Итоговая контрольная работа по биологии 10 класс
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Тарасова Евгения Михайловна

Методическая разработка контрольной работы за курс 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon godovaya_k.r._10_klass.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Текст контрольной работы рассмотрен

 и одобрен на заседании МО

Протокол № 4

«_1__»__апреля___2017 год.

Руководитель МО ____________/ Тарасова Е.М./

Контрольная работа за год 10 класс.

1 вариант.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

  1. Какие химические элементы называются макроэлементами?

А. кислород                В. азот

Б. водород                Г. все ответы верны

  1. Какое из представленных веществ относится к моносахаридам?

А. крахмал                        В. хитин

Б. глюкоза                         Г. сахароза

  1. Какая функция НЕ относится к функциям углеводов?

А. запасающая                        В. защитная

Б. строительная                        Г. регуляторная

  1. Что собой представляет третичная структура белка?

А. полипептидная цепь                                        В. глобула

Б. спирально закрученная цепь                                Г. комплекс глобул

  1. Какое строение имеет нуклеотид молекулы РНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г.   рибоза, азотистое основание.

  1. Какое азотистое основание не входит в состав молекулы ДНК:

А. аденин                        В. цитозин

Б. гуанин                        Г. урацил

  1. Процесс поглощения растворенных веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез                        В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз                         Г. хемосинтез

  1. Какая часть клетки осуществляет транспорт веществ по клетке:

А. комплекс Гольджи                        В. рибосомы

Б. ЭПС                                        Г. митохондрии

  1. Как называются клетки, не имеющие оформленного ядра?

А. прокариоты                В. анаэробы

Б. эукариоты                Г. аэробы

  1. Какой участок одной из цепочек ДНК будет комплементарен другой цепочке ДНК – ТАТЦЦГТАГГТ:

А. ТТАГГТТЦЦАТ                        В. АТТГГТАТЦЦА

Б. АТАГГЦАТЦЦА                        Г. ЦТАГГЦАТЦЦА

  1. Как называется молекула РНК, которая отвечает за транскрипцию информации с молекулы ДНК:

А. Т-РНК                        В. Р-РНК

Б. И-РНК

  1. Чем отличаются клетки грибов от клеток растений?

А. толстая клеточная стенка                В. наличие вакуолей

Б. запасает гликоген                        Г. наличие ядра

  1. Какой вид размножения характерен для размножения дрожжей:

А. вегетативное                        В. почкование

Б. половое                        Г. спорообразование

  1. Какой вид оплодотворения характерен для растений?

А. наружное                        В. двойное

Б. внутреннее

  1. На каком этапе энергетического обмена образуется молочная кислота?

А. подготовительный                        В. спиртовое брожение

Б. гликолиз                                Г. клеточное дыхание

  1. Каким способом питаются растения:

А. гетеротрофы                        В. паразиты

Б. автотрофы                        Г. сапрофиты

  1. При какой фазе митоза хромосомы расходятся к полюсам клетки?

А. интерфаза                В. метафаза

Б. анафаза                Г. телофаза

  1. В результате дробления зиготы:

а. увеличивается размер зародыша                в. происходит дифференциация клеток

б. увеличивается числа клеток                        г. происходит перемещение клеток

  1. Наружный слой клеток гаструлы называется

а. эктодерма                        в. мезодерма

б. энтодерма                        г. бластула

  1. Наружное оплодотворение характерно для:

а. прыткой ящерицы                        в. прудовой лягушки

б. белой куропатки                        г. обыкновенного ежа

Часть В.

  1. Выберите три правильных ответа из шести. В процессе овогенеза:

а. образуются яйцеклетки

б. образуются четыре зрелые половые клетки из одной

в. образуются сперматозоиды

г. образуется одна зрелая гамета

д. число хромосом уменьшается вдвое

е. образуются клетки с диплоидным набором хромосом

  1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Закон

Характеристика

1.

I закон Менделя

А.

Скрещивание гомозигот

2.

II закон Менделя

Б.

Скрещивание гетерозигот

В.

Родительские формы – чистые линии

Г.

Родительские формы взяты из F1

Д.

В F100% гетерозигот

Е.

Расщепление по фенотипу 3:1

Часть С.

  1. Какие преимущества дало животным появление в ходе эволюции внутреннего оплодотворения? Приведите примеры.
  2. Какие типы постэмбрионального развития существуют? Какие преимущества имеет каждый из них?

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

  1. Углеводы представляют собой соединения углерода и водорода.
  2. Различают три основных класса углеводов – моносахариды, дисахариды и полисахариды.
  3. Наиболее распространенные моносахариды – сахароза и лактоза
  4. Они растворимы в воде и обладают сладким вкусом
  5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 35,2 кДж энергии.

Контрольная работа за год 10 класс.

2 вариант.

Часть А. Выберите один правильный ответ.

  1. Какой из перечисленных элементов относится к микроэлементам?

А. кислород                В. азот

Б. водород                Г. цинк

  1. Какие из представленных веществ является гидрофобным?

А. сахар                        В. жир

Б. спирт                        Г. аминокислоты

  1. Какие из веществ относятся к олигосахаридам?

А. крахмал                        В. фруктоза

Б. глюкоза                        Г. сахароза

  1. Какие функции выполняют в организме липиды?

А. энергетическая                В. защитная

Б. запасающая                        Г. все ответы верны

  1. Какое строение имеет первичная структура белка?

А. полипептидная цепь                                        В. глобула

Б. спирально закрученная цепь                                Г. комплекс глобул

  1. Какое строение имеет нуклеотид молекулы ДНК:

А. глюкоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Б. рибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

В. дезоксирибоза, азотистое основание, остаток фосфорной кислоты

Г.   рибоза, азотистое основание, урацил

  1. Какое азотистое основание не входит в состав молекулы РНК:

А. аденин                        В. цитозин

Б. гуанин                        Г. тимин

  1. Какие из витаминов относятся к жирорастворимым?

А. витамины А и В                        В. витамины А и Д

Б. витамины А и С                        Г. витамины В и С

  1. Какое заболевание вызывается вирусами:

А. дизентерия                                В. грипп

Б. ангина                                        Г. туберкулез

  1. Какая часть клетки обеспечивает её энергией:

А. ядро                                В. митохондрии

Б. комплекс Гольджи                Г. рибосомы

  1. Процесс поглощения твердых  веществ клеточной стенкой называется:

А. фотосинтез                        В. фагоцитоз

Б. пиноцитоз                         Г. хемосинтез

  1. Дан фрагмент молекулы ДНК А-Т-Г-Г-Ц-Ц-Т-А-Т-А. Используя принцип комплементарности, определите  вторую цепочку ДНК.

А. А-Т-Ц-Ц-А-Т-А-Т-Т-Т                        В. Т-А-Ц-Г-Ц-Г-А-Т-А-Т

Б. Т-А-Ц-Ц-Г-Г-А-Т-А-Т                        Г. Г-А-Ц-Ц-Г-Г-А-Т-А-Т

  1. Чем отличается клетка прокариот от клетки эукариот?

А. наличием ядра                        В. отсутствие ядра

Б. клеточная стенка                        Г. рибосомы

  1. На какой стадии энергетического обмена происходит образование воды, углекислого газа и 36 молекул АТФ?

А. подготовительный                        В. спиртовое брожение

Б. гликолиз                                Г. клеточное дыхание

  1. Каким способом питаются грибы:

А. гетеротрофы                        В. голозои

Б. автотрофы                        Г. сапрофиты

  1. При какой фазе митоза происходит удвоение молекул ДНК?

А. интерфаза                В. метафаза

Б. анафаза                Г. телофаза

17. Индивидуальное развитие организма – это:

а. филогенез                        в. онтогенез

б. гаметогенез                        г. овогенез

18. Формирование гаструлы связано с:

а. активным ростом клеток                в. впячиванием зародыша

б. дроблением                                г. образованием тканей и органов

19. Кроссинговер – это:

а. обмен участками гомологичных хромосом                в. независимое расхождение хромосом

б. слипание гомологичных хромосом                        г. разновидность митоза

20. При благоприятных условиях  бесполое размножение происходит у:

а. прыткой ящерицы                в. пресноводной гидры

б. кукушки                        г. прудовой лягушки

Часть В.

  1. Выберите три правильных ответа из шести. В отличие от митоза при мейозе:

а. происходит кроссинговер

б. удваивается ДНК

в. образуется гаплоидные клетки

г. получаются клетки идентичные материнской

д. из одной материнской клетки образуются четыре дочерних

е. происходит разрушение ядерной оболочки в профазе

  1. Установите соответствие между законами Г. Менделя и их характеристиками.

Закон

Характеристика

1.

II закон Менделя

А.

Моногибридное скрещивание

2.

III закон Менделя

Б.

Дигибридное скрещивание

В.

Закон расщепления признаков

Г.

Расщепление по фенотипу 9:3:3:1

Д.

Расщепление по фенотипу 3:1

Е.

Закон независимого распределения признаков

Часть С.

  1. Сравните митоз и мейоз. Назовите черты сходства и различия в этих процессах.
  2. Перечислите основные причины разнообразия потомства при половом размножении.

3. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки. Объясните их.

1. Нуклеиновые кислоты, как и белки, являются биополимерами.

2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и АТФ.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат аминокислоты.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, лизин, тимин, цитозин.

5. ДНК  обеспечивает хранение наследственной информации и её передачу от материнской клетки к дочерней.

6. В середине двадцатого столетия было установлено, что молекула ДНК состоит из двух спирально закрученных цепей.

Ответы на контрольную работу.

1 вариант.

Часть А. Выбор ответа из 4 предложенных ответов. Количество баллов 20.

1

2

3

4

5

Г

Б

Г

В

Б

6

7

8

9

10

Г

Б

Б

А

Б

11

12

13

14

15

Б

Б

В

В

Б

16

17

18

19

20

Б

В

Б

А

В

Часть В.

  1. Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.

А

Г

Д

  1. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.

1

А

В  

Д

2

Б

Г

Е

Часть С.

  1. Внутреннее оплодотворение более молодой способ оплодотворения появившийся эволюционно на Земле. Прогрессивность внутреннего оплодотворения заключает в том, что оплодотворенная зигота развивается внутри специализированных половых органов (матка, клоака и дт.). при этом образуется яйцо, которое защищено от неблагоприятных внешних условий оболочками, или развивается плод похожий на родительскую форму. Таким образом данный способ оплодотворения позволяет увеличить способность живых организмов приспособится к различным внешним условиям среды. 5 баллов.
  2. Различают два способа развития в постэмбриональный период: прямое и непрямое (с превращением). Прямое – личинка похожа на взрослую особь, но не половозрелое. С превращением – личинка не похожа на взрослую особь. Примеры животных с прямым развитием – пресмыкающиеся, млекопитающие, прямокрылые насекомые и дт. Примеры животных с не прямым превращением – земноводные (лягушка), чешуекрылые, жесткокрылые, моллюски.

 При прямом виде развития появляется более приспособленная особь к окружающей среде, время ее роста и развития значительно меньше после появления яйца или плода, чем при непрямом развитии. Непрямое развитие позволяет появиться личинке,  не похожей на взрослое животное, которое может быть более подвижно, чем родительская форма, что позволяет этому виду занимать новые территории. Или способ питания отличается от взрослого животного, что позволяет занимать разные пищевые ниши и повышает их выживаемость в среде обитания. 5 баллов.

  1. Предложения с ошибками:
  1. Углеводы представляют собой соединения углерода и воды.

3. Наиболее распространенные моносахариды – глюкоза и фруктоза.

5. При расщеплении 1 г глюкозы выделяется 17, 6 кДж энергии. – 3 балла

2 вариант.

Часть А. Выбор ответа из 4 предложенных ответов. Количество баллов 20.

1

2

3

4

5

Г

В

Г

Г

А

6

7

8

9

10

В

Г

В

В

В

11

12

13

14

15

В

Б

В

Г

Г

16

17

18

19

20

А

В

В

А

В

Часть В.

  1. Выбор 3 ответов из 6 предложенных. 3 балла.

А

В  

Д

  1. Установите соответствие. Количество баллов 0,5 за правильный ответ. Всего 3 балла.

1

А

В  

Д

2

Б

Г

Е

Часть С.

  1. Сравнительная характеристика митоза и мейоза

Митоз

Мейоз

Сходство

  1. Процессы являются способами деления клетки
  2. Одинаковость процессов интерфазы, метафазы, анафазы

Различия

1. Идет в 1 цикл

1. в профазу идет процесс кроссинговера, что приводит к изменчивости генетического материала

2. Образуются дочерние клетки идентичные материнской  с диплоидным набором хромосом

2. идет в 2 цикла:  1 деление, 2 деление

3. Образуются соматические клетки

3. Образуются 4 дочерних клетки с гаплоидным набором хромосом – гаметы.

5 баллов.

2. Причина появления потомства с изменяемыми признаками изменение генетического аппарата в результате полового размножения, так как при таком способе размножения при появлении гамет идет процесс кроссинговера ил конъюгации, при которых идет изменение генетического материала хромосом, при половом размножение при оплодотворении идет независимое слияние разных гамет, что и приводит к изменчивости потомства. Кроме того идет процесс ненаследственной изменчивости в пределах нормы реакции, что зависит от условий существования данного организма. 5 баллов.

3. Ошибочные высказывания:

2. В клетках содержатся нуклеиновые кислоты двух видов – ДНК и РНК.

3. Мономерами нуклеиновых кислот служат нуклеотиды.

4. В состав ДНК входит четыре азотистых основания: аденин, гуанин, тимин, цитозин. 3 балла.

Всего по работе 39 баллов.

Критерии оценивания:

39 баллов – 35 балл (90%) – 5

34 баллов -  27 баллов (70%) - 4

26 баллов – 19 баллов (50%) – 3

18 и менее баллов - 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по биологии, 8 класс

Контрольная работа за курс 8 класса, УМК Н.И.Сонина....

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7-го класса("Животные").

Итоговая контрольная работа  состоит из трех частей: часть1( тесты), часть2( установить соответствие), часть3( ответить на вопрос). Охвачены все темы по курсу" Животные"...

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса

Данная работа может быть использована как контрольная работа за курс 7 класса....

Итоговая контрольная работа по биологии за 10 класс. Раздел "Генетика"

Итоговая работа за 3 четверть по раздену "Генетика. Наследственность" составлена с учетом современных требований по качеству знаний. Эта работа разделена на два варианта и состоит из тестовых заданий ...

Итоговая контрольная работа по биологии 8 класс

Контрольная работа выполнена в тестовой форме....

итоговая контрольная работа по биологии в 11 классе

Работа в формате ЕГЭ, предназначенная для проведения итогового контроля в 11 классе....