Учебная программа по Биологии для 10-11 классов (профильный уровень)
рабочая программа по биологии (9, 10, 11 класс) на тему

Абрамова Людмила Леонидовна

 Аннотация к рабочей программе по биологии

для 10-11 классов (профильный уровень)

Критерий

Описание критерия

 Полное наименование Рабочей программы по предмету

Рабочая программа по предмету «Биология»

Уровень образования

Среднее общее образование, 10-11 классы.

Нормативная основа разработки программы

Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного общего образования (Приказ Минобрнауки России № 1019 от 5 марта 2004г.) Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10 - 11 классов (профильный уровень) автора Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, др.

Срок реализации программы

2 года

Количество часов по программе всего и интенсивность в неделю

Всего по программе: 276 часов, 105 часов – 10 класс, 105 часов – 11 класс. Интенсивность: 3 часа в неделю.

Учебники и учебные пособия

Бородин П.М., Высоцкая Л.В., Дымшиц Г.М. и др. (под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.) «Биология. Общая биология: учеб. Для 10-11 кл. профильный уровень в 2 ч. Издательство «Просвещение» М: 2015 г.

Основная цель и задачи реализации программы

Цель: формирование ценностных ориентаций относительно одной из ключевых категорий нравственных ценностей – ценности Жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, включая и Человека.

Задачи:

- воспитание убеждённости в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм через освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественно-научной картины мира; о методах биологических наук, строении, многообразии и особенностях биосистем; выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке; овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований,

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 2120»

ГБОУ Школа № 2120

http://www.mtlm.net/Россия, 142784, г.Москва, г.Московский, ул. Бианки, дом 9А.  

ИНН 5051005670;    КПП 775101001;     ОГРН 1025007515510

тел. / факс: 8 (495) 978-55-65;

email: 2120@edu.mos.ru;

web: http://sch2120tn.mskobr.ru/

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

ГБОУ Школа №2120

Протокол №__от «__»_____201_ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБОУ Школа №2120

___________________А.Ю.Шурухина

Приказ №__ от «__»______201_ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО БИОЛОГИИ для 10-11 классов

(профильный уровень)

4 часа в неделю

35 (34)  учебных недель

Составитель:

учитель Абрамова Людмила Леонидовна

Возраст обучающихся: 16 – 17 лет

Срок реализации: два года

 

Москва

   2017

ПРОГРАММА КУРСА БИОЛОГИИ ДЛЯ 10–11 КЛАССОВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (профильный уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по биологии (Часть II. Среднее (полное) общее образование) в соответствии с существующей концепцией биологического образования. Она определяет содержание профильного и базового уровней курса биологии и предназначается для использования в 10–11 классах профильных и общеобразовательных школ. Сегодня биология — наиболее бурно развивающаяся область естествознания Революционные изменения в миропонимании ученых-естественников, произошедшие в середине XX в., были обусловлены открытиями в молекулярной и клеточной биологии, генетике, экологии. За полвека биология превратилась из описательной науки в аналитическую, имеющую многочисленные прикладные отрасли. Биологические знания лежат в основе развития медицины, фармакологической и микробиологической промышленности, сельского и лесного хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, системы охраны окружающей среды.

Курс «Общая биология» завершает изучение биологии в общеобразовательных учреждениях и призвана не только систематизировать и обобщить биологические знания учащихся, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, но и показать прикладное и практическое значение биологии. Программа «Общая биология» профильного обучения обеспечивает усвоение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В программе нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед современной биологической наукой. Большое внимание уделено проведению биологических исследований и освоению учащимися методологии научного познания.

Для повышения образовательного уровня учащихся и развитию навыков проведения исследований и экспериментов программа включает в себя разнообразные практические и лабораторные работы. Выполнение исследовательских работ направлено на формирование навыков планирования и проведения самостоятельных исследований, что способствует развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей школьников. В выполнении этих заданий преподаватели призваны оказать учащимся помощь в организации и проведении работ, обеспечить консультативную помощь и контроль над выполнением заданий.

Для углубления знаний и расширения кругозора школьников рекомендуются экскурсии по основным разделам программы. В программе предусмотрены различные демонстрации, в том числе и компьютерные, способствующие повышению качества преподавания и его эффективности. Курс биологии в 10-11 классах на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. На профильном уровне учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Большое внимание в программе уделяется рассмотрению вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле, т.к. прогнозирование климата, получение лекарств, обеспечение пищей, создание высокопродуктивных сортов культурных растений и пород животных, устойчивых к болезням, сохранение редких и исчезающих видов, рациональное использование биологических ресурсов нашей планеты — решение этих вопросов зависит от наших знаний о биологическом разнообразии. Данное обстоятельство было особо подчеркнуто на Международной конференции по линии ООН в Рио-де-Жанейро (1992). 

 Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями учащихся.

Ведущими при отборе содержания профильного общеобразовательного курса биологии выступают следующие принципы:

- фундаментальность;

- профессиональная направленность;

- связь теории с практикой.

Принцип фундаментальности требует введения в содержание курса биологических теорий, законов и закономерностей, а также методологических знаний и умений. Это позволит познакомить учащихся с такими методологическими категориями, как «объект исследования», «методы исследования», «научная гипотеза» сформировать знания о структуре биологической науки, истории её становления и развития, общенаучных и специфических методах, присущих биологии.

Из принципа профессиональной направленности вытекают требования, диктующие необходимость обогащения содержания сведениями о значении биологических знаний в жизни современного общества и каждого человека, в профессиональной деятельности людей; о научных открытиях и вкладе учёных в развитие науки; о профессиях, связанных с биологией.

Принцип связи теории с практикой предполагает включения в содержание профильного курса знаний о практической значимости биологии и биологического образования, а также предусматривает значительное увеличение деятельностного компонента, что требует расширенной тематики лабораторных и практических работ.

Содержание курса «Общая биология» в 10-11 классах в системе знаний о биологическом разнообразии строится по разделам, характеризующим разные типы биологического разнообразия: систематическое (видовое), генетическое, экосистемное, экологическое, географическое, социально-этологическое и структурное разнообразие живого мира. Также предусматривается рассмотрение вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии, как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле.

Программа для 10-11 классов расчитана на 276 часов, 4 часа в неделю. В основе содержания программы на профильном уровне лежит знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в вузе. Практическая часть программы включает 10 лабораторных и 27 практических работ в 10 классе и 7 лабораторных и 8 практических работ в 11 классе.

Программа ориентирована на использование учебника: П.М. Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц, Б.М. Медников, А.О. Рувинский, О.В. Саблина, Р.И. Салганик,  М.Г. Сергеев, В.К. Шумный  Биология. Общая биология в 2-х частях. Ч.1. Учебник для общеобразовательных учреждений, 10-11 класс: профильный уровень /под ред. Шумного В.К. и   Дымшица Г.М. – М.: Просвещение, 2015.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА БИОЛОГИЯ

                Личностными результатами освоения предмета «Биология» являются следующие умения:

- осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение;

- устанавливать причинно-следственные связи между биологическими системами разного ранга и происходящими в них процессами;

- формулировать основные теории и законы, объясняющие структурную организацию, функционирование и развитие биологических систем: клетки, организма, вида, экосистемы, биосферы;

- приводить примеры антропогенного влияния на биосферу, а также мер её охраны;

- доказывать: родство человека с животными, историческое развитие органического мира и планетарную роль, выполняемую человечеством в сохранении жизни на Земле;

- планировать, организовывать и проводить биологические исследования в природе и в лабораторных условиях; обрабатывать полученные результаты с помощью компьютерной техники и методов математической статистики;

- приготовлять временные микропрепараты и рассматривать их при помощи светового микроскопа на разном увеличении;

- распознавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках биологические системы и происходящие в них процессы;

- оценивать: изменения в окружающей среде, вызванные хозяйственной деятельностью человека в конкретных условиях местности; действия мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии;

- проводить наблюдения за состоянием экосистем, сезонными изменениями и развитием биогеоценозов;

- использовать различные модели при изучении биологических систем;

- осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;

- оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;

- формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

- получать и оценивать: значение информации из различных источников о биологических системах и процессах, последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад учёных в развитие биологических наук; значение биологических открытий для науки, техники.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта, выдвигать версии решения проблемы,

осознавать конечный результат;

- выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки,

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

- работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, приборы, компьютер);

- планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;

- уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности;

Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).

Познавательные УУД  

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

Аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий; раскрывать роль биологии в практической деятельности людей;

Роль различных организмов в жизни человека; выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

Сравнивать биологические объекты, находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; Основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

Ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное логических операций;

Строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД.

 Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты и т.д.;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты. Требования к уровню подготовки учащихся (выпускников) направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. 

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен:  

Знать и понимать:

• особенности биологических систем и происходящих в них процессов: матричных реакций, ассимиляции и диссимиляции, наследственности и изменчивости, видообразования, исторического развития органического мира, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

• строение биологических систем разного ранга: клетки, организма, вида, биоценоза и экосистемы; методы изучения биологических систем, вклад учёных-биологов в изучении биологических систем;

• основные положения биологических теорий (клеточная теория, хромосомная теория наследственности, теория гена, синтетическая теория эволюции, теория антропосоциогенеза, теория ноосферогенеза, теория коэволюции природы, человека и общества);

• сущность процессов реализации генетической информации, фотосинтеза, хемосинтеза, биосинтеза белка, распада органических веществ, воспроизводства клеток и организмов, живого вещества биосферы; адаптации биологических систем к среде обитания, исторического развития и эволюционного усложнения организации и функционирования биологических систем;

• причин эволюции органического мира, устойчивости, саморегуляции, саморазвития как смены экосистем;

• возможности биологии как производительной силы современности, достижения селекции, биотехнологии, клеточной и генной инженерии, медицинской генетики;

• закономерности сосуществования природы и общества, путей рационального природопользования и необходимости сохранения биоразнообразия, как основы устойчивого развития биосферы

Уметь:

• приготовлять временные микропрепараты и рассматривать их при помощи светового микроскопа на разном увеличении;

• планировать, организовывать и проводить биологические исследования в природе и в лабораторных условиях; обрабатывать полученные результаты с помощью компьютерной техники и методов математической статистики;

• устанавливать причинно-следственные связи между биологическими системами разного ранга и происходящими в них процессами;

• формулировать основные теории и законы, объясняющие структурную организацию, функционирование и развитие биологических систем: клетки, организма, вида, экосистемы, биосферы;

• приводить примеры антропогенного влияния на биосферу, а также мер её охраны;

• доказывать: родство человека с животными, историческое развитие органического мира и планетарную роль, выполняемую человечеством в сохранении жизни на Земле;

• распознавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках биологические системы и происходящие в них процессы;

• оценивать: изменения в окружающей среде, вызванные хозяйственной деятельностью человека в конкретных условиях местности; действия мутагенов на собственный организм; этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии;

• проводить наблюдения за состоянием экосистем, сезонными изменениями и развитием биогеоценозов;

• использовать различные модели при изучении биологических систем;

• получать и оценивать: значение информации из различных источников о биологических системах и процессах, последствия собственной деятельности в окружающей среде; вклад учёных в развитие биологических наук; значение биологических открытий для науки, техники.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых  компетенций:

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
  • использование элементов причинно–следственного и структурно- функционального анализа;
  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
  • умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, проводить доказательства;
  • оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.

Требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с требованиями ФГОС и программой среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица– М.: Просвещение, 2015.

Требования заданы в деятельностной форме (т.е. что учащиеся должны знать, уметь и использовать в практической деятельности и повседневной жизни).

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ  10 класс

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

(4 ч в неделю; всего 140 ч, из них 5 — резервное время)

                 

Тема 1. Введение. Разделы биологической науки. Биологические системы, процессы и их изучение. (3 ч.)

Биология – наука о живой природе. Основные признаки живого. Биологические системы. Уровни организации жизни. Методы изучения биологии. Значение биологии. Практическая работа №1

«Анализ информации СМИ о новейших достижениях в разных областях биологии».

Тема 2. Цитология - наука о клетке. Химическая организация клетки.  (19 ч)

Химический состав клетки. Биологически важные химические элементы. Неорганические (минеральные) соединения. Биополимеры. Углеводы, липиды. Белки, их строение и функции. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Лабораторная работа  №1 «Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования». Практическая работа №2 «Изучение физических и химических свойств воды». Практическая работа №3 «Изучение условий денатурации белка». Лабораторная работа  №2  «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». Лабораторная работа №3 «Обнаружение биополимеров в биологических объектах». Контрольная работа №1 по теме: «Введение в цитологию. Химический состав клетки».

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: элементный состав клетки, строение молекул

воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток

животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная

модель молекулы ДНК.

Тема 3.  Строение и функции клетки. Клеточные структуры. (9 ч)

Развитие знаний о клетке. Клеточная теория. Цитоплазма. Плазматическая мембрана. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи и лизосомы. Митохондрии, пластиды, органоиды движения, включения. Ядро. Строение и функции хромосом. Лабораторная работа  № 4 «Физиологические свойства клеточной мембраны». Лабораторная  работа  № 5 «Особенности строения клеток прокариот и эукариот». Контрольная работа №2  по теме: «Клеточные структуры и их функции».

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазматической мембраны, строение

клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Динамическое

пособие «Строение клетки».

Тема 4. Обеспечение клеток энергией. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. (11 ч)

Обмен веществ и превращение энергии - свойство живых организмов. Фотосинтез. Преобразование энергии света в энергию химических связей. Обеспечение клеток энергией за счет окисления органических веществ без участия кислорода. Биологическое окисление при участии кислорода. Практическая работа № 4 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза». Практическая работа № 5 «Сравнение процессов брожения и дыхания». Практическая работа №6 Решение задач на тему: «Обмен веществ». Контрольная работа №4 по теме: «Обеспечение клеток энергией».

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке;

строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемосинтеза.

Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету.

Тема 5. Наследственная информация и реализация её в клетке. Жизненный цикл клетки. (11 ч)

Генетическая информация. Ген. Геном. Удвоение ДНК. Образование информационной РНК по матрице ДНК. Генетический код. Биосинтез белков.

Вирусы. Профилактика СПИДа. Практическая работа № 7 Решение задач по «Молекулярной биологии». Практическая работа № 8 Решение задач по «Молекулярной биологии». Практическая работа № 9 Решение задач по «Молекулярной биологии». Практическая работа № 10 Решение задач по «Молекулярной биологии». Контрольная работа №5 по теме: «Наследственная информация и её реализация в клетке»

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: процесс репликации; генетический код;

биосинтез белка; регуляцию транскрипции у прокариот; строение вируса; строение

хромосомы. Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.

Тема 6. Строение и функции организмов (11 ч)

 Организм как единое целое. Структурные части организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Колониальные формы. Взаимосвязь частей многоклеточного организма. Функциональная система. Ткани растительного и животного организма. Органы. Вегетативные и генеративные органы растений. Органы и системы органов животных и человека. Опора тела организмов. Каркас растений. Скелет животных и человека. Движение одноклеточных организмов. Движение растений. Движение животных и человека. Питание организмов. Пищеварение. Дыхание организмов. Транспорт веществ в организмах. Выделение организмов. Защита организмов. Иммунитет. Раздражимость и регуляция у организмов. Нервная система животных и человека. Гуморальная регуляция. Гормоны.

Демонстрации 

Схемы, таблицы, рисунки, слайды, фильмы, показывающие строение организмов; микропрепараты, влажные препараты, остеологические препараты, гербарии и коллекции, демонстрирующие строение органов и систем органов растений и животных; опыты, доказывающие наличие в растительных и животных организмов процессов жизнедеятельности.

Тема 7.  Размножение и индивидуальное развитие организмов (17 ч)

Деление клетки. Митоз. Бесполое и половое размножение. Мейоз. Образование половых клеток и оплодотворение. Зародышевое и постэмбриональное развитие организмов. Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие зародыша человека. Организм как единое целое. Лабораторная работа №6 «Изучение морфологии хромосом млекопитающих. Сравнение кариотипов». Лабораторная работа №7 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука и яйцах аскариды». Лабораторная работа №8 «Сравнительная морфология гамет животных». Практическая работа №11 «Сравнение процессов митоза и мейоза. Лабораторная работа №9 «Изучение мейоза в пыльниках цветков. Лабораторная работа №10 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных. Строение половых клеток». Контрольная работа №6  по теме: «Соматические и половые клетки. Самовоспроизведение и развитие клеток». Практическая работа № 12 «Сравнение процессов полового и бесполого размножения». Практическая работа № 13 «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных». Контрольная работа №7 по теме: «Размножение. Индивидуальное развитие организма».

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы

бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; стадии развития

зародыша позвоночного животного; постэмбриональное развитие. Динамические пособия

«Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных».

Тема 8. Основные закономерности явлений наследственности (25 ч)

Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя. Генотип и фенотип. Аллельные гены. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Хромосомная теория наследственности. Генетика пола. Половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом. Практическая работа № 14 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». Практическая работа № 15 «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание». Практическая работа № 16 «Решение генетических задач на ди- и полигибридное скрещивание». Практическая работа № 17 «Решение генетических задач на ди- и полигибридное скрещивание». Практическая работа №18   «Решение генетических задач на взаимодействие генов». Практическая работа №19   «Решение генетических задач на взаимодействие генов». Практическая работа №20   «Решение генетических задач на взаимодействие генов». Практическая работа №21 «Решение генетических задач на сцепленное наследование генов». Практическая работа №22 «Решение генетических задач на сцепленное наследование генов». Практическая работа №23 «Решение генетических задач на сцепленное наследование генов». Практическая работа №24 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков». Практическая работа №25 «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков». Основные закономерности явлений наследственности (обобщение). Контрольная работа №8 по теме: «Закономерности наследственности». Контрольный  практикум  «Решение генетических задач».

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и

их цитологические основы; перекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное

наследование; взаимодействие генов. Семена гороха с разным фенотипом (гладкие,

морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание»,

«Дигибридное скрещивание».

Тема 9. Основные закономерности явлений изменчивости (14 ч)

Модификационная и наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость. Мутационная изменчивость. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Наследственная изменчивость человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных болезней человека. Лабораторная работа №11 «Геномные и хромосомные мутации». Практическая работа №26 Решение биологических задач на тему: «Наследственная изменчивость». Лабораторная работа №12 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой». Практическая работа №27 Решение биологических задач на тему: «Ненаследственная изменчивость». Контрольная работа №9 по теме: «Закономерности изменчивости».

Демонстрации

Схемы, таблицы, фотографии и комнатные растения, иллюстрирующие: различные

мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у

комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы);

механизм хромосомных мутаций; модификационную изменчивость; центры многообразия

и происхождения культурных растений. Гербарный материал злаков с гомологической

изменчивостью (остистые, безостые, высокие, карликовые растения и т. д.).

Тема 10. Генетика человека. Селекция организмов. Биотехнология. (8 ч)

Одомашнивание как начальный этап селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Методы современной селекции. Успехи селекции. Генная и клеточная инженерия. Клонирование. Практическая работа №28 «Анализ и оценка этических аспектов исследований в биотехнологии». Контрольная работа №10 по теме: «Генетические основы индивидуального развития».

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие взаимодействие генов и механизм хромосомных

мутаций. Схемы и таблицы, иллюстрирующие исследования в области биотехнологии.

Динамические пособия «Генетика групп крови», «Наследование резус-фактора».

Тема 11. Селекция. Биотехнология. (13 ч)

Методы изучения наследственности человека. Доминантные и рецессивные признаки у человека. Близнецы и близнецовый метод исследования в генетике человека. Цитогенетика человека.  Практическая работа №29 Решение генетических задач на составление родословных. Практическая работа №30 «Составление родословных и их анализ. Лабораторная работа №13 «Изучение кариотипа человека в норме и при хромосомных заболеваниях». Контрольная работа №11  по теме: «Генетика человека».

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ  11 класс

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

(4 ч в неделю; всего 136 ч, из них 2 ч. — резервное время)

                 

Тема 1. Возникновение и развитие эволюционной биологии. (9 ч)

Возникновение и развитие эволюционных идей. Идеи развития органического мира в трудах философов античности. Метафизический период в истории биологии. Систематика Линнея. Трансформизм Бюффона. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Эволюционные идеи Сент-Илера. Борьба с креационизмом. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Развитие эволюционной идеи Дарвина, основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции.

Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И.

Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические,

эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.

Демонстрации

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых

растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы;

доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.

Тема 2. Микроэволюция. Механизмы эволюции. (21 ч)

Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость.

Генетические основы эволюции. Генетическая структура популяций. Закон генетического равновесия Харди — Вайнберга. Элементарный эволюционный материал. Элементарная единица эволюции. Элементарное эволюционное явление. Движущие силы эволюции. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Естественный отбор - направляющий фактор эволюции. Борьба за существование и её формы. Сфера и объект действия естественного отбора. Реальность естественного отбора в природе. Формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора. Половой отбор.Приспособленность организмов. Относительная целесообразность приспособлений. Вид и его критерии. Структура вида в природе. Способы видообразования. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции. Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

Демонстрации

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: движущие силы эволюции;

движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у

организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых

видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции —

дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию,

дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию

растительного и животного мира.

Тема 3. Макроэволюция. (17 ч)

Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Методы изучения эволюции. Переходные формы и филогенетические ряды. Гомология и аналогия. Рудименты и атавизмы. Биогенетический закон. Моделирование эволюции. Направления и пути эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция,

конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Пути достижения биологического прогресса. Биологический регресс. Соотношение и чередование направлений эволюции. Формы направленной эволюции. Общие закономерности эволюции. Единое древо жизни — результат эволюции.

Демонстрации

Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: движущие силы эволюции;

движущий и стабилизирующий отбор; возникновение и многообразие приспособлений у

организмов (кактусов, орхидей, морских млекопитающих и т. д.); образование новых

видов в природе; географическое и экологическое видообразование; формы эволюции —

дивергенцию, конвергенцию, параллелизм; пути эволюции — ароморфоз, идиоадаптацию,

дегенерацию; основные ароморфозы в эволюции растений и животных; эволюцию

растительного и животного мира.

Тема 4. Возникновение и развитие жизни на Земле. Антропогенез. Человек - биосоциальная система. (21 ч)

Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и

Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.

Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и

эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью.

Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.

Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата

на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория

образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие

органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические,

цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и

человекообразных обезьян.

Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека.

Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место

неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.

Демонстрации:

Схемы и таблицы, иллюстрирующие флору и фауну позднего протерозоя, палеозоя,

мезозоя, кайнозоя (ледниковый период). Ископаемые останки живого — окаменелости,

отпечатки (палеонтологическая коллекция).

Тема 5. Антропогенез. Человек - биосоциальная система. (15 ч)

Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека

— мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании

человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в

эволюции человека.

Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых

признаков. Критика расистских теорий.

Демонстрации:

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: предшественников человека (австралопитек,

неандерталец, кроманьонец); орудия труда человека умелого, неандертальца, кроманьонца

(экспозиции местного краеведческого музея). Палеолитическое искусство (репродукции

произведений первобытных художников).

Тема 6. Экология - наука о надорганизменных системах. Введение в экологию. Организмы и среда обитания. (15 ч)

Зарождение и развитие экологии. Разделы и задачи экологии. Связь экологии с другими науками. Методы экологии. Полевые наблюдения. Экологический мониторинг окружающей природной среды. Эксперименты в экологии. Моделирование в экологии. Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности.

Приспособленность.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на

организмы.

Тема 7. Экологическая характеристика вида и популяции. (5 ч)

Экологическая ниша вида. Многомерная модель экологической ниши Дж. Хатчинсона. Размеры ниши и её смена. Экологические характеристики популяции. Популяция как биосистема. Основные показатели популяции. Экологическая структура популяции. Динамика популяции и её регуляция. Факторы смертности и ёмкость среды. Популяция как природная система.

Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Жизненные формы.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие экологические факторы и их влияние на

организмы.

Тема 8. Сообщества и экологические системы. Биосфера - глобальная экосистема. Человек и окружающая среда. (13 ч)

Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи.

Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные

взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.

Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития

экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.

Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и

биогеохимические круговороты в биосфере.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение биосферы; круговороты углерода,

азота, фосфора и кислорода.

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни

экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения;

круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические

пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».

Тема 9. Биосфера - глобальная экосистема. (5 ч)

Биосфера – живая оболочка Земли. Развитие представлений о биосфере. Области биосферы и её состав. Живое вещество биосферы и его функции. Закономерности существования биосферы. Особенности биосферы как глобальной экосистемы. Круговороты веществ и геохимические циклы. Ритмичность явлений в биосфере. Зональность биосферы. Климат, растительный и животный мир основных биомов суши. 

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: различные экосистемы; трофические уровни

экосистемы; пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; межвидовые отношения;

круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме; сукцессии. Динамические

пособия «Типичные биоценозы», «Агроценоз».

Тема 10. Человек и окружающая среда. Биологические основы охраны природы. (13 ч)

Биосфера и человек. Глобальные  антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы. Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.

Демонстрации

Схемы и таблицы, иллюстрирующие: биоразнообразие; последствия деятельности

человека в окружающей среде; редкие и исчезающие виды. Карта «Заповедники и

заказники России». Динамическое пособие «Биосфера и человек».

Календарно-тематическое планирование уроков в 10 классе (профильный уровень)

Тема/урок

Раздел

Тема урока

Тема 1. 

Введение. Разделы биологической науки. Биологические системы, процессы и их изучение.

 

 1

 

Первичный инструктаж по технике безопасности. Введение. Предмет и задачи курса «Общая биология».  Разделы биологической науки

 2

 

Практическая работа №1. «Анализ информации СМИ о новейших достижениях в разных областях биологии».

 3

 

Основные свойства живого. Организация биологических систем. Разнообразие и изучение биологических систем и  процессов.

Тема 2

Цитология - наука о клетке. Химическая организация клетки. 

 

4

 

Клетка: история открытия и изучения клетки. Клеточная теория.

5

 

Методы исследования в цитологии.

6

 

Лабораторная работа  №1. «Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования»

7

 

Химический состав клетки. Вода и минеральные вещества.

8

 

Физические и химические свойства воды.

9

 

Практическая работа №2. «Изучение физических и химических свойств воды»

10

 

Биополимеры. Белки. Состав и строение белков.

11

 

Химические свойства и биологические функции белков.

12

 

Практическая работа №3. «Изучение условий денатурации белка»

13

 

Лабораторная работа  №2. «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

14

 

Углеводы: классификация.  Моносахариды, их свойства и функции.

15

Углеводы:  дисахариды, полисахариды, их свойства и функции.

16

Липиды.

17

Нуклеиновые кислоты. ДНК: строение, уровни организации, компактизации и функции молекулы.

18

Нуклеиновые кислоты. РНК: строение, классификация, функции.

19

АТФ – универсальный источник энергии в клетке.

20

Лабораторная работа №3. «Обнаружение биополимеров в биологических объектах»

21

Обобщающий урок - семинар   «Молекулы и клетки»

22

Контрольная работа №1 по теме: «Введение в цитологию. Биологические системы и процессы. Цитология - наука о клетке. Химическая организация клетки»

Тема 3.

Строение и функции клетки. Клеточные структуры.

23

Плазматическая мембрана. Клеточная стенка.

24

 

Цитолемма, кариолемма. Межклеточные контакты, их виды. 

25

Мембранные органеллы клетки. Ядро, строение и функции (хроматин, хромосомы). Прокариотная клетка. 

26

 

Цитоплазма и одномембранные органоиды клетки. Аппарат Гольджи, лизосомы, ЭПР,  вакуоли. Понятие о вакуолярной системе

27

 

Двумембранные (полуавтономные) органоиды клетки: митохондрия, пластиды.

28

 

Немембранные органоиды клетки. Вспомогательный аппарат клетки.

29

 

Лабораторная работа  № 4.«Физиологические свойства клеточной мембраны»

30

 

Лабораторная  работа  № 5. «Особенности строения клеток прокариот и эукариот»

31

 

Контрольная работа №2.  Строение и функции клетки. Клеточные структуры.

Тема 4.

Обеспечение клеток энергией. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

32

 

Ассимиляция и диссимиляция - две стороны  обмена веществ.

33

 

Ферментативные реакции. Ферменты.

34

 

Пластический обмен. Фотосинтез, световая и темновая фазы.

35

 

Значение фотосинтезирующих организмов. Космическая роль фотосинтеза.

36

 

Хемосинтез.

37

 

Практическая работа № 4. «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»

38

 

Энергетический обмен. Гликолиз.Окислительное фосфорилирование. Цикл Кребса.

39

 

Практическая работа № 5. Сравнение процессов брожения и дыхания»

40

Практическая работа №6.  «Решение задач на тему: «Обмен веществ»

41

Практическая работа №7.  «Решение задач на тему: «Обмен веществ»

42

Контрольная работа №3. Обеспечение клеток энергией. Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

Тема 5

Наследственная информация и реализация её в клетке. Жизненный цикл клетки.

43

Клеточный цикл и его периоды.

44

 

Хромосомы. Хромосомный набор клетки (кариотип). Генетическая информация. 

45

Лабораторная работа №6. «Изучение морфологии хромосом млекопитающих. Сравнение кариотипов»

46

Матричный синтез (репликация) ДНК. Транскрипция. Генетический код.

47

Трансляция. Биосинтез белка.

48

Регуляция процессов транскрипции и трансляции.

49

Практическая работа № 8. Решение задач: «Молекулярная биология. Матричный синтез»

50

Практическая работа № 9. Решение задач: «Молекулярная биология. Матричный синтез»

51

Деление клетки. Митоз. Патология митоза.

52

Лабораторная работа №7. «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука и яйцах аскариды»

53

Контрольная работа №4. Наследственная информация и реализация её в клетке. Жизненный цикл клетки.

Тема 6

Строение и функции организмов

54

Организм, как единое целое. Понятие о гомеостазе.

55

Ткани и органы

56

Опора тела организмов

57

Движение организмов

58

Питание организмов

59

Дыхание организмов

60

Транспорт веществ у организмов

61

Выделение у организмов

62

Защита организмов

63

Раздражимость и регуляция функций у организмов

64

Контрольная работа №5. Строение и функции организмов

Тема 7

Размножение и индивидуальное развитие организмов.

65

Формы размножения организмов. Бесполое и половое размножение.

66

Самовоспроизведение клеток.  Митоз (непрямое) и амитоз (прямое) деление клеток.

67

Мейоз.

68

Развитие половых клеток. Гаметогенез у животных.

69

Строение половых клеток (гамет) самцов и самок.

70

Практическая работа № 10. «Сравнение процессов митоза и мейоза

71

Онтогенез. Оплодотворение. Эмбриональное развитие животных (хордовых). Законы зародышевого сходства К. Бэра и биогенетический закон Ф. Мюллера, Э. Геккеля. 

72

 

Дифференцировка, ее значение в гисто- и органогенезе.

73

 

Рост и постэмбриональное развитие животных.

74

 

Развитие половых клеток у растений. Лабораторная работа №8. «Изучение мейоза в пыльниках цветков

75

Двойное оплодотворение.

76

 

Эмбриогенез растений

77

 

Постэмбриональное развитие у растений. Чередование поколений.

78

 

Вирусы - неклеточные формы жизни.

79

Вирусы – факторы изменения  генетической информации. Вирусные заболевания человека (гепатит, СПИД). Вирусные заболевания растений и животных.

80

Заслушивание реферативных проектов на тему: «Влияние вирусов на живые организмы»

81

Контрольная работа №6. Размножение и индивидуальное развитие организмов. Вирусы - неклеточные формы жизни.

Тема 8

Генетика-наука о наследственности и изменчивости организмов Основные закономерности явлений наследственности.. 

82

 

История становления и развития генетики - как науки.

83

 

Основные генетические понятия и символы. Методы исследования в генетике.

84

 

Моногибридное скрещивание.

85

Полное и неполное доминирование.

86 

Анализирующее (возвратное) скрещивание 

87

 

Практическая работа № 11. «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

88

 

Практическая работа № 12. «Решение генетических задач на моногибридное скрещивание»

89 

Дигибридное и полигибридное скрещивание.

90

 

Практическая работа № 13. «Решение генетических задач на ди- и полигибридное скрещивание»

91

 

Практическая работа № 14. «Решение генетических задач на ди- и полигибридное скрещивание»

92

 

Сцепленное наследование признаков.

93

 

Картирование хромосом.

94 

 

Практическая работа №15. «Решение генетических задач на сцепленное наследование генов»

95 

 

Практическая работа №16. «Решение генетических задач на сцепленное наследование генов»

96 

 

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

97

 

Практическая работа №17. «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков»

98

 

Практическая работа №18. «Решение генетических задач на сцепленное с полом наследование признаков»

99

 

Множественное действие и взаимодействие аллельных генов. 

100

Взаимодействие неаллельных генов.

101

Практическая работа №19.   «Решение генетических задач на взаимодействие генов»

102

Практическая работа №20.   «Решение генетических задач на взаимодействие генов»

103 

Практическая работа №21.   «Решение генетических задач на взаимодействие генов» 

104

Статистическая природа генетических закономерностей. Отклонения от теоретически ожидаемых расщеплений.

105

Основные закономерности явлений наследственности (обобщение)

106

Контрольный  практикум  «Решение генетических задач»

Тема 9

Основные закономерности явлений изменчивости

107

Изменчивость признаков.

108

Наследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

109

Мутационная изменчивость. Генотипические мутации.

110

 

Генные, хромосомные и геномные  мутации.

111

 

Внеядерная (цитоплазматическая) наследственность и мутации.

112

 

Закономерности мутационного процесса. Причины возникновения мутаций.

113

 

Основные закономерности функционирования генов в ходе индивидуального развития.

114

Перестройки генома и проявление генов в онтогенезе.

115

Практическая работа №22. «Геномные и хромосомные мутации»

116

Практическая работа №23. Решение биологических задач на тему: «Наследственная изменчивость»

117

Модификационная изменчивость. Взаимодействие генотипа и среды. Эпигенетика.

118

Лабораторная работа №9. «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»

119

Практическая работа №24. Решение биологических задач на тему: «Ненаследственная изменчивость»

120

Контрольная работа №7  по теме: «Основные закономерности явлений изменчивости»

Тема 10

Генетика человека. Селекция организмов. Биотехнология.

121

 

Геном человека. Программа «Геном человека» и её реализация. 

122 

Методы изучения наследственности человека. Генеалогический метод. Наследование доминантных и рецессивных признаков у человека.

123

 

Практическая работа №25. Решение генетических задач на составление родословных

124

 

Практическая работа №26. «Составление родословных и их анализ

125

Близнецы и близнецовый метод исследования в генетике человека.

126

 

Цитогенетика человека. Кариотипирование хромосом человека. Предупреждение и лечение некоторых наследственных болезней человека.

127

 

Лабораторная работа №10. «Изучение кариотипа человека в норме и при хромосомных заболеваниях».

128

 

Контрольная работа № 8.  Генетика человека

Тема 11

 Селекция. Биотехнология.

129

 

Селекция как процесс и наука. Становление, методы исследования в селекции.

 130

Искусственный отбор.

131

 

Селекция растений. Вклад Н.И. Вавилова.

132

 

Экспериментальный мутагенез. Получение полиплоидов. Достижения учёных в области селекции растений.

133

Селекция животных. Внутривидовая гибридизация. Гетерозис.

134

 

Отдалённая гибридизация. Достижения учёных в области селекции животных.

135

 

Биотехнология - как отрасль производства.  Микробиологическая технология. Генная и хромосомная инженерия. Плазмиды.

136

 

Клеточная технология. Клонирование. Химерные и трансгенные организмы.

137

Практическая работа № 27. «Анализ и оценка этических аспектов исследований в биотехнологии»

138

Контрольная работа №9. Селекция. Биотехнология.

139

Итоговая контрольная в формате ЕГЭ по программе 10 класса

140

Обобщающий урок.

Календарно-тематическое планирование уроков в 11 классе (профильный уровень)

Тема/урок

Раздел

Тема урока

Тема 1. 

Возникновение и развитие эволюционной биологии.

 

 1

 

Первичный инструктаж по технике безопасности. Зарождение эволюционных представлений.

 2

 

Первые эволюционные концепции.

 3

 

Семинар по теме «Развитие представлений об эволюции живой природы»

4

Предпосылки возникновения дарвинизма.

5

Научная деятельность Чарльза Дарвина.

6

Эволюция культурных форм организмов (по Ч. Дарвину).

7

Эволюция видов в природе (по Ч. Дарвину).

8

Развитие эволюционной теории Ч. Дарвина.

9

Зачёт №1. "История эволюционного учения"

Тема 2

Микроэволюция. Механизмы эволюции.

 

10

 

Генетические основы эволюции.

11

 

Изменчивость и генетическая структура природных популяций.

12

 

Движущие силы (факторы) эволюции.

13

 

Мутации - источник генетической изменчивости популяций.

14

 

Случайные изменения частот аллелей в популяциях.

15

 

Дрейф генов, как фактор эволюции.

16

 

Борьба за существование.

17

 

Естественный отбор - направляющий фактор эволюции.

18

 

Практическая работа № 1 "Сравнительная характеристика естественного и искусственного отборов".

19

 

Формы естественного отбора.

20

 

Половой отбор.

21

Практическая работа № 2  "Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отборов".

22

Приспособленность (адаптация)  организмов.

23

Лабораторная работа № 1 "Возникновение приспособленности организмов и ее относительность".

24

Миграция как фактор эволюции.

25

Вид, его критерии и структура.

26

Лабораторная работа № 2 «Изучение морфологического критерия вида».

27

Изоляция и видообразование.

28

Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

29

Практическая работа № 3 "Сравнение процессов экологического и географического видообразования".

30

Зачёт №2. "Микроэволюция. Механизмы эволюции"

Тема 3.

Макроэволюция. 

31

Механизмы макроэволюции.

32

 

Палеонтологические и биогеографические методы изучения эволюции.

33

 

Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции.

34

 

Эмбриологические и сравнительно-морфологические методы изучения эволюции.

35

 

Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции.

36

 

Молекулярно-биохимические, генетические и математические методы изучения эволюции.  

37

 

Направления и пути макроэволюции: дивергенция, конвергенция и параллелизм.

38

Направления и пути макроэволюции: дивергенция, конвергенция и параллелизм.

39

 

Формы направленной эволюции. Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации.

40

 

Формы направленной эволюции. Биологический прогресс. Ароморфозы и идиоадаптации.

41

 

Практическая работа № 4 "Сравнительная характеристика путей и направлений эволюции".

42

 

Лабораторная работа № 3 "Выявление ароморфозов у растений и животных".

43

 

Лабораторная работа № 4  "Выявление идиоадаптаций у растение и животных (на примере насекомых)".

44

 

Общие закономерности (правила) эволюции.

45

 

Практическая работа № 5 "Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции".

46

 

Единое древо жизни.

47

Зачёт №3. "Эволюция. Возникновение и развитие эволюционной биологии. Макроэволюция"

Тема 4.

Возникновение и развитие жизни на Земле. Антропогенез. Человек - биосоциальная система.

48

Сущность жизни.

49

Гипотезы и теории возникновения жизни на Земле.

50

Основные этапы неорганической эволюции.

51

 

Начало органической эволюции.

52

Образование биологических мономеров и полимеров.

53

Формирование и эволюция пробионтов.

54

Формирование надцарств организмов.

55

Основные этапы эволюции растительного мира.

56

Основные этапы эволюции животного мира.

57

Семинар по теме «Основные черты эволюции животного и растительного мира»

58

Изучение истории Земли.

59

Палеонтология и её методы.

60

Развитие жизни в архее и протерозое.

61

Развитие жизни в палеозое.

62

Развитие жизни в палеозое.

63

Развитие жизни в мезозое.

64

Развитие жизни в мезозое.

65

Развитие жизни в  кайнозое.

66

Развитие жизни в  кайнозое.

67

Современная система органического мира.

68

Зачёт №4. "Возникновение и развитие жизни на Земле"

Тема 5

Антропогенез. Человек - биосоциальная система.

69

Антропология - наука о человеке.

70

Становление представлений о происхождении человека.

71

Сходство человека с животными.

72

Отличия человека от животных.

73

Место человека в системе живого мира - морфологические, физиологические, молекулярно-биологические данные.

74

Движущие силы (факторы) антропогенеза.

75

Происхождение человека. Палеонтологические данные.

76

Основные стадии антропогенеза. Первые представители рода Homo.

77

Появление человека разумного.

78

Эволюция современного человека.

79

Человеческие расы.

80

 

Практическая работа № 6 "Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас".

81

 

Приспособленность человека к разным условиям среды.

82

 

Человек как часть природы и общества.

83

Зачёт №5. "Антропогенез. Человек - биосоциальная система"

Тема 6

Экология - наука о надорганизменных системах. Введение в экологию. Организмы и среда обитания. 

84

 

Зарождение и развитие экологии.

85

 

Методы экологии.

86

Среды обитания организмов.

87

Экологические факторы и закономерности их действия. Взаимоотношения организма и среды.

88

Свет как экологический фактор.

89 

Температура как  экологический фактор.

90

Влажность как экологический фактор.

91

Газовый и ионный состав среды. Почва и рельеф. Погодные и климатические факторы.

92

Лабораторная работа № 5  "Изучение приспособленности организмов к влиянию различных экологических факторов".

93

Биологические ритмы. Приспособления организмов к сезонным изменениям условий среды и размножение.

94 

Жизненные формы организмов.

95 

Биотические взаимодействия. Конкуренция. Хищничество. Паразитизм.

96 

Мутуализм. Комменсализм. Аменсализм. Нейтрализм.

97

Семинар по теме «Взаимоотношения между организмами»

98

Зачёт №6. "Введение в экологию. Организмы и среда обитания"

Тема 7

Экологическая характеристика вида и популяции.

99

Экологическая характеристика популяции как природной системы

100

Экологическая структура популяции.

101

Динамика популяции, её типы и регуляция. Жизненные стратегии.

102

Экологическая ниша вида как системы популяций.

103 

Зачёт №7. "Экологическая характеристика вида и популяции"

Тема 8

Сообщества и экологические системы. Биосфера - глобальная экосистема. Человек и окружающая среда.

104

Сообщества организмов: структуры и связи. Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах.

105

Энергетические связи и трофические сети в сообществах.

106

Формирование  и пространственное устройство  сообществ.

107

Экосистемы. Круговорот веществ и поток энергии.

108

Лабораторная работа № 6 «Составление схем передачи веществ и энергии».

109

Основные показатели экосистем.

110

Практическая работа № 7 "Решение экологических задач".

111

Свойства биогеоценозов и динамика сообществ.

112

Природные экосистемы.

113

Антропогенные экосистемы.

114

Практическая работа № 8 "Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем".

115

Практическая работа № 8 "Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем".

116

Зачёт №8.  "Сообщества и экологические системы"

Тема 9

Биосфера - глобальная экосистема.

117

Биосфера - живая оболочка Земли.

118

Закономерности существования биосферы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере.

119

Основные биомы Земли.

120

Биосфера и человек.

121

Зачёт  №9.  "Биосфера - глобальная экосистема"

Тема 10

Человек и окружающая среда. Биологические основы охраны природы.

122 

Человечество в биосфере Земли.

123

Сохранение и поддержание биологического разнообразия на популяционно-видовом и генетическом уровнях.

124

Сохранение и поддержание биологического разнообразия на экосистемном уровне.

125

Загрязнение воздушной среды. Охрана воздуха.

126

Загрязнение водной среды. Охрана водных ресурсов.

127

Разрушение почвы и изменение климата. Охрана почвенных ресурсов и защита климата.

128

Антропогенное воздействие на растительный и животный мир.

129

Охрана растительного и животного мира.

 130

Биологический мониторинг и биоиндикация.

131

Рациональное природопользование и устойчивое развитие.

132

Сосуществование человечества и природы.

133

Зачёт №10. "Человек и окружающая среда. Биологические основы охраны природы"

134

Обобщающий урок. Итоговая контрольная в формате ЕГЭ по программе 11 класса

135

Резерв.

136

 

Резерв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» 10 КЛАСС Профильный уровень

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАФормирование личности, готовой к активной и творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры, является главной целью развития отечественной системы школьно...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)...

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)

Рабочая программа по русскому языку для 11 класса (профильный уровень; программа Бабайцевой)...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

Рабочая программа по предмету "Литература" 10 - 11 класс (профильный уровень), составленная на основе Федерального компонента госстандарта образования для основной общей школы в соответствии с программой, допущенной Министерством образования

Рабочая программа и тематическое планирование уроков литературы в 10 - 11 классах составлены на основе Федерального компонента государственного стандарта образования для основной общей школы в соответ...

Рабочая программа учебного курса по химии для 10-11 классов (профильный уровень)

Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного  образовательного стандарта 2004 года на основе авторской образовательной программы курса химии для 8-11 кла...

Рабочая программа предмета «Биология» для 10-11 класса (профильный уровень)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по биологии для 10-11 (профильный уровень) классов на 2017—2018 учебный год.Рабочая  программа  учебного курса  «Биология» для 10-11 классов  ра...