Программа по ВНД " Быть здоровым"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Иванова Светлана Владимировна

Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом, детский возраст человека характеризуется неравномерным и разносторонним развитием органов и систем. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vnd_byt_zdorovym.docx29.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство  образования  Республики  Саха ( Якутия )

Муниципальное  общеобразовательное  учреждение

«  Средняя  общеобразовательная  школа  №  15  города  Нерюнгри »

678962 Республика  Саха ( Якутия ), г.Нерюнгри ул. Чурапчинская д.16  тел.7-45-16, факс 8(41147) 6-90-41

Рабочая программа

по внеурочной деятельности  

" Быть здоровым" ( юные Гиппократы)

на 2017-2018 учебный год

 учитель Иванова  Светлана  Владимировна

___1___(категория)

Забота о здоровье детей – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их

духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы”

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка.
Сегодня в России очень много говорят о проблеме здоровья молодёжи, как будущего нации. Поэтому, чем раньше у человека формируется мотивация, т.е. осознанная необходимость заботиться о своём здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом, детский возраст человека характеризуется неравномерным и разносторонним развитием органов и систем. Молодой возраст, начинающийся с 12 лет, можно условно назвать самым аутоагрессивным временем. Именно в этом возрасте большое влияние на жизнь и здоровье ребенка могут оказать отрицательное воздействие такие факторы как курение, алкоголь, наркотики. На этот же возраст приходится пренебрежения к элементарным правилам гигиены и питания. Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют учащихся.

Только здоровый человек может добиться определенных успехов в карьере и личной жизни, продуктивно проводить свой досуг, быть созидателем в окружающее его мире. Однако в силу определенных причин здоровье современного человека желает быть лучше. Среди учащихся нашей школы также наблюдается увеличение хронических заболеваний. Особо настораживает снижение зрения учащихся, искривление позвоночника, болезни желудочно-кишечного тракта, плоскостопие.

Дети и подростки составляют 20% населения страны. Они являются главным и основным ресурсом человеческого, общественного и экономического развития. Но 40% бремени заболеваний приходится именно на них

Формирование всесторонней и гармонично развитой личности- задача школы. Современные дети, подростки, молодёжь часто не имеют чётких представлений о закономерностях протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, в том числе о научных основах труда и отдыха, путях предупреждения переутомления, способах поддержания высокого уровня работоспособности, культуре физической деятельности, правилах рационального питания, т. е. не обладают всеми теми знаниями, значимость которых возросла в настоящее время в связи с увеличением нервно-психических нагрузок и сложной экологической обстановкой.

Программа курса предназначена  для обучающихся 5–8-х классов.

Программа курса рассчитана на 70 часов. (  5-6 кл. 2 часа в неделю, 7-8 кл. 2 часа в неделю)

Цель курса

  • Формирование устойчивой позиции по отношению к проблемам здоровья человека, к здоровому образу жизни как к одному из главных условий для достижения успеха.
  • Формирование представлений о влиянии человека на внешний облик через влияние на здоровье.

Программа нацелена на достижение следующих результатов:

  • Расширение кругозора школьника в области укрепления и сохранения здоровья
  • Соблюдение обучающимися личной и общественной гигиены
  • Формирование мотивационных основ к дальнейшему сохранению и укреплению здоровья
  • Умение работать с информацией
  • Умение переносить теоретические знания на себя
  • Повышение информационной и коммуникативной компетентности

Задачи:

  • Организация учебного пространства через анализ своих проблем и достижений
  • Способствовать расширению кругозора в области сохранения и укрепления здоровья, влияния здоровья на внешний облик
  • Способствовать развитию практических навыков
  • Использовать различные формы рефлексии

Особенности курса.

  1. Практическая направленность. Не только сообщать теоретический материал, а формировать у обучающихся необходимость использования этих знаний на практике. Для этих целей курсом предусмотрены лабораторная работа, практические занятия по коррекции осанки, практико-ориентированные проекты, дебаты.
  2. Качественное отличие курсаБольшинство школьных программ направлено только на вооружение школьников определенной суммой знаний гигиенического или медицинского характера. Данный курс направлен на формирования у них устойчивой позиции по отношению к проблемам здоровья человека, отличие заключается как в тематическом содержании, так и технологиями обучения: развитие критического мышления, проектные задания, «Дебаты». В процессе обучения предполагается привлечение учителей технологии, физической культуры, преподавателя лечебной физкультуры и преподавателей дополнительного образования, врача дерматовенеролога.

Виды деятельности учащихся.

  • Работа с научно-популярной литературой;
  • Исследовательская работа;
  • Моделирование и конструирование ситуаций, их решение  ;
  • Наблюдение и постановка опытов;
  • Агитационная работа по охране здоровья;
  • Создание фотоальбомов, рисунков, презентаций, проектов.

 УУД:

Образовательные:

  • Анализ состояния своего здоровья
  • Составление программы по улучшению или поддержанию здоровья
  • Совершенствование навыков работы с текстом

Воспитательные:

  • Соблюдение правил и норм личной гигиены
  • Применение знаний на практике.
  • Воспитывать толерантность, коммуникабельность, формировать культуру общения и поведения в социуме.

Развивающие:

           Развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности;  

Ожидаемые результаты:

1. Умение ориентироваться в информационном пространстве.

2. Формирование навыков ЗОЖ.

3. Развитие практических навыков по оказанию доврачебной помощи.

Способы проверки ожидаемых результатов:

1.        Участие в интеллектуальных конкурсах для обучающихся

2.        Диагностика в виде тестов, анкет, опросников у обучающихся на овладения медицинских знаний по оказанию первой доврачебной помощи.

3.        Конкурс портфолио «Мои достижения» (проектная, исследовательская и творческая деятельность детей ).

4. Защита мини – проектов на школьной научной конференции " 56 параллель"

 Критерии эффективности курса.

Теоретическая часть.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • -фиксировать результаты исследований;
  • -составлять программу здорового роста;
  • -знать основные понятия материала курса;
  • - самостоятельно работать с книгами, словарями справками, подбирать материал;
  • - выступать перед аудиторией;

Практическая часть.

  • Умение работать со спецоборудованием;
  • Умение изготовить наглядные пособия;
  • Работа  с биологическим рисунком.

 По данной программе в занимательной, доступной для учащихся форме повышается уровень медицинских знаний и умений у учащихся. Творческие задания, игровые формы проведения занятий, исследование, наблюдения стимулируют познавательную активность и развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность учащихся. В основе данной программы лежат различные подходы к формированию ЗОЖ.

Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания. Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту предъявляются такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как художественного содержания, так и научно-публицистического.

 

В результате изучения курса учащиеся должны знать: 

  1. Понятие здоровья, видов здоровья, факторов, влияющих на состояние здоровья; Определение здорового образа жизни
  2. Понятие гигиены и культуры питания
  3. Последствия хронической интоксикации организма от воздействия алкоголя, никотина и наркотиков на организм человека; 
  4. Группы витаминов и их влияние на здоровье человека. 
  5. Знать виды пищевых добавок и их воздействие на здоровье человека

Материал  разбит на пять блоков. В каждом блоке рассматриваются темы по анатомии и валеологии соответственно данному возрасту учащихся и их умственному развитию.

Название разделов и тем

Кол-во часов

Всего

Теория

Практика

1

Мудрость здоровья

10                      7                3

2

Окинь себя безжалостным взглядом

41                          29                12

3

Азбука закаливания

5

4

Отдых и труд

5                              3                   2

5

Работа над проектом

9                              7                   2

5-6 класс

Тема

Количество часов

Дата

1

Введение. Мудрость здоровья

1

2

Факторы, определяющие здоровье.

1

3

П/р « Мое Здоровье» тест

1

4

Понятие здорового образа жизни.

1

5

Экскурсия в парк.

1

6

Наука Валеология.

1

7

Великие русские врачи

1

8

П/р « Анализ собственного образа жизни»

1

9

Изготовление листовок «Здоровый образ жизни»

1

10

Суд над вредными привычками.

1

11

Вид - Человек разумный

1

12

Правильная осанка

1

13

П/р « Изучение своей осанки»

1

14

Телосложение и физическое развитие человека.

1

15

П/р « Как правильно сидеть, ходить, поднимать тяжести»

1

16

Как построить свое тело( гимнастика, атлетика)

1

17

Химический состав костей.

1

18

Мышечная ткань

1

19

П/р « Динамическая сила. Усталость»

1

20

Рацион и режим питания.

1

21

П/р « Мое меню»

1

22

Болезни при ожирении и недоедании

1

23

Чай не пьешь — откуда силы берешь? (традиции чаепития, польза напитка)

1

24

Предупреждение пищевых отравлений и меры первой помощи при отравлениях.

1

25

Генетически модифицированные продукты.

1

26

П/р «  Анализ состава колбасы, молочных продуктов»

1

27

Витамины.

1

28

Работа с энциклопедией « Анатомия человека»

1

29

Кожа - зеркало здоровья

1

30

Мода. Гигиена одежды.

1

31

П/р « Первая помощь при ожогах и обморожении»

1

32

Секреты Афродиты.

1

33

Нервная система

1

34

П/р « Функции головного мозга»

1

35

Органы чувств

1

36

П/р « Строение глаза. Заболевания глаз»

1

37

Запахи в природе. Профилактика аллергии

1

38

Органы кровообращения

1

39

П/р « Пульс. Давление в сосудах»

1

40

Первая доврачебная помощь при кровотечениях.

1

41

П/р « Строение сердца»

1

42

Органы дыхания.

1

43

Первая помощь при повреждении органов дыхания и отравлении

1

44

П/р « Дыхательная гимнастика»

1

45

Стресс и адаптация организма.

1

46

Паразиты человека.

1

47

Вирусные заболевания.

1

48

Бактериальные заболевания.

1

49

Генетические заболевания

1

50

Изготовление листовок « ЗОЖ»

1

51

Закаливание организма

1

52

Польза и вред загара.

1

53

Русская баня.

1

54

Иммунитет

1

55

Зачем нужна прививка

1

56

Режим дня школьника

1

57

Утомление. Способы восстановления.

1

58

Зарядка для ума.

1

59

Отдых. Как его организовать

1

60

Подвижные игры народов Саха

1

61

Выбор темы , работа с литературой

1

62

Экскурсия в мед. училище

1

64

Работа с био. материалом

1

65

Изготовление презентаций

1

66

Работа над проектом.

1

67

Работа над проектом.

1

68

Работа с научной литературой.

1

69

Практическая часть ( эксперимент)

1

70

Защита проекта

1

Список литературы
1. Балабанова,В.В., Максимцева Т.А. Открытые уроки по биологии 7-9 классы. 

2. Зверев И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. 

3. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии., физиологии и гигиене человека. 

4. Интернет – сайт. http://med-lib.ru - Большая медицинская энциклопедия 

5. Колесов Д. В.,Марш Р.Д. Основы гигиены и санитарии: Учеб. пособие для 9 -10 кл.сред. шк.: Факультатив. Курс. – М.:Просвещение,1989. 

6. Кондрашенко В.Н. и др. Гигиена детей и подростков. – М.: Медицина, 1988. 

7. Лернер Г.И. Справочник школьника по биологии. М.:Аквариум,1997. 

8. Неплох Я.М. Человек, познай себя! – СПб.: Наука, 1991. 

9. Шишкова Т,Л. Твое питание и здоровье. Школьный справочник.М.:1996.

10. Хрипкова А.Г., Хрипкова Д.В. Гигиена и здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профилактической работы «Быть здоровым - это модно!»

Данный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди молодого поколения на территории села Венгерово через пропаганду здорового образа жизни в...

"Быть здоровым - это модно! Быть здоровым - это классно! Быть здоровым - не опасно!"

Занятие о здоровом образе жизни, направленное на профилактику болезней и укрепление здоровья....

Программа «Сегодня модно быть здоровым!»

Программа «Сегодня модно быть здоровым!»...

Программа «Что значит быть здоровым? для учащихся 9 – 11

Подростки и старшеклассники достаточно много внимания уделяют занятиям спортом. Для многих из них спорт — это возможность получе­ния в будущем престижной профессии, стимул для реализации своей мечты. ...

Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»

Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...

Программа по здоровьесбережению "Быть здоровым - здорово!" для обучающихся воспитанников 1- 9 классов

В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей, что требует нового решения. Поэтому проблему коррекции...