Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему

Калинина Ольга  Анатольевна

Рабочая программа по биологии 9 класс по программе Н.И.Сонин, В.Б. Захаров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.docx68.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное учреждение
«Салганская  средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа по

БИОЛОГИИ

 (для учащихся  9 кл.)

 (68 часов в год, 2 часа в неделю)

                                                              Рабочая программа составлена на основе Программы курса «Общая биология» для 9-го класса (авторы В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова, Н.И. Сонин).// Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы. – 3-е- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010                                          

                                                     Составитель: Калинина  О.А., учитель  химии и биологии

первой  квалификационной категории

с. Салганы  2018

Пояснительная записка

Рабочая программа  составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы курса «Биология. Многообразие живых организмов» для 9-го класса (авторы В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова,  Н.И. Сонин. // Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы. – 3-е- изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г.).

  Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий в неделю.

Программа курса (68 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом образовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе.

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н.И. Сонина,  учебником «Живой организм» Н.И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В.Б. Захарова и Н. И. Сонина.

Цели:

• развитие личности учащихся; стремление к применению биологических знаний на практике, участию в трудовой деятельности в области медицины, сельского хозяйства, биотехнологии, охраны природы;

• овладение системой знаний о структурно-функциональных и генетических основах жизни, размножении и развитии организмов основных царств живой природы, экосистемах, биоразнообразии, эволюции, что необходимо для осознания ценности живого как уникальной части биосферы;

• формирование на базе знаний о живой природе научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

• установление гармоничных отношений с природой, самим собой; формирование норм и правил экологической этики, ценностного отношения к живой природе как основе экологического воспитания школьников;

• формирование генетической грамотности — основы здорового образа жизни, сохранение психического, физического и нравственного здоровья человека.

Изменения, внесенные в авторский вариант рабочей программы:

- для проведения инструктажа по технике безопасности и  изучения структуры, целей и задач курса общей биологии, в целях отработки навыков проведении биологических исследований, добавлено  дополнительно 2 часа на изучение раздела «Эволюция живого мира на Земле»;

- сокращено до 16 количество часов на изучение темы «Наследственность и изменчивость организмов», что является оптимальным для изучения данного раздела;

- добавлено 7 часов на изучение темы «Взаимоотношения организма и среды обитания. Основы экологии» в целях формирования целостной картины современного состояния биосферы и роли человека в ней, последствий его хозяйственной деятельности. Часы добавлены из резерва, запланированного в авторской программе.

Формы организации учебного процесса

В методике обучения биологии используются такие методы: общедидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с книгой, экранные пособия) и специфические для естественнонаучных дисциплин (эксперимент, наблюдение, практическая работа). При использовании каждого метода познавательная деятельность учащихся может носить как репродуктивный, так и творческий характер. В методике биологии такие методы, как лекция, рассказ, беседа используются в репродуктивном, поисковом или проблемном планах.

Лекции проводятся при изучении наиболее сложного, малоизвестного учащимся материала. В лекции, как правило, излагается значительный по объему учебный материал, содержащий теоретические положения и следствия из них, факты, широкие обобщения.

Рассказ – это более живое, описательное повествование, раскрывающее историю научного поиска, дающее сведения об ученом, рисующее картины жизни в отдаленные геологические эпохи, современное состояние проблем охраны окружающей среды. Хороший рассказ учителя служит для учащихся моделью идеального ответа.

Беседа – учебная деятельность делится на фрагменты, к которым ставятся вопросы, небольшие проблемы, ориентирующие школьников на творческую познавательную деятельность.

Работа с книгой должна быть направлена на решение конкретной задачи: найти ответ на вопрос, ознакомиться с описанием явления и объяснить его, рассмотреть рисунок и найти в нем проявление закономерности, прочитать небольшой текст и составить схему.

При обучении биологии велико значение наблюдений и экспериментов, практических работ, позволяющих успешно сочетать теоретические познания с эмпирическими, практические действия с интеллектуальными.

Усвоение учащимися биологической системы знаний, выработка умений, воспитание и развитие осуществляются в различных формах обучения. Урок – основная форма организации обучения. Исходя из дидактических целей, можно выделить следующие типы уроков: вводный, изучение нового материала, обобщающий, учетно-проверочный. Виды урока с учетом характера деятельности учителя и учащихся: урок-лекция, урок объяснительный, проблемный, использования технических средств (мультимедиапроектора, персональных компьютеров).

При обучении общей биологии применяются лабораторные уроки; экскурсии (на учебно-опытный участок, в природу).

Способы и формы оценивания образовательных результатов обучающихся

В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся. В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем.

В зависимости от этапа образовательного процесса на уроках биологии используются разнообразные формы и методы проверки и оценивания результатов обучения. При проведении текущего контроля  используются методы: устный опрос, работа у доски, диктант, самостоятельная работа, лабораторная работа;  во время тематического контроля – автоматизированное тестирование, самостоятельная работа, конференция, зачёт; итоговый контроль проводится с использованием автоматизированного или письменного тестирования, написания реферата, выполнения проекта.

Для систематического  контроля и самоконтроля знаний и умений учащихся, полученных при изучении биологии в 9  классе  используются авторские  программы автоматизированного тестирования, разработанные с помощью конструктора тестов Ассистент II.

Критерии оценивания работ по БИОЛОГИИ

Критерии и нормы оценочной деятельности

Оценка "5" ставится в случае:

Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала. Умения выделять главные положения в изученном материале,   на  основании  фактов  и  примеров  обобщать,   делать  выводы,  устанавливать   межпредметные  и   внутрипредметные  связи,   творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах  устранение  отдельных  неточностей  с  помощью  дополнительных  вопросов  учителя,  соблюдение  культуры  письменной  и  устной  речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "4":

Знание   всего   изученного   программного   материала.   Умений   выделять   главные   положения   в   изученном   материале,   на   основании   фактов   и примеров   обобщать,   делать   выводы,    устанавливать   внутрипредметные   связи,   применять   полученные   знания   на   практике.    Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

Знание     и     усвоение     материала     на     уровне     минимальных     требований     программы,     затруднение     при     самостоятельном     воспроизведении, необходимость     незначительной     помощи      преподавателя.      Умение     работать      на      уровне      воспроизведения,      затруднения      при     ответах      на видоизменённые    вопросы.     Наличие    грубой    ошибки,    нескольких    негрубых     при     воспроизведении    изученного    материала,    незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка "2":

Знание    и    усвоение    материала    на    уровне    ниже    минимальных    требований    программы,    отдельные    представления    об    изученном    материале. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы. Наличие нескольких грубых ошибок, большого  числа  негрубых  при  воспроизведении  изученного  материала,  значительное  несоблюдение  основных  правил  культуры  письменной  и устной речи, правил оформления письменных работ.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать,   делать   выводы,   устанавливать   внутрипредметные   связи.   Применять   полученные   знания   на   практике   в   видоизменённой   ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины. Не обладает достаточным навыком   работы   со   справочной   литературой,   учебником,   первоисточниками   (правильно   ориентируется,   но   работает   медленно).   Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил    основное    содержание     учебного    материала,    имеет    пробелы    в    усвоении    материала,    не    препятствующие    дальнейшему    усвоению программного    материала;    материал    излагает    несистематизированно,    фрагментарно,    не    всегда    последовательно;    показывает    недостаточную сформированность   отдельных   знаний   и   умений;   выводы   и   обобщения   аргументирует   слабо,   допускает   в   них   ошибки;   допустил   ошибки   и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве   доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; испытывает затруднения в применении знаний, необходимых   для   решения   задач   различных   типов,   при   объяснении   конкретных   явлений   на   основе   теорий   и   законов,   или   в   подтверждении конкретных   примеров   практического   применения   теорий;   отвечает   неполно   на   вопросы   учителя   (упуская   и   основное),   или   воспроизводит содержание    текста    учебника,    но    недостаточно    понимает    отдельные    положения,    имеющие    важное    значение    в    этом    тексте;    обнаруживает недостаточное   понимание   отдельных   положений   при   воспроизведении   текста   учебника   (записей,   первоисточников)   или   отвечает   неполно   на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений; не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению   конкретных   вопросов   и   задач   по   образцу;   при   ответе   (на   один   вопрос)   допускает   более   двух   грубых   ошибок,   которые   не   может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: не более двух грубых ошибок; не более одной  грубой   и   одной   негрубой   ошибки   и   одного  недочета;   не   более   двух-трех   негрубых   ошибок;   одной   негрубой   ошибки   и   трех   недочетов;   при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик: допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.   Оценки  с  анализом  доводятся  до  сведения   учащихся,  как  правило,  на  последующем  уроке,  предусматривается  работа  над  ошибками, устранение пробелов.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам.

Оценка "5" ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы); проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы); эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочета, эксперимент проведен не полностью; в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик: правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс); допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик: не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Примечание. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик: правильно по заданию учителя провел наблюдение; выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик: правильно по заданию учителя провел наблюдение; при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенные; допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка    "3"    ставится,    если    ученик:    допустил    неточности    и    1-2    ошибки    в    проведении    наблюдений    по    заданию    учителя;    при    выделении существенных   признаков   у   наблюдаемого   объекта   (процесса)   выделил   лишь   некоторые;   допустил   1-2   ошибки   в   оформлении   наблюдений   и выводов.

Оценка   "2"   ставится,   если   ученик:   допустил   3   -   4   ошибки   в   проведении   наблюдений   по   заданию   учителя;   неправильно   выделил   признаки наблюдаемого объекта (процесса); опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Примечание.

Оценки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.

Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми   считаются   следующие   ошибки:   незнание   определения   основных   понятий,   законов,   правил,   основных   положений   теории,   незнание формул,   общепринятых   символов   обозначений   величин,   единиц   их   измерения;   незнание   наименований   единиц   измерения   (физика,   химия, математика,  биология,  география,  черчение,  трудовое  обучение,  ОБЖ);   неумение  выделить  в  ответе  главное;  неумение  применять  знания  для решения  задач  и  объяснения  явлений;  неумение  делать  выводы  и  обобщения;  неумение  читать  и  строить  графики  и  принципиальные  схемы; неумение    подготовить    установку    или    лабораторное    оборудование,    провести    опыт,    наблюдения,    необходимые    расчеты    или    использовать полученные  данные   для   выводов;   неумение   пользоваться   первоисточниками,   учебником  и   справочниками;   нарушение   техники   безопасности; небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К    негрубым    ошибкам    следует    отнести:    неточность    формулировок,    определений,    понятий,    законов,    теорий,    вызванная    неполнотой   охвата основных  признаков   определяемого  понятия   или   заменой   одного-двух   из  этих   признаков  второстепенными;   ошибки  при   снятии   показаний   с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.); ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; ошибки в  условных  обозначениях  на  принципиальных  схемах,  неточность  графика  (например,  изменение  угла  наклона)  и  др.;   нерациональный  метод решения     задачи     или     недостаточно     продуманный     план     устного     ответа     (нарушение     логики,     подмена     отдельных     основных     вопросов второстепенными); нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются: нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий; ошибки в вычислениях (арифметические - кроме математики);    небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка).

Критерии и нормы оценивания тестов (в том числе автоматизированный контроль)

Перевод результатов тестового контроля в бальную систему оценок:

Результат теста,%

Отметка в 5 балльной шкале

90 - 100%

«5»

71 - 89%

«4»

50 - 70 %

«3»

меньше 50%

«2»

Оценивание в системе автоматизированного тестирования «Ассистент II»:

Количество баллов за каждое задание теста рассчитывается по формуле:

, где  КВП – количество выбранных правильных вариантов в задании; ОКП – общее количество правильных вариантов в задании; КВН – количество выбранных неверных вариантов в задании. Затем рассчитывается %  набранных баллов от максимально возможного количества:  , где  – сумма набранных баллов за тест, Б – максимально возможное количество баллов за тест.  

Реализация  программы  обеспечивается  учебно-методическим комплексом: 

     

Для  учителя: 

1. Т.А. Козлова.  Биология  в  таблицах.  6-11 классы:  Справ.  пособие.- М.:  Дрофа,  2004.

2. Биология. Общие закономерности. 9 кл.: методическое пособие к чебнику С.Г. Мамонтова, В.Б. Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина «Биология. Общие закономерности. 9 класс»/О.Г. Петрова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2010.

       

       Для учащихся:        

  1. Учебник Биология. Общие закономерности. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений/ С.Г. Мамонтов, В.Б.Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 285 с.
  2. Мультимедийное приложение к учебнику С.Г. Мамонтова, В.Б.Захарова, И.Б. Агафоновой, Н.И. Сонина. Биология 9 класс, Дрофа, 2011.

     Дополнительная литература:

  1. Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика.-Т. 1-3.-М.: Мир, 1987.
  2. Биология (для учащихся медицинских училищ)/Под ред. Проф. В.Н. Ярыгина.-М.: Медицина, 1987.
  3. Биологический энциклопедический словарь.-М.: Советская Энциклопедия,1989.
  4. Вилли К., Детье В. Биология.-М.: Мир,1974.
  5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология.-Т. 1-3.-М.: Мир.1990.
  6. Инге-Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции.-М.: Высшая школа, 1989.
  7. Кемп П., Армс К. Введение в биологию.-М.: Мир,1988.
  8. Одум Ю. Экология.-Т. 1-2.-М.: Мир, 1986.
  9. Основы общей биологии / Под ред. Э. Либберта.-М.: Мир,1982.
  10. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины..-М.: Просвещение, 1993.
  11. Флинт Р. Биология в цифрах.-М.: Мир, 1992.
  12. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека).-М.: Мир, 1990.
  13. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека.-М.: Прогресс, 1988.
  14. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение (Дарвинизм).-3-е изд.-М.: Высшая школа,1989.

 Научно-популярная литература:

  1. Гржимек Б. Дикое животное и человек.-М.: Мысль, 1982.
  2. Евсюков В.В. Мифы о вселенной.-Новосибирск: Наука, 1988.
  3. Нейфах А.А., Лозовская Е.Р. Гены и развитие организма.-М.: Наука, 1984.
  4. Уинфри А.Т. Время по биологическим часам.-М.: Мир,1990.
  5. Шпинар З.В. История жизни на Земле.-Прага: Артия, 1977.
  6. Эттенборо Д. Живая планета.-М.: Мир, 1988.
  7. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего.-М.: Детская литература, 1983.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Уроки биологии Кирилла и Мефодия, 9 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2004
  2. 1С: Репетитор. Биология, МГУ, 2001
  3. Интерактивные наглядные учебные пособия, Дрофа, 2008

Тематический план учебного предмета «Биология» (вариант: 2 часа в неделю; 34 учебных недели)

 9 класс

№пп

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Лабораторные работы (тема)

Контрольные тестирования

1

Эволюция живого мира на Земле

23

№1: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»;

№2: «Изучение критериев вида на комнатных растениях». 

№1 «Развитие биологии в додарвиновский период»;

№2 «Теория Ч.Дарвина»;

№3 «Приспособленность»;

№4 «Микроэволюция»;

№5 «Макроэволюция»;

№6 «Возникновение жизни на Земле»;

№7 «Развитие жизни на Земле»

2

Структурная организация живых организмов

10

№ 3: «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».

№8 «Химическая организация клетки»;

№9«Метаболизм»;

№10 «Строение и функции клеток»

3

Размножение и развитие организмов

5

№11«Размножение организмов»;

№12«Онтогенез»

4

Наследственность и изменчивость организмов

16

№4 «Решение генетических задач»;

№ 5 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

№13 «Закономерности наследования признаков»;

№14 «Закономерности изменчивости»;

№15 «Основы селекции»

5

Взаимоотношения организма и среды обитания. Основы экологии

12

№ 6 «Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

№7 «Изучение и описание экосистемы своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной местности»

№8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

№16 «Биосфера»;

№17 «Биосфера и человек»;

ИТОГО

66

8

17

*Резерв

2

*Часы резерва используются на организацию повторения, а также в случае выпадение уроков по уважительным причинам – карантин, низкие температуры и т.д.

Тематический поурочный  план учебного предмета «Биология» 9 кл
(вариант: 2 ч в неделю; 34 учебных недели)

урока

Темы раздела, урока, лабораторной работы.

Планируемые образовательные результаты изучения темы

Кол-во

часов

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

I. Введение. Эволюция живого мира на Земле

Научить:  понимать диалектический характер процессов развития, выявлять и объяснять общие свойства и причины многообразия живых организмов.

Сформировать знания: об уровнях организации живой материи, становлении систематики, возникновении и развитии эволюционной теории, механизмах и последствиях адаптации, микро- и макроэволюционных процессах.

23

CD « Биология. Общие закономерности»; ООО «Дрофа», 2008; Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Биология 9 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007; ЦОР из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c/?interface=pupil&class[]=51&subject[]=29  ); персональные компьютеры, мультимедиапроектор, экран

1

Инструктаж по технике безопасности. Введение. Многообразие живого мира.

3.09

Урок формирования знаний, инструктаж

2.Развитие биологии в додарвиновский период.

2

Становление систематики

5.09

Урок формирования знаний

3

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

10.09

Урок-лекция

3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

4

Контрольный тест №1 «Развитие биологии в додарвиновский период»                                                                            Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина

12.09

Комбинированный урок

5

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе

17.09

Урок формирования и совершенствования знаний

6

Учение Ч.Дарвина о естественном отборе

19.09

Урок формирования и совершенствования знаний

7

Формы естественного отбора

Урок-лекция

4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

8

Контрольный тест №2 по теме «Теория Ч. Дарвина» Приспособительные особенности

Комбинированный урок

9

Лабораторная работа №1: «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».  

Урок применения знаний на практике

10

Забота о потомстве

Урок формирования знаний

11

Физиологические адаптации

Урок формирования и совершенствования знаний

5. Микроэволюция

12

Контрольный тест №3 по теме «Приспособленность» Вид, его критерии и структура

Комбинированный урок

13

Лабораторная работа №2: «Изучение критериев вида на комнатных растениях».

Урок применения знаний на практике

14

Эволюционная роль мутаций

Урок формирования знаний

6. Биологические последствия адаптации. Макроэволюция

15

Контрольный тест №4 по теме «Микроэволюция» Главные направления эволюции

Комбинированный урок

16

Общие закономерности биологической эволюции

Урок формирования и совершенствования знаний

7. Возникновение жизни на Земле

17

Контрольный тест №5 по теме «Макроэволюция»  Современные представления о возникновении жизни

Комбинированный урок

18

Начальные этапы развития жизни

Урок формирования и совершенствования знаний

8. Развитие жизни на Земле

19

Контрольный тест №6 по теме «Возникновение жизни».  Жизнь в архейскую и протерозойскую эры

Комбинированный урок

20

Жизнь в палеозойскую эру 

Урок формирования и совершенствования знаний

21

Жизнь в мезозойскую эру

Урок формирования и совершенствования знаний

22

Жизнь в кайнозойскую эру

Урок формирования и совершенствования знаний

23

Происхождение человека

Урок-семинар

II. Структурная организация живых организмов

Научить: анализировать химический состав, строение и функции  клеточных органоидов, сравнивать процессы энергетического обмена авто- и гетеротрофных.

Сформировать знания: о строении про- и эукариотических клеток, реакциях метаболизма, положениях клеточной теории.

10

CD « Биология. Общие закономерности»; ООО «Дрофа», 2008; Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Биология 9 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007; ЦОР из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c/?interface=pupil&class[]=51&subject[]=29  ); школьные микроскопы, набор микропрепаратов «Общая биология»; учебные таблицы и модели-аппликации по общей биологии; персональные компьютеры. мультимедиапроектор, экран

9. Химическая организация клетки

24

Контрольный тест №7 по теме «Развитие жизни на Земле» Неорганические вещества, входящие в состав клетки

Комбинированный урок

25

Органические вещества, входящие в состав клетки

Урок-лекция

10.Обмен веществ и преобразование энергии в клетке

26

Контрольный тест №8 по теме «Химическая организация клетки»       Пластический обмен.

Комбинированный урок

27

Энергетический обмен

Урок формирования и совершенствования знаний

11.Строение и функции клеток

28

Контрольный тест №9 по теме «Метаболизм»  Прокариотическая клетка

Комбинированный урок

29

Эукариотическая клетка. Цитоплазма

Урок формирования и совершенствования знаний

30

Лабораторная работа № 3: «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом».

Урок применения знаний на практике

31

Эукариотическая клетка. Ядро

Урок формирования знаний

32

Деление клеток

Урок формирования и совершенствования знаний

33

Клеточная теория строения организмов

Урок формирования и совершенствования знаний

III.Размножение и индивидуальное развитие организмов

Научить: понимать общие закономерности и взаимосвязь индивидуального и исторического развития организмов. 

Сформировать знания: о способах размножения в живой природе, этапах эмбрионального и постэмбрионального развития.

5

CD « Биология. Общие закономерности»; ООО «Дрофа», 2008; Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Биология 9 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007; ЦОР из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c/?interface=pupil&class[]=51&subject[]=29  ); учебные таблицы по общей биологии; персональные компьютеры. мультимедиапроектор, экран

12.Размножение организмов

34

Контрольный тест №10 по теме «Строение и функции клеток»  Бесполое размножение

Комбинированный урок

35

Половое размножение. Развитие половых клеток

Урок формирования и совершенствования знаний

13. Индивидуальное развитие организмов

36

Контрольный тест №11 по теме «Размножение организмов»  Эмбриональный период развития

Комбинированный урок

37

Постэмбриональный период развития

Урок-семинар

38

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

Урок формирования и совершенствования знаний

IV.Наследственность и изменчивость организмов

Научить: составлять схемы скрещивания, решать генетические задачи, понимать статистические закономерности фенотипической изменчивости

Сформировать знания: о методах изучения и законах наследования признаков, происхождении культурных растений, методах селекции растений, животных, микроорганизмов.

16

CD « Биология. Общие закономерности»; ООО «Дрофа», 2008; Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Биология 9 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007; ЦОР из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c/?interface=pupil&class[]=51&subject[]=29  ); учебные таблицы по общей биологии; персональные компьютеры. мультимедиапроектор, экран

14.Закономерности наследования признаков

39

Контрольный тест №12 по теме «Онтогенез»  Основные понятия генетики

Комбинированный урок

40

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя

Урок формирования и совершенствования знаний

41

Законы Менделя: 1 закон

Урок формирования и совершенствования знаний

42

Законы Менделя: 2 закон

Урок формирования и совершенствования знаний

43

Закон чистоты гамет

Урок формирования и совершенствования знаний

44

Законы Менделя: 3 закон

Урок формирования и совершенствования знаний

45

Лабораторная работа №4: «Решение генетических задач».

Урок применения знаний на практике

46

Сцепленное наследование генов

Урок формирования знаний

47

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом

Урок формирования и совершенствования знаний

48

Взаимодействие генов

Урок-лекция

15. Закономерности изменчивости

49

Контрольный тест №13 по теме «Закономерности наследования признаков»  Наследственная изменчивость

Комбинированный урок

50

Фенотипическая изменчивость

Урок формирования и совершенствования знаний

51

Лабораторная работа № 5: «Построение вариационного ряда и вариационной кривой».

Урок применения знаний на практике

16.Селекция растений, животных и микроорганизмов

52

Контрольный тест №14 по теме «Закономерности изменчивости»  Центры многообразия и происхождения культурных растений

Комбинированный урок

53

Методы селекции растений и животных

Урок-семинар

54

Селекция микроорганизмов

Урок формирования и совершенствования знаний

V. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

Научить: понимать взаимосвязи живых организмов в сообществах, характер взаимодействий со средой обитания, анализировать и прогнозировать последствия хозяйственной деятельности человека для биосферы.

Сформировать знания: о структуре и функциях биосферы, круговоротах веществ, типах отношений между организмами, влиянии человека на окружающую среду.

12

CD « Биология. Общие закономерности»; ООО «Дрофа», 2008; Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Биология 9 класс, ООО «Кирилл и Мефодий», 2007; ЦОР из единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/000001a5-a000-4ddd-5fde-0c0046b1db9c/?interface=pupil&class[]=51&subject[]=29  ); учебные таблицы по общей биологии; персональные компьютеры. мультимедиапроектор, экран

17.Биосфера, её структура и функции

55

Контрольный тест №15 по теме «Основы селекции»  Структура биосферы

Комбинированный урок

56

Круговорот веществ в природе

Урок формирования и совершенствования знаний

57

История формирования сообществ живых организмов

Урок формирования и совершенствования знаний

58

Биогеоценозы и биоценозы

Урок формирования и совершенствования знаний

59

Абиотические факторы среды

Урок-лекция

60

Интенсивность действия факторов среды

Урок формирования и совершенствования знаний

61

Биотические факторы среды

Лабораторная работа №6 «Составление схем  передачи веществ и энергии (цепей питания)»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

62

Взаимоотношения между организмами.

Лабораторная работа №7 «Изучение и описание экосистем своей местности, выявление типов взаимодействия разных видов в данной местности»

Урок совершенствования знаний, умений и навыков

18. Биосфера и человек

63

Контрольный тест №16 по теме «Биосфера»  Природные ресурсы и их использование

Комбинированный урок

64

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды Лабораторная работа №8 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах»

Урок формирования и совершенствования знаний

65

Охрана природы и основы рационального природопользования

Урок-лекция

66

Контрольный тест №17 по теме «Биосфера и человек»  Заключение. Итоги года

Комбинированный урок

Всего уроков

66

Резерв - 2

Из них:    -контрольных тестирований;

-лабораторных работ

17

8

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

      • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;

      • сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах.

  уметь:

      • объяснять: роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний

      • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

      • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;

      • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

      • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

      • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

      • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;

      • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках — значение биологических терминов; в различных источниках — необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения мер профилактики заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...