АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (ЗПР)
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Савина Виктория Владимировна

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (ЗПР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9_klass_bio_zpr.docx48.48 КБ

Предварительный просмотр:

АООП по биологии

На 2017-2018 учебный год

9 класс

количество часов 68 часов в год 2 часа в неделю

планирование составлено на основе

сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.Н.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011

Составитель: учитель биологии Савина В.В.

г. Москва

Пояснительная записка

(9 класс, 68 часов, 2 часа в неделю)

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ЗПР

Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ГПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений — от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.

Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения в усвоении учебных программ, обусловленные недостаточными познавательными способностями, специфическими расстройствами психологического развития (школьных навыков, речи и др.), нарушениями в организации деятельности и/или поведения. Общими для всех обучающихся с ЗПР являются в разной степени выраженные недостатки в формировании высших психических функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности произвольной саморегуляции. Достаточно часто у обучающихся отмечаются нарушения речевой и мелкой ручной моторики, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.

Уровень психического развития поступающего в школу ребёнка с ЗПР зависит не только от характера и степени выраженности первичного (как правило, биологического по своей природе) нарушения, но и от качества предшествующего обучения и воспитания (раннего и дошкольного).

Диапазон различий в развитии обучающихся с ЗПР достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до обучающихся с выраженными и сложными по структуре нарушениями когнитивной и аффективно-поведенческой сфер личности. От обучающихся, способных при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до обучающихся, нуждающихся при получении начального общего образования в систематической и комплексной (психолого-медико-педагогической) коррекционной помощи.

Различие структуры нарушения психического развития у обучающихся с ЗПР определяет необходимость многообразия специальной поддержки в получении образования и самих образовательных маршрутов, соответствующих возможностям и потребностям обучающихся с ЗПР и направленных на преодоление существующих ограничений в получении образования, вызванных тяжестью нарушения психического развития и способностью или неспособностью обучающегося к освоению образования, сопоставимого по срокам с образованием здоровых сверстников.

Дифференциация образовательных программ начального общего образования обучающихся с ЗПР должна соотноситься с дифференциацией этой категории обучающихся в соответствии с характером и структурой нарушения психического развития. Задача разграничения вариантов ЗПР и рекомендации варианта образовательной программы возлагается на ПМПК.

Общие ориентиры для рекомендации обучения по АООП могут быть представлены следующим образом:

АООП адресована обучающимся с ЗПР, достигшим к моменту поступления в школу уровня психофизического развития близкого возрастной норме, но отмечаются трудности произвольной саморегуляции, проявляющейся  в условиях деятельности  и  организованного  поведения,  и признаки общей социально-эмоциональной незрелости. Кроме того, у данной категории обучающихся могут отмечаться признаки легкой органической недостаточности центральной нервной системы (ЦНС), выражающиеся в повышенной психической истощаемости с сопутствующим снижением умственной работоспособности и устойчивости к интеллектуальным и эмоциональным нагрузкам. Но при этом наблюдается устойчивость форм адаптивного поведения.

Образовательная программа составлена

  • сборника программ для общеобразовательных учреждений автор И.Н.Пономарева, М.: Вентана – Граф, 2011
  • в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации:  И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н. М. Чернова «Общая биология» /М., изд. дом "Вентана-Граф", 2011г.
  • с учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и программы основного общего образования по биологии

                                                Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
  • овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни


Задачи раздела «Основы общей биологии»

Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования        через систему из 68  уроков и  индивидуальные образовательные маршруты учеников
  2. добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
  3. продолжить формирование у школьников общеучебных умений:

конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий,

выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы  через лабораторные работы

Развития:

создать условия для развития у школьников  интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе,  закрепить умение  достигать поставленной цели.

Воспитания: 

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и  развитие  коммуникативной  компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)


Тематический план

Тема раздела

Кол-во часов

лабораторные

работы

экскурсии

1

Введение в основы общей биологии

4

1

2

Основы учения о клетке

10

1

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

5

1

4

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

2

5

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5

6

Происхождение жизни и развитие органического мира

5

7

Учение об эволюции

11

1

8

Происхождение человека (антропогенез)

6

9

Основы экологии

12

1

1

10

Заключение

1

Итого

68

6

2


Темы и содержание лабораторных  работ:

№1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»;

№2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»;

№3 «Решение генетических задач»;

№4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий»;

№5 «Приспособленность организмов к среде обитания»;

№6 «Оценка санитарно-гигиенического состояния своего рабочего места».

СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ

  1. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. «Основы общей биологии». Москва, «Вентана-Граф», 2011 год.
  2. «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2011 год.
  3. Пономарева И.Н. «Экология. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2011 год.
  4. «Я иду на урок биологии. Экология. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
  5.  «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
  6. Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам – экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.
  7. Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.
  8. Компьютерные иллюстрированные определители объектов природы средней полосы России. Московский полевой учебный Центр «Экосистема», 2006 год.
  9. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 9 класс. 2005 год.

Календарно-тематическое планирование

урока п/п,

дата

К-во

часов

Тема урока

Тип учебного занятия

Методы

Формы

Планируемые результаты

Оборудование

Вид контроля

Домашнее задание

ТЕМА 1. Ведение в основы общей биологии, 4 часа

1.

1 неделя сентября

1

Биология – наука о живом мире

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

познакомить с историей накопления биологических знаний человечеством; дать определение биологии как системы биологических наук; расширить знания учащихся о частных биологических науках и кратко охарактеризовать их

таблицы по общей биологии; объекты живой природы из различных систематических групп

самоконтроль

§1

2.

1 неделя сентября

1

Общие свойства живых организмов

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания учащихся о живых организмах; выделить основные свойства живого и охарактеризовать их; показать биологическое разнообразие форм жизни на Земле как важнейшее свойство и ценность живой природы

таблицы по ботанике, зоологии и общей биологии; комнатные растения;

самоконтроль

§2

3.

2 неделя сентября

1

Многообразие форм живых организмов

комбинированный

частично - поисковые

групповые

расширить представления учащихся о разнообразие форм живых организмов на Земле, о биосфере; рассмотреть общие особенности обитателей четырех сред жизни

таблицы «Почва и ее обитатели», «Растительный и животный мир суши», «Морские растения и животные»

самоконтроль

§3

4.

2 неделя сентября

1

Обобщение по теме «Ведение в основы общей биологии»

Проверка знаний

проверка и оценка знаний

Групповые, индивидуальные

закрепить представления учащихся о разнообразие форм живых организмов на Земле, о биосфере, общие особенности обитателей четырех сред жизни

средства обучения к урокам 1-3

контроль

ТЕМА 2. Основы учения о клетке, 10 часов

5.

3 неделя сентября

1.

Цитология – наука, изучающая клетку. Многообразие клеток.

урок изучения нового материала; лабораторное занятие

словесно - наглядные; репродуктивные; практические

групповые; парные

кратко охарактеризовать основные этапы в процессе становления учения о клетке; рассмотреть основные положения клеточной теории в ее современном варианте; сформировать знания о разнообразии клеток и тканей эукариотических организмов

табл. «Общая схема строения растительных и животных клеток»

самоконтроль

§4, задания 1-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

6.

3 неделя сентября

2.

Химический состав клетки

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить учащихся с химическим составом клеток; охарактеризовать неорганические и органические вещества, входящие в состав клеток; показать их значение

табл. «Строение клетки» и «Содержание химических элементов в клетке»

самоконтроль

§5, задания 4-8 в рабочей тетради; таблица; сообще-ния

7.

4 неделя сентября

3.

Белки и нуклеиновые кислоты

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

раскрыть специфические особенности строения органических веществ в клетке – белков и нуклеиновых кислот; показать особенности строения молекул белков и их функции в клетке, особую роль нуклеиновых кислот

табл. по общей биологии «Строение молекулы белка», «Строение ДНК и РНК»

самоконтроль

§6, задания 1-6 в рабочей тетради; продолжить заполнение таблицы

8.

4  неделя сентября

4.

Строение клетки.

Л/р №1 «Многообразие клеток. Сравнение растительной и животной клеток»

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

групповые; парные

расширить представления об основных принципах структурно-функциональной организации клетки эукариот; охарактеризовать мембрану, ядро и цитоплазму

табл. «Строение растительной и животной клеток»; микроскопы и микропрепараты

самоконтроль

§7, задания 4, 6, 7 в рабочететради

9.

5 неделя сентября-   1 неделя октября

5.

Органоиды клетки и их функции

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

сформировать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мемранного принципа; углубить знания о строении и функциях основных органоидов клетки; объяснить особенности мембранных и немемранных органоидов клетки

табл. «Строение растительной и животной клеток»

самоконтроль

§8, задания 3-6 в рабочей тетради; заполнить таблицу

10.

5 неделя сентября-   1 неделя октября

6.

Обмен веществ и энергии в клетке

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания учеников об обмене веществ как основе существования живых организмов; сформировать знания о сущности метаболизма как совокупности реакций обмена веществ и энергии в клетке

табл. «Стадии энергетического обмена»

самоконтроль

§9, задания 1, 2, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

11.

2  неделя октября

7.

Биосинтез белков в живой клетке

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

сформировать знания об основном процессе  метаболизма – биосинтеза белка; охарактеризовать два этапа биосинтеза белка – транскрипцию и трансляцию

табл. «Биосинтез белка»

самоконтроль

§10, задания 1, 2, 6 в рабочей тетради

12.

2  неделя октября

8.

Биосинтез углеводов – фотосинтез

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные;

групповые

сформировать знания о фотосинтезе как одном из вариантов анаболизма; охарактеризовать две фазы фотосинтеза;

табл. «Фотосинтез»

самоконтроль

§11, задания 1, 2, 4, 6 в рабочей тетради

13.

3  неделя октября

9.

Обеспечение клетки энергией

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить и расширить знания учеников об обмене веществ и превращении энергии; сформировать у них понятие о клеточном дыхании как процессе биологического окисления; показать локализацию этапов энергетического обмена

табл. «Энергетический обмен»

самоконтроль

§12, задания 1-3 в рабочей тетради

14.

3  неделя октября

10.

Обобщающий урок «Подведем итоги»

урок проверки и оценки знаний

проверка и оценка знаний

групповые; индивидуальные

систематизировать и обобщить знания о строении и функциях основных частей и органоидов клетки, об особенностях строения растительных и животных клеток, об обмене веществ как основе жизнедеятельности клетки

средства обучения к урокам  4 -12

контроль

ТЕМА 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез), 5 часов

15.

4  неделя октября

1.

 Анализ проверочной работы. Размножение организмов

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

сформировать знания о размножении как основном свойстве всех организмов; систематизировать знания о типах размножения организмов

табл., иллюстрирующие половое и бесполое размножение организмов

самоконтроль

§14, задания 2, 4-7 в рабочей тетради

16.

4  неделя октября

2.

Деление клетки. Митоз.

Л/р №2 «Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток»

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

групповые; парные

раскрыть основное биологическое значение размножения клеток как поддержание постоянства клеточного состава организма; охарактеризовать все фазы митоза

табл. «Митотический цикл»; микроскопы и микропрепрепараты

самоконтроль

§14, задание 4-6 в рабочей тетради; заполнить таблицу

17.

5  неделя октября

3.

Образование половых клеток. Мейоз

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные;

групповые

углубить знания о половом размножении на основе изучения мейоза; охарактеризовать первое и второе деления мейоза

табл. «Мейоз», «Схема кроссинговера»

самоконтроль

§15, задания 1, 2, 6-8 в рабочей тетради;

18.

5  неделя октября

4.

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез.

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить и систематизировать знания учащихся об онтогенезе организмов; охарактеризовать этапы онтогенеза: эмбрионального и постэмбрионального периодов

табл. «Периоды зародышевого развития»

самоконтроль

§16, задания 1-4 в рабочей тетради, повторить

19.

2 неделя ноября

5.

Обобщающий урок «Основы учения о клетке»

урок проверки и оценки знаний

проверка и оценка знаний

групповые; индивидуальные

систематизировать и обобщить знания о сущности размножения и его биологической роли; о цитологических основах бесполого и полового размножения

средства обучения к урокам 14 - 17

самоконтроль

подготовить сообщения

ТЕМА 4. Основы учения о наследственности и изменчивости, 11 часов

20.

2  неделя ноября

1.

Анализ проверочной работы. Наука генетика. Из истории развития генетики

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

познакомить с историей развития науки о наследственности и изменчивости организмов;

портреты ученых-генетиков

самоконтроль

§17, задания 1-3, 7 в рабочей тетради

21.

3  неделя ноября

2.

Основные понятия генетики

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

раскрыть содержание основных понятий генетики; охарактеризовать теоретическое и прикладное значение генетики

табл. «Строение и функционирование гена»

самоконтроль

§18, задания 1, 2, 5 в рабочей тетради; подготовить сообщения

22.

3  неделя ноября

3.

Генетические опыты Г.Менделя

комбинированный

словесно - наглядные; частично - поисковые

групповые

раскрыть сущность гибридологического метода изучения наследования признаков; раскрыть сущность первого и второго законов Менделя и дать их формулировку;

табл. «Моногибридное скрещивание и его цитологическая основа»

самоконтроль

§19, задания 1-3, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

23.

4 неделя ноября

4.

Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя.

Л/р №3 «Решение генетических задач»

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

групповые; парные

формировать понятие о дигибридном скрещивании; раскрыть сущность третьего закона Менделя и дать его формулировку

табл.

самоконтроль

§20, задания 4-8 в рабочей тетради;

24.

4 неделя ноября

5.

Сцепленное наследование генов и кроссинговер

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

формировать основные понятия хромосомной теории: о кариотипе, сцеплении генов, группе сцепления генов; раскрыть закономерности сцепленного наследования генов

табл. «Морфология хромосом», «Схема кроссинговера»

самоконтроль

§21, задания 1, 3, 4, 6-8 в рабочей тетради

25.

1 неделя декабря

6.

Взаимодействие аллельных и их множественное действие

комбинированный

словесно - наглядные;  частично - поисковые

групповые

формировать диалектическое представление о генотипе как целостной сбалансированной системе взаимодействующих генов;

табл. «Взаимодействие аллельных генов»

самоконтроль

§22, задания 4-6 в рабочей тетради

26.

1 неделя декабря

7.

Определение пола и наследование признаков, сцепленных с полом

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить учащихся с основными способами определения пола у многоклеточных организмов; показать роль хромосом половых клеток в генетическом механизме определения пола

табл. «Кариотипы человека и животных», «Закономерности наследования, сцепленного с полом»

самоконтроль

§23, задания 4-16 в рабочей тетради

27.

2 неделя декабря

8.

Наследственная (генотипическая) изменчивость Л/р №4 «Выявление генотипических и фенотипических проявлений у вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условий»

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания об изменчивости как фундаментальном свойстве организмов; раскрыть сущность наследственной мутационной изменчивости

табл. «Мутации»

самоконтроль

§25, задания 4-6 в рабочей тетради

28.

2 неделя декабря

9.

Другие типы изменчивости.

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

групповые; парные

расширить знания об изменчивости организмов; сформировать знания о модификационной изменчивости и причинах ее проявления

табл. «Виды изменчивости», «Закономерности фенотипической изменчивости»

самоконтроль

§26, задания 1-6 в рабочей тетради

29.

3 неделя декабря

10.

Наследственные болезни человека

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

расширить знания учащихся об использовании достижений генетики в медицине; объяснить причины возникновения некоторых генетических болезней, которые определяются генами, расположенными в половых хромосомах

самоконтроль

§24, задания 1, 2, 5-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения

30

3 неделя декабря

11.

Обобщающий урок «Подведем итоги»

урок проверки и оценки знаний

проверка и оценка знаний

групповые; индивидуальные

проконтролировать знания по теме «Основы учения о наследственности и изменчивости»

средства обучения к урокам 19-28

самоконтроль

подготовить сообщения

ТЕМА 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов, 5 часов

31.

4 неделя декабря

1.

Генетические основы селекции организмов

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

расширить знания о селекции организмов как науке; познакомить с историей селекции; сформировать знания о главных методах селекции организмов

табл. «Методы селекции», «Породы животных»

самоконтроль

§27, задания 1-4 в рабочей тетради; подготовить сообщения

32.

4 неделя декабря

2.

Особенности селекции растений

комбинированный

словесно - наглядные;

частично - поисковые

групповые

углубить знания о селекции растений; сформировать знания об основных методах селекции растений

гербарий культурных растений;

самоконтроль

§28, задания 1-3, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

33.

3 неделя января

3.

Центры многообразия происхождения культурных растений

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания о культурных растениях и их происхождении; познакомить с работами Н.И.Вавилова; раскрыть значение учения о центрах происхождения и многообразия культурных растений для развития селекции

географическая карта мира; табл. «Центры происхождения культурных растений»

самоконтроль

§29, задания 3-5 в рабочей тетради; подготовить сообщения

34.

3 неделя января

4.

Особенности селекции животных

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания о домашних животных и их происхождении; показать роль современных методов в селекционной работе по созданию новых пород животных

табл. «домашние животные»; фотографии элитных животных

самоконтроль

§30, задания 4-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения

35.

4 неделя января

5.

Основные направления селекции микроорганизмов

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

расширить знания об использовании микроорганизмов человеком; сформировать знания об особенностях селекции микроорганизмов

табл. «Многообразие микроорганизмов»

самоконтроль

§31, задания 1-4, 7 в рабочей тетради

ТЕМА 6. Происхождение жизни и развитие  органического мира, 5 часов

36.

4 неделя января

1.

Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

показать развитие идей о происхождении жизни на нашей планете; ознакомить с разными взглядами на происхождение жизни

табл. по общей биологии

самоконтроль

§32, задания 1-3, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

37.

1 неделя февраля

2.

Современные гипотезы возникновения жизни на Земле

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

начать формирование системы знаний   о возникновении жизни естественным путем; формировать знания о путях преобразования химических элементов в условиях первобытной Земли

табл. «Схемы возникновения протобиополимеров»

самоконтроль

§33, задания 5, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

38.

1 неделя февраля

3.

 Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

формировать представления о начальных этапах биологической эволюции; проанализировать значение появления хлорофиллов, эукариот и фотосинтеза для дальнейшего развития жизни на Земле

табл. «Цианобактерии», «Фотосинтез»

самоконтроль

§34, задания 2, 5, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

39.

2 неделя февраля

4.

Этапы развития жизни на Земле

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить с общим ходом развития жизни на Земле; формировать представления о разделении истории Земли  и развития жизни на ней на эры и периоды

табл. «История развития жизни на Земле»; коллекции «Формы сохранности ископаемых видов растений и животных»

самоконтроль

§35, задание 4 в рабочей тетради; подготовить сообщения

40.

2 неделя февраля

5.

Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни

комбинированный

частично - поисковые

групповые

выделить основные стадии в эволюции возникновения приспособлений организмов к наземному образу жизни

самоконтроль

§35, вопросы в рабочей тетради

ТЕМА 7. Учение об эволюции, 12 часов

41.

3 неделя февраля

1.

Идеи развития органического мира в биологии

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

познакомить с сущностью взглядов на разнообразие живых организмов в античные времена и в Средние века; познакомить с системой органического мира К.Линнея и показать ее значение; сформировать знания о первой эволюционной теории Ж.Б.Ламарка

портреты ученых

самоконтроль

§36, задания 4-6 в рабочей тетради; подготовит сообщения

42.

3 неделя февраля

2.

Основные положения эволюционной теории Ч.Дарвина

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить с основными положениями эволюционной теории Ч.Дарвина; сформировать знания о движущих силах эволюции

табл. «Естественный отбор»

самоконтроль

§37, задания 1, 2, 7 в рабочей тетради

43.

4 неделя февраля

3.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, отбор

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания о движущих силах эволюции; углубить знания об эволюционном значении наследственности и изменчивости организмов; расширить знания о естественном отборе, его формах

табл. «Естественный отбор», «Искусственный отбор», «Борьба за существование

самоконтроль

§37, подготовить сообщения

44.

4 неделя февраля

4.

Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность организмов к среде обитания

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить и расширить знания о многообразии и относительной приспособленности организмов к среде  обитания; формировать умение использовать знания закономерностей для объяснения фактов и явлений, наблюдаемых в живой природе

табл. «Приспособленность и ее относительный характер»; комнатные растения, коллекции насекомых

самоконтроль

§37, подготовить сообщения

45.

1 неделя марта

5.

Современные представления об эволюции органического мира

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомит с современными представлениями об эволюции органического мира; углубить знания о популяции как структурной единицы вида и элементарной единицы эволюции

табл. иллюстрирующие популяцию и вид; гербарий растений

самоконтроль

§38, задания 1, 2, 6, 7 в рабочей тетради

46.

1 неделя марта

6.

Вид, его структура и особенности

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить и расширить знания как основной структурной единице в системе организмов и качественном этапе эволюции жизни; сформировать знания о структуре и критериях вида

табл. «Критерии вида»

самоконтроль

§39, задания 4-6 в рабочей тетради; заполнить таблицу

47.

2 неделя марта

7.

Процесс образования новых видов – Видообразование

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

формировать понятие о видообразовании как результате микроэволюции; раскрыть причины образования новых видов; охарактеризовать два пути видообразования - аллотропический и симпатрический

табл. «Географическое видообразование», «Экологическое видообразование»

самоконтроль

§40, задания 6-8 в рабочей тетради

48.

2 неделя марта

8.

Макроэволюция – результат микроэволюций

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

уточнить понятие «микроэвоюция»; раскрыть сущность понятия «макроэволюции» как надвидового эволюционного процесса

табл. «Современная система органического мира»

самоконтроль

§41, задания 4, 6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

49.

3 неделя марта

9.

Основные направления эволюции

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

охарактеризовать три основных направления эволюции, позволяющие организмам достичь биологического прогресса;

табл. «Современная система органического мира»

самоконтроль

§42, подготовить сообщения

50

3 неделя марта

10.

Основные закономерности эволюции. Л/р №5 «Приспособленность организмов к среде обитания»

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

закрепит знания о макроэволюции как надвидовой эволюции; формировать понятие о биологическом прогрессе и  биологическом регрессе»;

табл. «Современная система органического мира»

самоконтроль

§43, подготовить сообщения

51.

4 неделя марта

11.

Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов

комбинированный

словесно - наглядные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания о влиянии человеческой деятельности на микроэволюционные процессы в популяциях; раскрыть проблему вымирания и сохранения редких видов

табл. «Биологический круговорот в биосфере»

самоконтроль

§повторить материалы главы «Учение об эволюции»

ТЕМА 8. Происхождение человека, 6 часов

52.

4 неделя марта

1.

Место и особенности человека в системе органического мира

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

формировать знания о происхождении человека от животных; описать систематическое положение человека; отметить коренные различия между человекообразными обезьянами и человеком

табл. «Систематическое положение человека», «Скелеты человека и  человекообразных обезьян»

самоконтроль

§44, заполнить таблицу; подготовить сообщения

53.

2 неделя апреля

2.

Доказательства эволюционного происхождения человека

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить с историей становления научных взглядов на происхождение и историческое развитие человека; показать вклад Ж.Б.Ламарка и Ч.Дарвина в разработку проблемы происхождения человека

табл. «Доказательства родства человека с человекообразными обезьянами»

самоконтроль

§45, задания 1-3, 8, 9 в рабочей тетради; подготовить сообщения

54.

2 неделя апреля

3.

Этапы эволюции вида Человек разумный

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания об эволюции органического мира; познакомить со стадиями эволюции человека;

табл. «Стадии эволюции человека»

самоконтроль

§46, задания 1-5 в рабочей тетради; подготовить сообщения

55.

3 неделя апреля

4.

Биосоциальная сущность вида Человек разумный

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания об этапах антропогенеза; расширить знания об особенностях внешнего строения о образа жизни кроманьонцев; раскрыть биосоциальную сущность человека

табл. «Стадии эволюции человека», «Ископаемые люди»

самоконтроль

§47, задания 1-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

56.

3 неделя апреля

5.

Человеческие расы, их родство и происхождение

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания о роли труда в происхождении и развитии современного человека; сформировать знания об особенностях рас человека; раскрыть единство происхождения всех рас человека

табл. «Человеческие расы»; изображения и фотографии людей разных рас

самоконтроль

§48, задания 1, 5-8 в рабочей тетради; подготовить сообщения

57.

4 неделя апреля

6.

Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли

комбинированный

словесно - наглядные; частично - поисковые

групповые

проследить историю взаимоотношений человека и биосферы; проанализировать последствия сельскохозяйственной и промышленной революции

табл. «Биосфера»

самоконтроль

§49, задания 3-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

ТЕМА 9. Основы экологии, 12 часов

58.

4 неделя апреля

1.

Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы

урок изучения нового материала

словесно - наглядные; репродуктивные

групповые

формировать представление об экологических факторах как свойствах среды обитания организмов и их разнообразии; сформировать знания о среде жизни на Земле

табл. «Среды жизни на Земле», рис. 74 учебника; табл. с типичными обитателями воды, суши, почвы и организма

самоконтроль

§50, задания 1, 3, 5, 7 в рабочей тетради; подготовить сообщения

59.

5 неделя апреля

2.

Закономерности действия факторов среды на организмы

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

познакомить с существованием общих законов действия факторов среды на организмы; раскрыть сущность закона оптимума; охарактеризовать закон ограничивающего фактора

табл. «Закон оптимума», «Обращение Земли вокруг Солнца»

самоконтроль

§51, задания 4-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения

60.

5 неделя апреля

3.

Приспособленность организмов к влиянию факторов среды

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания о приспособленности организмов к факторам среды; формировать понятия «жизненная форма» и «экологическая группа»

табл. «Жизненные формы растений»; изображения растений и животных - представителей разных экологических групп

самоконтроль

§52, задания 3-6 в рабочей тетради; подготовить сообщения

61.

1 неделя мая

4.

Биотические связи в природе.

лабораторное занятие

практические; словесно - наглядные

групповые; парные

сформировать знания о многообразии и сложном характере взаимосвязей между живыми организмами в природе; охарактеризовать типы биотических связей между организмами;

табл. «Пищевые цепи и сети питания», «Экологические пирамиды»

самоконтроль

§53, задания 5, 6 в рабочей тетради

62.

1 неделя мая

5-6.

Популяции как форма существования видов в природе

Функционирование популяции и динамика ее численности в природе

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

формировать понятие о популяциях как особых надорганизменных системах; рассмотреть основные качественные, количественные характеристики популяций

рассмотреть основные динамические характеристики популяций; охарактеризовать процесс роста популяций и механизмы его регуляции»

табл. «Биологический вид и его структура»

самоконтроль

§54-55, задания 2, 4 в рабочей тетради; подготовить сообщения

 задания 1, 2, 4, 6, 7 в рабочей тетради;

63.

2 неделя мая

7.

Биоценоз как сообщество живых организмов в природе

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания о таких природных надорганизменных системах, как биоценозы; раскрыть роль конкурентных межвидовых отношений в определении видового состава биоценозов

табл. «Биоценоз», «Лес», «Луг» и др.

самоконтроль

§56, задания 7-11 в рабочей тетради; подготовить сообщения

64.

2 неделя мая

8.

Понятие о биогеоценозе и экосистеме.  

урок - экскурсия

частично - поисковые

групповые

сформировать понятие о биогеоценозе и экосистеме как о  закономерном образовании, состоящем из биоценоза и соответствующего биотопа; сформировать понятие о продуцентах, консументах, редуцентах и их роли в экосистемах

табл. «Биоценозы дубравы», «Биосфера», портрет В.И.Вернадского

самоконтроль

§57, задания 3-7 в рабочей тетради; подготовить сообщения

3 неделя мая

Развитие и смена биогеоценозов.

урок - экскурсия

частично - поисковые

групповые

сформировать знания об экосистемах как саморегулирующихся и саморазвивающихся биосистемах; формировать понятие об экологической сукцессии, ее причинах и значении

табл. «Зарастание водоема», гербарии растений

самоконтроль

§58, задания 4, 7, 8 в рабочей тетради; подготовить сообщения

65.

3 неделя мая

9-10.

Основные законы устойчивости живой природы

комбинированный

словесно - наглядные; репродуктивные; частично - поисковые

групповые

углубить знания о механизмах устойчивости биосистем разного масштаба; рассмотреть принцип цикличности

табл. «Биоценозы дубравы», «Биологический круговорот веществ в природе»

самоконтроль

§59, задания 4, 5 в рабочей тетради; подготовить сообщения

66.

4 неделя мая

11.

Рациональное использование природы и ее охрана Л.р. №6
«Оценка санитарно-гигиенического состояния своего рабочего места»

комбинированный

словесно - наглядные; частично - поисковые

групповые

систематизировать знания об антропогенном воздействии человека на природу и его последствиях; ознакомит с важнейшими глобальными экологическими проблемами

табл. «Круговорот воды в природе», «Круговорот углерода в природе»

самоконтроль

§60, задание 4-7 в рабочей тетради; повторить содержание глав учебника

67.

4 неделя мая

12.

Экскурсия №2 «История живой природы местного региона»

экскурсия в Областной краеведческий музей

словесно - наглядные; частично - поисковые

групповые

оформить отчет

ТЕМА 10. Заключение

68.

4 неделя мая

1.

Заключение по курсу «Основы общей экологии»

урок проверки и оценки знаний

проверка и оценка знаний

групповые; индивидуальные

систематизировать и обобщить знания по курсу «Основы общей биологии»

самоконтроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Плановые заседания методического объединения учителей биологии на 2017 – 2018 учебный год.

1. Повышение качества образования путѐм использования современных образовательных технологий2. Уроки-презентации. Методика разработки и представления презентаций.Практическая часть:1. Современный урок...

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (ТНР)

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (ТНР)...

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (РАС)

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (РАС)...

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (НОДА)

АООП по биологии на 2017-2018 учебный год 9 класс (НОДА)...

План работы по вовлечению обучающихся 5-9 классов к участию в социально значимых проектах по биологии в 2017 -2018 учебном году

План работы по вовлечению обучающихся 5-9 классов к участию в социально значимых проектах по биологии в 2017 -2018 учебном году...

О проведении муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии в 2017-2018 учебном году.УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА П Р И К А З от 15.11.2017 №505

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА  П Р И К А З от 15.11.2017  №505 О проведении  муниципального этапа всероссийской олимпиады школьни...

Рабочая программа по биологии на 2017–2018 учебный год для 8 «А» класса (УОД)

Рабочая программа по биологии в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Програ...