АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (РАС)
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему

Савина Виктория Владимировна

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (РАС)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_bio_ras.docx59.67 КБ

Предварительный просмотр:

АООП по биологии

На 2017-2018 учебный год

9 класс

количество часов 68 часов в год 2 часа в неделю

планирование составлено на основе

сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.Н.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011

Составитель: учитель биологии Савина В.В.

г. Москва

Пояснительная записка

(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с РАС

РАС являются достаточно распространенной проблемой детского возраста и характеризуются нарушением развития коммуникации и социальных навыков.

Общими являются аффективные проблемы и трудности развития активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, установка на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность поведения детей. РАС связаны с особым системным нарушением психического развития ребенка, проявляющимся в  становлении его аффективно-волевой сферы, в когнитивном и личностном развитии.

В настоящее время говорят уже не только о детском аутизме, но и о широком круге расстройств аутистического спектра. Происхождение РАС накладывает отпечаток на характер и динамику нарушения психического развития ребенка, определяет сопутствующие трудности, влияет на прогноз социального развития. Вместе с тем, вне зависимости от этиологии степень нарушения (искажения) психического развития при аутизме может сильно различаться. При этом у многих детей диагностируется легкая или умеренная умственная отсталость, вместе с тем расстройства аутистического спектра обнаруживаются и у детей, чье интеллектуальное развитие оценивается как нормальное и даже высокое. Нередки случаи, когда дети с выраженным аутизмом проявляют избирательную одарённость. В соответствии с тяжестью аутистических проблем и степенью нарушения (искажения) психического развития выделяется четыре группы детей, различающихся целостными системными характеристиками поведения: характером избирательности во взаимодействии с окружающим, возможностями произвольной организации поведения и деятельности, возможными формами социальных контактов, способами аутостимуляции, уровнем психоречевого развития. Приводим характеристики, наиболее значимые для организации начального обучения, начиная от самых тяжёлых форм к более лёгким:

Первая группа. Дети почти не имеют активной избирательности в контактах со средой и людьми, что проявляется в их полевом поведении. Они практически не реагируют на обращение и сами не пользуются ни речью, ни невербальными средствами коммуникации, их аутизм внешне проявляется как отрешенность от происходящего.

Дети будто не видят и не слышат, могут не реагировать явно даже на физический дискомфорт. Тем не менее, пользуясь в основном периферическим зрением, они редко ушибаются и хорошо вписываются в пространственное окружение, бесстрашно карабкаются, ловко перепрыгивают, балансируют. Не вслушиваясь, не обращая ни на что явного внимания, в своем поведении могут показывать неожиданное понимание происходящего. Полевое поведение, которое демонстрирует ребенок в данном случае, принципиально отличается от полевого поведения умственно отсталого ребенка. Ребенок с РАС отличается от гиперактивных и импульсивных детей: не откликается, не тянется, не хватает, не манипулирует предметами, а скользит мимо. Отсутствие возможности активно и направленно действовать с предметами проявляется в характерном нарушении формирования зрительно-двигательной координации.

Этих детей можно мимолетно заинтересовать, но привлечь к минимально развернутому взаимодействию крайне трудно. При активной попытке сосредоточить ребенка, он может сопротивляться, но как только принуждение прекращается, он успокаивается. Негативизм в этих случаях не выражен активно, дети не защищаются, а просто уходят от неприятного вмешательства.

При столь выраженных нарушениях организации целенаправленного действия дети с огромным трудом овладевают навыками самообслуживания, также как и навыками коммуникации. Они мутичны, хотя известно, что многие из них время от времени могут повторить за другими привлекшее их слово или фразу, а иногда откликнуться и неожиданно прокомментировать происходящее.

Эти слова без специальной помощи плохо закрепляются для активного использования, остаются эхом увиденного или услышанного. При явном отсутствии активной собственной речи, их понимание обращенной речи остается под вопросом. Так, дети могут проявлять явную растерянность, непонимание простой и прямо адресованной им инструкции и, в то же время, эпизодически демонстрировать адекватное восприятие значительно более сложной речевой информации, прямо им не направленной и воспринятой из разговоров окружающих.

При овладении навыками коммуникации с помощью карточек с изображениями, словами, в некоторых случаях письменной речью с помощью клавиатуры компьютера, эти дети могут показывать понимание происходящего значительно более полное, чем это ожидается окружающими. Они также могут показывать способности в решении сенсомоторных задач, в действиях с досками с вкладышами, с коробками форм, их сообразительность проявляется и в действиях с бытовыми приборами, телефонами, домашними компьютерами.

Даже про этих, глубоко аутичных детей нельзя сказать, что они не выделяют человека из окружающего и не имеют потребности в общении и привязанности к близким. Они разделяют своих и чужих, это видно по меняющейся пространственной дистанции и возможности тактильного контакта, радуются, когда их кружат, подбрасывают. Именно со взрослым эти дети проявляют максимум доступной им избирательности: могут взять за руку, подвести к нужному им объекту и положить на него руку взрослого.

Существуют отработанные методы установления и развития эмоционального контакта с такими детьми. Задачами последующей работы является постепенное вовлечение их во все более развернутое взаимодействие со взрослыми, в контакты со сверстниками, выработка навыков коммуникации и социально-бытовых навыков, и максимальная реализация открывающихся в этом процессе возможностей эмоционального, интеллектуального и социального   развития ребенка. Реализация этих задач требует индивидуальной программы обучения такого ребенка. Эта индивидуальная программа должна предусматривать и включение его в группу других детей. У этого глубоко аутичного ребенка есть в этом внутренняя потребность, через других детей ему легче воспринимать учебную информацию, следуя за ними, легче выполнять требования взрослого.

Вторая группа. Дети имеют лишь самые простые формы активного контакта с людьми, используют стереотипные формы поведения, в том числе речевого, стремятся к скрупулёзному сохранению постоянства и порядка в окружающем. Их аутистические установки более выражаются в активном негативизме (отвержении).

В сравнении с первыми, эти дети значительно более активны в развитии взаимоотношений с окружением. В отличие от пассивного ребенка первой группы, для которого характерно отсутствие активной избирательности, поведение этих детей не полевое. У них складываются привычные формы жизни, однако они жестко ограничены и ребенок стремится отстоять их неизменность: здесь максимально выражено стремление сохранения постоянства в окружающем, в привычном порядке жизни - избирательность в еде, одежде, маршруте прогулок. Эти дети с подозрением относятся ко всему новому, могут проявлять выраженный сенсорный дискомфорт, брезгливость, бояться неожиданностей, они легко фиксируют испуг и, соответственно, могут накапливать стойкие страхи. Неопределенность, неожиданный сбой в порядке происходящего, могут дезадаптировать ребенка и спровоцировать поведенческий срыв, который может проявиться в активном негативизме, генерализованной агрессии и самоагрессии.

В привычных же, предсказуемых условиях они могут быть спокойны, довольны и более открыты к общению. В этих рамках они легче осваивают социально-бытовые навыки и самостоятельно используют их в привычных ситуациях. В сложившемся моторном навыке такой ребенок может проявить умелость, даже искусность: нередки прекрасный каллиграфический почерк, мастерство в рисунке орнамента, в детских поделках и.т.п. Сложившиеся навыки прочны, но они слишком жестко связаны с теми жизненными ситуациями, в которых были выработаны и необходима специальная работа для перенесения их в новые условия. Характерна речь штампами, требования ребенка выражаются словами и фразами в инфинитиве, во втором или в третьем лице, складывающимися на основе эхолалии (повторения слов взрослого – «накрыть», «хочешь пить» или подходящих цитат из песен, мультфильмов). Речь развивается в рамках стереотипа и тоже привязана к определенной ситуации.

Именно у этих детей в наибольшей степени обращают на себя внимание моторные и речевые стереотипные действия (особые, нефункциональные движения, повторения слов, фраз, действий – как разрывание бумаги, перелистывание книги). Они субъективно значимы для ребенка и могут усилиться в ситуациях тревоги: угрозы появления объекта страха или нарушения привычного порядка. Это могут быть примитивные стереотипные действия, а могут быть и достаточно сложные, как рисунок, пение, порядковый счет, или даже значительно более сложная математическая операция – важно, что это упорное воспроизведение одного и того же действия в стереотипной форме. Эти стереотипные действия ребенка важны ему для стабилизации внутренних состояний и защиты от травмирующих впечатлений извне. При успешной коррекционной работе нужды аутостимуляции могут терять свое значение и стереотипные действия, соответственно, редуцируются.

В стереотипных действиях аутостимуляции могут проявляться не реализуемые на практике возможности такого ребенка: уникальная память, музыкальный  слух, одаренность  в  математических  вычислениях, лингвистические способности. В привычных рамках упорядоченного обучения часть таких детей может усвоить программу не только коррекционной (специальной), но и массовой школы. Проблема в том, что знания без специальной работы осваиваются детьми механически, укладываются в набор стереотипных формулировок, воспроизводимых ребенком в ответ на вопрос, заданный в привычной форме. Надо понимать, что эти механически освоенные знания без специальной работы не смогут использоваться ребенком в реальной жизни. Проблемой этих детей является крайняя фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность картины мира сложившимся узким жизненным стереотипом.

Ребенок этой группы очень привязан к своим близким, введение его в детское учреждение может быть осложнено этим обстоятельством. Тем не менее, эти дети, как правило, хотят идти в школу, интересуются другими детьми и включение их в детский коллектив необходимо для развития гибкости в их поведении, возможности подражания и смягчения жестких установок сохранения постоянства в окружающем. При всех проблемах социального развития, трудностях адаптации к меняющимся условиям такой ребенок при специальной поддержке в большинстве случаев способен обучаться в условиях детского учреждения.

Третья группа. Дети имеют развёрнутые, но крайне косные формы контакта с окружающим миром и людьми – достаточно сложные, но жёсткие программы поведения (в том числе речевого), плохо адаптируемые к меняющимся обстоятельствам, и стереотипные увлечения. Это создаёт экстремальные трудности во взаимодействии с людьми и обстоятельствами, их аутизм проявляется как поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодействие.

Эти дети стремятся к достижению, успеху, и их поведение можно назвать целенаправленным. Проблема в том, что для того, чтобы активно действовать, им требуется полная гарантия успеха, переживания риска, неопределенности их дезорганизуют. Если в норме самооценка ребенка формируется в ориентировочно-исследовательской деятельности, в реальном опыте удач и неудач, то для этого ребенка значение имеет только стабильное подтверждение своей успешности. Он мало способен к исследованию, гибкому диалогу с обстоятельствами и принимает лишь те задачи, с которыми заведомо может справиться.

Стереотипность этих детей в большей степени выражается в стремлении сохранить не постоянство их окружения, а неизменность собственной программы действий, необходимость по ходу менять программу действий (а этого и требует диалог) может спровоцировать у такого ребенка аффективный срыв. Близкие, в связи со стремлением такого ребенка во чтобы то ни стало настоять на своем, часто оценивают его как потенциального лидера. Это ошибочное мнение, поскольку неумение вести диалог, договариваться, находить компромиссы и выстраивать сотрудничество, не только нарушает взаимодействие ребенка со взрослыми, но и выбрасывает его из детского коллектива.

При огромных трудностях выстраивания диалога с обстоятельствами дети способны к развернутому монологу. Их речь грамматически правильная, развернутая, с хорошим запасом  слов  может   оцениваться  как слишком правильная и взрослая  -«фонографическая».  При  возможности сложных монологов  на  отвлеченные  интеллектуальные  темы  этим  детям  трудно поддержать простой разговор.

Умственное развитие таких детей часто производит блестящее впечатление, что подтверждается результатами стандартизированных обследований. При этом, в отличие от других детей с РАС, их успехи более проявляются в вербальной, а не в невербальной области. Они могут рано проявить интерес к отвлеченным знаниям и накопить энциклопедическую информацию по астрономии, ботанике, электротехнике, генеалогии, и производят впечатление «ходячих энциклопедий». При блестящих знаниях в отдельных областях, связанных с их стереотипными интересами, дети имеют ограниченное и фрагментарное представление о реальном окружающем мире.

Они получают удовольствие от самого выстраивания информации в ряды, ее систематизации, однако эти интересы и умственные действия тоже стереотипны, мало связаны с реальностью и являются для них родом аутостимуляции.

При значительных достижениях в интеллектуальном и речевом развитии эти дети гораздо менее успешны в моторном - неуклюжи, крайне неловки, у них страдают навыки самообслуживания. В области социального развития они демонстрируют чрезвычайную наивность и прямолинейность, нарушается развитие социальных навыков, понимания и учета подтекста и контекста происходящего. При сохранности потребности в общении, стремлении иметь друзей, они плохо понимают другого человека.

Характерным является заострение интереса такого ребенка к опасным, неприятным, асоциальным впечатлениям. Стереотипные фантазии, разговоры, рисунки на темы «страшного» тоже являются особой формой  аутостимуляции.

В этих фантазиях ребенок получает относительный контроль над испугавшим его рискованным впечатлением и наслаждается им, воспроизводя снова и снова.

В раннем возрасте такой ребенок может оцениваться как сверходаренный, позже  обнаруживаются  проблемы  выстраивания  гибкого  взаимодействия, трудности произвольного сосредоточения, поглощенность собственными сверхценными стереотипными интересами. При всех этих трудностях, социальная адаптация таких детей, по крайней мере, внешне, значительно более успешна, чем в случаях двух предыдущих групп. Эти дети, как правило, обучаются по программе массовой школы в условиях класса или индивидуально, могут стабильно получать отличные оценки, но и они крайне нуждаются в постоянном специальном сопровождении, позволяющем им получить опыт диалогических отношений, расширить круг интересов и представление об окружающем и окружающих, сформировать навыки социального поведения.

Четвертая группа. Для этих детей произвольная организация очень сложна, но в принципе доступна. Они быстро устают, могут истощаться и перевозбуждаться, имеют выраженные проблемы организации внимания, сосредоточения на речевой инструкции, ее полного понимания. Характерна задержка в психоречевом и социальном развитии. Трудности взаимодействия с людьми и меняющимися обстоятельствами проявляются в том, что, осваивая навыки взаимодействия и социальные правила поведения, дети стереотипно следуют им и теряются при неподготовленном требовании их изменения. В отношениях  с   людьми   проявляют   задержку  эмоционального  развития, социальную незрелость, наивность.

При всех трудностях, их аутизм наименее глубок, он выступает уже не как защитная установка, а как лежащие на поверхности трудности общения -ранимость, тормозимость в контактах и проблемы организации диалога и произвольного взаимодействия. Эти дети тоже тревожны, для них характерно легкое возникновение чувства сенсорного дискомфорта, они готовы испугаться при нарушении привычного хода событий, смешаться при неудаче и возникновении препятствия. Отличие их в том, что они более, чем другие, ищут помощи близких, чрезвычайно зависят от них, нуждаются в постоянной поддержке и ободрении. Стремясь получить одобрение и защиту близких, дети становятся слишком зависимы от них: ведут себя чересчур правильно, боятся отступить от выработанных и зафиксированных форм одобренного поведения.

В этом проявляется их типичная для любого аутичного ребенка негибкость и стереотипность.

Ограниченность такого ребенка проявляется в том, что он стремится строить свои отношения с миром только опосредованно, через взрослого человека. С его помощью он контролирует контакты со средой, и старается обрести устойчивость в нестабильной ситуации. Вне освоенных и затверженных правил поведения эти дети очень плохо организуют себя, легко перевозбуждаются и становятся импульсивными. Понятно, что в этих условиях ребенок особенно чувствителен к нарушению контакта, отрицательной оценке взрослого. Потеряв связь со своим эмоциональным донором, переводчиком и упорядочивателем смыслов происходящего вокруг, такой ребенок останавливается в развитии и может регрессировать к уровню, характерному для детей второй группы.

Тем не менее, при всей зависимости от другого человека среди всех аутичных детей только дети четвертой группы пытаются вступить в диалог с обстоятельствами (действенный и речевой), хотя и имеют огромные трудности в его организации. Психическое развитие таких детей идет с более равномерным отставанием. Характерны неловкость крупной и мелкой моторики, некоординированность движений, трудности усвоения навыков самообслуживания; задержка становления речи, ее нечеткость, неартикулированность, бедность активного словарного запаса, поздно появляющаяся, аграмматичная фраза; медлительность, неровность в интеллектуальной деятельности, недостаточность и фрагментарность представлений об окружающем, ограниченность игры и фантазии. В отличие от детей третей группы, достижения здесь больше проявляются в невербальной области, возможно в конструировании.

В сравнении с "блестящими", явно вербально интеллектуально одаренными детьми третьей группы, они сначала производят неблагоприятное впечатление: кажутся рассеянными, растерянными, интеллектуально ограниченными. Педагогическое обследование часто обнаруживает у них состояние пограничное между задержкой психического развития и умственной отсталостью. Оценивая эти результаты, необходимо, однако, учитывать, что дети четвертой группы в меньшей степени используют готовые стереотипы -пытаются говорить и действовать спонтанно, вступать в речевой и действенный диалог со средой. Именно в этих прогрессивных для их развития попытках общаться, подражать, обучаться они и проявляют свою неловкость. Трудности их велики, они истощаются в произвольном взаимодействии, и в ситуации истощения и у них могут проявиться моторные стереотипии. Стремление отвечать правильно, мешает им учиться думать самостоятельно, проявлять инициативу. Эти дети также наивны, неловки, негибки в социальных навыках, фрагментарны в своей картине мира, затрудняются в понимании подтекста и контекста происходящего. Однако при адекватном коррекционном подходе именно они дают наибольшую динамику развития и имеют наилучший прогноз психического развития и социальной адаптации. У этих детей мы также встречаемся с парциальной одаренностью, которая имеет перспективы плодотворной реализации.

Представленные группы являются основными ориентирами психологической диагностики, представляя возможные степени и формы нарушения контакта с миром, в которых может реализоваться детский аутизм.

Вместе с тем, оценка тяжести состояния и определение прогноза не могут осуществляться вне понимания того, что ребёнок, даже испытывая самые серьезные трудности, находится в процессе развития. То есть, даже в пределах одной группы детей со сравнимой тяжестью аутистических проблем существуют индивидуальные различия в проявлении тенденций к установлению более активных и сложных отношений с миром.

При успешной коррекционной работе дети в разных пределах могут осваивать более сложные отношения со средой и людьми: формировать активную избирательность, целенаправленность в поведении, осваивать социальные правила, нормы поведения и соответственно продвигаться в речевом и интеллектуальном развитии, в том числе и в период младшего школьного возраста.

Трудности и возможности ребёнка с аутизмом к школьному возрасту значительно различаются и в зависимости от того, получал ли он ранее адекватную специальную поддержку. Вовремя оказанная и правильно организованная психолого-педагогическая помощь позволяет поддержать попытки ребёнка вступить в более активные и сложные отношения с миром и предотвратить формирование наиболее грубых форм патологической аутистической защиты, блокирующей его развитие. То есть, уровень психического развития пришедшего в школу ребёнка с РАС, его оснащённость средствами коммуникации и социальными навыками зависят не только от характера и даже степени выраженности первичных биологически обусловленных проблем, но и от социального фактора – качества предшествующего обучения и воспитания.

Широкий спектр различий детей с РАС обусловлен и тем, что достаточно часто описанные выше типические проблемы детского аутизма, серьезные сами по себе, осложняются и другими патологическими условиями. Синдром детского аутизма может быть частью картины разных аномалий детского развития, разных детских заболеваний, в том числе и процессуального характера. Среди детей с РАС могут быть дети, дополнительно имеющие нарушения моторно-двигательного аппарата, сенсорные аномалии, иные, не впрямую связанные с проблемами аутистического спектра, трудности речевого и умственного развития. РАС могут отмечаться и у детей со сложными и множественными нарушениями развития. Решение об отнесении такого ребенка именно к детям с РАС целесообразно в том случае, если проблемы аутистического круга выходят на первый план в общей картине нарушения его психического и социального развития. Поскольку только смягчение аутистических установок ребенка и вовлечение его в развивающее взаимодействие открывает возможность использования в коррекционной работе методов, разработанных для других категорий детей с ОВЗ и адекватных его индивидуальным образовательным потребностям.

Таким образом, вследствие крайней неоднородности состава детей с РАС диапазон  различий  в  требуемом  уровне  и  содержании  их  начального школьного  образования  должен  быть  максимально  широким, соответствующим возможностям и потребностями всех таких детей: включать как образование, сопоставимое по уровню и срокам овладения с образованием нормально развивающихся сверстников, так и возможность специального (коррекционного) обучения на протяжении всего младшего школьного возраста.

Образовательная программа составлена

  • сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.Н.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011
  • в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:  И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Общая биология» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2011г.
  • с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии

                                                Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


Задачи раздела «Основы общей биологии»

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования        через систему из 68  уроков и  индивидуальные образовательные маршруты учеников
  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий,

выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы

Развития:

создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе,  закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: 

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и  развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)


Тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

лабораторные

работы

экскурсии

1

Введение в основы общей биологии

4

1

2

Основы учения о клетке

10

1

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

1

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

2

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

7

Учение об эволюции

11

1

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

9

Основы экологии

12

1

1

10

Заключение

1

Итого

68

6

2


Темы и содержание лабораторных  работ:

№1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»;

№2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»;

№3 «Решение генетических задач»;

№4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий»;

№5 «Приспособленность организмов к среде обитания»;

№6 «Оценка санитарно-гигиенического состояния своего рабочего места».

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва, «Вентана-Граф», 2011 год.
  2. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2011 год.
  3. Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2011 год.
  4. «Я иду на урок биологии. Экология. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
  5.  «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
  6. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам – экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.
  7. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.
  8. Компьютерные иллюстрированные определители объектов природы средней полосы России. Московский полевой учебный Центр «Экосистема», 2006 год.
  9. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005 год.

Календарно-тематическое планирование

урока п/п,

дата

К-во

часов

Тема урока

Тип учебного занятия

Методы

Формы

Планируемые результаты

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

ТЕМА 1. Ведение в основы общей биологии, 4 часа

1.

1 неделя сентября

1

Биология – наука о живом мире

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

познакомить с историей накопления биологических знаний человечеством; дать определение биологии как системы биологических наук; расширить знания учащихся о частных биологических науках и кратко охарактеризовать их

таблицы по общей биологии; объекты живой природы из различных систематических групп

самоконтроль

§1

2.

1 неделя сентября

1

Общие свойства живых организмов

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания учащихся о живых организмах; выделить основные свойства живого и охарактеризовать их; показать биологическое разнообразие форм жизни на Земле как важнейшее свойство и ценность живой природы

таблицы по ботанике, зоологии и общей биологии; комнатные растения;

самоконтроль

§2

3.

2 неделя сентября

1

Многообразие форм живых организмов

комбинированный

частично - поисковые

групповые

расширить представления учащихся о разнообразие форм живых организмов на Земле, о биосфере; рассмотреть общие особенности обитателей четырех сред жизни

таблицы «Почва и ее обитатели», «Растительный и животный мир суши», «Морские растения и животные»

самоконтроль

§3

4.

2 неделя сентября

1

Обобщение по теме «Ведение в основы общей биологии»

Проверка знаний

проверка и оценка знаний

Групповые, индивидуальные

закрепить представления учащихся о разнообразие форм живых организмов на Земле, о биосфере, общие особенности обитателей четырех сред жизни

средства обучения к урокам 1-3

контроль

ТЕМА 2. Основы учения о клетке, 10 часов

5.

3 неделя сентября

1.

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

урок изучения нового материала; лабораторное занятие

словесно - наглядные; репродуктивные; практические

групповые; парные

кратко охарактеризовать основные этапы в процессе становления учения о клетке; рассмотреть основные положения клеточной теории в ее современном варианте; сформировать знания о разнообразии клеток и тканей эукариотических организмов

табл. «Общая схема строения растительных и животных клеток»

самоконтроль

§4, задания 1-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

6.

3 неделя сентября

2.

Химический состав клетки

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить учащихся с химическим составом клеток; охарактеризовать неорганические и органические вещества, входящие в состав клеток; показать их значение

табл. «Строение клетки» и «Содержание химических элементов в клетке»

самоконтроль

§5, задания 4-8 в рабочей тетради; таблица; сообще-ния

7.

4 неделя сентября

3.

Белки и нуклеиновые кислоты

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

раскрыть специфические особенности строения органических веществ в клетке – белков и нуклеиновых кислот; показать особенности строения молекул белков и их функции в клетке, особую роль нуклеиновых кислот

табл. по общей биологии «Строение молекулы белка», «Строение ДНК и РНК»

самоконтроль

§6, задания 1-6 в рабочей тетради; продолжить заполнение таблицы

8.

4  неделя сентября

4.

Строение клетки.

Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

групповые; парные

расширить представления об основных принципах структурно-функциональной организации клетки эукариот; охарактеризовать мембрану, ядро и цитоплазму

табл. «Строение растительной и животной клеток»; микроскопы и микропрепараты

самоконтроль

§7, задания 4, 6, 7 в рабочететради

9.

5 неделя сентября-   1 неделя октября

5.

Органоиды клетки и их функции

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

сформировать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мемранного принципа; углубить знания о строении и функциях основных органоидов клетки; объяснить особенности мембранных и немемранных органоидов клетки

табл. «Строение растительной и животной клеток»

самоконтроль

§8, задания 3-6 в рабочей тетради; заполнить таблицу

10.

5 неделя сентября-   1 неделя октября

6.

Обмен веществ и энергии в клетке

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания учеников об обмене веществ как основе существования живых организмов; сформировать знания о сущности метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии в клетке

табл. «Стадии энергетического обмена»

самоконтроль

§9, задания 1, 2, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

11.

2  неделя октября

7.

Биосинтез белков в живой клетке

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

сформировать знания об основном процессе  метаболизма – биосинтеза белка; охарактеризовать два этапа биосинтеза белка – транскрипцию и трансляцию

табл. «Биосинтез белка»

самоконтроль

§10, задания 1, 2, 6 в рабочей тетради

12.

2  неделя октября

8.

Биосинтез углеводов – фотосинтез

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные;

групповые

сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать две фазы фотосинтеза;

табл. «Фотосинтез»

самоконтроль

§11, задания 1, 2, 4, 6 в рабочей тетради

13.

3  неделя октября

9.

Обеспечение клетки энергией

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить и расширить знания учеников об обмене веществ и превращении энергии; сформировать у них понятие о клеточном дыхании как процессе биологического окисления; показать локализацию этапов энергетического обмена

табл. «Энергетический обмен»

самоконтроль

§12, задания 1-3 в рабочей тетради

14.

3  неделя октября

10.

Обобщающий урок «Подведем итоги»

урок проверки и оценки знаний

проверка и оценка знаний

групповые; индивидуальные

систематизировать и обобщить знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки, об особенностях строения растительных и животных клеток, об обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки

средства обучения к урокам  4 -12

контроль

ТЕМА 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез), 5 часов

15.

4  неделя октября

1.

 Анализ проверочной работы. Размножение организмов

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

сформировать знания о размножении как основном свойстве всех организмов; систематизировать знания о типах размножения организмов

табл., иллюстрирующие половое и бесполое размножение организмов

самоконтроль

§14, задания 2, 4-7 в рабочей тетради

16.

4  неделя октября

2.

Деление клетки. Митоз.

Л/р №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

групповые; парные

раскрыть основное биологическое значение размножения клеток как поддержание постоянства клеточного состава организма; охарактеризовать все фазы митоза

табл. «Митотический цикл»; микроскопы и микропрепрепараты

самоконтроль

§14, задание 4-6 в рабочей тетради; заполнить таблицу

17.

5  неделя октября

3.

Образование половых клеток. Мейоз

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные;

групповые

углубить знания о половом размножении на основе изучения мейоза; охарактеризовать первое и второе деления мейоза

табл. «Мейоз», «Схема кроссинговера»

самоконтроль

§15, задания 1, 2, 6-8 в рабочей тетради;

18.

5  неделя октября

4.

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать этапы онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов

табл. «Периоды зародышевого развития»

самоконтроль

§16, задания 1-4 в рабочей тетради, повторить

19.

2 неделя ноября

5.

Обобщающий урок «Основы учения о клетке»

урок проверки и оценки знаний

проверка и оценка знаний

групповые; индивидуальные

систематизировать и обобщить знания о сущности размножения и его биологической роли; о цитологических основах бесполого и полового размножения

средства обучения к урокам 14 - 17

самоконтроль

подготовить сообщения

ТЕМА 4. Основы учения о наследственности и изменчивости, 11 часов

20.

2  неделя ноября

1.

Анализ проверочной работы. Наука генетика. Из истории развития генетики

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

познакомить с историей развития науки о наследственности и изменчивости организмов;

портреты ученых-генетиков

самоконтроль

§17, задания 1-3, 7 в рабочей тетради

21.

3  неделя ноября

2.

Основные понятия генетики

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

раскрыть содержание основных понятий генетики; охарактеризовать теоретическое и прикладное значение генетики

табл. «Строение и функционирование гена»

самоконтроль

§18, задания 1, 2, 5 в рабочей тетради; подготовить сообщения

22.

3  неделя ноября

3.

Генетические опыты Г.Менделя

комбинированный

словесно - наглядные; частично - поисковые

групповые

раскрыть сущность гибридологического метода изучения наследования признаков; раскрыть сущность первого и второго законов Менделя и дать их формулировку;

табл. «Моногибридное скрещивание и его цитологическая основа»

самоконтроль

§19, задания 1-3, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

23.

4 неделя ноября

4.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Л/р №3 «Решение генетических задач»

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

групповые; парные

формировать понятие о дигибридном скрещивании; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку

табл.

самоконтроль

§20, задания 4-8 в рабочей тетради;

24.

4 неделя ноября

5.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

формировать основные понятия хромосомной теории: о кариотипе, сцеплении генов, группе сцепления генов; раскрыть закономерности сцепленного наследования генов

табл. «Морфология хромосом», «Схема кроссинговера»

самоконтроль

§21, задания 1, 3, 4, 6-8 в рабочей тетради

25.

1 неделя декабря

6.

Взаимодействие аллельных и их множественное действие

комбинированный

словесно - наглядные;  частично - поисковые

групповые

формировать диалектическое представление о генотипе как целостной сбалансированной системе взаимодействующих генов;

табл. «Взаимодействие аллельных генов»

самоконтроль

§22, задания 4-6 в рабочей тетради

26.

1 неделя декабря

7.

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить учащихся с основными способами определения пола у многоклеточных организмов; показать роль хромосом половых клеток в генетическом механизме определения пола

табл. «Кариотипы человека и животных», «Закономерности наследования, сцепленного с полом»

самоконтроль

§23, задания 4-16 в рабочей тетради

27.

2 неделя декабря

8.

Наследственная (генотипическая) изменчивость Л/р №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий»

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания об изменчивости как фундаментальном свойстве организмов; раскрыть сущность наследственной мутационной изменчивости

табл. «Мутации»

самоконтроль

§25, задания 4-6 в рабочей тетради

28.

2 неделя декабря

9.

Другие типы изменчивости.

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

групповые; парные

расширить знания об изменчивости организмов; сформировать знания о модификационной изменчивости и причинах ее проявления

табл. «Виды изменчивости», «Закономерности фенотипической изменчивости»

самоконтроль

§26, задания 1-6 в рабочей тетради

29.

3 неделя декабря

10.

Наследственные болезни человека

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

расширить знания учащихся об использовании достижений генетики в медицине; объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, которые определяются генами, расположенными в половых хромосомах

самоконтроль

§24, задания 1, 2, 5-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения

30

3 неделя декабря

11.

Обобщающий урок «Подведем итоги»

урок проверки и оценки знаний

проверка и оценка знаний

групповые; индивидуальные

проконтролировать знания по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

средства обучения к урокам 19-28

самоконтроль

подготовить сообщения

ТЕМА 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов, 5 часов

31.

4 неделя декабря

1.

Генетические основы селекции организмов

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

расширить знания о селекции организмов как науке; познакомить с историей селекции; сформировать знания о главных методах селекции организмов

табл. «Методы селекции», «Породы животных»

самоконтроль

§27, задания 1-4 в рабочей тетради; подготовить сообщения

32.

4 неделя декабря

2.

Особенности селекции растений

комбинированный

словесно - наглядные;

частично - поисковые

групповые

углубить знания о селекции растений; сформировать знания об основных методах селекции растений

гербарий культурных растений;

самоконтроль

§28, задания 1-3, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

33.

3 неделя января

3.

Центры многообразия происхождения культурных растений

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания о культурных растениях и их происхождении; познакомить с работами Н.И.Вавилова; раскрыть значение учения о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции

географическая карта мира; табл. «Центры происхождения культурных растений»

самоконтроль

§29, задания 3-5 в рабочей тетради; подготовить сообщения

34.

3 неделя января

4.

Особенности селекции животных

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания о домашних животных и их происхождении; показать роль современных методов в селекционной работе по созданию новых пород животных

табл. «домашние животные»; фотографии элитных животных

самоконтроль

§30, задания 4-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения

35.

4 неделя января

5.

Основные направления селекции микроорганизмов

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

расширить знания об использовании микроорганизмов человеком; сформировать знания об особенностях селекции микроорганизмов

табл. «Многообразие микроорганизмов»

самоконтроль

§31, задания 1-4, 7 в рабочей тетради

ТЕМА 6. Происхождение жизни и развитие  органического мира, 5 часов

36.

4 неделя января

1.

Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

показать развитие идей о происхождении жизни на нашей планете; ознакомить с разными взглядами на происхождение жизни

табл. по общей биологии

самоконтроль

§32, задания 1-3, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

37.

1 неделя февраля

2.

Современные гипотезы возникновения жизни на Земле

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

начать формирование системы знаний   о возникновении жизни естественным путем; формировать знания о путях преобразования химических элементов в условиях первобытной Земли

табл. «Схемы возникновения протобиополимеров»

самоконтроль

§33, задания 5, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

38.

1 неделя февраля

3.

 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

формировать представления о начальных этапах биологической эволюции; проанализировать значение появления хлорофиллов, эукариот и фотосинтеза для дальнейшего развития жизни на Земле

табл. «Цианобактерии», «Фотосинтез»

самоконтроль

§34, задания 2, 5, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

39.

2 неделя февраля

4.

Этапы развития жизни на Земле

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить с общим ходом развития жизни на Земле; формировать представления о разделении истории Земли  и развития жизни на ней на эры и периоды

табл. «История развития жизни на Земле»; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных»

самоконтроль

§35, задание 4 в рабочей тетради; подготовить сообщения

40.

2 неделя февраля

5.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

комбинированный

частично - поисковые

групповые

выделить основные стадии в эволюции возникновения приспособлений организмов к наземному образу жизни

самоконтроль

§35, вопросы в рабочей тетради

ТЕМА 7. Учение об эволюции, 12 часов

41.

3 неделя февраля

1.

Идеи развития органического мира в биологии

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

познакомить с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в античные времена и в Средние века; познакомить с системой органического мира К.Линнея и показать ее значение; сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарка

портреты ученых

самоконтроль

§36, задания 4-6 в рабочей тетради; подготовит сообщения

42.

3 неделя февраля

2.

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить с основными положениями эволюционной теории Ч.Дарвина; сформировать знания о движущих силах эволюции

табл. «Естественный отбор»

самоконтроль

§37, задания 1, 2, 7 в рабочей тетради

43.

4 неделя февраля

3.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания о движущих силах эволюции; углубить знания об эволюционном значении наследственности и изменчивости организмов; расширить знания о естественном отборе, его формах

табл. «Естественный отбор», «Искусственный отбор», «Борьба за существование

самоконтроль

§37, подготовить сообщения

44.

4 неделя февраля

4.

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить и расширить знания о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде  обитания; формировать умение использовать знания закономерностей для объяснения фактов и явлений, наблюдаемых в живой природе

табл. «Приспособленность и ее относительный характер»; комнатные растения, коллекции насекомых

самоконтроль

§37, подготовить сообщения

45.

1 неделя марта

5.

Современные представления об эволюции органического мира

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомит с современными представлениями об эволюции органического мира; углубить знания о популяции как структурной единицы вида и элементарной единицы эволюции

табл. иллюстрирующие популяцию и вид; гербарий растений

самоконтроль

§38, задания 1, 2, 6, 7 в рабочей тетради

46.

1 неделя марта

6.

Вид, его структура и особенности

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить и расширить знания как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции жизни; сформировать знания о структуре и критериях вида

табл. «Критерии вида»

самоконтроль

§39, задания 4-6 в рабочей тетради; заполнить таблицу

47.

2 неделя марта

7.

Процесс образования новых видов – Видообразование

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

формировать понятие о видообразовании как результате микроэволюции; раскрыть причины образования новых видов; охарактеризовать два пути видообразования - аллотропический и симпатрический

табл. «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование»

самоконтроль

§40, задания 6-8 в рабочей тетради

48.

2 неделя марта

8.

Макроэволюция – результат микроэволюций

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

уточнить понятие «микроэвоюция»; раскрыть сущность понятия «макроэволюции» как надвидового эволюционного процесса

табл. «Современная система органического мира»

самоконтроль

§41, задания 4, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

49.

3 неделя марта

9.

Основные направления эволюции

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

охарактеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса;

табл. «Современная система органического мира»

самоконтроль

§42, подготовить сообщения

50

3 неделя марта

10.

Основные закономерности эволюции. Л/р №5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

закрепит знания о макроэволюции как надвидовой эволюции; формировать понятие о биологическом прогрессе и  биологическом регрессе»;

табл. «Современная система органического мира»

самоконтроль

§43, подготовить сообщения

51.

4 неделя марта

11.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов

комбинированный

словесно - наглядные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания о влиянии человеческой деятельности на микроэволюционные процессы в популяциях; раскрыть проблему вымирания и сохранения редких видов

табл. «Биологический круговорот в биосфере»

самоконтроль

§повторить материалы главы «Учение об эволюции»

ТЕМА 8. Происхождение человека, 6 часов

52.

4 неделя марта

1.

Место и особенности человека в системе органического мира

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

формировать знания о происхождении человека от животных; описать систематическое положение человека; отметить коренные различия между человекообразными обезьянами и человеком

табл. «Систематическое положение человека», «Скелеты человека и  человекообразных обезьян»

самоконтроль

§44, заполнить таблицу; подготовить сообщения

53.

2 неделя апреля

2.

Доказательства эволюционного происхождения человека

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить с историей становления научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека; показать вклад Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина в разработку проблемы происхождения человека

табл. «Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами»

самоконтроль

§45, задания 1-3, 8, 9 в рабочей тетради; подготовить сообщения

54.

2 неделя апреля

3.

Этапы эволюции вида Человек разумный

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания об эволюции органического мира; познакомить со стадиями эволюции человека;

табл. «Стадии эволюции человека»

самоконтроль

§46, задания 1-5 в рабочей тетради; подготовить сообщения

55.

3 неделя апреля

4.

Биосоциальная сущность вида Человек разумный

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания об этапах антропогенеза; расширить знания об особенностях внешнего строения о образа жизни кроманьонцев; раскрыть биосоциальную сущность человека

табл. «Стадии эволюции человека», «Ископаемые люди»

самоконтроль

§47, задания 1-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

56.

3 неделя апреля

5.

Человеческие расы, их родство и происхождение

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания о роли труда в происхождении и развитии современного человека; сформировать знания об особенностях рас человека; раскрыть единство происхождения всех рас человека

табл. «Человеческие расы»; изображения и фотографии людей разных рас

самоконтроль

§48, задания 1, 5-8 в рабочей тетради; подготовить сообщения

57.

4 неделя апреля

6.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

комбинированный

словесно - наглядные; частично - поисковые

групповые

проследить историю взаимоотношений человека и биосферы; проанализировать последствия сельскохозяйственной и промышленной революции

табл. «Биосфера»

самоконтроль

§49, задания 3-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

ТЕМА 9. Основы экологии, 12 часов

58.

4 неделя апреля

1.

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

формировать представление об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов и их разнообразии; сформировать знания о среде жизни на Земле

табл. «Среды жизни на Земле», рис. 74 учебника; табл. с типичными обитателями воды, суши, почвы и организма

самоконтроль

§50, задания 1, 3, 5, 7 в рабочей тетради; подготовить сообщения

59.

5 неделя апреля

2.

Закономерности действия факторов среды на организмы

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить с существованием общих законов действия факторов среды на организмы; раскрыть сущность закона оптимума; охарактеризовать закон ограничивающего фактора

табл. «Закон оптимума», «Обращение Земли вокруг Солнца»

самоконтроль

§51, задания 4-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения

60.

5 неделя апреля

3.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания о приспособленности организмов к факторам среды; формировать понятия «жизненная форма» и «экологическая группа»

табл. «Жизненные формы растений»; изображения растений и животных - представителей разных экологических групп

самоконтроль

§52, задания 3-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

61.

1 неделя мая

4.

Биотические связи в природе.

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

групповые; парные

сформировать знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе; охарактеризовать типы биотических связей между организмами;

табл. «Пищевые цепи и сети питания», «Экологические пирамиды»

самоконтроль

§53, задания 5, 6 в рабочей тетради

62.

1 неделя мая

5-6.

Популяции как форма существования видов в природе

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

формировать понятие о популяциях как особых надорганизменных системах; рассмотреть основные качественные, количественные характеристики популяций

рассмотреть основные динамические характеристики популяций; охарактеризовать процесс роста популяций и механизмы его регуляции»

табл. «Биологический вид и его структура»

самоконтроль

§54-55, задания 2, 4 в рабочей тетради; подготовить сообщения

 задания 1, 2, 4, 6, 7 в рабочей тетради;

63.

2 неделя мая

7.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания о таких природных надорганизменных системах, как биоценозы; раскрыть роль конкурентных межвидовых отношений в определении видового состава биоценозов

табл. «Биоценоз», «Лес», «Луг» и др.

самоконтроль

§56, задания 7-11 в рабочей тетради; подготовить сообщения

64.

2 неделя мая

8.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.  

урок - экскурсия

частично - поисковые

групповые

сформировать понятие о биогеоценозе и экосистеме как о  закономерном образовании, состоящем из биоценоза и соответствующего биотопа; сформировать понятие о продуцентах, консументах, редуцентах и их роли в экосистемах

табл. «Биоценозы дубравы», «Биосфера», портрет В.И.Вернадского

самоконтроль

§57, задания 3-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения

3 неделя мая

Развитие и смена биогеоценозов.

урок - экскурсия

частично - поисковые

групповые

сформировать знания об экосистемах как саморегулирующихся и саморазвивающихся биосистемах; формировать понятие об экологической сукцессии, ее причинах и значении

табл. «Зарастание водоема», гербарии растений

самоконтроль

§58, задания 4, 7, 8 в рабочей тетради; подготовить сообщения

65.

3 неделя мая

9-10.

Основные законы устойчивости живой природы

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания о механизмах устойчивости биосистем разного масштаба; рассмотреть принцип цикличности

табл. «Биоценозы дубравы», «Биологический круговорот веществ в природе»

самоконтроль

§59, задания 4, 5 в рабочей тетради; подготовить сообщения

66.

4 неделя мая

11.

Рациональное использование природы и ее охрана Л.р. №6
«Оценка санитарно-гигиенического состояния своего рабочего места»

комбинированный

словесно - наглядные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях; ознакомит с важнейшими глобальными экологическими проблемами

табл. «Круговорот воды в природе», «Круговорот углерода в природе»

самоконтроль

§60, задание 4-7 в рабочей тетради; повторить содержание глав учебника

67.

4 неделя мая

12.

Экскурсия №2 «История живой природы местного региона»

экскурсия в Областной краеведческий музей

словесно - наглядные; частично - поисковые

групповые

оформить отчет

ТЕМА 10. Заключение

68.

4 неделя мая

1.

Заключение по курсу «Основы общей экологии»

урок проверки и оценки знаний

проверка и оценка знаний

групповые; индивидуальные

систематизировать и обобщить знания по курсу «Основы общей биологии»

самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плановые заседания методического объединения учителей биологии на 2017 – 2018 учебный год.

1. Повышение качества образования путѐм использования современных образовательных технологий2. Уроки-презентации. Методика разработки и представления презентаций.Практическая часть:1. Современный урок...

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (ЗПР)

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (ЗПР)...

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (ТНР)

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (ТНР)...

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (НОДА)

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (НОДА)...

План работы по вовлечению обучающихся 5-9 классов к участию в социально значимых проектах по биологии в 2017 -2018 учебном году

План работы по вовлечению обучающихся 5-9 классов к участию в социально значимых проектах по биологии в 2017 -2018 учебном году...

О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2017-2018 учебном году.УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА П Р И К А З от 15.11.2017 №505

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА  П Р И К А З от 15.11.2017  №505 О проведении  муниципального этапа всероссийской олимпиады школьни...

Рабочая программа по биологии на 2017–2018 учебный год для 8 «А» класса (УОД)

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Програ...