Использование самостоятельной работы учащихся как один из методов активизации познавательной деятельности
методическая разработка по биологии на тему

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_samostoyatelnoy_raboty.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Константиновская средняя общеобразовательная школа

                                 

                                     Выступление

             

по теме: «Использование самостоятельной работы учащихся как один из методов активизации познавательной  деятельности»

         

(ШМО учителей естественнонаучного цикла и истории)

 

Учитель биологии: Зайцева Людмила Станиславовна

2017-2018 учебный год

Одним из главных качеств личности ученика становится его готовность к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения. 
Активизация учебного процесса дает возможность основную часть самостоятельной работы учеников сосредоточить на уроке и этим значительно облегчить и сократить домашние задания, устранить перегрузку.

Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности – задача, которую призваны решать педагоги.

Поэтому задача учителя – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания, анализировать ситуации, критически оценивать их, систематизировать информацию, обобщать, творчески перерабатывать, фиксировать в виде планов, конспектов, схем, таблиц, применять основные логические операции, выделять главное, решать проблемные задачи.

Планируя  самостоятельную работу учащихся необходимо:

  • предусматривать ее место в структуре урока;
  • её оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого материала;
  • предусматривать  затруднения, которые могут возникнуть при выполнении работы;
  • определять форму заданий;
  • устанавливать оптимальную длительность работы;
  • подбирать  соответствующий дидактический материал;
  • предусматривать рациональные способы проверки и самопроверки работ учеников.

Самостоятельная работа – это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом учащиеся, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий.

При   организации самостоятельной работы на уроке биологии:

  •    Учитель ставит конкретную цель,  ученик должен знать пути ее достижения.
  • Задания подбираются соответствующие  учебным возможностям ученика. Переход от одного уровня сложности к другому осуществляю постепенно.
  • Сочетаются разнообразные виды самостоятельной работы и управление самим процессом работы.
  • Переход от контроля учителя к самоконтролю.

Виды самостоятельной работы, которые я использую на уроках биологии

  • Работа с книгой: рисунок, график, поиск ответа на вопрос, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками.
  • Упражнения: ответы на вопросы, рецензии ответов, тренировочные упражнения.
  • Решение задач и практические, лабораторные работы.
  • Проверочные, самостоятельные работы (сочинение, диктант), обобщающие уроки.
  • Доклады и рефераты.
  • Индивидуальные и групповые задания при наблюдениях и экскурсиях.
  • Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Коренное улучшение качества урока, продуманное чередование видов работы и умелое применение активизации познавательной деятельности учащихся — все это основные условия успешного решения задач, поставленных перед школой.

Виды работы на уроке биологии:

Биологический диктант

При проведении диктантов  оценивание работ провожу по этапам:

                    а) проверка диктантов только учителем;

                    б) взаимопроверка работ соседями по парте;

                    в) взаимопроверка работ соседями по варианту;  

                    г) самопроверка;

   Работа    с   учебником

Прочтите статью «Рост и развитие побега» и ответьте на вопросы:

  • С чего  начинается рост и развитие побега?
  • Какой процесс лежит в основе роста и развития побега?
  • Как можно управлять ростом и развитием побега?

   Подготовка по учебнику ответов на вопросы

Например, на уроке в 6 классе на тему «Класс двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю учащимся следующие задания по работе с учебником: прочитайте текст и дайте морфологическое описание 1-2 растений семейства Крестоцветных по плану в задании № 2, стр. 211-212 учебника.

После работы с текстом учебника проводится беседа.

Написание краткого конспекта.

По сложным темам  считаю полезным  составление учащимися кратких конспектов. Это даёт возможность ученику выбрать самое главное из текста параграфа и лучше запомнить. Этот приём может быть применён как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Наиболее удобны для данного метода тема: «Строение клетки».

Задания по работе с рисунками

При работе с рисунками на первых этапах  я использую простые задания. Например, в 6 классе задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении семени однодольных и двудольных, для более подробного рассмотрения можно ответить на 5 вопросов, провести самоконтроль или взаимоконтроль.

На уроке, посвященном изучению распространения плодов и семян задание усложняю: рассмотреть рисунки учебника и ответить на вопрос, плоды каких растений изображены на рисунках и как они распространяются.

В дальнейшем задания усложняются, предлагаю учащимся:

 -составить рассказ по рисунку

- сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции

- установить связь между строением и функциями

- описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

Например:

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Что такое побег, из каких частей он состоит?

Что такое узел?

Что такое междоузлие?

Составьте  рассказ по рисунку (6 кл)

Используя рисунок  учебника составьте рассказ о половом размножении хламидомонады.

Сравнить изображенные объекты: по рисункам сравните строение растительной и бактериальной клетки.

Описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

По  рисунку  опишите опыт, доказывающий дыхание органов растений.

Работа с тетрадями по биологии

К учебникам  биологии есть рабочие тетради. Часть заданий  учащиеся выполняют в классе, а часть номеров  задаю  домой.

При проверке этих заданий ставится “+”, если задание сделано верно, и “-”, если задание неверно. Если выполнение задания затруднено,  мы с ребятами обсуждаем его на уроке в форме беседы. Работа с тетради помогает в подготовке и проведении  лабораторных работ

Биологические лабораторные работы:

  • развивают наблюдательность,
  • вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы
  • активизируют познавательную деятельность школьников
  •  способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков
  • приучают к культуре труда.

При подготовке  и  проведение лабораторных работ:

Заранее составляю календарные планы проведения уроков, в которые включаю проведение лабораторных занятий. Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием. Выполняя работу, учащиеся записывают  в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании.

Во время проведения лабораторной работы при изучении первых тем курса биологии в 6 классе учащиеся вслух зачитывают каждый пункт задания, затем спрашиваю  учеников, как они должны выполнить этот пункт.

Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учащимися, контролирую  ход работы, делая необходимые пояснения, указываю  на ошибки, задаю дополнительные вопросы.

В связи с тем, что темп выполнения работ у учащихся разный готовлю дополнительные задания для тех учеников, которые выполнили работу раньше других.

После окончания самостоятельной работы провожу проверку качества ее выполнения  путем беседы, во время которой учащиеся зачитывают ответы на вопросы, поставленные в задании, рассказывает о ходе его выполнения.

Так, на лабораторном занятии на тему «Внешнее строение листа. Листья простые и сложные. Жилкование листьев. Листорасположение» учащимся предлагалось самостоятельно изучить листья комнатных растений и соответствующий раздаточный материал, разложенный на столах, а затем изобразить в тетрадях схему разных листорасположений на стебле.

Экскурсия

«Природа – сильнейшее средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не пользуемся и которым необходимо овладеть», - писал Сухомлинский. Природа – это и сильнейшее средство активизации познавательного процесса. Ни один, даже наиболее удачный урок не может заменить прямого общения с природой. Именно на экскурсии у школьников пробуждается чувство восторга переживаний, навеянных красотой природы, формируются убеждения в необходимости охраны природы. Самые первые уроки это уроки – экскурсии «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных». Экскурсия состоит из нескольких этапов:

  • Подготовка (сообщаю накануне тему и задачи экскурсии, распределяю по группам задания для самостоятельной работы. Провожу беседу о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. )
  • Проведение (вступительная беседа и самостоятельная работа учащихся под руководством учителя)
  • Подведение итогов (провожу заключительную беседу, составление школьниками отчета)
  • Использование результатов в дальнейшем обучении.

После экскурсии учащиеся делают отчеты и отвечают на вопросы .                                                   

В заключении читают стихи, загадывают загадки о природе, говорят о необходимости её сохранности.   

         Кроссворд 

Для закрепления изученного материала по теме: «Тела живой и неживой природы. Явления природы», ребята называют явления природы, происходящие вокруг них. Определяют отличительные признаки живой и неживой природы, осознанно их разделяют, приводят примеры и заполняют кроссворд. Проводят самопроверку и при возникновении трудностей с определениями находят правильное решение.

Тесты 

В педагогике тесты используются для оценки уровня знаний, умений, навыков учащихся. После проведения теста часто предлагаю учащимся дать себе самооценку. Для этого на доску вывешиваю таблицу, по которой они сами себя оценивают. Это очень важно, когда ребенок может сам оценить свои знания.

Доклады и сообщения  учащихся

Формируя у школьников навыки работы с учебником, огромное значение придаю  дополнительной литературе.  Рекомендую учащимся чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека.

Привлекаю  их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной и городской  библиотеках, в мире электронной информации. Соответствуют данным классам, например 6 кл. – растения, 7 кл. – животные и т.д.

Проекты и минипроекты – один из эффективных методов повышения мотивации обучающихся на уроках для достижения определенных результатов и овладения определенными знаниями. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, реализующуюся в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым подходом к обучению. Он предполагает решение поставленной проблемы, а решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, творческих областей и особенно при решении нестандартной задачи. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми», если это теоретическая проблема, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию. 

Обобщающие уроки.

Систематизировать знания, ликвидировать пробелы в знаниях, отработать учебные умения и навыки позволяют обобщающие уроки. Они же позволяют учителю проверить качество усвоения данной темы. Для развития учащихся, активизации их мыслительной деятельности, возбуждения интереса к уже известному я тщательно продумываю новые по формулировке и обобщающие по смыслу вопросы, задания. 

Коренное улучшение качества урока, продуманное чередование видов работы и умелое применение активизации познавательной деятельности учащихся — все это основные условия успешного решения задач, поставленных перед школой.

Прочное, осознанное усвоение знаний учащимися невозможно без развития их познавательных способностей и интереса, без целенаправленного творческого подхода учащихся.

Развитие познавательных способностей учащихся при обучении биологии осуществляется учителем в основном на учебных занятиях, в какой бы организационной форме они ни проводились.

Разнообразный комплекс заданий развивает у школьников активный интерес к биологическим знаниям, прививает вкус к наукам о природе, формирует стремление овладеть этими науками, чтобы с помощью их управлять миром растений и животных.

Обучающий характер учебных занятий ценен и тем, что ликвидирует перегрузку школьников домашними заданиями, освобождает время для участия во внеклассных  мероприятиях.

Положительные результаты уроков биологии обусловлены четким планированием учебного материала, его тесной связью с практикой, применением при обучении разнообразных методов и методических приемов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся как один из методов подготовки к ГИА и ЕГЭ. РУСЬ 13-15 вв

Активизацизировать познавательную деятельность учащихся можно через иллюстрации исторических событий при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Тема "РУСЬ 13-15 вв"...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ, КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

Самостоятельная работа - важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возмож- ностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоя- тельная работа...

Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное пи...

Реферат "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления."

Реферат по теме "Самостоятельная работа учащихся как один из способов развития творческого мышления"  поможет Вам в организации самостоятельной работы на уроках математки...

«РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА» В ПОДДЕРЖКУ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИИ»

Выявлению детей, проявляющих выдающиеся способности, уделяется большое внимание, как на государственном уровне, так и на региональном и муниципальном. Выявление одаренных детей осуществляется посредст...