Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме

Вострякова Гелена Николаевна

 

         Данный опыт соответствует периоду обучения русскому языку

 в 5-11 классах, в том числе и в профильных (10-11) классах различных направлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iz_opyta_raboty.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет администрации города Бийска по образованию

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3

г. Бийска Алтайского края

Г.Н.Вострякова

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

(из опыта работы)

Бийск

2007

2

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

(из опыта работы учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

 г. Бийска Алтайского края  Востряковой Гелены Николаевны)

Перечень модулей.

  1. Наименование опыта.
  2. Условия возникновения опыта.
  3. Актуальность опыта.
  4. Теоретическая база опыта.
  5. Новизна опыта.
  6. Ведущая педагогическая идея.
  7. Технология опыта.
  8. Результативность.
  9. Адресная направленность.
  10. Трудоемкость.
  11. Литература.

3

Наименование опыта.

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.
  2. Автор опыта Вострякова Гелена Николаевна, учитель русского языка и литературы, образование высшее, стаж педагогической работы 13 лет,

учитель первой квалификационной категории.

  1. Адрес: Алтайский край, г. Бийск,

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3».

  1. Основная характеристика опыта:

         Данный опыт соответствует периоду обучения русскому языку

 в 5-11 классах, в том числе и в профильных (10-11) классах различных направлений.

        Образование - это тот социально-культурный феномен, вне которого и без которого человечество не сможет справиться с теми глобальными проблемами и противоречиями, которые достались ему от прошлых эпох, обеспечить свое выживание и устойчивое развитие.

        Общепринятым стало мнение, что цели и задачи образования неразрывное единство обучения и воспитания. Они должны быть ориентированы на личность как важнейшую ценность, создавать условия для ее гармоничного развития. Поэтому образование рассматривается как деятельность, цель которой - развитие личности посредством воспитания и обучения. А обучение рассматривается как двусторонняя деятельность передачи и приобретения знаний, умений, навыков, качеств и нравственных ценностей. Процесс обучения – это взаимодействие пяти основных элементов: обучающего, обучаемого, содержания, форм и методов, источников и средств обучения. Каждый из этих элементов играет свою роль в процессе обучения.

4

  В своей работе я хочу поделиться теми приемами и методами, которые считаю наиболее эффективными для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

  Одним из методических требований к современному уроку является стремление учителя разработать поурочные планы (проекты) уроков. Педагог в праве намечать для себя пути, приемы и методы из накопленного методического наследия и личного опыта, дающие наибольший эффект в обучении. Так складывается мой индивидуальный рабочий почерк, моя система работы. Ученик не должен перестать удивляться. Тогда он будет приходить на урок с определенным настроением, будет стремиться к знаниям, потому что на каждом уроке он будет убеждаться, как это просто, интересно, что ему все по силам. Именно эти слова вспоминаю перед каждым уроком и стараюсь не переставать удивлять своих учеников.

Условия возникновения опыта

    Опыт возник в процессе работы в средней школе № 3 г. Бийска.

В школе сложился сильный, творческий коллектив учителей русского  

языка и литературы со своими устоявшимися традициями.

В микрорайоне школы расположен БиПУ, несколько средних школ, техникумы, детская поликлиника, стадион, ГДК, спортклубы, центр детского творчества.

    Безусловно, русский язык входит в число наиболее трудных предметов школьного курса. Большой объем теоретических знаний, которые должны усвоить учащиеся, и дефицит учебного времени диктует необходимость поиска форм и методов обучения, позволяющих рационально организовать процесс обучения русскому языку. Поэтому вот уже несколько лет работаю над поиском и широким использованием активных форм

5

и методов.  При этом своей главной задачей считаю создание благоприятной атмосферы с тем, чтобы обучение было как можно более комфортным, имело практическую направленность, создавало реальные возможности применения полученных знаний на практике. Решение поставленной задачи и определило цель работы – развитие мыслительной деятельности учащихся, навыков, отбора фактов, умения их применения при ответе; развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, создание благоприятного микроклимата на уроке для самореализации каждого ученика.

Актуальность опыта

    В настоящее время задача школы заключается не только в вооружении молодого человека знаниями, но и в развитии его творческих способностей. Эффективность обучения в значительной мере зависит от приемов, методов, форм учебной работы, от отношений, которые складываются у учащихся с учителем, от оценок. Развивающая роль приемов, методов и форм зависит от того, насколько они активизируют мысль учащихся, побуждают их к самостоятельным действиям, обобщениям, выводам, насколько успешно служат формированию к переработке, систематизации, освоению разной информации.  

Каждый урок – неразрывное единство нового, повторения пройденного и предопределения задела на будущее. Грамматические темы изучаем на связных текстах или отдельных предложениях, объединенных темой высказывания; новые знания учащиеся получают (в большинстве случаев) в результате самостоятельной работы; большое внимание на каждом уроке уделяю развитию устной и письменной речи учащихся.

6

      Преимущества любого отдельно взятого урока определяются необходимостью его в системе уроков по целой теме, поэтому целесообразно каждый урок строить таким образом, чтобы изучение новой темы увязывалось с повторением и закреплением изученного и составляло фундамент для работы в будущем.

    Опыт актуален для учителей средних школ, так как способствует:

  1. дать учащимся прочные знания и навыки письменной и устной речи;
  2. научить их самостоятельной работе с учебным пособием;
  3. привить и развить интерес к уроку и предмету в целом;
  4. вести воспитание в процессе обучения;
  5. приблизить обучение к жизни во всем многообразии ее форм и проявлений.

Теоретическая база опыта

 Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках – одна из самых актуальных проблем методики русского языка.

        Понятие «активизации познавательной деятельности» - психологическое, поскольку речь идет об особенностях психологической деятельности человека, а именно об особенностях его познавательной деятельности. Исследованием познавательной деятельности учащихся в процессе обучения занимается, кроме психологии, и дидактика, рассматривающая общие закономерности процесса обучения школьника, и методика русского языка, изучающая особенности процесса обучения в школе.

Метод обучения – это способ организации учителем деятельности учащихся в процессе изучения ими определенного предмета. Любой из                                                      

7

методов обучения предполагает взаимодействие учителя и учащихся; это способ их совместной взаимосвязанной деятельности.

        Дидактическая система методов обучения отражает общие закономерности способов обучения, характерные для различных предметов школьного курса. Однако, наряду с этой системой, существуют методы обучения, специфические для каждого учебного предмета, и в частности для русского языка. Классификация методов обучению русскому языку, основанная на уровнях сложности работы с языковым материалом, представляет собой систему активизации мыслительной деятельности учащихся.

 В настоящее время в дидактике существуют различные теории методов обучения. Одна из них – теория методов обучения И.Я.Лернера и М.Н. Скаткина.

 В любой сфере человеческой деятельности работа может выполняться или по готовому образцу, или с внесением каких-то элементов нового. Возможен и такой путь, когда открываются принципиально новые знания или пути их добывания, рождается научное открытие, изобретение. Иначе говоря, существуют различные уровни проявления самостоятельности мышления. Деятельность учащихся, овладевающих русским языком, не может содержать научных открытий. Однако самостоятельный анализ языковых средств очень важен для овладения культурой речи. Именно поэтому в обучение русскому языку необходимо вводить не только работу по образцу, но и создавать ситуации, требующие поисковой деятельности учащихся.

На уровнях проявления самостоятельности мышления и основана данная классификация методов обучения.

8

   

1. Объяснительно-иллюстративный метод. Знания даются учителем в готовом виде: формулируются правила, иллюстрируются примерами; учитель не ставит перед собой цели выводить эти знания, ставить учащихся в условия проблемных ситуаций. Учащиеся воспринимают, осознают, запоминают то, что сообщил учитель.

2. Репродуктивный метод. Учащиеся выполняют работу по образцу,

     данному учителем.

3. Проблемное изложение. Учитель формулирует проблему и раскрывает перед учащимися пути ее доказательного решения, учит самостоятельно анализировать явления, ориентироваться в новой ситуации.

        4. Частично- поисковый метод. Учитель формулирует проблему и вовлекает учащихся путем постановки вопросов в процессе ее доказательного решения, помогая им находить ответы на вопросы. Помощь учителя делает поиск учащихся частичным и в то же время создает условия для осуществления ими поисковой деятельности.

5. Исследовательский метод. Учащиеся без непосредственного участия учителя овладевают новыми знаниями или способами их добывания, разрешают проблему, обосновывают вывод в результате анализа материала.

        Ценность этой классификации в том, что она учитывает внутреннюю структуру познавательной деятельности учащихся, и потому применение ее в школьной практике позволяет совершенствовать мыслительную деятельность школьников, обучать их в определенной системе самостоятельному анализу языковых явлений, готовить к самообразованию.

9

    Классификация методов обучения русскому языку может быть основана на уровнях сложности работы с языковым материалом и представлять собой систему активизации мыслительной деятельности учащихся (от работы по образцу к частично-поисковой и поисковой):

  1. Методы сообщения учителем знаний.
  1. Метод сообщения учителем знаний в готовом виде.
  2. Метод проблемного изложения учителем знаний.
  1. Методы самостоятельного овладения учащимися знаниями и формирования умений.
  1. Метод обучения воспроизведению и анализу готовых текстов,  

     предложений, словосочетаний, слов.

  1. Метод обучения выбору языковых средств по известному  

    образцу в связи с изменением данных текстов, предложений,  

    словосочетаний, слов.

  1. Метод обучения творческому использованию языковых средств в  

    связи с созданием текстов, предложений, словосочетаний,  

    образованием слов.

 Возникает очень важный вопрос: применение какого метода должно занять основное место в процессе обучения? Ответ может быть только таким: нормы в этом случае исключаются, все зависит от специфики темы, раздела, требований программы, уровня подготовки класса. Важно, чтобы в результате обучения учащиеся овладели необходимыми знаниями, умениями и навыками, достигли определенного уровня языкового развития, овладели литературной речью, стали грамотными в широком смысле слова.

10

Новизна опыта

Усиление  общеобразовательной роли русского языка в успешном усвоении учебных предметов, преподаваемых в школе.

Подготовка учащихся к осознанному выбору направления обучения при  введении профилизации образования в старшем звене.

Создание специальных дидактических и методических материалов, учитывающих интересы и способности учащихся.

Точное (в закономерностях и принципах) и одновременно творческое (личностное) выполнение программно-методических требований к уроку.

Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого материала на уроке.

Ведущая педагогическая идея.

    Основная идея состоит в создании на уроках русского языка условий для сознательного активного участия учащихся в творческой деятельности, приносящей радость преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.

Личная концепция учителя:

  1.  поиск активных форм и методов формирования прочных знаний, умений, навыков учащихся;
  2.  реализация задачи формирования орфографических и пунктуационных умений и навыков с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся;
  3.  включения каждого ученика в активную творческую деятельность;

11

  1. усиление практической направленности обучения русскому языку на основе вовлечения учащихся в различные виды деятельности;
  2.  создание на уроках русского языка атмосферы сотрудничества, сопереживания, взаимной поддержки.

Технология опыта.

Изучение фонетики и графики.

 Изучение звукового строя языка, звукового состава слова имеет огромное значение для овладения культурой устной речи и формирования орфографических навыков, а также для анализа словообразовательных процессов. При изучении фонетики уместны и метод сообщения знаний в готовом виде, и метод проблемного изложения учителем знаний. Первый метод может быть применён для ознакомления учащихся с фонетической транскрипцией. Метод проблемного изложения знаний может быть применён при изучении смыслоразличительной функции звуков. Важно на основе анализа особенностей звучания слова, его звукового состава, сделать вывод о функции звуков в речи.

           На уроке я даю слова: пар, дар, вар, жар, шар, повторяя их

несколько раз, и ставлю вопросы:

- Чем различаются эти слова по звуковому составу?

- В чём различие согласных ж-ш в словах жар-шар?

- Как связаны между собой звуковой состав и лексическое значение  

  слова?

         Какой звук и какие сочетания звуков особенно часто повторяются и помогают передать весёлое звучание сильного дождя в следующих строках?

Ливень льёт! Ливень льёт!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится.

12

Специфическим для изучения фонетике является такой прием, как фонетический разбор. Работа ведется по образцу, примеры для фонетического разбора даются готовыми. Это метод обучения воспроизведению и анализу готового языкового материала.

При изучении звукового состава слов могут найти применение и такие приемы, как постановка проблемных задач и заданий частично- поискового характера.

        На уроках проводили опыт: ученик зажигает свечу, подносит ее ко рту и произносит четко по слогам слово апельсин. Пламя трижды колеблется и при произношении последнего слога гаснет. Отсюда логический переход к беседе об ударении.

    Задаю вопрос: почему свеча погасла? Потому что последний слог ударный, он произносится с большей силой.

    Словарный диктант с последующей самопроверкой и фонетическим заданием.  Синтаксис, приставка, диалог, суффикс, предлог.

    Задание: обозначив ударением в слове, разделить его на слоги;

указать, сколько слогов в каждом слове, какой из них является ударным.

   После выполнения задания делаем вывод: в русском языке ударение разноместное - оно может падать на любой по счёту слог в слове (доказательство - разобранные примеры).

При ступени закрепления могут быть применены следующие методы самостоятельного овладения знаниями и формирования умений: метод обучения воспроизведению и анализу готового языкового материала (приём: фонетический разбор) и метод обучения творческому использованию языковых средств в связи с созданием текстов (приёмы: постановка проблемных задач, постановка заданий частично- поискового характера).

13

Изучение лексики.

  Изучение этого раздела школьной программы призвано ознакомить учащихся с лексическим богатством русского языка и обогатить их

словарный запас.

  На основе знаний и умений, которые предстоит сформировать, могут быть отобраны методы и приёмы обучения.

  Сообщение учителем знаний в готовом виде может быть использовано при объяснении понятия о лексике, лексическом значении слова, о заимствованных словах, так как эти теоретические вопросы сложны для самостоятельных исследований учащихся. Все же остальные понятия, указанные в программе, могут быть сообщены учащимся методом проблемного изложения.

    На своих уроках я предлагаю следующие задания:

1.   Творческий диктант. Задание: узнать слово по толкованию

      его лексического значения.

2.   Диктант с последующим анализом и пересказом текста. Громко поют    

      птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на    

     дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.

     Указать слова, обозначающие родовое понятие, и слова, которые  

     обозначают видовые понятия этого же рода. Какую закономерность вы  

     заметили?  

 3.  Диктант с лексическим заданием.

Санаторий "Утёс" - один из красивых и богатых в Поволжье. Концертный зал в нём обставлен красивой, удобной и богатой мебелью. К услугам отдыхающих - богатая библиотека.

        Указать(устно), в каком значении прилагательное богатый употреблено в каждом из примеров.

14

4.Диктант с лексическим заданием " Подскажи словечко".

Иней лёг на ветви ели, иглы за ночь ... Деревья скрыла седина, и наступила.... Голова ль ты, головушка! Что на грудь ты наклонилася? Отчего ты безо времени белым инеем ....

     Найти слова с переносным значением, рассказать о них.

   5.Лингвистический эксперимент.

На доске написана строфа из стихотворения Г. Граубина «В утреннем лесу".

От сырости ежится цапля,

Нахохлились кряквы, тихи,

Дрожит изумрудная капля

В зеленой ладошке ольхи.

Найти в этом тексте синонимы. Заменить слово изумрудная его синонимом зеленая. Как от этого изменится текст? Выучить предложение наизусть и записать его по памяти.

Изучение словообразования.

 Раздел "Словообразование" - один из самых трудных для учащихся в курсе русского языка, поскольку для исследования словообразовательных процессов необходим определенный уровень лингвистической подготовки. Поэтому особое значение приобретает выбор методов и примеров преподнесения учащимся этого материала, отбор языковых фактов и явлений, доступных для них.

 В готовом виде могут быть сообщены учащимся способы образования слов: учитель называет эти способы и каждый иллюстрирует примерами.

 Однако целесообразно не только проиллюстрировать понятие о морфемах как значимых частях слова, но и научить школьников в доступных для них случаях выявлять значение морфем, дать им инструмент для анализа, показать способ подхода к решению проблем. В этом случае важен метод проблемного изложения учителем знаний, формированию поисковых

15

умений наряду с овладением знаниями и умениями по определенной теме.

1.Устное упражнение. Задание: в тексте, воспринимаемом на слух,

   найти: 1 однокоренные слова; 2 формы одного и того же слова.

   Задание варьируется по рядам.

                     Первая прописка.

Появился лунник,        Он Луну покажет,

Прилунился лунник,        О Луне расскажет.

Поселился лунник.        На своей на лунной

На луне!                             Радиоволне.

2.Творческий словарный диктант. Задание: восстановить пропущенное слово в словообразовательной цепочке. Телефон-телефонистка, парашют-парашютистка, печаль-печально, лимон-лимонадный.

3.Диктант с комплексным заданием (на материале текста).    

  Вода-пар-туман.    

 На земле много воды. Эта вода все время испаряется. Невидимый водяной  

 пар всегда находится в воздухе. Когда воздух охлаждается, из пара  

 образуются мельчайшие капельки воды. Из таких капелек состоит туман.

  Задание: определить стиль текста: проследить, как он построен (составить схему связи предложений в нем, подчеркнуть сцепляющие слова); указать формы слов и однокоренные слова.

4.Выборочный диктант с последующим устным пересказом текста. Задание: из текста диктанта выбрать прилагательные с

   суффиксом - еньк -, записать их по образцу: желтый+ - еньк -

  желтенький.

                                         ЛОСЕНОК.

Лосенок был маленький, рыженький, совсем как домашний телёнок. Ножки тоненькие-тоненькие, кажется, на них и стоять нельзя: сейчас переломятся.

16

5. Диктант.

  Мать включила лампочку на елке, и вся изба осветилась. Заблестела      

  серебряная канитель, засверкал золотой дождик, загорелась красная    

 звезда. И все конфетки в пестрых бумажках засветились и засияли.

  Задание: обозначить приставку за -, указать (устно), какое значение придает она глаголам.

Изучение грамматики.

 Знание и умение осуществлять операции определяют выбор методов активизации мыслительной деятельности учащихся при изучении грамматики.

  В тех случаях, когда не требуется раскрытие путей выведения новых знаний, знания могут сообщаться учителем в готовом виде: формулировки правил, определений, иллюстрация их. Такой путь может быть использован, например, при ознакомлении учащихся с делением частей речи (самостоятельные, служебные, междометие), построением предложений с прямой речью, с цитатами и т. п. В большинстве же случаев при сообщении знаний по грамматике в соответствии со спецификой морфологического и синтаксического материала, требующей выведения правил, определений из языкового материала, целесообразно проблемное изложение.

 При изучении темы " ГЛАГОЛ" рассказываю грамматическую сказку. Жил- был Глагол. Он очень не любил ленивых, и сам трудился целый день: бегал, летал, скакал, мастерил, варил.... Там что-то выкопает, там достроит, там склеит, там пришьёт, и всё волнуется: успею ли помочь, добегу ли вовремя, смогу ли все трудности преодолеть.

 А как ты думаешь? Успеет? Сможет? Добежит? Предлагаю детям поразмышлять. Потом задание - нарисуйте Глагол. В результате получившиеся рисунки отражают основные признаки глагола.

17

    Затем прошу написать его биографию. Подобное задание даю при изучении причастия. Составить автобиографию причастия Летящий.

Я, причастие Летящий, происхожу из семьи………………..        

Мой отец оставил мне значение………….        Мать оставила в

наследство вопрос…………….., свою синтаксическую роль

……….        , научила изменяться по родам, числам и

падежам. Вот сейчас я стою в форме………..        Кроме

названных, имею собственное, присущее только мне свойство……….        

   При изучении кратких причастий предлагаю некоторые выводы сделать самостоятельно. Например, измени прилагательные и

причастия по родам, падежам и числам. Возможные формы запиши.

Разрушенный…………..        

Разрушен…………..        

Прекрасный………………..        

Прекрасен……………………..        

Отмеченный………………………        

Отмечен………………………..        

Торжественный……………………….        

Торжественна…………………………….        

Единственный……………………….        

Единственна……………………………        

Краткие прилагательные и причастия изменяются…………………………………………………………..

     Конечно же, ты заметил, что перед тобой возникла новая орфограмма - Н, НН в кратких прилагательных и причастиях. Делай вывод самостоятельно, примеры перед твоими глазами.

В кратких причастиях всегда пишется……………        

В кратких прилагательных пишется…………………

                                                   

18

      При изучении деепричастия предлагаю детям создать грамматическую сказку "О важной роли Деепричастия в жизни его отца Глагола". Нарисовать Деепричастие. Описать, как оно выглядит, рассказать о его жизни.   Составить для себя инструкцию, как найти деепричастие в тексте.

 Предлагаю вопросы "на засыпку".

1.        Одинаковы ли деепричастия в четверостишии?

От каких глаголов они образованы? Расставь ударение.

 Холмы, вырастая и в сумерках тая

 и думу какую-то в складках тая,

о том и молчат, что совсем не простая,

 совсем не простая планета моя.

                                                      Л. Козырь

2.        Что означает выделенное слово, от чего оно

образовано?

Пойдем туда, где ручеек,

Виясь, бежит зеленым лугом.

3.Какое деепричастие может быть прилагательным?

4. Найти деепричастие, в котором было бы три буквы Я?

Изучение орфографии.

В соответствии со спецификой орфографии сообщение учителем знаний может осуществляться и методом сообщения знаний в готовом виде, и методом проблемного изложения. Метод проблемного изложения может найти широкое применение при обучении орфографии, поскольку многие орфографические правила требуют выведения их из языковых фактов, доказательного преподнесения учащимся.

19

         При изучении правописания приставок использую следующие формы и методы:

Веселые рифмы.

У корня в недругах, представь-ка,

 Есть дама гордая - Приставка,

 А злит она его одним –

Стоит всегда лишь перед ним.

Приставка ПРИ-  приближение

Прибыл ли поезд, приплыл пароход,

Космонавт прилетел из Вселенной -

Обо всех, кто придет, прилетит, приплывет

Пишется ПРИ, несомненно.

Присоединение

Винт привинтил, прикрутил колесо,

Приклеил, пришил умело -

Помни, что ПРИ говорят обо всем,

Что добрые руки приделали...

Нахождение

На пригорке придорожном

В пригороде приморском...

На пришкольном участке пригожем

Даже привередливому - приволье.

Незаконченность, неполнота действия

Язык прикусил - не совсем откусил.

Пригорело - не значит горит.

Помни , что сделано, но не совсем,

          Пишут с приставкой ПРИ.

                                           

20

Объяснить правописание трудно - следует запомнить

С детских лет, признаюсь вам,               И - скажи на милость

Все привык я делать сам.                         В пятницу со мною

 Каждый день трудился,                        Чудо приключилось.

Приставка ПРЕ – в значении "очень"

Предлинный достанет до крыши рукой,

Прежадный не даст вам конфету.

Кто очень такой или очень сякой -

ПРЕ мы напишем при этом.

 (Исключения: прискорбный, причудливый.)

Причудливый, прискорбный -

Запомнить мы должны!

Их пишем не по правилам,

Вернее... вопреки.

 Сходна с ПЕРЕ -

Дожди непрерывные льют в октябре,

Но грамотным дождь - не преграда.

Где очень похожи ПЕРЕ- и ПРЕ-,

Там только ПРЕ- ставить надо...

объяснить правописание трудно - следует запомнить

Пренебрегать, преследовать, презрение -

Ты не найдешь им объяснения.

Пренебрегать, преследовать, презрение.

Запомнить их - разумное решение!

На своих уроках провожу наблюдения за произношением и правописанием приставок на з - с по таблице (или записи на доске).

Без-бес-      безвыходный - бесформенный        в - ф

Воз - вос -      возгордиться – воскликнуть         г - к

(вз) - (вс) -      взбежать - вспорхнуть                 б - п

21

Из - ис-        издавать - истолковать                         д - т

Низ -нис-        низвергать - нисходить               в - х

Раз -рас-         разжать - расшить                         ж - ш

          Краткая беседа о лексическом значении слова низвергать, нисходить. Результаты наблюдений -вывод-правило: "Приставки без - бес-, воз - вое-, из - ис-, низ -нис-, раз -рас- . Перед звонкими согласными пишутся с буквой   з, перед глухими - с буквой   с.

Живут на свете, людям помогая,

Приставки ВОЗ-,ИЗ-,ЧЕРЕЗ-, РАЗ- БЕЗ-,

Но если звук глухой согласный их встречает,

 Мы пишем их лишь только с буквой С.

Глухие звуки - это непоседы,

 Они спокойно не желают жить,

 Они мечтают звонкого соседа

Во что бы то ни стало оглушить.

 Ты запомни, что приставки

РАЗ-, И3-,ВОЗ-, НИЗ-, БЕЗ- и ЧЕРЕЗ-

 Пред согласными глухими

  Всегда меняют 3 на С.

       Предлагаю детям игру с вертушкой.

Завертев юлу, следите, на какую приставку она упадет, и записывайте эти слова с этой приставкой. Выигрывает тот, кто правильно запишет 15-20 слов, объяснив их состав и значение.

       Подобную работу можно выполнять и на других уроках по изучению орфографии.

                                     

22

Изучение пунктуации.

Специфическим для изучения пунктуации приемом метода обучения воспроизведению и анализу готовых текстов, предложений, словосочетаний, слов является пунктуационный разбор и связанный с ним интонационный анализ. Широко применяемый прием этого же метода при изучении пунктуации - расстановка знаков препинания в тексте без знаков. На уроках, применяя интересные формы и методы, стараюсь заинтересовать детей и научить правильно расставлять знаки препинания.

Точки, палочки, крючки...

Неприметные значки,

А во время чтения

Требуют почтения.

     На уроке рассказываю грамматическую сказку о пользе знаков препинания.

       Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразу попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо, с одной интонацией .Его уже ничто не радовало и не возмущало, он ко всему относился без эмоций.                                                                                                                              

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили - в космосе, на Земле или даже в собственной квартире. Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

 К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь цитировал - так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.

23

          Прошу детей ответить на вопрос: какова основная идея этой сказки?

На уроках предлагаю детям различные виды работ.

1.Графический диктант.

Сон приходит втихомолку, пробирается сквозь ... (щелку).

Раскрывали звезды очи и желали ... (доброй ночи).

Капель на землю падает, звенит и сердце ... (радует).

Я подошел к окошку и луч поймал ... (в ладошку).

2. Диктант с последующим синтаксическим и пунктуационным разбором  

    предложений.

Ровесницы, ровесники, девчонки и мальчишки, одни поем мы

песенки, одни читаем книжки.

Ты помнишь, мой седеющий ровесник, тревожный наш и

радостный рассвет?

3.Творческое списывание. Задание: найти для каждой части предложения в  

   первой колонке самую близкую к ней по смыслу другую часть из второй  

   колонки; соединить их союзом И.

1

Сверкнула молния,

Снова ударил гром,

Улыбнулось из-за тучи солнышко,

Взлетел навстречу солнышку жаворонок,

 

2

... загорелась на небе над рекой семицветная радуга.

 ... вслед за тем послышался резкий удар грома.

 ... полилась на землю его песня.

 ... начался теплый ливень.

                                   

24

4.Частичный синтаксический разбор сложных предложений.

Носит ветер запах мяты, звезды падают в росу.

Гроза прошла, и все затихло.

   Задания: подчеркнуть главные члены предложений; указать сначала    

  синтаксическое сходство предложений, затем различие.

5.Составь сложные предложения с данными союзами. Укажи, какие из

   предложений СС и какие- СП.

Чтобы, потому что, и, если, что, хотя, несмотря на то что, а, словно, но.

6.Расставь знаки препинания. Определи, где прямая, где косвенная речь.    

  Преврати прямую речь в косвенную и наоборот.

Конечно отвечал Швабрин вы своею кровью будете отвечать

мне за вашу дерзость.

Швабрин сказал что нас могут застать и надобно

поспешить.

Зачем нам секунданты сказал он мне сухо без них обойдемся.

Я в бешенстве вскричал что Швабрин мерзавец и лжет.

Я хотел за ними последовать но Пугачёв сказал мне Сиди я хочу с тобою переговорить.

7.Прочитай предложения. Подчеркни причастные обороты, выдели  

   определяемые слова. Сделай самостоятельный вывод о том, какое значение

   имеет место, расположение причастного оборота по отношению к

   определяемому слову.

В тот летний вечер д Артанъян отправился к г-ну Дезэссару

объявить об оказанной кардиналом милости.

          Когда судно и сопровождавший его катер вошли в гавань,

было темно.

Атос, услыхавший голос миледи, быстро подошёл к ней.

25

По мнению людей, хорошо осведомлённых, он получил стол и

квартиру в одном из королевских замков от щедрот его

высокопреосвященства.

8.Проследи за тем, что выполняет главное и дополнительное действие,

   подчеркни подлежащие, сказуемое, задай вопрос от глагола к

   деепричастию. Расставь знаки препинания.

Пройдя шагов триста по берегу реки маленький отряд вступил под покров девственного леса. Гэррис отвязал лошадь взял её под уздцы и шагая впереди Дика пошёл к гроту. Юноша следовал за ним пристально всматриваясь оглядывая лес и оба берега реки. Повернувшись лицом к океану он искал взглядом следы крушения. Миссис Уэлдон неслышно ступая по песку подошла и остановилась перед ним.

Результативность.

   Представленная система работы дает положительный опыт, в основе которого лежит органичное сочетание традиционных и новых методов и приемов, которые в равной степени способствуют формированию всех видов ключевых компетенций учащихся.

   Постоянное совершенствование форм и методов обучения приводит к созданию атмосферы творчества, формированию устойчивого интереса к учебе.    Все это дает только положительный результат. Уровень качества обучения русскому языку в классах, где я работаю за последние три года не только не снижается, но постоянно растет. Так в 7а классе, где преподаю с 5 класса уровень качества обучения в 2003-2004 учебном году составлял 43%, то в 2005-2006 – 55%. В 2006-2007 учебном году работала в выпускных 9-ых классах. Результаты таковы: при 100% успеваемости качество знаний 77% .

26

Выпускники 9-го класса получили на итоговой аттестации «5»-5, «4»-15.

  Из 76 учащихся 3 человека окончили 9 классов с аттестатами особого образца; 2 человека на «5»; 36 учащихся на «4» и «5». 15 человек выбрали гуманитарное направление.

   Конечно, за этими цифрами ежедневный напряженный труд учителя. Ведь для реализации поставленных задач необходимо полное взаимопонимание между учителем и учеником, стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого материала на уроке.

Адресная направленность.

    Опыт может быть использован как начинающими, так и опытными учителями русского языка, предметов естественного цикла, а также учителями начальных классов (частично).

    Творческие задания можно применять как на уроках так и на внеклассных мероприятиях, например, при проведении предметных недель, тематических вечеров, при подготовке к предметным олимпиадам.

    Использование учителем разнообразных форм и методов организации работы учащихся позволяет создать атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса, активизирует мыслительную деятельность: учит ребят самостоятельно вычленять главное, делать выводы.

    Именно в совокупности всех методов можно добиться важнейшей задачи – обучить школьников литературной речи, подготовить выпускников в широком смысле слова.

27

   

Трудоемкость.

    Первостепенная задача уроков русского языка – выработка орфографических навыков, а этот процесс является длительным и трудоемким. Чтобы научить детей преодолевать те или иные трудности, нужно систематически и кропотливо работать на протяжении многих лет. Необходимо строить практические работы так, чтобы они могли захватить ребят, удивить. Ученик должен удивляться тому, что:

  1.  он видит трудности;
  2.  он может правильно их решить;
  3.  все это дает хорошие результаты;
  4.  ему нравится работать;
  5.  на уроках русского языка интересно;

   Ученик не должен переставать удивляться … Но каждый учитель должен помнить, что использование игровых форм эффективно только в том случае когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока, не превалирует над сущностью учебного материала, не уводит в сторону от главных целей, не становится самоцелью и не умоляет значение сути того, что должны изучить дети

28

Литература.

Т.В.Напольнова.  Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.- М., «Просвещение» 1083 г.

Т.А.Ладыженская.,Л.М.Зельманова.- Практическая методика русского языка.М. «Просвещение» 1995 г.

Н.Ю.Русокова. Как стать грамотным.- Н.Новгород: Деком,1994 г.

А.М.Герасимов., И.П.Логинов.- Инновационный подход в построении обучения. Учебное пособие.- М. 2001 г.

А.Д.Дейкина.- Обучение и воспитание на уроках русского языка.-М. «Просвещение» 1990 г.

М.И.Крупенникова.- Эффективные методы и приемы организации урока// Русский язык в школе. 1997 г. - № 4.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное пи...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в коррекционной школе 8 вида

В старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках гуманитарного цикла актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активн...

Тема «Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Предложенные приемы активизации мыслительной деятельности позволяют:повысить мотивацию учащихся к обучению;активизировать познавательную активность;развивать мышление и креативные способности учащихся...