Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

Голвачева Екатерина Александровна

Рабочая программа по биологии для 8 классов построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями, на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов «Биология. Рабочие программы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass_2017.doc236 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 8 классов построена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с изменениями и дополнениями, на основе авторской программы В.В. Пасечника и коллектива авторов «Биология. Рабочие программы»», требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципальной бюджетной общеобразовательной организации «Средняя школа №25», учебному плану МБОУ «СШ№25». На основании приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

Согласно федеральному перечню учебников курс изучается по учебнику: А. Криксунов, А.А. Каменский, В.В. Пасечник: «Биология. 8 кл.», учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа, 2017.

Общие цели учебного предмета.

Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:

  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной), элементарных представлений о наследственности и изменчивости, об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии.
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдение за живыми объектами, собственным организмом, описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов, и инструментов;
  • Освоение приемов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдых, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма.
  • Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью, здоровью окружающих; осознания необходимости сохранения биологического разнообразия и природных местообитаний.
  • Овладение приемами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, таблиц, схем, фотографий)
  • Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний.

Задачи на учебный год

  • освоение знаний о человеке, как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;
  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений над своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказание первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности о отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции;
  • обеспечить процент качества на 2% выше годового показателя предыдущего учебного года, обеспечить участие 2-х обучающихся в НПК, обеспечить занятость обучающихся в проектной деятельности не ниже 20%, повысить использование ИКТ на 10 процентов.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 70 часов, распределена по 2 часа на 35 учебных недель.

Данная программа направлена на формирование у учащихся представлений о человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания позволит учащимся освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Для повышения уровня полученных знаний и приобретения практических умений и навыков программой предусматривается выполнение лабораторных работ. Они ориентируют учащихся на активное познание свойств организма человека и развитие умений по уходу за ним. Изучению состояния своего организма и его здоровья служит ряд самонаблюдений. Программа построена с учетом принципов: системности, научности, последовательности.

УМК.

Учебник. Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Биология. 8 класс», учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа, 2011.

Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Биология. Человек. 8 кл.» - М., Дрофа. 2005

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ – 1 год.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА (ФГОС) 

Личностными результатами являются следующие умения:

  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
  • Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
  • Средством развития личностных результатов служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
  2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.
  3. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  4. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  5. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  6. Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
  2. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
  3. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
  5. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
  6. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  7. Вычитывать все уровни текстовой информации.
  8. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
  9. Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  1. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами являются следующие умения:

1. Осознание исключительной роли жизни на Земле и значение биологии в жизни человека и общества:

– определять роль в природе различных групп организмов;

– объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. Формирование представления о природе как развивающейся системе:

- рассматривать биологические процессы в развитии;

– приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

– находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

– объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. Освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии:

– использовать биологические знания в быту;

– объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4.Овладение системой экологических и биосферных знаний, определяющей условия ограничения активности человечества в целом и каждого отдельного человека:

- объяснять мир с точки зрения биологии;

– перечислять отличительные свойства живого;

– различать (по таблице) основные группы живых организмов (безъядерные: бактерии, ядерные: грибы, растения, животные) и основные отделы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

– определять основные органы растений (части клетки);

– объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. Овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни:

– понимать смысл биологических терминов;

– характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. Овладение биологическими основами здорового образа жизни:

– оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни;

– использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

– различать съедобные и ядовитые организмы своей местности.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Науки, изучающие организм человека (2 часа)

Значение знаний о человеке для самопознания и сохранения здоровья. Анатомия, физиология, психология, гигиена, медицина — науки о человеке. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни.

Демонстрации: модели, коллекции, влажные препараты, иллюстрирующие сходство человека и животных.

Происхождение человека (3 часа)

Человек как биологический вид: место и роль человека в системе органического мира; его сходство с животными и отличия от них. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы.

Демонстрации: модель «Происхождение человека»; остатки материальной первобытной культуры человека; иллюстрации представителей различных рас человека.

Строение организма человека (4 часа)

Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Клетки организма человека. Ткани: эпителиальные, мышечные, соединительные, нервная; их строение и функции. Органы и системы органов человека. Процессы жизнедеятельности организма человека. Понятие о нейрогуморальной регуляции как основе жизнедеятельности организма. Рефлекс. Рефлекторная дуга. 

Демонстрации: таблицы с изображением строения и разнообразия клеток, тканей, органов и систем органов организма человека.

Самонаблюдения: мигательного рефлекса и условий его проявления и торможения; коленного рефлекса и др.

Опорно-двигательный аппарат (7 часов)

Состав и функции опорно-двигательной системы. Строение и функции скелета человека. Строение и рост костей. Соединения костей. Строение и функции скелетных мышц. Работа скелетных мышц. Регуляция деятельности мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного развития опорно-двигательной системы. Гладкие мышцы и их роль в организме человека. Нарушения опорно-двигательной системы. Профилактика травматизма. Приемы оказания доврачебной помощи себе и окружающим при травмах опорно-двигательной системы. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника.

Лабораторные работы: ЛР №1. «Микроскопическое строение кости». ЛР №2 «Мышуы человеческого тела». ЛР№3 «Утомление при статистической работе мышц». ЛР №4 «Осанка и плоскостопие».

Демонстрации: скелет и муляжи торса человека, череп, кости конечностей, позвонки, распилы костей; приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы.

Самонаблюдения: работы основных мышц, роли плечевого пояса в движениях руки.

Внутренняя среда организма (3 часа)

Транспорт веществ в организме. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Состав и функции крови. Плазма. Форменные элементы. Значение постоянства внутренней среды организма. Свертывание крови. Группы крови. Переливание крови. Иммунитет и иммунная система человека. Факторы, влияющие на иммунитет. Нарушения иммунной системы человека. Значение работ И. И. Мечникова, Л. Пастера и Э. Дженнера в области иммунитета. Вакцинация.

Демонстрации: таблицы «Состав крови», «Группы крови».

Кровеносная и лимфатическая системы (6 часов)

Органы кровообращения: сердце и сосуды. Сердце, его строение и работа. Понятие об автоматии сердца. Нервная и гуморальная регуляция работы сердца. Большой и малый круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Давление крови. Пульс. Лимфатическая система. Значение лимфообращения. Связь между кровеносной и лимфатической системами. Сердечно-сосудистые заболевания, их причины и предупреждение. Артериальное и венозное кровотечения. Приемы оказания первой помощи при кровотечении.

Лабораторные работы: ЛР №5 «Изучение особенностей кровообращения». ЛР№6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа».

Демонстрации: модель сердца и торса человека; таблицы «Кровеносная система», «Лимфатическая система»; опыты, объясняющие природу пульса; приемы измерения артериального давления по методу Короткова; приемы оказания первой помощи при кровотечениях.

Дыхание (4 часа)

Значение дыхания для жизнедеятельности организма. Строение и работа органов дыхания. Голосовой аппарат. Механизм вдоха и выдоха. Понятие о жизненной емкости легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Чистота атмосферного воздуха как фактор здоровья. Вред курения. Болезни органов дыхания. Предупреждение распространения инфекционных заболеваний и соблюдение мер профилактики для защиты собственного организма. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. Реанимация.

Демонстрации: торс человека; таблица «Система органов дыхания»; механизм вдоха и выдоха; приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего.

Пищеварение (6 часов)

Значение питания для жизнедеятельности организма. Продукты питания и питательные вещества как основа жизни. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины и их роль в организме. Пищеварение. Строение и работа органов пищеварения. Пищеварение в различных отделах желудочно-кишечного тракта. Ферменты и их роль в пищеварении. Пищеварительные железы. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. Всасывание. Регуляция процессов пищеварения. Правильное питание. Профилактика пищевых отравлений, кишечных инфекций, гепатита. Приемы оказания первой помощи при пищевых отравлениях. 

Лабораторные работы: ЛР №7. «Действие слюны на крахмал».

Демонстрации: торс человека; таблица «Пищеварительная система»; «Строение зуба».

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

Обмен веществ и превращение энергии — необходимое условие жизнедеятельности организма. Понятие о пластическом и энергетическом обмене. Обмен белков, углеводов, жиров, воды и минеральных веществ, его роль в организме. Ферменты и их роль в организме человека. Витамины и их роль в организме. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. Энергетические затраты и пищевой рацион. Нормы питания. Значение правильного питания для организма. Нарушения обмена веществ.

Лабораторная работа: ЛР №8 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».

Демонстрации: таблицы «Витамины», «Нормы питания», «Энергетические потребности организма в зависимости от вида трудовой деятельности».

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)

Уход за кожей, волосами, ногтями. Болезни и травмы кожи. Приемы оказания помощи себе и окружающим при травмах, ожогах, обморожениях. Наружные покровы тела. Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Профилактика повреждений кожи. Гигиена кожи. Роль выделения в поддержании постоянства внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы. Строение и функции почек. Регуляция деятельности мочевыделительной системы. Заболевания органов мочевыделения и их профилактика.

Демонстрации: рельефная таблица «Строение кожи»; приемы оказания первой помощи при травмах, ожогах и обморожениях, модель почки, рельефная таблица «Органы выделения».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхностей кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки.

Нервная система (5 часов)

Основные понятия эндокринной регуляции. Железы внешней и внутренней секреции, их строение и функции. Гормоны. Регуляция деятельности желез. Взаимодействие гуморальной и нервной регуляции. Основные понятия нервной регуляции. Значение нервной системы. Строение нервной системы. Отделы нервной системы: центральный и периферический. Спинной мозг, строение и функции. Головной мозг, строение и функции. Вегетативная нервная система. Нарушения деятельности нервной и эндокринной систем и их предупреждение.

Лабораторные работы: ЛР №9. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

Демонстрации: таблица «Железы внешней и внутренней секреции»; гортань со щитовидной железой, почки с надпочечниками; таблицы «Строение спинного мозга», «Строение головного мозга», «Вегетативная нервная система»; модель головного мозга человека, черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.

Анализаторы. Органы чувств (5 часов)

Понятие об анализаторах. Органы чувств как элементы строения анализаторов. Строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного и вкусового анализаторов. Мышечное чувство. Осязание. Боль. Взаимодействие анализаторов. Нарушения работы анализаторов и их профилактика.

Лабораторные работы: ЛР №10. «Иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

Демонстрации: таблица «Анализаторы»; модели глаза, уха; опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек; обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные иллюзии.

Высшая нервная деятельность. Психика. Поведение (5 часов)

Высшая нервная деятельность. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина в создании учения о высшей нервной деятельности. Безусловные и условные рефлексы, их биологическое значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Познавательная деятельность мозга. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче информации из поколения в поколение. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведении человека. Рациональная организация труда и отдыха. Сон и бодрствование. Значение сна. Культура отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание, аутотренинг, рациональное питание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переохлаждение, переутомление. Вредные и полезные привычки, их влияние на состояние здоровья.

Лабораторные работы: ЛР №11. «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа». ЛР№12  «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

Демонстрации: безусловные и условные рефлексы по методу речевого подкрепления; двойственные изображения, иллюзии установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления.

Эндокринная система (2 часа)

Железы внутренней секреции: эпифиз, гипофиз, щитовидная железа, надпочечники. Железы смешенной секреции: поджелудочная железа, половые железы. Железы внешней секреции. Нейрогормоны.

Демонстрации: таблицы: «Железы внутренней секреции», «Железы смешенной секреции», «Железы внешней секреции».

Индивидуальное развитие организма (5 часов)

Размножение (воспроизведение) человека. Половые железы и половые клетки. Наследование признаков у человека. Роль генетических знаний в планировании семьи. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. Органы размножения. Оплодотворение. Контрацепция. Инфекции, передающиеся половым путем, и их профилактика. ВИЧ-инфекция и ее профилактика. Развитие зародыша человека. Беременность и роды. Рост и развитие ребенка после рождения.

Демонстрации: таблицы «Строение половой системы человека», «Эмбриональное развитие человека», «Развитие человека после рождения».

Повторение

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Продолжительность и последовательность изучения тем и разделов

Разделы

кол-во уроков

Науки, изучающие организм человека

2

Происхождение человека

3

Строение организма

4

Опорно-двигательный аппарат

7

Внутренняя среда организма

3

Кровеносная и лимфатическая системы

6

Дыхание

4

Пищеварение

6

Обмен веществ и энергии

3

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

4

Нервная система

5

Анализаторы. Органы чувств

5

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

5

Эндокринная система человека

2

Индивидуальное развитие организма

5

Повторение.

2

Контрольные работы

4

итого

70 часов

Количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа

Тематический план предусматривает 70 часов, в объеме 2 часа в неделю.

Количество часов для проведения экскурсий –0 часов.

Количество часов для проведения контрольных работ–4 часа

Продолжительность контрольной работы – 1 урок

Количество часов для проведения лабораторных работ – 12 часов

Тема лабораторной работы

ЛР №1. «Микроскопическое строение кости»

ЛР №2 «Мышцы человеческого тела»

ЛР №3 «Утомление при статической работе мышц»

ЛР №4 «Осанка и плоскостопие»

ЛР №5 «Изучение особенностей кровообращения»

ЛР №6 «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

ЛР №7. «Действие слюны на крахмал»

ЛР №8 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

ЛР №9. «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка»

ЛР №10. «Иллюзия, связанные с бинокулярным зрением»

ЛР №11. «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа»

ЛР №12 «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях»

Количество часов для проведения практических работ –0 часов

Количество часов для проведения исследований –0 часов

Количество часов для составления проектов –0 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 

(70 часов, 2 раза в неделю)

№п/п

Номер раздела и темы урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы текущего контроля

Дата (план)

8А/8Б

Дата

(факт)

Примечание

Причина корректировки

Раздел I. Науки, изучающие организм человека

1

1.1

Науки о человеке. Здоровье и его охрана.

1

ФО

4.09

2

1.2

Становление наук о человеке

1

Составление и заполнение таблицы

6.09/ 7.09

Раздел II. Происхождение человека

3

2.1

Систематическое положение человека

1

ФО

11.09

4

2.2

Историческое прошлое людей

1

Индивидуальные задания

13.09/14.09

5

2.3

Расы человека. Среда обитания

1

Составление и заполнение таблицы

18.09

Раздел III. Строение организма

6

3.1

Общий обзор организма человека

1

ФО

20.09/21.09

7

3.2

Клеточное строение организма

1

Тест

25.09

8

3.3

Ткани

1

Составление и заполнение таблицы

27.09/28.09

9

3.4

Рефлекторная регуляция

1

Тест

2.10

Раздел IV. Опорно-двигательный аппарат

10

4.1

Значение опорно-двигательного аппарата, его состав. Строение костей.

1

ЛР №1. Микроскопическое строение костной ткани.

4.10/ 5.10

11

4.2

Скелет человека. Осевой скелет.

1

ФО

9.10

12

4.3

Добавочный скелет: скелет поясов и свободных конечностей. Соединение костей.

1

Тест

11.10/12.10

13

4.4

Строение мышц.

1

ЛР №2. Мышцы человеческого тела

16.10

14

4.5

Работа скелетных мышц и их регуляция.

1

ЛР№3 Утомление при статистической работе мышц

18.10/19.10

15

4.6

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

1

ЛР№4 Осанка и плоскостопие

23.10

16

4.7

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихов суставов.

1

Индивидуальные задания

25.10/26.10

17

Контрольная работа за 1 четверть

1

Тестирование

30.10

Раздел V. Внутренняя среда организма.

18

5.1

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

1

Тест

1.11/ 2.11

19

5.2

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

1

Индивидуальные задания

13.11

20

5.3

Иммунология на службе здоровью

1

ФО

15.11/16.11

Раздел VI. Кровеносная и лимфатическая системы

21

6.1

Транспортные системы организма

1

ФО

20.11

22

6.2

Круги кровообращения

1

ЛР№5. Изучение особенностей кровообращения

22.11/23.11

23

6.3

Строение и работа сердца

1

Тест

27.11

24

6.4

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

1

ЛР№6. Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа

29.11/30.11

25

6.5

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.

1

Индивидуальные задания

4.12

26

6.6

Первая помощь при кровотечениях

1

Индивидуальные задания

6.12/

7.12

Раздел VII. Дыхание

27

7.1

Значение дыхания. Органы дыхательной системы; дыхательные пути, голосообразование.

 Заболевания дыхательных путей.

1

Тест

11.12

28

7.2

Легкие. Газообмен в легких и других тканях.

1

ФО

13.12/14.12

29

7.3

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

1

ФО

18.12

30

7.4

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания: профилактика, первая помощь. Приемы реанимации.

1

Индивидуальные задания

20.12/21.12

31

Контрольная работа за 2-ю четверть

1

Тестирование

25.12

Раздел VIII. Пищеварение

32

8.1

Питание и пищеварение

1

Составление схемы «Строение пищеварительной системы»

27.12/28.12

33

8.2

Пищеварение в ротовой полости

1

ФО

34

8.3

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

1

ЛР №7. Изучение действия ферментов слюны на крахмал

35

8.4

Всасывание. Роль печени. Функции толстого кишечника.

1

Сравнительный анализ строения тонкого и толстого кишечника и процессов, происходящих в них

36

8.5

Регуляция пищеварения

1

Индивидуальные задания

37

8.6

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

1

Индивидуальные задания

Раздел IX. Обмен веществ и энергии

38

9.1

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ.

1

ФО

39

9.2

Витамины

1

Индивидуальные задания

40

9.3

Энерготраты человека и пищевой рацион

1

ЛР №8. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки

Раздел Х. Покровные органы. Терморегуляция. Выделение

41

10.1

Покровы тела. Строение и функции кожи

1

Составление и заполнение схемы «Функции кожи»

42

10.2

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

1

Индивидуальные задания

43

10.3

Терморегуляция организма. Закаливание.

1

Заполнение таблицы, ФО

44

10.4

Выделение

1

Тест

Раздел ХI. Нервная система

45

11.1

Значение нервной системы

1

ФО, составление и заполнение схемы «Значение нервной системы»

46

11.2

Строение нервной системы. Спинной мозг.

1

ФО

47

11.3

Строение головного мозга. Продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг.

1

ЛР №9. Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка

48

11.4

Передний мозг: промежуточный мозг и большие полушария.

1

ФО

49

11.5

Соматический и вегетативный отделы нервной системы.

1

Таблица «Влияние симпатической и парасимпатической нервной системы на деятельность некоторых органив»

Раздел ХII. Анализаторы. Органы чувств

50

12.1

Анализаторы

1

ФО

51

Контрольная работа за 3-ю четверть

1

Тестирование

52

12.2

Зрительный анализатор

1

ЛР №10. Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением

53

12.3

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

1

Индивидуальные задания

54

12.4

Слуховой анализатор

1

ФО

55

12.5

Орган равновесия, мышечное и кожное чувство, обонятельный и вкусовой анализаторы

1

Тест

Раздел ХIII. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика

56

13.1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

1

Индивидуальные задания

57

13.2

Врожденные и приобретенные программы поведения

1

ЛР №11. Выработка навыков зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа

58

13.3

Сон и сновидения

1

ФО, индивидуальные задания

59

13.4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

1

ФО

60

13.5

Воля, эмоции, внимание.

1

ЛР №12 Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях

Раздел ХIV. Эндокринная система

61

14.1

Роль эндокринной регуляции

1

ФО, тест

62

14.2

Функции желез внутренней секреции

1

Таблица «Железы внутренней секреции»

Раздел ХV. Индивидуальное развитие организма

63

15.1

Размножение. Половая система.

1

ФО, сравнительный анализ бесполого и полового размножения в виде таблицы

64

15.2

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

1

ФО

65

15.3

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передаваемые половым путем

1

Индивидуальные задания

66

15.4

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

1

ФО

67

15.5

Интересы, склонности, способности

1

Тест

Раздел ХVI. Повторение

68

16.1

Повторение

1

ФО

69

Итоговая контрольная работа за год

1

Тестирование

70

16.2

Повторение

1

Индивидуальные задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...