Технологическая карта урока биологии 6 класс Пономарева И.Н.
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок изучения нового материала и применения знаний и умений, урок-исследование.Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_biologii_za_kurs_6_klassa.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока биологии за курс 6 класса

по теме:

Корень, его строение и значение

Цыденова И.И. учитель высшей квалификационной категории

МАОУ СОШ №19

Улан-Удэ

Урок 6

Тема урока

Корень, его строение и значение

Тип урока

Комплексный урок изучения нового материала и применения знаний и умений. Урок-исследование.

Основное содержание темы

Типы корневых систем. Строение корня. Рост корня, геотропизм. Видоизменения корней. Значение корней в природе

Основные понятия и термины

Однодольное растение, двудольное растение, корневая система, типы корневых систем, зоны корня, геотропизм

Цели и задачи

Предметные

Метапредметные

        Личностные

Учащиеся должны знать:

1.особенности строения вегетативных органов цветкового растения;

2.особенности строения корня как вегетативного органа;

строение, роль корней  в жизни растений, условия из прорастания и распространения;

3.видоизменения корней;

 Учащиеся должны уметь:

1.объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

2.характеризовать функции корня и др. органов растений;

3.описывать стадии развития органов растений и всего растения;

4.называть отличительные признаки растений класса Двудольные и класса Однодольные;

5.различать и определять типы корневых систем;

6.систематизировать знания по теме;

7.оценивать свои результаты и достижения

Коммуникативные

1. организовывать учебное сотрудничество со сверстниками и учителем в ходе осуществления  групповой и парной деятельности; умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей или текстом (книгой);

2.использовать речевые средства для изложения своей точки зрения, аргументации, сравнивания и обобщения учебного материала;

Познавательные:

1.общие учебные действия — умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения; уметь работать с различными источниками информации; структурировать полученные знания; умение осуществлять смысловое чтение

2.логические учебные действия — умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения; постановка и решение проблемы — умение сформулировать проблему и найти способ её решения

Регулятивные:

-умение определять цели урока, ставить задачи, участвовать в  планировании урока, корректировка плана; развитие навыков самооценки.

1.Личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо, что такое плохо?»);

2.формирование ответственного отношения к обучению, то есть умение ответить на вопрос: «Какое значение, смысл имеет для меня учение?»)

3.ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

4.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы;

5.формирование основ экологической культуры;

6. формирование коммуникативной компетентности;

7. оценивание  своих результатов и достижений

Ресурсы урока

Предметные учебно – методические комплексы, практические и лабораторные задания, предметные коллекции, натуральные объекты мультимедийный проектор, презентация к уроку

Ход урока

Этапы урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности воспитанников

I.Организационный момент

Мобилизация к уроку

2 мин.

Фильм о природе Бурятии

Проверка готовности к уроку.Отмечает отсутствующих

Инструктирует по работе с рабочими листами в группе

Приветствие (Метод «Добро в ладошках)

Положительный настрой на работу

Организация рабочего места. Самоопределение и самоконтроль за поведением.

Приветствие учащихся.

 

II. Проверка домашнего задания

        4 мин.

Перед тем как приступить к изучению новой темы, вы должны вспомнить предыдущие уроки. С этой целью вы должны были подготовить вопросы для взаимопроверки.

Примерные вопросы учащихся к друг другу:

  1. Строение семени
  2. Условия прорастания семян
  3. Что прорастает у семени в первую очередь?

III. Изучение новой темы

Мобилизация внимания

                  3  мин.

   Просмотр видеофрагмента «Корень»

 Видоизменения корней в связи с выполняемыми функциями (запасающие, воздушные, дыхательные, ходульные, присоски). Ходульные деревья на Байкале.

  1. Что в этом фильме вы увидели?
  2. С какой целью мы посмотрели данный беззвучный фильм?
  3. Давайте подумаем все вместе. Как мы сформулируем тему нашего сегодняшнего урока?

        Ответ учащихся

1.Корень, его строение, прорастание, питание

2.По этому фильму можно определить новую тему

3.«Корень, его строение, и функции?»

Активное целеполагание

(вызов к изучению)

Мотивация к учебной деятельности.

                  3 мин.

Постановка цели и задач урока.

Учитель:  Данная тема достаточно сложная и одна из самых важных в курсе биологии 6 класса и всей ботаники, но надеюсь, что у нас все получится. Для этого нам всем необходимо только хорошо поработать.

1.Давайте попробуем определить цели и задачи урока. Напоминаю, цель урока определяем исходя из темы урока

2.Каким бы вы хотели видеть урок? Как бы вы хотели изучать данную тему?

3.А что вы знаете о корнях растений?

(Молодцы! Как много вы знаете.)

3. Что бы вы еще хотели узнать о корнях?

1.Цель урока: изучить строение и функции корней

  Задачи урока:

2.Ответы учащихся

Актуализация знаний

Таблица «верных - неверных утверждений»

 1.Решение заданий до начала изучения темы  

2. Решение заданий во время изучения темы.

                15 мин.

1.Корневые системы –  корни, находящихся рядом растений

2. Типы корневых систем – это главный, боковой и придаточные корни

3. Корень состоит из следующих зон: верхней, средней и нижней  (см. рис. 37)

 4. Поглощение воды и минеральных солей осуществляют боковые корни

5.Форма корневых волосков – цилиндрическая (см. рис. 38)

6. Самая длинная и прочная часть корня – это зона проведения

7.Рост корней происходит в результате увеличения количества клеток в зоне деления.

 Корректировка ответов в случае неверных утверждений.

1.Воспитанники решают задания до изучения новой темы

2.Самостоятельное смысловое, вдумчивое изучение темы (стр..37-39 до знака «пазл»)

3. Поиск ответов на  задания во время или после самостоятельного изучения темы.

Лабораторная работа №2

«Строение корня растения»

                   7 мин.

Для того, чтобы закрепить полученные  знания и удостовериться в них, предлагаю перейти к лабораторной работе. Нам в этом помогут ваши проростки и растения с корнями.  Необходимо оформить задания лабораторной работы   в рабочих тетрадях на стр. 18-19.

Учащиеся записывают и  зарисовывают задания в рабочей тетради.

 

Первичное закрепление

                  4 мин.

 Проверка знаний, повторение материала и устранение пробелов.

Учитель задает ряд вопросов:

1.Какие новые термины или понятия вы узнали сегодня на уроке?

2. Предлагаю закрепление темы «Зоны корня» (использование модели корня, зад. 1, 2  на с. 17 р/т)

Воспитанники называют термины и понятия

 IV.Рефлексивная деятельность

                 4 мин.

I. Задание на самоанализ.  1. Выделите не менее 4-х видов (форм)  деятельности, в которых вы принимали участие на уроке

2. Сформулируйте предложение об уроке, которое будет начинаться со слова «Оказывается …»

II. Задание на самооценку.  И в завершении нашего урока выскажите свое мнение о нем, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:

- Особенно хорошо я усвоил …

- Свой результат могу оценить так…

III. Окончательный результат по уроку вы сможете посмотреть в  электронном журнале после оформления лабораторной работы

Ответы воспитанников

V. Домашнее задание

                    3 мин.

1. Прочитать §7 (внимательно и вдумчиво)

2.Выполнить задания в рабочей тетради по данной теме, завершить оформление лабораторной работы в рабочих тетрадях.

3. Исходя из опыта работы на нашем уроке, определите свое домашнее задание (создайте кейс). Для этого вы должны найти в тексте те термины, понятия, пункты, которые мы не прошли на уроке.  Подготовьте вопросы по ним для взаимопроверки.

Найдите информацию о хозяйственном значении корней в культуре народов Бурятии

Записывают в дневник   домашнее задание.

 

 


Описание учебно – методического и материально- техническое  обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект

  1. Биология. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко; под редакцией профессораИ.Н.Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 192 с.
  2. Биология. 6 класс. Рабочая тетрадь № 1,2 /И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко.– М.: Вентана-Граф, 2010.

      3.  И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009

Приложение к уроку №1. Таблица верных и неверных утверждений

Утверждения

До

После  

чтения текста

1.

Корневые системы –  все корни, находящихся рядом растений

2.

Типы корневых систем – это главный, боковой и придаточные корни

3.

Корень состоит из следующих зон: верхней, средней и нижней  

4.

Поглощение воды и минеральных солей осуществляют боковые корни

5.

Форма корневых волосков – цилиндрическая

6.

Самая длинная и прочная часть корня – это зона проведения

7.

Рост корней происходит в результате увеличения количества клеток в зоне деления.

8.

По клеткам проводящей ткани к стеблю вода  и минеральные соли, а по стеблю к корню передвигаются органические вещества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии в 5 классе, тема `Бактерии. Строение и жизнедеятельность`, по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС

Технологическая карта урока биологии. 6 класс. "Плод. Разнообразие и значение плодов", по учебнику Пономаревой, ФГОС...

Технологическая карта урока биологии по учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Введение в биологию», 5 класс, М.: «Русское слово» 2013 по теме "Живые царства. Бактерии"

Технологическая карта урока - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освое...

Формирование ИКТ компетенций на уроках биологии, технологическая карта урока биологии в 7 классе по теме: "Класс Птицы".

Урок разработан с целью формирования у учащихся ИКТ-компетентности. Результатом урока будет презентация -учебный продукт, созданный детьми на уроке....

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник

Технологическая карта урока биологии в 5 классе ФГОС Тема: "Грибы". Учебник: "Биология" 5 класс В.В. Пасечник...

Технологическая карта урока биологии по теме "Лист" 6 класс по УМК Пономаревой И.Н.

Технологическая карта предназначена для урока биологии в 6 классе, построена по УМК Пономаревой И.Н. Урок построен в технике активного обучения....