КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА УЧЕНИЕ ОБ ЭВОЛЮЦИИ
методическая разработка по биологии (11 класс) по теме
конторльная работа включет 5 заданий в 4 вариантах, сходных с материалом, который предлагают в ЭГЕ: сопоставление, выбор правильного, определение и исправление предложений, развернутый ответ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
К.Р. “Учение об эволюции»
I Вариант
- Дать определение: Микроэволюция, ароморфоз.
- Известно, что крот обыкновенный — почвенное млекопитающее, питающееся животной пищей. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого животного. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Длина тела животных составляет 18–26,5 см, а масса — 170–319 г.
2) Взрослые животные неуживчивы друг с другом, нападают на попавших на их участок сородичей и могут загрызть их насмерть.
3) Потомство кротов рождается слепым, голым и беспомощным. В это время самка выкармливает его молоком.
4) Гнездовая камера расположена на глубине 1,5–2 м.
5) По долинам рек крот проникает к северу до средней тайги, а к югу — до типичных степей.
6) Крот питается дождевыми червями, в меньших количествах поедает слизней, насекомых и их личинок.
3 . Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны движущие силы эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Синтетическая теория эволюции утверждает, что виды живут популяциями, в которых и начинаются эволюционные процессы. (2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки, в том числе и приспособления к условиям окружающей среды — идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией. (5) Образование новых крупных таксонов происходит путём ароморфозов и дегенерации, которая также приводит к биологическому прогрессу организмов. (6) Таким образом, популяция является исходной единицей, в которой происходят основные эволюционные процессы — изменение генофонда, появление новых признаков, возникновение приспособлений.
4. Установите соответствие между примером и морфофизиологической особенностью, которой соответствует данный пример.
ПРИМЕР |
| ОСОБЕННОСТЬ |
А) предплечье лягушки и курицы Б) ноги мыши и крылья летучей мыши В) крылья воробья и крылья саранчи Г) плавник кита и плавник рака Д) роющие конечности крота и медведки Е) волосы человека и шерсть собаки |
| 1) гомологичные органы 2) аналогичные органы |
5. Форма тела бабочки калиммы напоминает лист. Как сформировалась подобная форма тела у бабочки
К.Р. “Учение об эволюции»
II Вариант
- Дать определение: Макроэволюция, идиоадаптация.
- Известно, что лось — это крупное растительноядное млекопитающее, обитающее в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Лось, или сохатый, самый крупный вид оленей, так как весит до 600 кг, высота в холке 2,3 метра, а длина тела составляет 3 метра.
2) Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые с широкими копытами, позволяющими передвигаться по снегу и болотам.
3) Обитает в зоне таежных и смешанных лесов Евразии и Северной Америки.
4) В Западной Европе истреблен в Средние века, а в нашей стране в середине XX века проводились работы по одомашниванию лосей.
5) Рога имеются только у самцов и отпадают в декабре, а в апреле и мае начинают расти новые.
6) Зимой питается побегами и корой ивы, осины, рябины, сосны, а летом — травами.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры конвергенции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)В процессе эволюции приспособленность и разнообразие организмов достигалось разными путями. (2) У лошадей или слонов, например, прогрессивные изменения в строении конечностей или хобота происходили внутри поколений одного вида. (3) У неродственных групп организмов, живущих в сходных условиях среды, развиваются сходные адаптации — например, плавники акул и дельфинов, лапы крота и медведки. (4) Внутри одной группы возникали различия в строении конечностей у представителей типа Членистоногих. (5) Очень часто можно наблюдать возникновение у животных органов, имеющие разное анатомическое строение и происхождение, но выполняющих сходные функции — например, крылья птиц и бабочек, глаза осьминога и зайца. (6) В растительном мире такие приспособления возникают при сходстве видоизменённых, но разных по происхождению органов — например, листьев барбариса и колючек на стебле ежевики.
4. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции, к которому этот пример относят.
ПРИМЕР |
| ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A) переходные формы Б) гомологичные органы B) рудименты Г) единый план строения органов Д) окаменелости Е) атавизмы |
| 1) палеонтологические 2) сравнительно-анатомические |
5. Пчеловидные мухи, не имеющие жалящего аппарата, по внешнему виду сходны с пчелами. Объясните на основе эволюционной теории возникновение данного вида приспособления.
К.Р. “Учение об эволюции»
III вариант
1. Дать определение: Конвергенция, популяция.
2. Известно, что пшеница — травянистое однолетнее растение — является ведущей зерновой культурой. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Однолетнее травянистое растение 30-150 см высотой.
2) Температурой, необходимой для прорастания семян пшеницы, является + 3 °С.
3) По данным на 2012 год, площадь посевов пшеницы в мире составляет 215,5 млн га — это самая большая площадь среди всех сельскохозяйственных культур (на втором месте кукуруза — 177,4 млн га, на третьем рис — 163,2 млн га).
4) Цветки пшеницы мелкие невзрачные, ветроопыляемые.
5) Соцветие пшеницы — сложный колос.
6) Получаемая из зерен пшеницы мука используется для выпекания хлеба, производства макаронных и кондитерских изделий.
3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1)Насекомоядное растение Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2)Пузырчатка обыкновенная произрастает по каналам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3)Листья растения рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Каждый мелкий пузырёк, находящийся на изящных подводных листочках, – сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6)Пузырчатка обыкновенная цветёт с июня по сентябрь.
4. Установите соответствие между примером и типом доказательств эволюции животного мира, который он иллюстрирует.
ПРИМЕР |
| ТИП ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
A) филогенетический ряд лошади Б) наличие копчика в скелете человека B) перо птицы и чешуя ящерицы Г) отпечатки археоптерикса Д) многососковость у человека |
| 1) сравнительно-анатомические 2) палеонтологические |
5. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?
К.Р. “Учение об эволюции»
IV вариант
- Дать определение: Дивергенция, вид.
- Известно, что картофель, или паслен клубненосный, — вид травянистых растений, важнейшая продовольственная, техническая и кормовая культура. Используя эти сведения, выберите из приведенного ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого организма. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) Картофель — травянистое растение с голым ребристым стеблем, непарноперистыми листьями, белыми, розовыми и фиолетовыми самоопыляющимися цветками.
2) Родина картофеля — побережье Чили и Перу.
3) Европейцы не знали картофеля до 1565 года, до посещения Южной Америки испанцами.
4) До конца XVII века картофель возделывали как декоративное растение, букетами из его цветков украшали прически королев и петлицы камзолов придворных.
5) Из клубней картофеля получают крахмал, патоку, спирт.
6) Картофель используют и для откорма сельскохозяйственных животных.
- Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны примеры биологического регресса некоторых видов. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
(1) Если условия окружающей среды меняются достаточно быстро, то некоторые виды не успевают адаптироваться к новым условиям. (2) Признаки, полезные организмам в прежних условиях, оказываются вредными в новых условиях среды. (3) Так, слишком большие рога торфяного оленя стали мешать ему в борьбе с новыми хищниками. (4) В условиях похолодания вымерли древние пресмыкающиеся и саблезубые тигры. (5) Вероятность выживания организмов определяется не только сменой природных условий среды, но и антропогенным фактором. (6) Так, например, резко сократилась численность осетровых рыб в результате браконьерства
4. Установите соответствие между примерами и видами доказательств эволюции.
ПРИМЕР |
| ВИД ДОКАЗАТЕЛЬСТВ |
А) усы таракана и рыбы сома Б) чешуя ящерицы и перо птицы В) глаза осьминога и собаки Г) зубы акулы и кошки Д) нос обезьяны и хобот слона Е) когти кошки и ногти обезьяны |
| 1) гомологичные органы 2) аналогичные органы |
5.В чем заключается конвергентное сходство крокодила, лягушки и бегемота?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
контрольная работа для 11 класса по теме "эволюция"
вопросы по темам : вид, критерии вида, движущие силы эволюции....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/19/picture-268249-1371649856.jpg)
Контрольная работа по биологии на тему « Эволюция живого мира на Земле» 9 класс.
Контрольная работа по биологии на тему "Эволюция животного мира" 9 класс. Дает возможность проверить знания обучающихся по теме и качественно подготовиться к ГА -9 по биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/11/picture-302043-1670789449.jpg)
Контрольная работа по теме: Основные положения теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции. Микроэволюцияи макроэволюция.
Контрольная работа по теме: Основные положения теории Ч.Дарвина. Современные представления об эволюции. Микроэволюцияи макроэволюция....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-446938-1399886283.jpg)
Разноуровневая контрольная работа по теме "Эволюция органического мира"
Данная контрольная работа позволяет проводить контроль знаний по основным материалам уроков по теме "Эволюция"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/12/picture-446938-1399886283.jpg)
Контрольная работа по теме "Эволюция органического мира"
Данная контрольная работа позволяет проверить знания по основным вопросам по теме"Эволюция". Даны ответы на задания контрольной работы. После скачивания немного неправильно отображаются ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/06/picture-27799-1549458749.jpg)
Контрольная работа по биологии "Эволюция строения, функций органов и их систем". УМК В.В. Пасечник. 7 класс.
Контрольная работа составлена для двух вариантов. Представляет собой задания разных типов, соответствующих контрольным измерительным материалам по биологии....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-224987-1363789435.jpg)
Мониторинговая контрольная работа по биологи 11 класс по теме "Эволюция"
УМК – Н. И. Сонин.Предполагает проверку ЗУН по теме: «Эволюционное учение».Работа составлена на основе открытого банка заданий ЕГЭ по биологии....