Сценарий экологической викторины "Как живешь, планета?"
материал по биологии (7 класс) на тему

Овчинникова Ю.М.

Способствует формированию экологической культуры школьника. Расширяет информационное поле обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy.docx264.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий экологической викторины

«Как живёшь, планета?»

Оформление: название праздника, картинки, изображающие природу планеты.

Участники команды: 7а, 7б кл.

Ход.

Ведущий: Сегодня мы проводим экологическую викторину «Как живёшь, планета?»

Команды все в сборе. Болельщики на месте. Оценивать команды будут жюри в составе 3-х человек.

    Итак, науку об окружающей среде, о нашем доме – планете Земля, называют экологией. Экология изучает все взаимоотношения живых организмов со средой обитания и влияние деятельности человека на окружающий мир.  Человек изменяет природную среду, иногда полностью её разрушает. Все мы обязаны своей жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей.

Замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля  и пересесть из него просто некуда».

Человек сегодня – никакой не властелин и не царь природы. А чтобы охранять и защищать природу, нужно знать все процессы, которые протекают в ней.

Сейчас мы посмотрим , насколько глубоки наши знания о природе.

Слушаем приветствия и представления команд:

1 Команда;

2 Команда.

1. Конкурс «Разминка»

Ребята, вы знаете, что все живые организмы живут в разных средах обитания. И каждое животное и растение приспособилось к своей среде.

Первый вопрос (на обсуждение 30 сек.)

  1. Почему в холодную погоду многие животные спят, свернувшись клубком?

(Свернувшись, животное значительно уменьшает наружную  поверхность тела, что ведёт к уменьшению отдачи тепла)

  1. Почему перья водоплавающих птиц не намокают?

(Перья постоянно смазываются жиром из специальной железы)

  1. Почему на пушных зверей охотятся зимой, а не летом?

(Зимой у них развивается подшёрсток, что уменьшает теплоотдачу)

  1. Почему цветы, распускающиеся ночью, имеют белую окраску?

(Насекомые, опыляющие цветы, хорошо видят ночью только белый цвет)

Жюри подводит итоги конкурса и приветствия.

Максимальный балл – 4

2. Конкурс «Назови вид хозяйственной деятельности»

Природные ресурсы не создаются трудом человека. Они являются средством существования человека и всё более и более эксплуатируются им.

Задания командам: я называю место, где человек занимается хозяйственной деятельностью, а вы за 30 секунд должны назвать, какой вред этой среде приносит человек.

Например: болото-осушение, загрязнение и т.д.

1-ой Команде:  лес (рубка, сбор трав и цветов, пожар, отдых); звери (охота, браконьерство).

2-ой Команде: луг ( косьба, вытаптывание, пастбище); река(плотина, орошение).

Конкур оценивается по 4-бальной системе.

3. Конкурс «Чёрный ящик».

Внимание! На один вопрос даётся 1 минута.

Берега Матырского водохранилища оголены. Идёт процесс разрушения берегов. Какой породой деревьев нужно обсаживать берега, чтобы их укрепить? Почему?

При ведении берегоукрепительных полос часто используют ольху и иву, но чаще иву. Она не только укрепляет берега, но и очищает реки от ила, препятствует заносу песком русла, ведёт «глубокую разведку» : корни её проникают на 2,5 метра в глубину, а то и на 3 метра прямо в водоносный слой и там как бы «откупоривают» его, давая начало родникам.

4. Конкурс «Ваша версия» (капитаны)

1-е задание

Это был необычный дождь: то зелёные струи воды, то красные, а лужицы по земле переливались разными цветами радуги, но чаще всего ржавого цвета. На деревьях появились бурые и чёрные пятна, а на реке рыба всплыла вверх брюхом.

Почему погибла рыба? Что за необычный дождь прошёл над лесом?

(Кислотный дождь)

2-е задание

Здесь была цветущая поляна: увяли ландыши весной, медуница летом, произрастали душица и зверобой. Но сейчас это голое место: цветов уже нет, да и травы уже не видно, одна утоптанная, как асфальт, чёрная земля.

Что произошло на лесной поляне? Куда исчезли растения и почему?

Ваша версия.

(Неумеренный сбор лекарственных растений, вытаптывание)

Оценка конкурса – 4 балла.

5. Конкурс «Один вопрос – 3 ответа»

Выбрать их 3-х ответов 1 правильный. У вас есть знаки с цифрами 1,2,3. Вы поднимаете ту цифру, которую считаете нужной.

  1. Сколько нас сейчас на Земле?

(около 7 млрд., 4 млрд., более 10 млрд.)

  1. А были ли заповедники в царской России?

(Начали появляться, да, конечно, не было)

(До 1915 г. В России  было несколько частных и общественных заповедников в Сибири. В 1915 году были созданы первые государственные охотничьи заповедники Саянский, Баргузинский)

  1. Что такое рациональное природопользование?

(Бери сколько можешь; разумный подход к «бери»; ничего не бери)

  1. Как вы думаете, где лучше строить промышленные предприятия в большом городе?

(За городом; прямо в городе; в зелёной зоне)

  1. Что можно найти в «хвостах» металлургического производства?

(Много чего полезного; ничего в них нет; хвосты – они и есть хвосты)

  1. Где находится озоновый слой Земли?

(У поверхности Земли; далеко от Земли, 25 км; в океане)

  1. От чего образуется большая озоновая дыра?

(От вулканов; от выхлопных газов; от бытовой техники  и высотной авиации)

Озоновый слой образуется газом озоном и находится на высоте 20-25 км от земли. Но подышать им можно на земле во время грозы. Слой нетолстый, но имеет огромное эколого-биологическое значение. Он защищает всё живое на Земле от губительного ультрафиолетового облучения. Это щит жизни на Земле. При прохождении ракеты через озоновый слой, она проделывает около 140 дырок, но они затягиваются. На разрушение озонового слоя оказывает влияние ракетный двигатель авиации и бытовая техника.

  1. А что значат для нас растения?

(Ничего не значат; абсолютно всё; кое-что значат)

Растения создают из неживого живое. Человек без кислорода не протянет и 5 минут.

  1. Стоит ли из города увозить опавшие листья?

(Обязательно стоит; не стоит; их нужно сжигать)

  1. Чем страшна плёнка нефти толщиной всего в 0,5 мм на поверхности океана?

(Мешает дышать живым организмам; препятствует испарению воды; ничем не страшна)

Препятствует испарению. В акватории портов  испарение уменьшается на 25-40%. Круговорот воды в природе нарушается.

6. Конкурс. Мимикой и жестами надо обыграть стихотворение.

1.

Скоро в рощах берез
Зяблики закружатся!..
К нам летят они весной
Без подруг, заранее,
Вдоль по просеке лесной
Скачут в ожидании

С нетерпением зяблиц ждут,-
Ишь, в пути замешкались,
То ль задержаны дождем,
То ль ветрами вешними!»

2.

Этот случай был в апреле:

С юга птицы прилетели,

Таял снег,

А воробья

Выгоняли из жилья:

- Убирайся вон, задира! –

Просвистел ему скворец.

- Ни за что!

Моя квартира!

Я – не временный жилец!

7. Конкурс. Домашнее задание «Поэты России».

Капитаны выходят и вытягивают карточки с названием темы стихотворения ( 4 стихотворения)

(Осень, зима, лето, степь, поле, река, рябина, берёза, лес)

8. Конкурс болельщиков.

Теперь будем находить самого остроумного гостя.

1 Команда. 1) Когда температура тела воробья выше: зимой или летом?

                      2) Может ли парусник утонуть при штормне? (нет, если это птица)

                      3) Какую пользу приносят дятлы? ( они вынимают из-под коры хищников, которые туда            забрались)

               4) У птиц есть особые железы, выделяющие специальную жидкость для смазывания перьев. Почему это необходимо? (чтобы перья не скрипели)

                     5) Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не разговаривает)

                     6) Какая птица похожа на утку? (селезень)

                     7) Можно ли поймать журавля? (нет, если синица в руках)

2 Команда. 1) Назовите птицу-кашевар (Сорока)

                       2) Лошадь из класса пернатых (Страус)

                      3) Какая птица всю жизнь боится за свою жизнь? (Трясогуска)

                       4) Самая опасная для леса птица (Горихвостка)

                        5) Какая птица носит имя девочки? (Галка)

                        6) Какая птица играет в подкидного? (Кукушка)

                         7) Какая птица знает только одну букву? (Сорока)

9. Блицконкурс (3 минуты).

Этот конкурс рассчитан на эрудированность команды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий экологического праздника "Волшебница-осень"

Данное мероприятие будет полезно учителям начальных классов, работающих в специальной коррекционной школе VIII вида....

Сценарий экологического спектакля "Мой двор"

В спектакле участвуют ребята разного возраста. Весна. Обычный  двор города Череповца. Звучит веселая песенка. На скамеечке сидит баба Клава, рядом в песочнице играет её внук Витя. На сцену в...

Сценарий экологического конкурса «Причуды природы»

Во все времена люди не перестают восхищаться природой. Всю свою жизнь человек тысячами невидимых нитей связан с ней. Он, да и все живое, часть ее. Природа кормит и...

Сценарий экологического КВН "ВСе о доме"

Методической разработки сценария  экологического КВН «Все о ДОМЕ»    направлена на формирование взглядов и убеждений школьников, обеспечивающих становление...

Сценарий экологического мероприятия в 6 классе. Экологический репортаж "Дороже нет родной земли"

Открытое мероприятие на районном семинаре заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе.   Основная цель мероприятия: развитие интеллектуальных способностей в области экологии, тво...

Сценарий экологической агитбригады "Экологический патруль"

Сценарий подойдет для школьного выступлении на конкурсе агитбригад по тематике "Экология". Расчитан на 10 выступающих 6-7 класса. Продолжттельность выступления 7-10 минут....