                                          
        Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
        В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

          Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.                          

3. Место  предмета в учебном плане                    

           Биология в основной школе изучается с 5 по 9 классы.  Общее число учебных часов за 5 лет обучения составляет 272:   из них 34 (1ч в неделю) в 5 классе, 34 (1ч в неделю) в 6 классе,  по 68 (2 ч в неделю) в 7, 8, 9 классах.  Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Контроль знаний осуществляется: проверочные работы и зачеты  по разделам, промежуточный контроль - тесты по темам, итоговый контроль-итоговая работа.

4. Личностные, метапредметные и предметные результаты   освоения учебного предмета

Обучение курса  биологии направлено на достижение обучающими  следующих

личностных результатов:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования, с учётом устойчивых познавательных интересов;

- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

-  формирование познавательных интересов на изучение живой природы                                                            

- формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.

Метапредметными результатами освоения программы по биологии являются:                                                                                                                                            Регулятивные:   

-  овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения; защищать свои идеи;                                                                                                                                                                                      - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.                                                                                                                             - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных средства достижения цели.                                                                                                                                                            - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять  ошибки самостоятельно. метапредметные компетенции необходимы при современном обучении, а биология предполагает теснейшую связь с другими предметами естественно-научного цикла, при обучении необходимо планировать следующие метапредметные результаты:

  • умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками;
  • умение анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.

Познавательные:                                                                                                                                                                                   - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.                                                                                                                                                  - осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;                                                                                                                                - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.                                                                                                                                                                       - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.                                                                                                                                                                 - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).                                                                                                                               - вычитывать все уровни текстовой информации.

            Коммуникативные                                                                                                                                             - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

-  умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

- формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития  в результате деятельности человека, для развития современных естественнонаучных представлений о картине мира;                                                                                                                  - формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;   

 -  зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами,

- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;                                                                                      

   - приобретение опыта использования методов биологической науки  и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;   

    - формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека;                                                                            

   - формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования,  защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Живые организмы

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источников; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

• использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; выращивания и размножения культурных растений, домашних животных;

• выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

• находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

                                                           

Человек и его здоровье

Выпускник научится:

• характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности организма человека, их практическую значимость;

• применять методы биологической науки при изучении организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;

• использовать составляющие исследовательской и проектной деятельности по изучению организма человека: приводить доказательства родства человека с млекопитающими животными, сравнивать клетки, ткани, процессы жизнедеятельности организма человека; выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию об организме человека, получаемую из разных источников, последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

Выпускник получит возможность научиться:

• использовать на практике приёмы оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопа-ющего; рациональной организации труда и отдыха; проведения наблюдений за состоянием собственного организма;

• выделять эстетические достоинства человеческого тела;

• реализовывать установки здорового образа жизни;

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к собственному здоровью и здоровью других людей;

• находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об организме человека, оформлять её в виде устных сообщений, докладов, рефератов, презентаций;

• анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека.

                                                               

Общие биологические закономерности

Выпускник научится:

• характеризовать общие биологические закономерности, их практи-ческую значимость;

• применять методы биологической науки для изучения общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах, экосистемы своей местности;

• использовать составляющие проектной и исследовательской деятель-ности по изучению общих биологических закономерностей, свойственных живой природе; приводить доказательства необходимости защиты окружающей среды; выделять отличительные признаки живых организмов; существенные признаки биологических систем и биологических процессов;

• ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о деятельности человека в природе, получаемую из разных источников;

• анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

• выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;

• аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.

5. Содержание учебного предмета

БИОЛОГИЯ

Живые организмы

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное строение организмов.

Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Грибы. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Приёмы оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лишайники. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Вирусы — неклеточные формы. Заболевания, вызываемые вирусами. Меры профилактики заболеваний.

Растения. Клетки, ткани и органы растений. Процессы жизне-деятельности: обмен веществ и превращение энергии, питание, фотосинтез, дыхание, удаление продуктов обмена, транспорт веществ. Регуляция процессов жизнедеятельности. Движения. Рост, развитие и размножение. Многообразие растений, принципы их классификации. Водоросли, мхи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Ядовитые растения. Охрана редких и исчезающих видов растений. Основные растительные сообщества. Усложнение растений в процессе эволюции.

Животные. Строение животных. Процессы жизнедеятельности и их регуляция у животных. Размножение, рост и развитие. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты. Многообразие (типы, классы хордовых) животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Профилактика заболеваний, вызываемых животными. Усложнение животных в процессе эволюции. Приспособления к различным средам обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных.

Человек и его здоровье

Человек и окружающая среда. Природная и социальная среда обитания человека. Защита среды обитания человека.

Общие сведения об организме человека. Место человека в системе органического мира. Черты сходства и различий человека и животных. Строение организма человека: клетки, ткани, органы, системы органов. Методы изучения организма человека.                                                          

Опора и движение. Опорно-двигательная система. Профилактика травматизма. Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры. Первая помощь при травмах опорно-двигательной системы.

Транспорт веществ. Внутренняя среда организма, значение её постоянства. Кровеносная и лимфатическая системы. Кровь. Группы крови. Лимфа. Переливание крови. Иммунитет. Антитела. Аллергические реакции. Предупредительные прививки. Лечебные сыворотки. Строение и работа сердца. Кровяное давление и пульс. Приёмы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание. Дыхательная система. Строение органов дыхания. Регуляция дыхания. Газообмен в лёгких и тканях. Гигиена органов дыхания. Заболевания органов дыхания и их предупреждение. Приёмы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Инфекционные заболевания и меры их профилактики. Вред табакокурения.

Питание. Пищеварение. Пищеварительная система. Нарушения работы пищеварительной системы и их профилактика.

Обмен веществ и превращения энергии в организме. Пластический и энергетический обмен. Обмен воды, минеральных солей, белков, углеводов и жиров. Витамины. Рациональное питание. Нормы и режим питания.

Покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Уход за кожей, волосами, ногтями. Приёмы оказания первой помощи при травмах, ожогах, обморожениях и их профилактика. Закаливание организма.

Выделение. Строение и функции выделительной системы. Заболевания органов мочевыделительной системы и их предупреждение.

Размножение и развитие. Половые железы и половые клетки. Половое созревание. Инфекции, передающиеся половым путём, их профилактика. ВИЧ-инфекция и её профилактика. Наследственные заболевания. Медико-генетическое консультирование. Оплодотворение, внутриутробное развитие. Беременность. Вредное влияние на развитие организма курения, употребления алкоголя, наркотиков. Роды. Развитие после рождения.                                                              

Органы чувств. Строение и функции органов зрения и слуха. Нарушения зрения и слуха, их предупреждение. Вестибулярный аппарат. Мышечное и кожное чувства. Обоняние. Вкус.

Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс и рефлекторная дуга. Эндокринная система. Гормоны, механизмы их действия на клетки. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Поведение и психика человека. Безусловные рефлексы и инстинкты. Условные рефлексы. Особенности поведения человека. Речь. Мышление. Внимание. Память. Эмоции и чувства. Сон. Темперамент и характер. Способности и одарённость. Межличностные отношения. Роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека.

Здоровый образ жизни. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание, двигательная активность. Влияние физических упражнений на органы и системы органов. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление, переохлаждение. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Общие биологические закономерности

Отличительные признаки живых организмов. Особенности химического состава живых организмов: неорганические и органические вещества, их роль в организме.

Клеточное строение организмов. Строение клетки: ядро, клеточная оболочка, плазматическая мембрана, цитоплазма, пластиды, митохондрии, вакуоли. Хромосомы. Многообразие клеток.

Обмен веществ и превращения энергии — признак живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма.

Рост и развитие организмов. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Оплодотворение.

Наследственность и изменчивость — свойства организмов. Наследст-венная и ненаследственная изменчивость.

Система и эволюция органического мира. Вид — основная система-тическая единица. Признаки вида. Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие виды эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Взаимосвязи организмов и окружающей среды. Среда — источник веществ, энергии и информации. Влияние экологических факторов на организмы. Экосистемная организация живой природы. Экосистема. Взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм). Пищевые связи в экосистеме. Круговорот веществ и превращения энергии. Биосфера—глобальная экосистема. В. И. Вернадский — основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.

5 класс.

Раздел 1. Биология – наука о живом мире.                                                                                                                  Человек и природа. Изучение природы человеком. Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов. Естественные науки (биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Клетка — элементарная единица живого. Химический состав клетки. Понятие «ткань». Типы тканей животных организмов, их строение и функции.  Лабораторные работы. №1 Изучение строения увеличительных приборов.    № 2 Знакомство с клетками растений.                                      

Раздел 2. Многообразие живых организмов.                                                                                                                             Разнообразие живого. Царства живой природы. Бактерии. Растения. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Грибы. Лишайники.                                                                                                                                            Лабораторные работы. № 3  Знакомство с внешним строением растения.                                                 №4 Наблюдение за передвижением животных. Практическая работа.                                                        № 5 Узнавание наиболее распространенных в нашей местности съедобных и ядовитых грибов

Раздел 3. Жизнь организмов на планете Земля.                                                                                                                                       Среда обитания. Факторы среды. Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов. Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.                                                                                                                                              Практическая работа. №6 Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Раздел 4. Человек на планете Земля.                                                                                                                          Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

5 класс

Наименование тем и уроков

Характеристика основных видов деятельности учащихся

1.

Биология – наука о живом мире.

Наука о живой природе.

1. Различать основные биологические науки.

2. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

3. Выделять существенные признаки живой природы

2.

Свойства живого.

1. Определять основные свойства живых организмов.

2. Выявлять свойства живых организмов у живых систем.

3.

Методы изучения природы.

1. Различать  основные методы изучения природы.

2. Использовать методы для изучения объектов природы.

4.

Увеличительные приборы. Инструктаж ТБ

Л.р. 1 «Изучение строения увеличительных приборов»

1. Устанавливать строение и принцип работы увеличительных приборов.

2. Использовать знания на практике.

5.

Строение клетки. Ткани.

Инструктаж ТБ

 Л.р. 2 «Знакомство с клетками растений»

1. Выявлять строение клетки.

2. Использовать знания о строение и принципе работы увеличительных приборов.

6.

Строение клетки. Ткани.

1. Определять строение и значение органоидов клетки.

2.  Сравнивать клетки разных организмов.

3. Устанавливать связь между органоидом и его функцией в клетке.

7.

Химический состав клетки.

1. Определять неорганические и  органические вещества клетки.

2. Объяснять роль этих веществ в клетке.

3. Анализировать текстовую информация

8.

Процессы жизнедеятельности клетки.

1.Устанавливать основные процессы, происходящие в клетке.

2. Сравнивать процессы, происходящие в клетке.

9.

Обобщающий урок по теме.

1. Применять полученные знания для выполнения заданий по теме.

Итого по теме:   9

10

Многообразие живых организмов.

Царства живой природы.

1.Определять основные царства живых организмов.

2.  Объяснять значение классификации живых организмов.

3. Умение работать в группе, аргументировать свою позицию.

11

Бактерии: строение и жизнедеятельность.

1.Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

2.Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

3. Умение работать с источниками информации для выполнения различных заданий.

12

Значение бактерий в природе и для человека.

1. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

2. Преобразовывать текстовую информацию в виде схемы.

3. Уметь самостоятельно находить нужную информацию.

13

Растения.     Инструктаж ТБ                   Л.р. 3 «Знакомство с внешним строением растения»

1.Находить признаки царства Растения.

2. Распознавать органы растений.

3. Уметь самостоятельно выполнять работу по инструкции.

14

Животные.

Одноклеточные животные.  Инструктаж ТБ               Л.р. 4 «Наблюдение за передвижением животных».

1.Выделять особенности одноклеточных животных.

2.Анализировать информацию и выделять главное.

15

Животные.

Многоклеточные животные.

1.Выявлять признаки многоклеточных животных.

2. Классифицировать животных по основным признакам.

16

Грибы.

1. Распознавать и описывать внешнее строение грибов.

2. Определять способы питания многоклеточных грибов.

3.Выделять особенности царства.

17

Многообразие и значение грибов. Инструктаж ТБ

Л.р.5 «Съедобные и ядовитые грибы».

1.Приводить примеры грибов, произрастающих в нашей местности.

2. Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

3. Объяснять роль шляпочных грибов в природе и в жизни человека.

18

Лишайники.

1.Распознавать и описывать строение лишайника.

2.Объяснять роль лишайников в природе.

19

Значение живых организмов в природе и жизни человека.

  1. Сравнивать строение организмов разных царств.

2. Определять роль живых организмов для человека.

20

Обобщающий урок по теме.

1. Систематизировать и обобщать полученные знания.

2. Уметь применять знания в новых условиях.

Итого по теме:     11

21

Жизнь организмов на планете Земля.

Среды жизни планеты Земля.

1. Выявлять особенности разных сред обитания организмов.

2. Определять приспособленность организмов в жизни.

3. Устанавливать причины и следствия приспособленности организмов к среде обитания.

22

Экологические факторы среды.

1. Определять факторы среды обитания.

2. Выявлять влияние факторов на организмы.

3. Характеризовать признаки животных в связи со средой обитания.

23

Приспособления организмов к жизни в природе. Л.р. 6 «Приспособления организмов к жизни в природе».

1. Выявлять приспособленность организмов в среде обитания.

2. Сравнивать организмы разных сред обитания.

24

Природные сообщества.

1. Выявлять основные признаки природных сообществ.

2. Составлять пищевые цепи.

25

Природные зоны России.

1.Характеризовать  основные природные зоны России.

2. Определять расположение природных зон на карте.

26

Жизнь организмов на различных материках.

1. Определять особенности растительного и животного мира разных материков.

2. Анализировать причины распределения растений и животных на Земле.

27

Жизнь организмов в морях и океанах.

1. Сравнивать основные сообщества морей и океанов.

2. Выявлять приспособление к разным условиям обитания.

28

Обобщающий урок по теме.

  1. Систематизировать и обобщать полученные знания.

2. Уметь применять знания в новых условиях.

Итого по теме: 8      

29

Человек на планете Земля.

Как появился человек на Земле.

1. Определять основные этапы происхождения человека.

2. Самостоятельно выбирать информация из текста.

30

Как человек изменял природу.

1. Характеризовать  особенности современного человека.

2. Сравнивать основные этапы происхождения человека.

31

Важность охраны живого мира планеты.

1.Характеризовать  глобальные экологические проблемы.

2. Выявлять причины экологических  проблем и способы их решения.

32

Сохраним богатство живого мира.

1. Выявлять  основные причины и пути сохранения живых организмов на Земле.

2. Знать живые организмы, занесенные в Красную книгу.

33

Обобщающий урок по теме.

  1. Систематизировать и обобщать полученные знания.

2. Уметь применять знания в новых условиях.

34

Обобщающий урок по курсу

1. Систематизировать и обобщать полученные знания.

2. Уметь применять знания в новых условиях.

Всего:              34


7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Основная литература

Базовый учебник

И.Н.Пономарева, И.В.Николаев, О.А.Корнилова «Биология 5 класс», Москва,  «Вентана-Граф», 2012.

Учебно-методическая литература

Примерные программы основного общего образования. Биология. Естествознание. – М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии. М. :Вако, 2009.

Дополнительная литература

Для учителя: Новиков В.С., Губанов И.А. Атлас определитель дикорастущие растения. М.Дрофа 2008                                                                                 Козлова Т.А.. Сивоглазов В.И.  Растения. М.Дрофа. 2008                        Красная книга. Растения России. М Росмэн.2010                                                                                                Травникова В.В. Биологические экскурсии.С.Петербург. Паритет 2011                                                                                        

Для ученика: Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972.                                                                  Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР) -М.: Агропромиздат, 2008.                                          Биология. Энциклопедия для детей. - М.:Аванта+, 2009.                            Гарибова Л. В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. - М., 2009.                                                                                                        Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях.- М.: Дрофа, 2008.  Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. для учащихся. Просвещение, 2009.

Электронные

ресурсы

1С:Репетитор. Биология.                                                                                                            

Интернет-ресурсы:  http://school-collection.edu.ru

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

www.bio.nature.ru – Научные новости биологии

www.edios.ru – Эйдос- центр дистанционного образования

www.km.ru/educaition - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm.Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

Оборудование и приборы

Персональный  компьютер

Проектор

Экран

Набор таблиц Растения, Животные                                                                       Гербарии Основные группы растений. Сельскохозяйственные растения. Растительные сообщества  

 Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов»,

 «Овощи и фрукты». « Цветок»

 Коллекции  Покрытосеменные растения. Голосеменные растения. Семена и плоды. Развитие насекомых с полным превращением. Развитие животных с неполным превращением. Саранча. Раковины моллюсков                                                                                                        Микроскопы. Набор микропрепаратов по ботанике, зоологии..Биологическая микролаборатория

                         

8. Планируемые результаты изучения учебного предмета  

 

В результате изучения биологии в 5 классе  ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; растений, животных и грибов своего региона; методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение.
  •  химический состав клетки, понятие «клетка», «ткань»; типы тканей животных организмов, их строение;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • факторы среды, влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы.
  • структуру и связи в природном сообществе; природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.  
  • научные представления о происхождении человека; изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды; взаимосвязи человека и окружающей среды;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
  • сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
  • соблюдения правил поведения в окружающей среде;


Диагностические работы:

Стартовая контрольная работа 5 класс биология.

Спецификация стартовой работы.

1.Назначение работы.

Работа направлена на определение уровня биологической подготовки выпускников начальной школы с целью контроля и оценки умений, сформированных в процессе обучения в начальной школе. Примерные  сроки проведения работы конец сентября.

Предлагаемая работа предполагает  включение заданий  метапредметного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.

2. Структура работы.

Работа состоит из двух частей.

Часть 1 (базовый уровень сложности).

Содержит 5 заданий:

  • 2 задания со свободным развернутым ответом
  • 2 задания на работу с рисунком
  • 1 задание на выбор ответа

Часть 2 (повышенный уровень сложности).

Содержит 2 задания:

  • 1 на установление  последовательности
  • 1 задание на работу с текстом.

3. Распределение заданий по основным группам предметных действий.

Работа отслеживает сформированность основных умений, которыми должен владеть выпускник начальной школы. Предусматривается применение УУД на биологическом материале.

4. Распределение заданий по уровню сложности.

На базовом уровне:

-Характеризовать особенности строения  и процессов жизнедеятельности  биологических объектов.

-Выявлять закономерности.

-Ориентироваться  в системе первоначальных основ научных знаний о живой природе.

-Ориентироваться в  системе познавательных ценностей.

На повышенном уровне:

-Классифицировать, сравнивать.

-Оценивать информацию об организмах.

5. Система оценивания.

Верно выполненное задание базового уровня оценивается в 1 балл. Вено выполненное задание повышенного уровня оценивается от 0 до 2 баллов. Максимальное количество баллов 10. 8-10 баллов -5, 6-7 баллов -4, 4-5 баллов-3, менее 4 баллов -2.

6. Ход работы.

1.Выберите правильный ответ.

1.1.  Определите,  по какому признаку  такие разные по строению  организмы как мох сфагнум и береза относятся к царству растения.

        А. Они имеют клеточное строение.

        Б. Их клетки имеют ядро, цитоплазму, оболочку.

        В. В их клетках проходит фотосинтез.

1.2. В организме человека регулирует все процессы.

        А. Нервная ткань.

        Б. Кровь и лимфа.

        В. Скелет.

2.Какой цифрой на рисунке обозначены грибы.

1.               2.                    3

     3. Какая цифра соответствует царству, представители которого являются только одноклеточными.

1                               2                                             3

4. Ответьте на вопрос. Почему на планете существует большое количество живых организмов.

5. Ответьте на вопрос. Объясните положение человека в системе живой природы.

6.Установите соответствие между особенностью процесса и   природой.

процесс

природа

А.Рост

  1. Живая

Б.Размножение

  1. Неживая

В. Статичность

Г. Дыхание

7. Найдите три ошибки в приведенном тексте.

В процессе развития живой природы усложнение процесса размножения  не происходит. Все живые организмы размножаются путем деления пополам. Это приводит к быстрому расселению организмов по планете. Конкуренция снижается за счет разного способа питания. Молодые особи полностью похожи на своих родителей.

Промежуточная диагностика: 

1.Назначение работы.

Работа направлена на определение уровня биологической подготовки учащихся 5 класса с целью контроля и оценки умений, сформированных в процессе обучения за первое полугодие. Примерные  сроки проведения работы конец декабря.

Предлагаемая работа предполагает  включение заданий  метапредметного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.

2. Структура работы.

Работа состоит из восьми заданий.

Часть 1 (базовый уровень сложности).

Содержит 5 заданий на выбор правильного ответа.

 Часть 2 (повышенный уровень сложности).

Содержит 3 задания:

- 1 на установление  соответствия( работа со словарем),

- 1 задание на выбор лишнего понятия( работа с текстом),

- 1  задание со свободным развернутым ответом.

3. Распределение заданий по основным группам предметных действий.

Работа отслеживает сформированность основных умений, которыми должен владеть учащийся 5 класса

4. Распределение заданий по уровню сложности.

На базовом уровне:

-Характеризовать особенности строения  и процессов жизнедеятельности  биологических объектов.

-Выявлять закономерности.

-Ориентироваться  в системе первоначальных основ научных знаний о живой природе.

-Ориентироваться в  системе познавательных ценностей.

На повышенном уровне:

-Классифицировать, сравнивать.

-Оценивать информацию об организмах.

5. Система оценивания.

Верно выполненное задание базового уровня оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается от 0 до 8 баллов. Максимальное количество баллов 17 баллов 15-17баллов-5, 11-14 баллов -4, 5-10 баллов-3, менее 5 баллов -2.

5 класс                          «Биология – наука о живом мире»

Вариант 1.

На вопросы 1- 5 выберите один верный, по вашему мнению, ответ.

  1. Как называется главная часть увеличительных приборов?

А. штатив                Б. тубус                В. зеркало                Г. линза

  1. К неорганическим веществам относится

А. масло                Б. вода                В. белок                Г. крахмал

  1. Основным источником энергии в клетке являются

А. белки                Б. жиры                В. углеводы        Г. соли калия

  1. Во взрослой клетке растений

А. присутствует одна большая вакуоль

Б. много мелких вакуолей

В. нет вакуолей

  1. Какое вещество можно обнаружить с помощью йода?

А. масло                Б. белок                В. гемоглобин        Г. крахмал

  1. Соотнесите, используя соответствующие номера слов из словарика.

А. Части растительной клетки                Б. Ткани животных

Словарик: 1. Хлоропласт. 2. Механическая. 3. Соединительная. 4. Ядро.

5. Клеточная мембрана. 6. Образовательная. 7. Нервная. 8. Цитоплазма.

9. Проводящая. 10. Мышечная. 11. Вакуоль. 12. Ядро. 13. Клеточная стенка. 15. Эпителиальная. 16. Основная ткань.

  1. Найдите лишнее понятие среди предложенных: клеточная стенка, ткань, вакуоль, хлоропласт. Объясните свой выбор.
  1. Ответьте на вопрос:  Почему биологические знания нужны каждому образованному человеку?

5 класс                                  «Биология – наука о живом мире»

Вариант 2.

На вопросы 1- 5 выберите один верный, по вашему мнению, ответ.

  1. Как называется самый простой увеличительный прибор для изучения живых организмов?

А. микроскоп.        Б. лупа.                 В. очки.                 Г. монокль

  1. К органическим веществам относится

А. крахмал.                Б. вода                В. соли натрия        Г. соли кальция

  1. В поддержании формы и объема клетки важную роль играет

А. белок                Б. жир                В. вода                Г. крахмал

  1. Наследственный материал клетки называется

А. ядро                Б. хромосомы                Г. цитоплазма

  1. Как можно обнаружить жиры в семенах растений

А. капнуть на них йод

Б. раздавить на листе бумаги

В. промыть водой

  1. Соотнесите, используя соответствующие номера слов из словарика.

А. Части животной клетки                                    Б. Ткани растений

Словарик: 1. Хлоропласт. 2. Механическая. 3. Соединительная. 4. Ядро.

5. Клеточная мембрана. 6. Образовательная. 7. Нервная. 8. Цитоплазма.

9. Проводящая. 10. Мышечная. 11. Вакуоль. 12. Ядро. 13. Клеточная стенка. 15. Эпителиальная. 16. Основная ткань

  1. Найдите лишнее понятие среди предложенных: ядро, цитоплазма, лупа, клеточная мембрана. Объясните свой выбор.
  1. Ответьте на вопрос: Почему жизнь живых организмов неразрывно связана с неживой природой?

Итоговая диагностика:

1.Назначение работы.

Работа направлена на определение уровня биологической подготовки учащихся 5 класса с целью контроля и оценки умений, сформированных в процессе обучения год. Примерные  сроки проведения работы конец мая.

Предлагаемая работа предполагает  включение заданий  метапредметного плана, что позволяет отследить сформированность УУД у учащихся.

2. Структура работы.

Работа состоит из 19 заданий.

Часть 1 (базовый уровень сложности).

Содержит 17 заданий на выбор правильного ответа.

 Часть 2 (повышенный уровень сложности).

Содержит 2 задания, на установление  соответствия( работа со словарем),  

3. Распределение заданий по основным группам предметных действий.

Работа отслеживает сформированность основных умений, которыми должен владеть учащийся 5 класса

4. Распределение заданий по уровню сложности.

На базовом уровне:

-Характеризовать особенности строения  и процессов жизнедеятельности  биологических объектов.

-Выявлять закономерности.

-Ориентироваться  в системе первоначальных основ научных знаний о живой природе.

-Ориентироваться в  системе познавательных ценностей.

На повышенном уровне:

-Классифицировать, сравнивать.систематизировать.находить соответствие.

-Оценивать информацию об организмах.

5. Система оценивания.

Верно выполненное задание базового уровня оценивается в 1 балл. Верно выполненное задание повышенного уровня оценивается от 0 до 3 баллов. Максимальное количество баллов 21,5 баллов 18-21,5-5, 14-17 баллов -4, 7-13 баллов-3, менее 6 баллов -2.

Административная  итоговая контрольная работа по биологии 5 класс (И.Н.Пономарева).

Вариант 1.

1. Живым организмом можно считать:

А) лист осины

Б) клетки стенок желудка

В) березовый лес

Г) дуб, выросший из желудя

2. Растения в отличие от животных:

А) растут до определенного возраста

Б) способны активно передвигаться

В) используют органические вещества, образующиеся их организме

Г) питаются готовыми органическими веществами

3. К органическим веществам относятся:

А) гемоглобин и глюкоза

Б) вода

В) соли кальция и натрия

Г) соли калия

4. Нуклеиновые кислоты:

А) служат запасным источником энергии

Б) участвуют в переносе кислорода

В) хранят и передают наследственную информацию

Г) способствуют удалению из организма ненужных и вредных веществ

5. Хлоропласты есть в клетках:

А) листа земляники

Б) корня земляники

В) кожи лягушки

Г) бактерии

6. Цитоплазма клетки:

А) осуществляет связь между частями клетки

Б) выполняет защитную функцию

В) придает клетке форму

Г) обеспечивает поступление веществ в клетку

7. При бесполом размножении:

А) родитель только один

Б) родителей двое

В) родителей совсем нет

Г) один и тот же организм выполняет  роль обоих родителей

8. Процесс слияния ядер мужской и женской половых клеток называют:

А) опыление

Б) делением клетки

В) оплодотворение

Г) ростом организма

9. Число хромосом в половых клетках тигра:

А) такое же, что и в клетках тела тигра

Б) в два раза больше, чем в клетках тела

В) в два раза меньше, чем в клетках тела

Г) в четыре раза больше, чем в клетках тела

10. Органические вещества образуются из неорганических:

А) в корне лютика ползучего

Б) в грибе подосиновике

В) в стебле кактуса

Г) в мышцах носорога

11. К организмам паразитам относится:

А) аскарида

Б) дождевой червь

В) речной рак

Г) слизень

12. В процессе дыхания в клетках растений, животных, человека происходит:

А) образование органических веществ из неорганических

Б) передвижение веществ

В) расщепление органических веществ с освобождением энергии

Г) выделение из организма кислорода

13. При дыхании выделяется:

А) кислород

Б) углекислый газ

В) водород

Г) азот

14. Корень некоторых растений:

А) связывает между собой все его части

Б) хранит запас питательных веществ

В) является органом полового размножения

Г) обеспечивает все вышеперечисленное

15. Главные части цветка – это:

А) чашечка

Б) венчик

В) семязачаток

Г) пестик и тычинка

16. Экологические факторы – это:

А) только факторы неживой природы

Б) только факторы, связанные с деятельностью человека

В) только факторы живой природы

Г) все вышеперечисленное

17. Среда обитания организмов – это:

А) область их распространения

Б) место, где они живут

В) все, что их окружает и прямо или косвенно влияет на них

Г) все, что они едят

18.  Соотнесите тип экологического фактора и характеристику

А) антропогенные факторы            1. Воздействие растений

Б) биотические факторы                 2. Использование леса

В) абиотические факторы               3. Космические излучения

                                                           4. продолжительность светового дня

                                                           5. истощение плодородных земель

                                                           6. воздействие животных

                                                           7. влажность, температура

                                                           8. воздействие микроорганизмов          

А-

Б-

В-

19. Соотнесите название органоида клетки и выполняемую им функцию

А) оболочка                                         1. дыхание

Б) ядро                                                  2. деление

В) митохондрия                                   3. защита

Г) лизосома                                          4. Перенос веществ внутри клетки

Д) цитоплазма                                      5. пищеварение  

Е) хлоропласты                                    6. Образование питательных веществ на свету

А-                       Б-                        В-                     Г-                  Д-                    Е-

Административная контрольная работа по биологии 5 класс

 (по И.Н.Пономаревой).

Вариант 2.

1. Живое существо, в отличие от большинства неживых тел:

А) непрерывно расходует энергию

Б) разрушается под внешним воздействием

В) может изменять структуру

Г) может изменять форму

2. Растение отличается от животного:

А) способностью к росту

Б) питанием готовыми органическими веществами

В) отсутствием какого-либо движения

Г) способностью образовывать органические вещества из неорганических

3. К неорганическим веществам относят:

А) гемоглобин

Б) глюкозу

В) соли кальция

Г) крахмал

4. Одна из функций жиров состоит в том, что они:

А) ускоряют химические реакции

Б) являются внутренним резервом для извлечения воды

В) участвуют в транспорте веществ

Г) хранят наследственную информацию

5. Плотной клеточной оболочки, состоящей из целлюлозы нет у:

А) клеток мозга лося

Б) бактерии, вызывающей чуму

В) вируса

Г) клеток листа гороха

6. Фотосинтез осуществляется в пластидах:

А) бесцветных

Б) содержащих красно-желтые пигменты

В) содержащих хлорофилл

Г) во всех пластидах

7. При бесполом размножении никогда не происходит:

А) слияние половых клеток

Б) деления клеток

В) почкования

Г) образования спор

8. Смысл оплодотворения заключается в объединении:

А) цитоплазмы двух клеток

Б) ядер, полученных от двух родителей

В) цитоплазмы яйцеклетки и ядра сперматозоида

Г) ядра яйцеклетки и цитоплазмы сперматозоида

9. В организме животного к активному движению способны:

А) мужские половые клетки

Б) женские половые клетки

В) и те и другие

Г) нервные клетки

10. Из окружающей среды растение получает:

А) только минеральные вещества

Б) только углеводы

В) минеральные вещества и углеводы

Г) минеральные и все органические вещества

11. Хищником является:

А) карась

Б) пескарь

В) щука

Г) лещ

12. Живые организмы в процессе дыхания получают:

А) энергию

Б) строительный материал

В) углекислый газ

Г) азот для построения белков

13. С помощью легких дышат:

А) лошадь

Б) майский жук

В) амеба

Г) речной рак

14. У растения томат мы едим:

А) стебель

Б) корень

В) плод

Г) клубень

15. Одна из функций листа растения:

А) образование органических веществ из неорганических

Б) создание тени для стебля и корней

В) защита растения от болезней

Г) защита растения от вредителей

16. Фактор живой природы:

А) вода  Б) температура     В) грибы      Г) свет

17. Паразитические организмы:

А) поедают друг друга

Б) используют другие организмы как место обитания и источник пищи

В) поедают органические остатки

Г) питаются растениями

18. Соотнесите тип экологического фактора и характеристику

А) антропогенные факторы            1. продолжительность светового дня

 Б) абиотические факторы               2. Использование леса

В) биотические факторы                 3. Космические излучения

                                                           4. Воздействие растений  

                                                           5. истощение плодородных земель

                                                           6. воздействие животных

                                                           7. влажность, температура

                                                           8. воздействие микроорганизмов          

А-

Б-

В-

19. Соотнесите название органоида клетки и выполняемую им функцию

А) лизосома                                         1. дыхание

Б) цитоплазма                                      2. деление

В) митохондрия                                   3. защита

Г) оболочка                                          4. Перенос веществ внутри клетки

Д) ядро                                                 5. пищеварение  

Е) хлоропласты                                   6. Образование питательных веществ на свету

А-                       Б-                        В-                     Г-                  Д-                    Е-

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

Оценка личностных результатов в текущем образовательном процессе проводится на основе соответствия ученика следующим требованиям:

  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • реализация установок здорового образа жизни;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
  • формирование личностных представлений о ценности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
  • формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
  • развитие эстетического сознания через признание красоты окружающего мира.
  • достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • способность к самооценке на основе соотношения полученных знаний и умений и требований к освоению учебного материала;
  • прилежание и ответственность за результаты обучения;
  • готовность и способность делать осознанный выбор своей образовательной траектории в изучении предмета;
  • активность и инициативность во время работы в группах и при выполнении учебных проектов.

Оценивание метапредметных результатов ведется по следующим позициям:

  • овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности (включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать и защищать свои идеи);
  • умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Оценка достижения учеником метапредметных результатов осуществляется по итогам выполнения проверочных работ, в рамках системы текущей, тематической и промежуточной оценки, а также промежуточной аттестации. Главной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Основным объектом оценки предметных результатов является способность ученика к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач на основе изучаемого учебного материала, в том числе:

  • усвоение основ научных знаний о строении растительного организма, особенностях процессов жизнедеятельности, протекающих в растениях, о зависимости растительного организма от среды обитания;
  • знание многообразия представителей царства Растения, из роли в природных сообществах и жизни человека;
  • овладение основными навыками работы с определителями растений, с микроскопом;
  • определение, узнавание различных растений, их органов. Тканей по таблицам, рисункам, фотографиям, на микропрепаратах;
  • проведение различных простейших биологических опытов и исследований, описание полученных результатов, анализ, формулирование выводов;
  • владение грамотной устной и письменной речью;

Примерные виды контроля учебных достижений по предмету: устный опрос, взаимопроверка, самостоятельная работа, биологический диктант, контрольная работа, тест, работа по карточкам, проведение и оформление лабораторной работы, отчёт об экскурсии и т.д.

Оценка предметных результатов:

Объект оценки: сформированность учебных действий с предметным содержанием.

Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов.

Процедура оценки: внутренняя накопленная оценка, итоговая оценка, процедуры внешней оценки.

Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т. е. является внутренней оценкой. Итоговая аттестация характеризует уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения программы, необходимых для продолжения образования. При этом обязательными составляющими системы накопленной оценки являются материалы:

  • стартовой диагностики;
  • тематических и итоговых проверочных работ по всем учебным предметам;
  • творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством учащихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

Для описания достижений обучающихся устанавливаются следующие уровни:

  • низкий уровень достижений, оценка «плохо» (отметка «1»);
  • пониженный уровень достижений, оценка «неудовлетворительно» (отметка «2»);
  • базовый уровень достижений, оценка «удовлетворительно» (отметка «3», отметка «зачтено»);
  • повышенный уровень достижений, оценка «хорошо» (отметка «4»);
  • высокий уровень достижений, оценка «отлично» (отметка «5»).

        Описанный выше подход применяется в ходе различных процедур оценивания: текущего, промежуточного и итогового.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений учащихся

 Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.

 Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.

 Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и  выводах из наблюдений и опытов.

 Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.

 Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании  терминологии.

  Оценка выполнения тестовых  работ по биологии:

оценка

минимум

максимум

5

90 %

100 %

4

71 %

89 %

3

51 %

70 %

2

0 %

50%

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Обучающие лабораторные работы оцениваются по усмотрению учителя оценка «2» не ставится.

 Отметка "5" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта;
  2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
  3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
  4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
  5. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
  6. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

 Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

  1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
  2. или было допущено два-три недочета;
  3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
  4. или эксперимент проведен не полностью;
  5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

  1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
  2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
  3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
  4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

  1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
  2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
  3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
  4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ в 5классе

Таким образом, планируя результаты обучения, мы можем построить оценочную деятельность в соответствии с новыми задачами ФГОС. Как уже говорилось, основной деятельностью обучающихся является проектная деятельность, и мы рассмотрим на примере проекта «От вируса…… до человека….», выполненного пятиклассниками при изучении раздела «Многообразие живых организмов», в системе промежуточного и итогового оценивания.

         Проект «От вируса…… до человека….» групповой, многоэтапный и предполагает, в первую очередь, формирование и развитие навыка коллективной проектно-исследовательской работы, поэтому, начиная с первого этапа – постановки проблемы – учащиеся приобретают баллы, которые потом переводятся учителем в оценки. Причём оценивание с самого начала предполагает сотрудничество и определение критериев, по которым и ребята в группах, и учитель оценивают в баллах ответы выступающих. Затем ребята в группах составляют план будущей исследовательской работы и сами присуждают себе баллы после корректировки учителя, который, привлекая другие группы к обсуждению, наводящими вопросами подсказывает пропущенные пункты плана.

        Предполагаемый план проектной деятельности в результате обсуждения обязательно будет включать оценивание групповой работы школьников на различных этапах:

  • Первый этап: постановка проблемы: Что мы знаем  о царствах живой природы?

Определение темы проблемы: «От вируса…… до человека…».

Определение цели работы: «Представим, что вы являетесь сотрудниками НИИ вирусологии и бактериологии, НИИ растениеводства и животноводства занимаетесь изучением вирусов и бактерий, растений и животных. Цель работы – составить представление о вирусах и бактериях, углубить знания, систематизировать их.

  • Второй этап: организация деятельности. «Почему изначально я вас попросила разбиться на пять команд? Можете ли вы ответить, сколько царств живых организмов существует?  Каждой команде будет соответствовать одно из царств,и как мы будем распределять царства? Дети выбирают определённое царство либо жеребьёвкой, либо  добровольно соглашаясь на предложение учителя.

        Так как, эта работа рассчитана на урок, в конце учитель предлагает ребятам оценить в баллах собственную деятельность и сравнивает со своими оценками; в результате участники проекта и педагог приходят к соглашению, настраиваясь на отношения сотрудничества и уважения друг к другу.

  • Третий этап: работа в командах, когда учащиеся выполняют свою часть поисковой и исследовательской работы, подбирая материалы по своим царствам, готовя презентации, выступления, по желанию инсценированные сценки, представления команд, изготавливая костюмы, рисунки и другие творческие работы. По мере выполнения работы ребята обращаются с вопросами, с промежуточными отчётами к педагогу.

В процессе работы на третьем этапе ребята оценивают свою деятельность, вырабатывая и корректируя критерии выставления баллов, составляют таблицу критериев, в которую вносят промежуточные оценки, советуясь с учителем.

  • Четвёртый этап. Защита проекта: на уроках обобщения и повторения учащиеся выступают с защитой своего проекта, последним пунктом которого является оценивание (анализ) своей деятельности как пути от незнания к знанию. Проведение рефлексии предполагает высказывания школьников о представленных проектах и выбор лучшей презентации.

           На данном этапе учащиеся заполняют таблицу, оценивают содержание, оформление и подачу материала. К тому же, они письменно оформляют рефлексию, заполняя предложенные анкеты (учащимся предлагается на выбор анкета с письменными, достаточно полными ответами и анкета «+ –»

АНКЕТА

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что…

Наиболее непонятным, трудным, интересным мне показалось…,

потому что …

Сколько оценок Вы получили?..

Справедливы ли были оценки?..

Зачем я всё это делал?..

АНКЕТА

Оцените СОТРУДНИЧЕСТВО в вашей группе

Я с уважением относился  к мнению участников группы, даже если я был не согласен с ними

Внимательно прочитай приведенные ниже утверждения и отметь знаком  «+» или знаком « - «   насколько ты согласен с данным утверждением.

Я в полной мере участвовал  в выполнении всех заданий группы

Я внимательно выслушивал то, что говорят члены моей группы

Если я не согласен с чем-то, я не спорил, а предлагал другое решение

Я помогал участникам группы, когда они нуждались  во мне

        Подводя итоги сказанному выше, следует ещё раз отметить, что при внедрении нового подхода к обучению в соответствии с ФГОС оценивание как таковое превращается в дополнительный,  необходимый элемент формирования личностных, метапредметных и предметных умений и навыков, наряду с формированием универсальных учебных действий. Процесс оценивания превращается в творческий процесс, в котором непосредственно участвуют учащиеся – и это, бесспорно, необходимо для развития всесторонне развитой, зрелой личности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...

Из опыта работы по разработке рабочих программ по отдельным предметам в соответствии с требованиями ФГОС на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования (на примере предметной области «Математика»).

Рабочая программа по учебному  предмету •математика - это документ, являющийся компонентом основной образовательной программы школы, который определяет цель, ­порядок, ­содержание, ­результаты и ...

Основная образовательная программа основного общего образования в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

   Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Чехломеевская   ОШ» разработана на основе ст.12-16 Федерального закона «Об образовании в Российской ...

Основная образовательная программа основного общего образования (в соответствии с ФГОС)

Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №2 (далее - ООП ООО) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основно...

Практика разработки образовательной программы основного общего образования в рамках обновленного ФГОС ООО в образовательных организациях при пенитенциарных учреждениях (из опыта работы)

Приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 года № 287 утвержден обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования....