Программа "Школа роста. 9 класс"
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Иванова Елена Николаевна

Я использовала эту программу для подготовки учеников к практическому туру биологической олимпиады

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 17 г. Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

          СОГЛАСОВАНО                                                                                                            УТВЕРЖДАЮ

          Зам. директора по УВР                                                                                                   Директор МАОУ СОШ № 17 г. Белебея

           ______     ______________                                                                                             ______   Шитова И.И.

           «___» __________ 20___ г.                                                                                            Приказ от «___» ______ 20___ г. № _______

Рабочая  программа

внеурочной деятельности «Школа роста»

учителя биологии

Ивановой Елены Николаевны

2017 год

                                                                                     Пояснительная записка

Внеурочная работа «Школа роста» направлена на подготовку учащихся к олимпиадам по биологии различного уровня, выявление степени  одаренности учащихся по предмету, систематизацию знаний, развитие творческого мышления и способностей учащихся.

        Творческие способности учащихся формируют особый творческий тип мышления, который, по мнению академика РАО РФ И.Е.Лернера, развивается при выполнении определенных задач и характеризуется следующими чертами:

  • самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию;
  • видение неизвестного в знакомой ситуации;
  • видение структуры и новой функции объекта;
  • альтернативное мышление;
  • самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новой ситуации;
  • построение принципиально нового, оригинального способа  решения задачи.

Содержание олимпиадных заданий учитывает разные типы одаренности детей. Чаще всего термин «одаренность» используют в значении высокого уровня развития способностей человека как у общих (умственных), так и специальных, связанных с конкретной предметной областью. В связи с этим выделяют следующие типы заданий, проверяющие соответствующий тип  одаренности:

  • задания, проверяющие степень информированности школьников по биологии (энциклопедичность);
  • задания, направленные на определение уровня интеллектуального развития – степени владения учащимися основными мыслительными операциями (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, систематизация, абстрагирование, конкретизация) по биологии и предметам образовательной области «Естественные науки» (интеллектуальность);
  • задания, связанные с применением новых знаний и новых способов деятельности на основе творческого поиска (креативность).

При подготовке к олимпиадам предусмотрено более глубокое изучение теории, материала по всем разделам биологии и выполнению практической части, где учащиеся должны показать умение работать с микроскопом, делать морфологическое и морфофункциональное описания биологических объектов, приготавливать микропрепараты, проводить простейшие экспериментальные исследования, при этом учитываются техника проведения эксперимента, оформление записей и рисунков, обоснование полученного результата.

Цели программы:

  • Формирование интереса к изучению предметов гуманитарного цикла;
  • Выявления уровня подготовки учащихся по предметам гуманитарного цикла.
  • Развитие самостоятельного, поискового, исследовательского мышления.
  • Формирование творческой активности обучающихся.
  • Развитие способности к нахождению аналогий.
  • Создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов и способностей через организацию различных видов внеурочной деятельности.

 Задачи  внеурочной деятельности:

1.Включение учащихся в разностороннюю деятельность.

2.Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.

3.Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.

4.Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата.

5.Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных  программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.

6.Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.

7. Организация информационной поддержки учащихся.

8.Выявление наиболее способных обучающихся для участия в предметных олимпиадах.

Принципы программы:

  • Включение учащихся в активную деятельность.
  • Доступность и наглядность.
  • Связь теории с практикой.
  • Учёт возрастных особенностей (уч-ся 9 классов).
  • Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
  • Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Программа представлена тремя блоками:  

1.Подготовка учащихся к муниципальному этапу олимпиад

2. Подготовка учащихся к областному этапу олимпиад

3. Подготовка учащихся к межвузовским олимпиадам

            Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • участие в олимпиадах разных уровней;
  • стенд успеха;
  • участие в учебно-исследовательских конференциях и др.

Формы организации внеучебной деятельности по подготовке обучающихся к олимпиадам по общественным дисциплинам

Место проведения

Время проведения

Форма организации.

Школа № 17 г. Белебея

Пятница

1. 16.00. – 16.40.

2. 16.50. – 17.30.

Теоретические и практические занятия

 

Методическое обеспечение программы внеурочной деятельности учащихся.

  1. Лекции учителя.
  2. Презентации учителя и учащихся.
  3. Олимпиадные задания разных уровней.
  4. Тестовые задания разных уровней.
  5. Сообщения, доклады учащихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Методические рекомендации по проведению Всероссийской олимпиады школьников. М.:АПК и ППРО, 2006
  • Практические работы по курсу «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»: Методические разработки для студентов педагогических вузов. Владимир: ВГПУ, 2002
  • Подготовка к олимпиадам по биологии (8-11 классы). Т.А.Ловкова, 2007
  • Биология. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2, В.В.Пасечник, 2011
  • Биология. Международные олимпиады, В.В.Пасечник, 2009
  • Биология в таблицах, 6-11 классы, Т.А.Козлова, В.С.Кучменко, 2008
  • Внеклассная работа по биологии, Р.М.Евдокимова, 2005
  • Биология в вопросах и ответах. Издание второе, 1995
  • Внеклассная работа. Биология. 3-8 классы, Н.А.Касаткина, 2001

                                                                 Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип занятия

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Виды

заданий

Планируемые результаты освоения материала

Дата

План

Дата

Факт

Примечание

                             Раздел 1. Ботаника

1

Морфология покрытосеменных – корень, стебель, лист

Лекция с презентацией

Составляют конспект, задают вопросы

Выполнение олимпиадных заданий

Знать морфологию покрытосеменных

2

Морфология покрытосеменных - цветок, соцветие, плоды и семена

Лекция с презентацией

Составляют конспект, задают вопросы

Выполнение олимпиадных заданий

Знать морфологию покрытосеменных.

3

Систематика Покрытосеменных

Лекция с презентацией

Составляют конспект, задают вопросы

Выполнение олимпиадных заданий

Знать систематику основных семейств изучаемых в школьной программе.

Знать формулы и диаграммы цветка

4

Систематика покрытосеменных

Лекция с презентацией

Составляют конспект, задают вопросы

Выполнение олимпиадных заданий

Знать систематику семейств не изучаемых в школьной программе

Знать формулы и диаграммы цветка

5

Практическое занятие.

Работа с микроскопом и микропрепаратами.

Практическая работа

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму . Умение применять полученные знания на практике

Выполнение олимпиадных заданий

Уметь настраивать микроскоп.

Уметь работать с микропрепаратом и описывать его по плану.

6

Практическое занятие

Работа с гербарием.

Морфологическое описание растений

Практическая работа

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму . Умение применять полученные знания на практике

Выполнение олимпиадных заданий

Уметь работать с гербарием.

Уметь работать с определительными карточками.

Уметь описывать морфологию растения по плану.

        Раздел 2. Зоология

7

Зоология беспозвоночных

Лекция с презентацией

Составляют конспект, задают вопросы

Выполнение олимпиадных заданий

Знать многообразие простейших, кишечнополостных, червей.

8

Зоология беспозвоночных

Практическая работа

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Умение применять полученные знания на практике

Выполнение олимпиадных заданий

Работа по определению беспозвоночных.

Уметь описывать биологию и экологию изученных животных по плану

9

Зоология беспозвоночных

Лекция с презентацией

Составляют конспект, задают вопросы

Выполнение олимпиадных заданий

Знать многообразие моллюсков, членистоногих.

10

Зоология беспозвоночных

Практическая работа

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму . Умение применять полученные знания на практике

Выполнение олимпиадных заданий

Работа по определению насекомых.

Уметь описывать биологию, экологию изученных животных по плану

        Раздел 3. Человек

11

Гистология. Типы тканей

Лекция с презентацией

Составляют конспект, задают вопросы

Выполнение олимпиадных заданий

Знать основные типы тканей.

12

Практическое занятие.

Работа с микроскопом и микропрепаратами или микрофотографиями

Практическая работа

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Умение применять полученные знания на практике

Выполнение олимпиадных заданий

Уметь по микрофотографии или по микропрепарату узнавать тип ткани

13

Скелет человека. Строение костей.

Лекция с презентацией

Составляют конспект, задают вопросы

Выполнение олимпиадных заданий

Знать кости  и суставы человека

14

Определение костей человека по муляжам или фотографиям

Практическая работа

Уметь работать с инструктивными карточками, выполнять задания по алгоритму. Умение применять полученные знания на практике

Выполнение олимпиадных заданий

Уметь определять кость или сустав по муляжу или микрофотографии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация программы мастер класса по теме " Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы"

По теме: "Образовательные технологии личностно-профессионального роста учителя, используемые в учебном процессе по активизации познавательной деятельности учащихся в условиях общеобразовательной школы...

Ростов купеческий (Ростов-на-Дону в 19 веке)

Материал  на тему "Ростов купеческий"....

Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова "Ростов-город, ростов-Дон"

Сценарий литературно-музыкально композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков "Ростов-город, Ростов-Дон", разработанный  учителями литературы...

Влияние биостимуляторов роста на развитие и рост растений

Рассмотрение использования стимуляторов роста  в регионах с неблагоприятными климатическими условиями....

Организация участия обучающихся в конкурсных мероприятиях различного уровня как фактор личностного роста обучающегося и профессионального роста педагога

Задача педагога — вовремя заметить способности ребенка и создать условия для их развития.Активность школьника, его участие в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах способствуе...

Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".

В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....