Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»
методическая разработка по русскому языку на тему

БАГАВИЕВА НАФИСА ФАНИЛЬЕВНА

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся

на уроках русского языка»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся

на уроках русского языка»

Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка.

Задачи: 
передача  своего опыта путем прямого и комментированного показа  технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;

определить важные составляющие системно-деятельностного подхода.

     Основная цель модернизации российского образования — формирование у подрастающего поколения таких качеств, как инициатива, самостоятельность и ответственность, способных в новых социально-экономических условиях мобильно реализовывать свои возможности.

Введение федеральных государственных образовательных стандартов в системе школьного образования ориентирует учителя на достижение трёх групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Системно-деятельностный подход определяется как условие их достижения.
Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандарта нового поколения. Важной составляющей системно-деятельного подхода является собственная учебная деятельность школьников, она реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития ребёнка, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

Перед учителем стоит важная педагогическая задача: проектирование и организация условий, инициирующих действие ученика. В практическом преподавании реализация технологии деятельностного метода обеспечивается системой дидактических принципов, одним из которых является принцип творчества, означающий ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности.
Следует отметить, что деятельностным делает урок высокая активность обучающихся на всех его этапах, их заинтересованность в результатах обучения, ориентация на успех. Не существует никаких «обязательных для всех» приёмов обучения: их подбирает учитель, исходя из индивидуальных особенностей обучающихся и классных коллективов.

«Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. А искру эту может дать дидактическая игра.

      Л.С.Выготский определял игру как главный “тракт” культурного развития ребенка, прежде всего, его символической деятельности. В игре ребенок осваивает новый тип взаимоотношений мысли и слова. 

Отношения мысли и слова подвижны, их нужно рассматривать не как вещь, а как развивающийся процесс от первоначальной нерасчлененности слова и мысли (слова и вещи) в образном, конкретно-чувственном мышлении к рождению принципиально новых взаимоотношений мысли и слова (возникающих благодаря развитию значения) в понятийном мышлении. И в этом процессе особая эвристическая роль отводится игре, рассматриваемой психологом как важнейший фактор развития речевого мышления ребенка.

Важным условием активизации мыслительной деятельности  школьников, развития их самостоятельности, мышления является игра.

         Игровые технологии позволяют создавать благоприятные условия для получения знаний по русскому языку, обеспечив при этом легкость усвоения материала, способ познания мира, формирующий высокоразвитую личность. Игра позволяет легко и непринужденно усвоить навыки владения языковым материалом и как деятельность способствует осмысленному применению полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

    Беря во внимание структурные составляющие дидактической игры для привития любви детям к русскому языку, необходимо на уроках в системе использовать дидактические игры, направленные на развитие внимания, памяти, творческого воображения, развития речи. Все это способствует лучшему усвоению изучаемого материала в связи с основными функциями  игры.

   Проводя работу по выработке положительного отношения учащихся к игре в процессе обучения, в своей работе я использую  игры или  их элементы  на уроках русского языка, которые  способствуют активизации мыслительной деятельности.

     Например, прием синквейн применяю для активизации познавательной деятельности и  использую его как метод развития речи. Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать соё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать.

Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

                            Правила составления синквейна

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2. Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3. Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4. Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5. Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями программы, а простота построения  синквейна  позволяет быстро получить результат.                                                                                                                                                                      

Ценность занимательных дидактических игр состоит в том, что они способствуют снятию напряжения у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность в учебной  деятельности, и созданию положительного эмоционального настроя в ходе урока.

ПУТЕШЕСТВИЕ В КАЙБИЦКИЙ РАОЙОН

- Добрый день! Сегодня у вас очень важная задача. Мы определим её чуть позже, а сейчас хочется узнать, какие ассоциации возникают у вас со словом «праздник».

 За 30 секунд запишите слова, отвечающие на вопросы кто? или что?

(зачитываются ответы каждой группы)

– Слова какой части речи вы записали? (Имя существительное).

- Как называется раздел языкознания, изучающий части речи? (Морфология)

- Спасибо! Предлагаю посмотреть видеофрагмент.

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

-О Кайбицком районе. О достопримечательностях района. О 25-летии образования Кайбицкого района

Наша задача – составить туристический  маршрут для гостей.  Запишите, какое место гости должны обязательно посетить.

- Подберите к ним выразительные имена прилагательные. В каком роде стоят имена прилагательные, которые вы записали? Почему? (Имена прилагательные согласуются с именами существительными, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и существительные, к которым они относятся.)

(Зачитываются прилагательные)

- Что можно делать в указанных местах? Выберите из списка подходящие глаголы совершенного вида, составьте словосочетания, используя наречия.

-Что вы знаете о наречиях?

Используя все части речи, составьте текст для экскурсовода о вашем объекте.

(Здравствуйте!  Меня зовут …. Сегодня я буду вашим экскурсоводом и проведу вам экскурсию по…)

  Зачитываются тексты и прикрепляются последовательно к доске.

Сегодня мы начали очень важную работу – составление туристического маршрута по нашей малой родине. Эту работу можно продолжить, изучая историю и традиции нашего народа.

Давайте составим сиквейн к слову РОДИНА

МИЛАЯ, ДОРОГАЯ

ЖДЕТ, ЛЮБИТ , НАДЕЕТСЯ

МЫ ГОРДИМСЯ СВОИМ РАЙОНОМ

ПРАЗДНИК(СЧАСТЬЕ)

- Большое спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья. "Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка"

Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к об...

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы.

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова, » - писал Ян Коменский. Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является основным стимулом де...

Мастер-класс Тема «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»

Тема   «Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательной активности обучающихся»Цель мастер - клас...

Активизация учебной деятельности на уроках русского языка в классах с ОВЗ через использование различных видов диктантов.

Примеры словарных диктантов,с помощью которых можно организовать работу со слабыми учащимися....

Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы

Аннотация к статье«Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы» Автор  учитель русского языка и литературы МОБУ БГИ №3 МР Давлекановский районРБ Тагиро...

Из опыта работы Т.Н.Лукьяненко "Активизация мыслительной деятельности" на уроках русского языка и литературы"

Проблема актуальности мыслительной деятельности учащихся остаётся актуальной уже более двух веков. Введение аттестации выпускников в форме ЕГЭ требует особой подготовки учащихся. Я предоставляю матери...