Рабочая программа по Биологии 5 - 9 класс по учебнику Пасечника
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Проограмма содержит: пояснительную записку,планируемые результаты изучения учебного предмета, тематическое планитование, содержание курса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение № 10 к ООП ООО

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Щенниковская основная общеобразовательная школа

Принято

 На педсовете  

«__»____________2015 г.                

Протокол № _________                                          

Утверждаю

Директор школы    

  _______________ Г.Н. Бобыкина

Рабочая программа учебного предмета

«Биология»

5 – 9 классы

на 2015 – 2020 года

Составитель:

Колбина О.С., учитель биологии

первая квалификационная категория

Село Щенники

2015 год

Пояснительная записка

          Данная рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования и авторской программы по биологии В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, Г.Г.Швецова для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Москва, Дрофа, 2013) и предназначена для реализации в общеобразовательном учреждении на базовом уровне в 5-9 классах.

          Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

          Программа конкретизирует содержание тем по курсу биологии, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения с учетом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся и приводит распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса. В рабочей  программе определен перечень демонстраций, лабораторных  и практических работ, их распределение по разделам.

          Особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, практическому применению биологических знаний. Содержание учитывает культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить материал, значимый для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

           Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии на ступени основного общего образования главное  внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Изучение биологии в основном направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразия и эволюции; о человеке как биосоциальном существе.

           Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, компетентностного подходов.

          В процессе изучения теоретического материала курса биологии 5 класса учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Такое построение программы дает возможность развивать полученные в начальной школе теоретические сведения на богатом фактическом материале биологии растений, грибов и бактерий.  В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Особенности содержания обучения предмета биологии в основной школе обусловлены спецификой биологии  как науки и поставленными задачами. Основными проблемами биологии являются изучение строения живых организмов, их роли в природе и жизни человека, практического использования и защиты. В разделе  рабочей  программы по биологии для 5 класса нашли отражение основные содержательные линии: клеточное строение организмов; царство Бактерии; царство Грибы; царство Растения; применение данных организмов – знание и опыт практической деятельности с теми организмами, которые наиболее часто употребляются в повседневной жизни, нашли применение в промышленности и сельском хозяйстве; язык биологии – важнейшие понятия и термины.

      В процессе изучения биологии в 6-7 классах учащиеся получают знания о строении, жизнедеятельности и многообразии растений и животных, принципах их классификации; знакомятся с эволюцией строения живых организмов, взаимосвязью строения и функций органов и их систем, с индивидуальным развитием и эволюцией растений и животных. Учащиеся узнают о практическом значении биологических знаний, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

       В 8 классе учащиеся получают знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формирования социальной среды. Определение систематического положения человека в природе поможет учащимся осознать единство биологических законов, понять взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, помогает сделать выбор между здоровым образом жизни и тем, который ведёт к болезни. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене. Начальные знания психологии позволят учащимся рационально организовать учебную трудовую, спортивную деятельность и отдых, легче вписаться в коллектив сверстников.

       В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, углубляются понятия об эволюции. Учащиеся получают знания основ цитологии, генетики, селекции, теории эволюции, что позволит им понять и рассмотреть экологию организмов, популяции, биоценоза, биосферы, ответственность человека за жизнь на Земле.

       Для понимания сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений, экскурсии.

         Данная программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В.В.Пасечника.  

Рабочая программа выполняет следующие основные функции:

1.Нормативная функция определяет объем и порядок преподавания учебной дисциплины.

2. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного

процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

3. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения,

структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных

характеристик на каждом из этапов.

Цели курса:

  1. формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость биологических знаний для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности; формулировать и обосновывать собственную позицию;
  2. формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли биологии в создании современной естественнонаучной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, используя для этого биологические знания;
  3. приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, познания и самопознания; ключевых навыков (ключевых компетентностей), имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, сотрудничества, безопасного обращения с объектами живой природы в повседневной жизни.

Задачи курса:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях биологии и биологической терминологии;
  • овладение умениями наблюдать биологические явления, проводить лабораторный эксперимент;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения лабораторных и практических работ, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования и общения с объектами живой природы, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Принципы реализации учебного предмета

  • гуманизации содержания и процесса его усвоения;
  • экологизации курса биологии;
  • интеграции знаний и умений;
  • последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.

Вклад учебного предмета в достижение целей курса

  • формирование системы биологических знаний как компонента естественнонаучной картины мира;
  • развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения на природе, в быту и трудовой деятельности;
  • выработку понимания общественной потребности в развитии биологии, а также формирование отношения к данной науке как к возможной области будущей практической деятельности;

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание рабочей программы структурировано:

В 5 классе по четырем разделам:

  • Введение. Методы познания живых организмов и природных  явлений;
  • Клеточное строение организмов;
  • Царство Бактерии - знания о строении, жизнедеятельности и биологическом действии, их распространении в природе, роли в природе и жизни человека; Царство Грибы – знания о строении и жизнедеятельности, видах грибов и их действии на здоровье человека, правилах сбора и охраны грибов;
  • Царство Растения – методы изучения растений, их многообразие, основные группы и роль в биосфере, охрана и значение в жизни человека.

В 6 классе по четырём разделам:

  • Строение и многообразие покрытосеменных растений;
  • Жизнь растений;
  • Классификация растений;
  • Природные сообщества.

В 7 классе по семи разделам:

  • Введение
  • Многообразие животных
  • Эволюция строения и функций органов и их систем
  • Индивидуальное развитие животных
  • Развитие животного мира на Земле
  • Биоценозы
  • Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

В 8 классе по трем разделам:

  • Введение. Науки, изучающие организм человека.
  • Происхождение человека.
  • Строение и функции организма.
  • Индивидуальное развитие организма.

В 9 классе по семи разделам:

  • Введение
  • Уровни организации живой природы
  • Эволюция органического мира
  • Возникновение и развитие жизни на Земле

Место учебного предмета в учебном плане

Для реализации рабочей программы изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования учебным планом школы отведено 278 часов.  Из них  35 часа в  5 классе, 35 часа в 6 классе, 70 часов в 7 классе, 70 часов в 8 классе и 68 часов в 9 классе из расчета 1 учебный час в неделю в 5 и 6  классах и 2 учебных часа в неделю в 7 – 9  классах.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса биологии

Обучение предмету биология направлено на достижение обучающимися следующих результатов:

В 5 классе:

  • Личностных:

1) в ценностно-ориентационной сфере - формирование чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;

4) формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов экологической культуры;

5) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;

  • Метапредметных:

1)  умение проводить наблюдения в живой природе, делать выводы, фиксировать и оформлять их результаты;  

2)  умение проводить простейшие исследования, ознакомиться на практике с методами проведения научных исследований и оформлять их результаты;

3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять её результаты;

4) навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника;

5) умение обнаруживать общность живой и неживой природы на основании сравнения и установления сходства их состава;

6) умение выделять существенные признаки изучаемых живых организмов;
7) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей организмов со средой обитания;

8) использование различных источников для получения необходимой  биологической информации.

  • Предметных:

В познавательной сфере:

1) иметь представление о биологии как науке, о методах её изучения, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества;
2) давать определения изученных понятий: «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», элементам клетки, «клеточное строение живых организмов», «семенные растения», «плод», «цветок», «жизненные формы»;  
3) наблюдать, описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык биологии;
4) знать названия, описывать и различать изученные царства живых организмов;

5) делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных биологических процессов, прогнозировать свойства неизученных живых объектов по аналогии со свойствами изученных;
6) иметь начальные представления о многообразии растений и животных, о сезонных изменениях в их жизни, о связи со средой обитания;

7) иметь начальные представления о строении клетки, её химическом составе и жизнедеятельности;

8) знать устройство увеличительных приборов, уметь работать с ними, иметь навыки приготовления микропрепаратов;

9) иметь первоначальные понятия о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме;

10) иметь представление, начальные сведения о бактериях, грибах, водорослях, лишайниках, мхах, папоротниках, хвощах и плаунах, голосеменных и покрытосеменных растениях, их строении и роли в природе и жизни человека;

11) знакомиться с биологической информацией, полученной из других источников.
В ценностно-ориентационной сфере:

1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием растительных живых организмов.

В трудовой сфере:

  1. уметь проводить биологический лабораторный эксперимент.

В сфере безопасности жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.

В 6 классе:

  • личностных

1) в ценностно-ориентационной сфере - формирование чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;

4) формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов экологической культуры;

5) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;

  • метапредметных

1)  умение проводить наблюдения в живой природе, делать выводы, фиксировать и оформлять их результаты;  

2)  умение проводить несложные исследования, ознакомиться на практике с методами проведения научных исследований и оформлять их результаты;

3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять её результаты;

4) навыки работы с текстом и иллюстрациями учебника;

5) умение определять отношение объекта с другими объектами;

6) умение выделять существенные признаки изучаемых живых организмов;
7) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей организмов со средой обитания;

8) использование различных источников для получения необходимой  биологической информации;

9) уметь различать объём и содержание понятий;

10) различать видовое и родовое понятие;

11) уметь осуществлять классификацию;

12) под руководством учителя уметь оформлять отчёт, включающий описание объектов наблюдений, их результаты, выводы;

13) уметь организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом).

  • Предметных:

В познавательной сфере:

1) знать внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
2) знать видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений;
3) наблюдать, описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык биологии;
4) знать названия, описывать и различать наиболее встречаемые растения;

5) уметь различать и описывать органы цветковых растений;
6) объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;

7) знать и уметь характеризовать и объяснять основные процессы жизнедеятельности растений;  

8) знать особенности минерального и воздушного питания растений;

9) знать и уметь объяснять роль различных видов размножения у растений;  

10) знать и показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;

11) знать основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство;

12)знать характерные признаки однодольных и двудольных растений и их основных семейств;

13) знать важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и значение;

14) уметь делать морфологическую характеристику растений и работать с определительными карточками;

15) знать растительные сообщества и их типы, влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека;

16) проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах;

17) знакомиться с биологической информацией, полученной из других источников.
В ценностно-ориентационной сфере:

1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием растительных живых организмов.
В трудовой сфере:

1) уметь проводить биологический лабораторный эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:

1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.

В 7 классе:

  • личностных

1) в ценностно-ориентационной сфере - формирование чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;

4) формирование любви и бережного отношения к родной природе, элементов экологической культуры;

5) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;

  • метапредметных

1)  умение проводить наблюдения в живой природе, наблюдать и описывать различных представителей животного мира, делать выводы, фиксировать и оформлять их результаты;  

2)  умение проводить несложные исследования, ознакомиться на практике с методами проведения научных исследований и оформлять их результаты;

3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять её результаты;

4) умение работы с текстом и иллюстрациями учебника;

5) умение выделять существенные признаки изучаемых живых организмов, классифицировать по их принадлежности к систематическим группам;
6) умение анализировать и обобщать имеющие знания, проводить анализ связей организмов со средой обитания;

7) использование различных источников для получения необходимой  биологической информации;

8) давать характеристику методов изучения биологических объектов;

9) применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

10) использовать знания по зоологии в повседневной жизни.

  • Предметных:

В познавательной сфере:

1) знать эволюционный путь развития животного мира, внешнее и внутреннее строение его представителей;

2) знать историю изучения животных;

3) знать структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

4) уметь определять сходство и различие между растительным и животным организмом;

5) уметь объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных.

В ценностно-ориентационной сфере:

1) анализировать и оценивать последствия для окружающей природы бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием животных организмов.

В трудовой сфере:

1) уметь проводить биологический лабораторный эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:

1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений и экскурсий на природе.

В 8 классе:

  • личностных

1) в ценностно-ориентационной сфере - формирование чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;

4) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;

  • метапредметных

1)  уметь работать с учебником и дополнительной литературой;  

2)  умение проводить необходимые исследования, и оформлять их результаты;

3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять их результаты;

4) использовать знания по анатомии человека в повседневной жизни.

  • предметных

В познавательной сфере:

1) знать методы наук, изучающих человека;
2) знать основные этапы развития наук, изучающих человека;
3) уметь выделять специфические особенности человека как биосоциального существа.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализировать и оценивать последствия образа жизни для здоровья человека.
В трудовой сфере:
1) уметь проводить биологический лабораторный эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения при проведении наблюдений над организмом человека.

В 9 классе:

  • личностных

1) в ценностно-ориентационной сфере - формирование чувства гордости за российскую биологическую науку, гуманизма, целеустремленности, научного мировоззрения;
2) в трудовой сфере - готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
3) в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере - умение управлять своей познавательной деятельностью, развитие познавательного интереса;

4) формирование ответственного отношения к соблюдению правил техники безопасности;

  • метапредметных

1)  уметь работать с учебником и дополнительной литературой;  

2)  умение проводить необходимые исследования, и оформлять их результаты;

3) умение выполнять лабораторные работы по инструктивной карточке, делать выводы и оформлять их результаты;

4) использовать знания по биологии в повседневной жизни.

  • предметных

В познавательной сфере:

1) знать свойства живого;
2) знать методы исследования в биологии;
3) знать значение биологических знаний в современной жизни;

4) знать профессии, связанные с биологией;

5)знать уровни организации живой природы.
В ценностно-ориентационной сфере:
1) анализировать и оценивать последствия деятельности человека для природы.
В трудовой сфере:
1) уметь проводить биологический лабораторный эксперимент.
В сфере безопасности жизнедеятельности:
1) знать правила техники безопасности в биологическом кабинете, правила безопасного поведения с целью сохранения природы и здоровья человека.

Содержание курса биологии

5 класс

(Базовый уровень подготовки, 1 час в неделю, всего 35 часов)

Раздел 1. Введение (6 часов)

Биология – наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Практическая работа №1 "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений"

Раздел 2  Клеточное строение организмов (10 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.»

        Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

        Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.»

        Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника.»

        Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи.»

Раздел 3   Царство Бактерии (2 часа)

          Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии и их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Раздел 4   Царство Грибы (5 часов).

        Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

        Практическая работа №2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

        Л.р.№6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей.».

Раздел 5  Царство Растения  (10 часов)

          Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.  Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи и плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных. Значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей.»

        Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).»

        Л.р.№9« Строение спороносящего хвоща»

        Л.р.№10 «Строение спороносящего папоротника»

        Л.р.№11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».

 Резерв времени – 2 часа

6 КЛАСС

(Базовый уровень подготовки, 1 час в неделю, всего 35 часов)

Раздел 1   Строение и многообразие покрытосеменных растений (14 часов)

       Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня. Видоизменения корней. Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега. Внешнее строение листа. Клеточное строение листа. Видоизменения листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменения побегов. Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

      Демонстрация

Внешнее и внутреннее строения корня.

Строение почек (вегетативной и генеративной) и расположение их на стебле.

Строение листа.

Макро- и микростроение стебля.

 Различные виды соцветий.

Сухие и сочные плоды.

Лабораторные и практические работы

Строение семян двудольных и однодольных растений.

Виды корней. Стержневая и мочковатая корневые системы.

Корневой чехлик и корневые волоски.

Строение почек. Расположение почек на стебле.

Внутреннее строение ветки дерева.

Видоизменённые побеги (корневище, клубень, луковица).

Строение цветка. Различные виды соцветий.

Многообразие сухих и сочных плодов.

Раздел 2    Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Дыхание растений. Испарение воды. Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении. Прорастание семян. Способы размножения растений. Размножение споровых растений. Размножение голосеменных растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение покрытосеменных растений.

Демонстрация

Опыты, доказывающие значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питание проростков запасными веществами семени; получение вытяжки хлорофилла; поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету; образование крахмала; дыхание растений; испарение воды листьями; передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные и практические работы

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определение всхожести семян растений и их посев.

Раздел 3    Классификация растений  (6 часов)

          Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств (с учётом местных условий). Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение (выбор растений зависит от специализации растениеводства в местности).

Демонстрация

Живые и гербарные растения, районированные сорта важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторные и практические работы

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Раздел 4   Природные сообщества (3 часа).

        Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.  

Резервное время – 2 часа

7 КЛАСС

(Базовый уровень подготовки, 2 часа в неделю, всего 70 часов)

Раздел 1  Введение (2 часа)

         Общие сведения о животном мире. История развития зоологии. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

Раздел 2   Простейшие (2 часа)

       Простейшие: многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, колониальные организмы.         

 Демонстрация: микропрепараты простейших.

Раздел 3   Многоклеточные животные (32 часа)

Беспозвоночные животные. Тип Губки: многообразие, среда обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные: многообразие, среда обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.    

Демонстрация: микропрепараты гидры, образцов кораллов

     Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.

Тип Моллюски: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение,

биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.

Демонстрация:  разнообразие моллюсков и их раковин.

   Тип Иглокожие: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение,  биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.

Демонстрация: морские звезды и другие иглокожие.

   Тип Членистоногие.

        Класс Ракообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение,     биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.

        Класс Паукообразные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение,

биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.

        Класс Насекомые: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека.

         Тип Хордовые. Класс Ланцетники.

         Позвоночные животные. Надкласс Рыбы: многообразие (круглоротые, хрящевые, костные), среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, редкие и охраняемые виды.

         Класс Земноводные: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.

          Класс Пресмыкающиеся: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.

          Класс Птицы: многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Экскурсия: Изучение многообразия птиц.

          Класс Млекопитающие: важнейшие представители отрядов, среда обитания, образ жизни и поведение, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека, исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация: Видеофильм.

        Контрольно-обобщающий урок Многоклеточные животные. Бесчерепные и позвоночные.

Лабораторные и практические работы:

Л.р.№1  «Знакомство с многообразием водных простейших» 

Л.р.№2   «Знакомство с многообразием круглых червей»

Л.р.№3  «Знакомство с многообразием кольчатых червей»

Л.р.№4  «Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков»

Л.р.№5  «Знакомство с разнообразием ракообразных»

Л.р.№6  Лаб. раб. «Изучение представителей отрядов насекомых»

Л.р.№7  «Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб»

Л.р.№8  «Изучение внешнего строения птиц»

Раздел  4  Эволюция строения и функций органов и их систем у животных (12 часов)

          Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания и газообмен. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. Кровеносная система. Кровь. Органы выделения. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма. Органы размножения, продление рода.

          Демонстрация: скелеты, модели, муляжи, влажные препараты.

Лабораторные и практические работы:

Л.р.№9  «Изучение особенностей различных покровов тела»

Раздел  5    Индивидуальное развитие животных (3 часа).

        Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни животных.

Лабораторные и практические работы:

Л.р.№10  «Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

Раздел  6   Развитие и закономерности размещения животных на Земле (3 часа)

          Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строе-

ния  животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.

         Демонстрация: палеонтологические доказательства эволюции.

Раздел 7    Биоценозы (4 часа)

          Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населённый пункт). Факторы среды и их влияние на биоценозы. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсии: Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

Раздел  8    Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

          Влияние деятельности человека на животных. Промысел животных. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных. Охрана животного мира: законы, система мониторинга, охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

       Контрольно-обобщающий урок. 

Резерв времени – 7 часов

8 КЛАСС

(Базовый уровень подготовки, 2 часа в неделю, всего 70 часов)

Раздел 1  Введение. Науки, изучающие организм человека (2 часа)

      Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

Раздел  2  Происхождение человека (3 часа)

      Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека. Человеческие расы. Человек как вид.

      Демонстрация:

  1. Модель «Происхождение человека».
  2. Модели остатков древней культуры человека.
  3. Электронная презентация «Человеческие расы»

     

Раздел 3  Строение организма (4 часа)

     Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление, их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние биологического покоя и возбуждения. Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функции нейрона. Синапс. Рефлекторная регуляция органов и систем органов. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.  

         Демонстрация: 

  1. Разложение пероксида водорода ферментов каталазой.

        Лабораторные и практические работы: 

  1. Рассматривание клеток и тканей в микроскоп.
  2. Самонаблюдение мигательного рефлекса и условия его проявления и торможения. Коленный рефлекс.

   

Раздел 4   Опорно-двигательная система (7 часов)

     Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антогонисты и синергисты. Работа склетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке. Последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Нарушение осанки и развитие плоскостопия: причины, выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. 

          Демонстрация: 

  1. Скелет и муляжи торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков.
  2. Распилы костей.
  3. Приёмы оказания первой помощи при травмах.
  4. Эл. презентация.

Лабораторные работы:

  1. Микроскопическое строение кости.
  2. Утомление при статической и динамической работе.
  1. Выявление нарушения осанки.

   

           Практические работы:

  1. Мышцы человеческого тела (выполняется дома).
  2. Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Раздел  5  Внутренняя среда организма (3 часа)

     Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Функции клеток крови. Свёртывание крови. Роль кальция и витамина К в свёртывании крови. Анализ. Крови. Малокровие. Кроветворение. Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л.Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Клеточный и гуморальный иммунитет. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитические болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло - и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус – фактор. Пересадка органов и тканей.

          Лабораторная  работа:

  1. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Раздел 6    Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов).

      Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно – сосудистой системы. Доврачебная помощь при кровотечениях.

          Демонстрации: 

  1. Модели сердца и торса человека.
  2. Приёмы измерения артериального давления по методу Короткова.
  3. Приёмы остановки кровотечений.

          Лабораторная  работа:

  1. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
  2. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
  3. Опыты, выявляющие природу пульса.
  4. Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Раздел 7     Дыхание (4 часа).

     Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в лёгких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Жизненная ёмкость лёгких. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулёз и рак лёгких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землёй, электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрации: Модель гортани. Модель, поясняющая механизм вдоха и выдоха. Опыт по обнаружении. Углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Приёмы искусственного дыхания.

          Лабораторная работа:

  1. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

Раздел 8     Пищеварение (6 часов)

      Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

          Демонстрации: 

  1. Торс человека.

          Лабораторная работа:

  1. Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желёз, движение гортани при глотании.

Раздел 9    Обмен веществ и энергии (3 часа)

      Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ёмкость пищи.

         Лабораторная работа:

  1. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Раздел 10    Покровные органы. Терморегуляция. Выделение (4 часа)

      Наружные покровы тела человека. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

          Демонстрации:

  1. Рельефная таблица «Строение кожи».
  2. Модель почки. Рельефная таблица «Органы выделения».

Раздел 11  Нервная система (5 часов)

        Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система, нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Предний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы вегетативной нервной системы, их взаимодействие.

          Демонстрации:

  1. Модель головного мозга человека.

          Лабораторная работа:

  1. Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

Раздел  12  Анализаторы. Органы чувств (5 часов)

      Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса и их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

          Демонстрации:

  1. Модели глаза и уха.
  2. Опыты, выявляющие функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек.

          Лабораторная работа:

  1. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.  

Раздел 13  Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

      Вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения – торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте. Врождённые программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатления. Приобретённые программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция. Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление. Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, его виды и основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

          Демонстрации: Безусловные и условные рефлексы человека (по методу речевого подкрепления). Двойственные изображения. Иллюзии установки.

          Лабораторные работы:

  1. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработка нового динамического стереотипа.
  2. Изменение числа колебаний образа усечённой пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активном работе с объектом.

Раздел 14  Железы внутренней секреции (2 часа)

      Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гомоны гипофиза и щитовидной железы. Их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желёз, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

          Демонстрации: 

  1. Модель черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза.
  2. Модель гортани со щитовидной железой.
  3. Модель почек с надпочечниками.

Раздел 15  Индивидуальное развитие организма (5 часов)

      Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребёнка. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность ироды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания. Заболевания, передающиеся половым путём: СПИД, сифилис и др.% их профилактика. Развитие ребёнка после рождения. Новорождённый и грудной ребёнок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов т абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

          Демонстрации: 

  1. Тесты, определяющие тип темперамента.

Резерв времени – 6 часов

9 КЛАСС

(Базовый уровень подготовки, 2 часа в неделю, всего 70 часов)

Раздел 1  Введение. (3 часа)

      Биология - наука о живой природе. Значение биологических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с биологией. Методы исследования биологии. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. Уровни организации живой природы.

       Демонстрация: Портреты учёных, внёсших значительны вклад в развитие биологических наук.  

Раздел 2  Молекулярный уровень (10 часов)

      Общая характеристика молекулярного уровня. Состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого: углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие органические соединения. Биологические катализаторы. Вирусы.Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

       Демонстрации: Схемы строения молекул химических соединений, относящихся к основным группам органических веществ.

       Лабораторные и практические работы:

Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

     

Раздел 3   Клеточный уровень (14 часов)

      Общая характеристика клеточного уровня организации живого. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Методы изучения клетки. Основные положения клеточной теории. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов клетки. Прокариоты, эукариоты. Хромосомный набор клетки. Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Автотрофы, гетеротрофы. 

        Демонстрация: Модель клетки. Микропрепараты митоза в клетках корешков лука, хромосом. Модели-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток. Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.

       Лабораторные и практические работы:

  1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.

       

Раздел 4  Организменный уровень (13 часов)

     Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.

     Демонстрация:  Микропрепарат яйцеклетки и сперматозоида животных.

     Лабораторные и практические  работы:

  1. Решение генетических задач на моногибридное скрещивание.
  2. Решение генетических задач на наследование при неполном доминировании.
  3. Решение генетических задач на дигибридное скрещивание.
  4. Решение генетических задач на наследование признаков, сцепленных с полом.
  5. Выявление изменчивости организмов.

Раздел 5  Популяционно-видовой уровень (8 часов)

     Вид, его критерии. Структура вида. Происхождение видов. Развитие эволюционных представлений. Популяция – элементарная единица эволюции. Борьба за существование и естественный отбор. Экология как наука. Экологические факторы и условия среды. Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и её относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.

      Демонстрация:  Гербарии, коллекции, модели, муляжи растений и животных. Живые растения и животные. Гербарии и коллекции, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

     Лабораторные и практические работы:

  1.  Изучение морфологического критерия вида.

Раздел 6  Экосистемный уровень (6 часов).

      Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

      Демонстрация: Коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах. Модели экосистем.

      Экскурсия: Биогеоценоз.

Раздел 7  Биосферный уровень (11 часов).

     Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Основы рационального природопользования. Возникновение и развитие жизни. Взгляды, гипотезы т теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

     Демонстрации: Модели-аппликации «Биосфера и человек». Окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных.

    Лабораторные и практические работы:

  1.  Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

         Экскурсия: В краеведческий музей, на геологическое обнажение или видеоэкскурсия.

Резервное время – 5 часов

Планируемые результаты изучения курса биологии в основной школе

В результате изучения курса биологии в  5 классе ученик должен

знать / понимать:

  • важнейшие биологические понятия: «биология», «экология», «биосфера», «среда обитания», «царства живой природы», «экологические факторы», «клетка», элементы клетки, «клеточное строение живых организмов», химический состав клетки, «семенные растения», «плод», «цветок», «жизненные формы»;

Введение. Клеточное строение организмов:  

  • Многообразие живой природы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные – царства живой природы;
  • основные методы исследования в биологии: наблюдение, эксперимент, измерение;
  • признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение;
  • основные среды обитания организмов: водная, наземно-воздушная, почва, организм как среда обитания;
  • правила работы с микроскопом;
  • правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов в кабинете биологии;
  • характерные признаки различных растительных тканей.

Царства Бактерии, Грибы:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий и грибов, их разнообразие и распространение, роль в природе и жизни человека;

Царство Растения:

  • основные методы изучения растений, их группы (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение и многообразие;
  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
  • роль растений в биосфере и жизни человека;
  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
    Уметь:
  • отличать живые организмы от неживых;
  • пользоваться простыми биологическими приборами (лупой и микроскопом), инструментами и оборудованием;
  • готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом;
  • характеризовать среды обитания организмов и экологические факторы;
  • проводить фенологические наблюдения;
  • распознавать различные виды тканей;
  • давать характеристику различным царствам живых организмов и их представителям, отличать их от других живых организмов, объяснять их роль в природе и жизни человека;
  • объяснять роль растений в биосфере,  происхождение растений и этапы развития растительного мира;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
  • применять приемы выращивания и размножения культурных растений.

В результате изучения курса биологии в  6 классе ученик должен

знать / понимать:

  • важнейшие биологические понятия: органы цветковых растений (корень, побег), их видоизменения, классификация (царство, отдел, класс, семейство, род, вид), природные сообщества;

       Строение и многообразие покрытосеменных растений:

  • внешнее и внутреннее строение органов цветковых растений;
  • видоизменения органов цветковых растений и их роль в жизни растений.

       Жизнь растений:

  • основные процессы жизнедеятельности растений;
  • особенности минерального и воздушного питания растений;
  • виды размножения растений и их значение.

       Классификация растений:

  • основные систематические категории;
  • характерные признаки однодольных и двудольных растений;
  • признаки основных семейств однодольных и двудольных пвстений;
  • важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение.

       Природные сообщества:

  • взаимосвязь растений с другими организмами;
  • растительные сообщества и их типы;
  • закономерности развития и смены растительных сообществ;
  • результаты влияния деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Уметь:

  • различать и описывать органы цветковых растений;
  • объяснять связь особенностей строения органов растений со средой обитания;
  • изучать органы растений в ходе лабораторных работ;
  • характеризовать основные процессы жизнедеятельности растений и объяснять их значение;
  • устанавливать взаимосвязь между процессами дыхания и фотосинтеза;
  • показывать значение процессов фотосинтеза в жизни растений и в природе;
  • объяснять роль различных видов размножения у растений;
  • определять всхожесть семян растений;
  • делать морфологическую характеристику растений;
  • выявлять признаки семейства по внешнему строению растений;
  • работать с определительными карточками;
  • определять растительные сообщества и их типы;
  • проводить фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

 

В результате изучения курса биологии в  7 классе ученик должен

знать / понимать:

        Введение: 

  • эволюционный путь развития животного мира;
  • историю изучения животных;
  • структуру зоологической науки, систематические категории;

      Простейшие. Многоклеточные животные:

  • систематику животного мира;
  • особенности строения изученных животных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека;
  • исчезающие, редкие и охраняемые виды животных.

      Эволюция строения и функций органов и их систем у животных:

  • основные системы органов животных и органы, их образующие;
  • особенности строения каждой системы органов у разных групп животных;
  • эволюцию систем органов животных.

      Индивидуальное развитие животных:

  • основные способы размножения животных и их разновидности;
  • отличие полового размножения животных от бесполого;
  • закономерности развития с превращением и развития без превращения.

      Развитие и закономерности размещения животных на Земле:

  • сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические доказательства эволюции;
  • причины эволюции по Ч.Дарвину;
  • результаты эволюции.

      Биоценозы:

  • признаки биологических объектов: биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов;
  • признаки экологических групп животных;
  • признаки естественного и искусственного биоценоза.

      Животный мир и хозяйственная деятельность человека:

  • методы селекции и разведения домашних животных;
  • условия одомашнивания животных;
  • законы охраны природы;
  • причинно-следственные связи, возникающие в результате воздействия человека на природу;
  • признаки охраняемых территорий;
  • пути рационального использования животного мира (области, края, округа).

Уметь:

  • определять сходство и различия между растительным и животным организмом;
  • объяснять значение зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных;
  • находить отличия простейших и многоклеточных животных;
  • правильно писать зоологические термины и использовать их при ответах;
  • работать с живыми культурами простейших, используя при этом увеличительные приборы;
  • распознавать переносчиков заболеваний, вызываемых простейшими;
  • раскрывать значение животных в природе и жизни человека;
  • применять полученные знания в практической жизни;
  • определять систематическую принадлежность животного к той или иной таксономической группе;
  • наблюдать за поведением животных в природе;
  • работать с живыми и фиксированными животными (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);
  • понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, их значение;
  • отличать животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;
  • совершать правильные поступки по сбережению и приумножению природных богатств;
  • вести себя на экскурсии или в походе таким образом, чтобы не распугивать и не уничтожать животных;
  • привлекать полезных животных в парки, скверы, сады, создавая для этого необходимые условия;
  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;
  • объяснять закономерности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных;
  • описывать покровы тела и систем органов животных;
  • показывать взаимосвязь строения и функции систем органов животных;
  • выявлять сходства и различия в строении тела животных;
  • различать на живых объектах разные виды покровов, а на таблицах – органы и системы органов животных;
  • соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений;
  • правильно использовать при характеристике индивидуального развития животных соответствующие понятия;
  • доказать преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме;
  • характеризовать возрастные периоды онтогенеза;
  • показать черты приспособления животного на разных стадиях развития к среде обитания;
  • различать на живых объектах разные стадии метаморфоза у животных;
  • анализировать доказательства эволюции;
  • характеризовать аналогичные, гомологичные и рудиментарные Органы и атавизмы;
  • доказывать приспособительный характер изменчивости у животных;
  • объяснять значение борьбы за существование в эволюции животных;
  • распознавать взаимосвязи организмов со средой обитания;
  • выявлять влияние окружающей среды на биоценоз;
  • определять приспособленность организмов биоценоза друг к другу;
  • определять направление потока энергии в биоценозе;
  • объяснять значение биологического разнообразия для повышения устойчивости биоценоза;
  • пользоваться Красной книгой;
  • анализировать и оценивать воздействие человека на животный мир.

В результате изучения курса биологии в  8 классе ученик должен

знать / понимать:

        Введение. Науки, изучающие организм человека:

  • методы наук, изучающих человека и их основные этапы.

       Происхождение человека:

  • место человека в систематике;
  • основные этапы эволюции человека;
  • человеческие расы.

        Строение организма:

  • общее строение организма человека;
  • строение тканей организма человека;
  •  рефлекторную регуляцию органов и систем организма человека.

       Опорно-двигательная система:

  • строение скелета и мышц, их функции;

       Внутренняя среда организма:

  • компоненты внутренней среды человека;
  • защитные барьеры организма;
  •  правила переливания крови.

       Кровеносная и лимфатическая системы организма:

  • органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме;
  • о заболеваниях сердца и сосудов и их профилактике.

       Дыхание:

  • строение и функции органов дыхания;
  • механизм вдоха и выдоха;
  • нервную и гуморальную регуляцию дыхания.

       Пищеварение:

  • строение и функции пищеварительной системы;
  • пищевые продукты и питательных вещества, их роль в обмене веществ;
  • правила предупреждения желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов.

        Обмен веществ и энергии:

  • обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ;
  •  роль ферментов в обмене веществ;
  • классификация витаминов;
  •  нормы и режим питания.

         Покровные органы. Терморегуляция. Выделение:

  • наружные покровы тела человека;
  • строение и функции кожи;
  • органы мочевыделительной системы, их строение и функции;
  • заболевания органов выделительной системы и способы их предупреждения.

       Нервная система:

  • строение нервной системы;
  • соматический и вегетативный отделы нервной системы.

       Анализаторы. Органы чувств:

  • анализаторы и органы чувств и их значение.

        Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика:

  • вклад отечественных учёных в разработку учения о высшей нервной деятельности;
  • особенности высшей нервной деятельности человека.

        Железы внутренней секреции:

  • железы внешней, внутренней и смешанной секреции;
  • взаимодействие нервной и гуморальной регуляции.

        Индивидуальное развитие организма:

  • жизненный цикл организмов;
  • мужскую и женскую половые системы;
  • наследственные и врождённые заболевания и заболевания, передающиеся половым путём, а также меры их профилактики.

Уметь:

  • выделять специфические особенности человека как биосоциального существа;
  • объяснять место и роль человека в природе, особенности строения скелета человека,  строение и роль кровеносной и лимфатической систем, роль витаминов в организме человека, значение нервной системы в регуляции процессов жизнедеятельности, роль обучения и воспитания в развитии поведения и психики человека;
  • определять черты сходства и различия человека и животных;
  • доказывать несостоятельность расистских взглядов о преимуществе одних рас перед другими;
  • выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы, процессов рефлекторной регуляции жизнедеятельности организма человека,
  • процессов дыхания и газообмена, процессов питания и пищеварения, обмена веществ и превращений энергии в организме человека, покровов тела, терморегуляции, признаки строения и функционирования органов чувств, особенности поведения и психики человека;
  •  наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах;
  •  распознавать на наглядных пособиях кости скелета конечностей и их поясов;
  • оказывать первую помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов, при отравлении угарным газом, спасении утопающего, простудных заболеваниях, при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах кожного покрова;
  • выявлять взаимосвязь между особенностями строения клеток крови и их функциями, между строением анализатора и выполняемой им функцией;
  • измерять пульс и кровяное давление;
  • приводить доказательства (аргументировать) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы, профилактики нарушений развития авитаминозов, взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды;
  • проводить биологические исследования и делать выводы на основе полученных результатов;
  • характеризовать особенности высшей нервной деятельности и роль речи в развитии человека;
  • классифицировать железы в организме человека;
  • устанавливать взаимосвязи при обсуждении взаимодействия нервной и гуморальной регуляции.

В результате изучения курса биологии в  9 классе ученик должен

знать / понимать:

  • свойства живого;
  • методы исследования в биологии, значение биологических знаний в современной жизни;
  • уровни организации живой природы;
  • состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;
  • особенности вирусов как неклеточных форм жизни;
  • методы изучения клетки;
  • особенности строения клетки эукариот и прокариот;
  • функции органоидов клетки;
  • основные положения клеточной теории;
  • химический состав клетки, её рост, развитие и жизненный цикл;
  • строение клетки как структурной и функциональной единицы жизни;
  • особенности митоза и мейоза, особенности развития половых клеток;
  • обмен веществ и превращение энергии как основу жизнедеятельности клетки;
  • сущность биогенетического закона;
  • особенности индивидуального развития организма;
  • основные закономерности передачи наследственной информации;
  • закономерности изменчивости;
  • основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;
  • критерии вида и его популяционную структуру;
  • экологические факторы и условия среды;
  • основные положения теории эволюции Ч.Дарвина;
  • движущие силы эволюции и пути достижения биологического прогресса;
  • популяционно-видовой уровень организации живого;
  • развитие эволюционных представлений и синтетическую теорию эволюции;
  • структуру разных сообществ;
  • процессы, происходящие при переходе с одного трофического уровня на другой;
  • основные гипотезы возникновения жизни на Земле и основные этапы её развития;
  • особенности антропогенного воздействия на биосферу;
  • основы рационального природопользования;
  • взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
  • круговороты веществ в биосфере;
  • этапы эволюции биосферы;
  • экологические кризисы;
  • значение биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Уметь:

  • проводить несложные биологические эксперименты для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов, клеток живых организмов, для изучения морфологического критерия видов;
  • описывать и характеризовать уровни организации живого;
  • раскрывать особенности бесполого и полового размножения организмов;
  • характеризовать размножение и его биологическую роль;
  • выстраивать цепи и сети питания для разных биоценозов, характеризовать роли продуцентов, консументов и редуцентов;
  • рассказывать о средообразующей деятельности организмов;
  • демонстрировать знания основ экологической грамотности: оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на его здоровье;
  • приводить доказательства эволюции.

     использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;
  • правильного, безопасного для здоровья поведения в природе;
  • критической оценки достоверности биологической  информации, поступающей из разных источников;
  • формирования представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды


Тематическое планирование

Название темы или раздела

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Введение

6

Клеточное строение организмов

10

Царство Бактерии

2

Царство Грибы

5

Царство Растения

10

Резервное время

2

Строение и многообразие покрытосеменных растений

14

Жизнь растений

10

Классификация растений

6

Природные сообщества

3

Резервное время

2

Введение

2

Простейшие

2

Многоклеточные животные

32

Эволюция строения и функций органов и их систем у животных

12

Индивидуальное развитие у животных

3

Развитие и закономерности размещения животных на земле

3

Биогеоценозы

4

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5

Резервное время

7

Введение. Науки, изучающие организм человека

2

Происхождение человека

3

Строение организма

4

Опорно – двигательная система

7

Внутренняя среда организма

3

Кровеносная и лимфатическая система организма

6

Дыхание

4

Пищеварение

6

Обмен веществ и энергии

3

Покровные органы. Терморегуляция. Выделение.

4

Нервная система

5

Анализаторы. Органы чувств.

5

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

Железы внутренней секреции (эндокринная система)

2

Индивидуальное развитие организма

5

Резервное время

6

Введение

3

Молекулярный уровень

10

Клеточный уровень

14

Организменный уровень

13

Популяционно – видовой уровень

8

Экосистемный уровень

6

Биосферный уровень

11

Резервное время

5

Итого

35

35

70

70

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник

Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы   для  общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник

календарно-тематическое планирование по биологии...

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е.Подоляко, В.Эванс и календарно-тематическое планирование к программе 2019-2020

Рабочая программа для 9 класса по учебнику "Английский в фокусе" Spotlight 9 Авторы: Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс.Программа составлена на основе Фундаментального ядра содер...

Рабочая программа для 6 класса по учебнику "Немецкий язык 6 класс" Авторы: И.Л.Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование. Немецкий язык 6 класс. Авторы: И.Л. Бим, Л.В.Садомова, Л.М.Санникова. Москва.Просвещение.2012 г...

Рабочая программа для 5 класса к учебнику "Forward 5 класс"

Рабочая программа создана в "Конструкторе рабочих программ" с КТП 2022-2023 учебного года....