Тема «Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы»
презентация к уроку на тему

Мальцева Вера Павловна

Предложенные приемы активизации мыслительной деятельности позволяют:

  • повысить мотивацию учащихся к обучению;
  • активизировать познавательную активность;
  • развивать мышление и креативные способности учащихся;
  • индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся более глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения;
  • развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnyy_master-klass_po_teme.pptx524.12 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Активный мастер-класс по теме «Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» март 2017 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 2

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее, если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала Питер Клайн Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 3

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Кредо учителя Создать из повседневного - удивительное. О сложном говорить увлекательно, эмоционально. Учить всему кратко, понятно, основательно Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 4

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» мотивация обучающегося на изучение нового материала домашние задания для учащихся, имеющих повышенную мотивацию обучения выход на метапредметные задания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 5

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» https ://youtu.be/PrcoMIlVyy0 Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную. Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? Злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая? Нет, вам наскучили нивы бесплодные… Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 6

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Первичное восприятие Слово на стекле Анализ текста Настроение Л.Г. Тучи: найдите эпитеты. Почему именно такие слова использует автор? Настроение Л.Г. и тучи Объясните замысел автора при написании этого стихотворения Работа с та Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 7

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна , возможно варианты с: составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна ); коррекция и совершенствование готового синквейна ; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы — без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить )… Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 8

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Чем различаются слова «хлебы – хлеба»? Как они употребляются? Почему написание слова «вовремя» бывает ошибочным? К заданиям поискового характера могут быть отнесены и проблемные вопросы, т.е. задания без сформулированных в тексте условий выполнения (условия предстоит дополнить учащимся, чтобы иметь возможность ответить на поставленный проблемный вопрос). Например: В каком случае глаголы в речи могут быть заменены именами существительными? Докажите Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 9

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Лексика и фразеология 1.В споре нередко приходится слышать: - Мы с вами говорим на разных языках Как это следует понимать? 2.Какова роль фразеологизмов в речи? Обоснуйте свой ответ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 10

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Словообразование 1.Определите сходство и различие слов «развесить – развешать», «замесить – замешать». Можно ли слова в каждой паре считать однокоренными? Докажите 2.Какова роль суффиксов в следующих парах слов: «ограничена – ограниченна», «взволнованы – взволнованны»? С какой целью подобраны примеры такого типа? Сделайте все возможные выводы на основании анализа Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 11

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Морфология 1.Можно ли сказать о «живущем» во дворе щенке, что он «живучий»? Почему? В чём сходство и различие выделенных слов? 2.Можно ли употребить слово «мозги» вместо слова «мозг»? Какие выводы из этого следуют? Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 12

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Синтаксис 1.Чем различаются примеры? Почему? 1) Под навесом Сергей Петрович с Костей красят лодку. 2) Под навесом Сергей Петрович с Костей красит лодку. 2.Почему предложение «Дам я тебе тетрадь!» может быть понято по-разному»? Объясните Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 13

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Стилистика 1.Объясните, в чём своеобразие употребления выделенных имён существительных. ^ Швед, русский – колет, рубит, режет… ( А.С.Пушкин ) 2.Есть ли разница в употреблении выделенных слов? Докажите Четвёрка ребят нашего двора ушла в лыжный поход. - Четвёро ребят нашего двора ушли в лыжный поход. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 14

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Орфография 1. Докажите, что каждый из данных глаголов написан правильно: «вырастешь» - «вырастишь » 2. Почему при склонении притяжательных прилагательных типа «волчий» (след), «медвежья» (берлога), «лисье» (ухо) возникают ошибки? Какие это ошибки? Чем они вызваны? Докажите Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 15

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» Пунктуация 1.Определите значение и роль в речи слова «однако», анализируя приведённые примеры. Расставьте запятые. 1) Однако создавая образ Печорина Лермонтов наделил его чертами отличными от Онегина хотя герои эти сходны между собой. 2) Однако Бэла глубоко страдала попав к Печорину. 3) Максим Максимыч однако был потрясён отношением Печорина. 4) Как эгоистичен Печорин однако! 2.Могут ли знаки препинания употребляться вместо слов? Что они в таких случаях выражают? Для доказательства выводов используйте пример: - Почему ты не явился в назначенное время? - ?! - Чему ты удивляешься? Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 16

« Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» повысить мотивацию учащихся к обучению; активизировать познавательную активность; развивать мышление и творческие способности учащихся; индивидуализировать учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся более глубже изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения; развивать самостоятельность учащихся путем выполнения заданий осознанно Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6 » городского округа города Шарья Костромской области

Слайд 17

Спасибо за внимание Презентацию подготовила Мальцева Вера Павловна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №6» городского округа города Шарья Костромской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

       Данный опыт соответствует периоду обучения русскому языку в 5-11 классах, в том числе и в профильных (10-11) классах различных направлений....

Работа с упражнением (с текстом) как один из методов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка

Одним из условий грамотного письма является сознательное и прочное усвоение учащимися школьного курса. От того, как ученик поймет тему, зависит дальнейшее усвоение программного материала, грамотное пи...

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»

Мастер-класс «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка»...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка в коррекционной школе 8 вида

В старших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида на уроках гуманитарного цикла актуальной является проблема низкого уровня работоспособности, снижения познавательной активн...