Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Кызыл-оол Светлана Сарыг-ооловна
Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное письмо.
   Каждый этап урока должен ставить перед детьми проблему. Ребенок должен думать, мыслить, делать выводы. Поэтому активизация мыслительной деятельности на уроке является одним из методов сознательного и прочного усвоения грамматики и правописания.
   Работа с учебником – неотъемлемая часть любого урока. Работа над упражнением требует не механического списывания и выполнения задания к нему, а глубокого понимания: какую цель я преследую, чему хочу научить, что хочу повторить, что это даст детям.
   Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке я ставлю перед ними следующие вопросы:
Что учим? Зачем учим? Что повторили? Зачем повторили? Что вы можете объяснить в этом слове, предложении? Какие слова особенно внимательно будете писать? Почему? С какой целью я даю вам это предложение, упражнение, текст? Что вы сейчас повторите? И многие другие вопросы.
Я хочу поделиться своим опытом работы с упражнениями  в  5-ом классе: как активизировать мыслительную деятельность учеников, работая с учебником.
Многие упражнения не учитывают особенности национальной школы, тексты очень трудны для восприятия, понимания. Поэтому учитель, если творчески подойдет к заданию, может упростить или усложнить задание в зависимости от уровня  подготовки класса
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

      «Работа с упражнением

 (текстом)

как один из методов

активизации мыслительной

деятельности учащихся

на уроках русского языка»




   
Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное письмо.

   Каждый этап урока должен ставить перед детьми проблему. Ребенок должен думать, мыслить, делать выводы. Поэтому активизация мыслительной деятельности на уроке является одним из методов сознательного и прочного усвоения грамматики и правописания.

   Работа с учебником – неотъемлемая часть любого урока. Работа над упражнением требует не механического списывания и выполнения задания к нему, а глубокого понимания: какую цель я преследую, чему хочу научить, что хочу повторить, что это даст детям.

   Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке я ставлю перед ними следующие вопросы:

Что учим? Зачем учим? Что повторили? Зачем повторили? Что вы можете объяснить в этом слове, предложении? Какие слова особенно внимательно будете писать? Почему? С какой целью я даю вам это предложение, упражнение, текст? Что вы сейчас повторите? И многие другие вопросы.

Я хочу поделиться своим опытом работы с упражнениями  в  5-ом классе: как активизировать мыслительную деятельность учеников, работая с учебником.

Многие упражнения не учитывают особенности национальной школы, тексты очень трудны для восприятия, понимания. Поэтому учитель, если творчески подойдет к заданию, может упростить или усложнить задание в зависимости от уровня  подготовки класса.

Упражнение 125.

Задание: 

Расположите в алфавитном  порядке данные слова, учитывая вторую и третью буквы.

Столяр, статуя, щавель, документ, инструмент, километр, процент, свекла, случай, комбайнер, магазин, молодежь, портфель, петля.

Данное задание для детей на данном этапе обучения трудное. Я предлагаю другой вид работы над этим упражнением.

Так как дети учили на предыдущем уроке тему «Слог и ударение», можно предложить им записать слова, разделяя их на слоги, при этом учитывая, где стоит ударение ( на первом слоге, на втором и т. д.):

Слу-чай, свек-ла, ста-ту-я,  сто-ляр, ща-вель, про-цент, порт-фель, пет-ля, до-ку-мент, ин-стру-мент, ки-ло-метр, ком-бай-нер, ма-га-зин, мо-ло-дежь.

Предварительно проводится лексическая работа, отработка произношения трудных слов. В конце можно провести диктант «Проверяю себя»

Упражнение 153.

Задание:

Вставьте пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Г…рода, …блака, стр…на, д…жди, до дв…рей, в л…су, в …кне, к з…ме, прих…жу, н…сут, пос…дили, заб…лел, беск…нечные, покр…снеть, по…синеть, в…ренье, бесп…лезный, взгл…нуть, в…дитель, выв…ска, уг…стить.

  1. Дети читают задание.
  2. На какое правило пропущены буквы? (безуд. гласная в корне слова)
  3. Что нужно сделать, чтобы проверить безударную гласную?
  4. Прочитайте имена существительные, подберите проверочные слова. (дети записывают, один ученик объясняет)
  5. Какие слова обозначают действие предмета? (прихожу,…)
  6. Какая это часть речи?
  7. Спишите глаголы, проверьте безударную гласную. (самостоятельно, затем проверка)
  8. Какие слова мы не писали? (бесконечные, бесполезный)
  9. Поставьте к ним вопрос.

10)К какой части речи они относятся? (дети проверяют пропущенную букву, слова можно разобрать по составу)

Упражнение 311.

Задание:

Прочитайте текст. Поставьте вопросы от сказуемого к выделенным словам.

    Это было поздней осенью. Гулял Коля по лесу и заметил под кустом зайца. Бедняга сломал лапку и не мог бежать. Жалко стало Коле зайчика. Взял он его на руки и отнес домой. Коля смастерил в сарае клетку и посадил туда зайку. Всю зиму жил косой у Коли. Мальчик заботился о нем. Он давал зайчику капусту, морковь, репу. Часто Коля открывал дверцу клетки и пускал зайку побегать по сараю.

    К весне зайчик совсем поправился, и Коля выпустил его на волю.

    Работая над этим текстом, можно повторить простое предложение с однородными сказуемыми и сложное предложение с союзом «и»:

  1. Прочитайте последнее предложение.
  2. Какое оно по структуре? (сложное)
  3. Почему? (состоит из 2-х предложений, перед союзом «и» стоит запятая; дети подчеркивают грамматическую основу)
  4. В каких предложениях перед союзом «и» не стоит запятая?
  5. Какие это предложения по структуре?
  6. Что соединяет союз «и»? (однородные сказуемые, запятая не ставится)  

Упражнение 463.

Задание:

Объясните правописание сложных слов с ПОЛ и ПОЛУ.

1) Слабый с полдороги возвращается.

2) Научись понимать людей с полуслова.

3) Прошло пол-лета, а ты так мало прочел книг.

4) Пол -Европы объездил, а лучше родной страны не нашел.

 5) К празднику купили мальчику полуботинки.

6) Группа детей образовала полукруг.

7) В полдень стало жарко.

Задания к тексту можно усложнить:

   Учащиеся первого варианта выписывают предложения, где сложные слова с ПОЛ пишутся слитно, второго - где сложные слова с ПОЛ пишутся через дефис. Объясняют правописание.

    Один ученик выписывает предложения, где есть сложные слова с ПОЛУ. Объясняет их правописание. 

Упражнение 471.

Задание:

   Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание данных слов.

Б…седа, в…кзал, з…рница, ст…р, ст…рал, соб…ру, изл…жение, изл…гал (свои мысли),  прил…жить (руку), прил…гательное.

   Можно, конечно, вставить пропущенные буквы, объяснить правописание слов, а потом списать.

     Я предлагаю учащимся другой вариант работы и ставлю перед ними следующие вопросы:

1) Прочитайте слова с пропущенными буквами.

2)  Назовите слова с чередующейся гласной  а//o  в корне слова. Объясните их правописание.

3) запишите их в два столбика:

     с гласной а в корне слова- 1-ый столбик,

     с гласной о в корне слова- 2-ой столбик.

4) В каких словах правописание гласных е//и зависит от суффикса а (дети записывают слова в строчку, объясняют их правописание)

5) Какие слова вы не писали? (беседа, вокзал).

6) Почему? (нет чередования гласных в корне слова, словарные слова).

7) Какая буква  в слове «вокзал» слышится не так как пишется. Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

       Данный опыт соответствует периоду обучения русскому языку в 5-11 классах, в том числе и в профильных (10-11) классах различных направлений....

Проблемность в обучении - один из приёмов активизации познавательной деятельности учащихся нат уроках русского языка и литературы

Статья для учителей русского языка и литературы  "Проблемность в обучении - один из приёмов активизации   познавательной деятельности  учащихся нат уроках русского языка и литерату...

Представление инновационного педагогического опыта "Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка"

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Высшей учебной мотивацией ученика является интерес к предмету. Отечественные психологи подчеркивают, что интеллект...

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в коррекционной школе 8 вида

В старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках гуманитарного цикла актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активн...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (презентация)

В данной презентации учитель делится опытом по использованию различных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы....

Тема «Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Предложенные приемы активизации мыслительной деятельности позволяют:повысить мотивацию учащихся к обучению;активизировать познавательную активность;развивать мышление и креативные способности учащихся...