Сценарий литературно-музыкальной композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова "Ростов-город, ростов-Дон"
презентация к уроку (8 класс) по теме

Голубчик Светлана Юрьевна

Сценарий литературно-музыкально композиции,посвященной 68 годовщине освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков "Ростов-город, Ростов-Дон", разработанный  учителями литературы  Кузьменко Натальей Михайловной и  истории Голубчик Светланой Юрьевной МБОУ СОШ №37 в рамках патриотической работы школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_k_dnyu_osvobozhdeniya_rostova.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции «День памяти в честь второго освобождения города Ростова-на-Дону»

Ведущий: Начинаем концерт, посвящённый дню  памяти в честь второго освобождения города Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков. Прошу всех встать.

 (Звучит запись песни «Горячий снег», муз. А.Пахмутовой, сл. М. Львова, исп. Ю.Гуляев) 

Ведущий: Сегодня день  второго освобождения города Ростова-на-Дону  от немецко-фашистских захватчиков в период Великой Отечественной войны.  Мы собрались, чтобы вспомнить тех, кто не вернулся с полей сражений, кто не дожил до сегодняшнего дня. Мысли, чувства, живые голоса  этих людей – защитников Ростова - доносят до нас  письма с фронта…  Письма с фронта – ниточка, связывающая  наше поколение с теми далёкими годами.

Чтец 1:    Иосиф Уткин.  «Ты пишешь письмо мне…»

                      На улице полночь. Свет догорает.

                      Высокие звёзды видны.

                      Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,

                      В пылающий адрес войны.

                      Как долго ты пишешь  его, дорогая,

                      Окончишь и примешься вновь.

                      Зато я уверен: к переднему краю

                      Прорвётся такая любовь!

                      Теплее на фронте от ласковых писем.

                      Читая, за каждой строкой,

                      Любимую видишь

                      И  Родину слышишь,

                      Как голос за тонкой стеной…

                      Мы скоро вернёмся. Я знаю. Я верю.

                      И время такое придёт:

                      Останутся грусть и разлука за дверью,

                      И в дом только радость войдёт.

                      И как-нибудь вечером вместе с тобою,

                      К плечу прижимаясь  плечом,

                      Мы сядем и письма, как летопись боя,

                      Как хронику чувств перечтём.

Чтение отрывка из письма фронтовика:

Чтец 2: «Добрый день! Провожу на передовой, в снегу, ожидаем от немца гостинцы изо дня в день, из часу в час, из минуты в минуту.

Товарищи были со мной, всех угостил немец, всё время в снегу, дрожишь, зуб на зуб не попадает. Аэропланы летают спасу нет. Как заметит-то,  значит, жизни конец, а я пока ещё жив, вам письмо написал. А шинель моя вся испробита  пулями и осколками. Удар был в пазуху, фляга рядом была алюминиевая, она спасла меня, жизнь спасла. Живём исключительно в лесу, одни болота. Пищи хватает. Пока до свиданья, остаюсь пока жив и здоров. Иван …»

Ведущий: Письма фронтовиков как бы отодвигают  перед нами  завесу времени, позволяют увидеть их такими, какие они были, когда торопливо, привалясь к стенке окопа, а то и просто на колене писали свои скупые строки. В них старались ободрить близких, знакомых, поделится чувствами и мыслями.

Звучит запись песни «Возвращенье домой, возвращенье» (муз. А Пахмутовой, сл. Добронравова, исп. И. Кобзон)

Ведущий: Ещё 1 января 1943 года на базе Сталинградского фронта был создан Южный фронт, который начал наступление с целью освобождения Ростова-на-Дону. В Ростове в эти дни ходили по рукам стихотворные листовки за подписью «Патриот». В одной из них говорилось:

Чтец 2:                                Сколько раз вопили немцы:

  Взят-де ими Сталинград.

                                              Наши воины коленцем

Брехунам дают под зад.

     «Нам не надо Сталинграда,

      Удержать Кавказ мы рады».

Эй, безумцы, не про вас

Ни Россия, ни Кавказ…

       Вас ист лос унд вас ист дас?

Немцы  драпают от нас.

   Это значит, что в Ростове

     Им пришёл последний час.

Чтец 3                                    Скоро будет наступленье…

                                               Нам осталось три часа,

                                               Так что времени не будет

        Отдохнуть здесь до конца…

Ведущие читают хронику событий: «Окутанные темнотой    (с 7 по 14 февраля)… (с.61-66) …  переходит в ведение партизанского отряда»

В полдень 13 февраля немцы предъявили отряду Мадояна ультиматум; если через два часа отряд не сложит оружие, он будет уничтожен.

Чтец 2,3:       Мадоян Г.К.:  «Уничтожить они нас могут. Но сломить – никогда. В три часа  немцы открыли шквальный миномётный огонь. Обстрел прекратился внезапно. И сразу же  из-за стены с двух сторон высыпались гитлеровцы и устремились к сталелитейному цеху. Всего несколько шагов отделяли немцев от стен цеха, когда я подал сигнал. Раздался дружный залп, поддерживаемый очередью ручного пулемёта. Из-за стены выбегали всё новые  группы противника, и тогда по моему приказу бойцы поднялись в штыковую атаку. Так мы отразили последнюю 43-ю атаку врага…»

Песков Д.М. «В этот день совершила свой подвиг у хутора Семерники батарея 4-ого гвардейского казачьего кубанского кавалерийского  корпуса, которым командовал я, старший лейтенант Песков Дмитрий Михайлович.    Мы шли на поддержку 10-ой гвардейской  дивизии, рвущейся к разъезду «Западный», чтобы перекрыть немцам пути отступления. Дивизион ещё не успел переправиться по голому донскому льду, когда разведчики моей батареи обнаружили танки, направляющиеся к переправе. В голой степи на полевой дороге нам пришлось принимать бой. 2 орудия, горстка бойцов против 16-ти танков врага. Но законы арифметики не всегда решают успех дела. Его определяют солдаты и командиры - их мужество и мастерство.

Команды следуют одна за другой: «Стой! Орудия к бою! По танкам… Броненосным… Огонь!» У орудий всё меньше людей, и снарядов совсем немного. В это время мне что-то обжигает левое бедро, я падаю, пытаюсь встать. Это мне удаётся. Дымится ватная штанина, тело жжёт огнём - задет трассирующей. Устроившись поудобнее, преодолевая боль, я продолжаю руководить боем. Вот от точного попадания задымился ещё один немецкий танк, а другие машины гитлеровцев вдруг набирают скорость и уходят. Враг сдал позиции и отступил»

   

Ведущие: Хроника событий: «14 февраля в 2  часа ночи…(66-67)», 67-68. «Полностью разрушено….  Научных учреждений. Специальная комиссия причислила город Ростов-на-Дону к 15 наиболее пострадавшим городам во время Великой Отечественной войны»

Стихотворение  Виктора Пахомова «Нас выгнали немцы из дома…»

Нас выгнали немцы из дома

На снег, на мороз из тепла.

Овинов ржаная солома

Тогда нас, бездомных, спасла.

Когда же однажды под вечер,

Заслышав возмездья грома,

Бежала фашистская нечисть,

Сжигая в округе дома,

Вернулись мы жалки и нищи,

Продравшись тайком сквозь кусты.

И страждущий дым пепелища

Забил нам кричащие рты.

Мяукала кошка знакомо,

Качался обугленный вяз.

И всё, что осталось от дома,

От детства осталось у нас.

Ведущие: Утраты только начинали подсчитывать. Нужно было возрождать  город к жизни.

Чтец 3: Чувства воинов-освободителей хорошо выразил  писатель Михаил Андриасов, корреспондент  фронтовой газеты:

                                       Мы шли по улицам и думали о том

Как будем строить снова каждый дом,

И стали клятвой пять солдатских слов

«Мы возродим тебя, родной Ростов!»

Эти слова стали клятвой всех ростовчан.

Ведущие:   О восстановлении (Жанна Останина, Галкова Вика)

(Звучит песня А. Пахмутовой «Шумят хлеба»)

                ***

Снова выйду на берег широкий

На рассвете грядущего дня…

И прохлада деревьев высоких,

Словно шалью укроет меня…

Даже птицы сейчас не летают,

Позабыли о пенье своём…

В этот час всё вокруг замирает

Перед солнечным радостным днём!

Он придёт! И проснётся природа…

Зашумят золотые поля!

Как горжусь, что отсюда я родом!

Край родимый…донская земля!

                           ***

А за Дон могучий солнышко садится,

И как будто рябью реченька пошла…

Камышам мохнатым снова зорька снится,

Слышен издалече тихий всплеск весла…

Лунная дорожка золотом сияет

И по ней, вздыхая, ветер пробежит…

Словно бы какую тайну ветер знает,

И луна, конечно, тайну сохранит!

О пологий берег волны мирно бьются,

Беды и несчастья унося с собой.

Над водой хрустальной  тихо песни льются,

Дочиста омыты  девичьей слезой…

Край ты мой, родимый! Нет тебя дороже!

Рощи и долины, реки и поля!

Для других, возможно, есть места пригожей…

Мне ж милей Донская щедрая земля!

                             

К. Симонов «Касаясь трёх великих океанов…»

К. Ибряев    «С чего начинается родина?»

 

Звучит песня А. Пахмутовой  «Поклонимся великим тем годам…»

Ведущие:

На этом концерт, посвящённый дню Освобождения Ростова-на-Дону в годы Великой Отечественной войны, окончен. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной годовщине полного снятия блокады Ленинграда .

Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в боль­шую жизнь выпускников......

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой Победы «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70- годовщине Великой  Победы  «Я мечтаю вернуться с войны» для учащихся 5 – 7 классов...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 70-ой годовщине Победы в ВОВ

Сценарий с презентацией, литературно-музыкальная композиция...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной Дню освобождения города Курска «Память о войне – связь поколений»

Литературно-музыкальная композиция рассказывает о годах Великой Отечественной войны, о том, какой вклад вносили солдаты и мирные жители в великую Победу в Курской битве....

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 79-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Город хранит память о героях в названиях своих улиц…»

Сценарий литературно-музыкальной композиции,  посвященной 79-й  годовщине   полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады «Город хранит память о героях в названиях св...