Рабочая программа по биологии 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) на тему

Митей Дарина Эресовна

Рабочая программа по биологии 5 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, примерной программой основного общего образования по биологии, программой для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников серии «Вертикаль», созданных под руководством В. В. Пасечника /автор-составитель В.В. Пасечник. - М.: Просвещение, 2011/, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.

   Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

  1. Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года № 273-ФЗ.
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12. 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
  4. Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12. 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04. 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10. 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений»
  7. Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11. 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием».
  8. Основная образовательная программа основного общего образования на 2017-2018 учебный год  МБОУ «Кызыл-Арагской СОШ».

Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня,  дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов биологии с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА БИОЛОГИИ

Содержательной основой школьного курса биологии является биологическая наука. Поэтому биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Она раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию научного мировоззрения. Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

   Основными целями изучения биологии в основной школе являются:

  • формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях (клеточной, эволюционной Ч.Дарвина), элементарных представлений о наследственности и изменчивости (ген, хромосома, мутация, наследственные заболевания, наследственная и не наследственная изменчивость, гаметы), об экосистемной организации жизни; овладение понятийным аппаратом биологии;
  • приобретение опыта использования методов биологической науки для изучения живых организмов и человека: наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описание биологических объектов и процессов; проведение несложных биологических экспериментов с использованием аналоговых и цифровых биологических приборов и инструментов;
  • освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведение наблюдений за состоянием собственного организма;
  • формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
  • овладение приёмами работы с информацией биологического содержания, представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем, фотографий и др.);
  • создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению биологических знаний и выбора биологии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.

Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

Содержание учебника для 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний признаков и процессов жизнедеятельности (питание, дыхание, рост, развитие, размножение), присущих всем организмам, взаимосвязи строения и функций, разных форм регуляции процессов жизнедеятельности. Завершается курс рассмотрением организма как единого целого, согласованности протекающих в нём процессов и взаимодействия с окружающей средой.

                                                             МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

   Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5 класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю, всего 35 часов в год.

.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ  КУРСА БИОЛОГИИ

   Изучение биологии в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; знание языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентации в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8)        формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9)        формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  1. осознание значения семьи в жизни человека и общества; принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  2. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения биологии в основной школе должны отражать:

  1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  2. умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  3. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  4. умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  5. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  6. умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  7. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  8. смысловое чтение;
  9. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10)        умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. формирование системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека для создания естественно-научной картины мира;
  2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
  3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведение экологического мониторинга в окружающей среде;
  4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих; осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
  5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
  6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Количество часов

1

Введение

6

2

Клеточное строение организмов

10

3

Царство Бактерии

2

4

Царство Грибы

5

5

Царство Растения

12

6

Всего

34

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

   Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Клеточное   строение организмов.  Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого. Среды обитания живых организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Пр. р. №1 "Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений"


Раздел 1. Клеточное строение организмов

Устройство увеличительных приборов(лупа, световой микроскоп). Строение клетки. (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды). Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание, рост, развитие). Деление клетки.  Понятие «ткань.

Л.р.№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними».

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы».

Л.р.№3 «Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом».

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника».

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи».

Раздел 2. Царство Бактерии

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

Раздел 3. Царство грибы                                                                                                                                           

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правило сбора съедобных грибов и их охрана. Оказание приёмов первой помощи при отравлении грибами. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека.

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов.

Л.р.№6 «Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей».

Раздел 4. Царства растения.

Растения. Ботаника-наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли. мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные.). Принципы классификации. Водоросли.  Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение лишайников в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания, строение мхов и их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе  и жизни человека, охрана. Голосемянные, их строение и многообразие, среда обитания. Распространение голосемянных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Усложнения растений в процессе эволюции.

Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей».

Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах)».

Л.р.№9 « Строение спороносящего хвоща».

Л.р.№10 «Строение спороносящего папоротника».

Л.р.№11 «Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов)».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными  результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы,

давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую   информацию   в   различных  источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать

свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных, съедобных и ядовитых грибов, опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные  иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

часы

Планируемые результаты

дата

Домашнее задание

предметные

метапредметные

личностные

план

Факт

Введение (6 ч)

1

Биология – наука о живой природе

1

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Р- корректирует свои знания; контролирует, оценивает разницу между живыми организмами;

П- анализирует полученные знания; структурирует полученные знания, устанавливает связь между живым и не живым организмом;

К- выражает в ответах свои мысли, обсуждает с учителем и учащимся их ответы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

01.09

§1 задание на с.10

Р.т.зад.4-5

2

Методы исследования в биологии

Вводный контроль

1

Определяют понятия: "методы исследования», «наблюдения», « эксперимент, «измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии

Р – осуществляет самопроверку, оценивает значение каждой науки о природе;

П – логически

сравнивает науки друг с другом, преобразует полученную информацию, ищет необходимую информацию;

К – выражает свои мысли в заданиях, ставит вопросы для обсуждения

Осмысление методов изучение природы

08.09

§2 Р.т.зад.6-8

3

Разнообразие живой природы. Царства живых организмов. Отличительные признаки живого от неживого

1

Определяют понятия: «царство Бактерии», «царство Грибы», «царство Растения» и «царство Животные». Анализируют признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Составляют план параграфа

Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию;

П – исследует различные методы изучения природы, моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

К – планирует работу со сверстниками, управляет поведением партнера

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

15.09

§3 задание на с.18

Р.т.зад. 13

4

Среды обитания живых организмов

1

Определяют понятия: «водная среда», «наземно-воздушная среда» , «почва как среда обитания», «организм как среда обитания». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности человека на природу

Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки;

П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию;

К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение

Осмысливание среды обитания живых организмов

22.09

§4 сообщения по группам Р.т.зад.16-17

5

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Практическая работа-  №1

1

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника

Р – ставит перед собой цель, научится делать микропрепарат, осуществляет

самопроверку;

П – моделирует работу с лупой и световым микроскопом, приготовление микропрепарата, преобразует полученную информацию;

К – разрешает конфликты, ставит вопросы

Понимание экологических факторов и их влияние на живые организмы

29.09

дневник фенологических наблюдений

§5 Р.т.зад.19-20

6

Обобщающий урок. тест

1

Готовят отчет по экскурсии. Ведут дневник фенологических наблюдений

Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты;

П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, моделирует строение клеток, преобразует информацию;

К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

06.10

Отчет по экскурсии Р.т.зад.9 зад на с14-16

Клеточное строение организмов (10 ч)

7

Устройство увеличительных приборов

ЛР №1 Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними

1

Определяют понятия: « клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом

Р – определяет цель важности клетки для живого организма;

П – анализирует знание о клетке, её строение и составе, структурирование полученных знаний;

К – разрешает конфликты

Понимать устройства увеличительных приборов

13.10

§6 зад на с14-16 Р.т.зад.22-23

8

Строение клетки

Л.р.№2 «Изучение клеток растения с помощью лупы.»

1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Р – корректирует свои знания, оценивает сложность протекания обмена веществ;

П – отбирает необходимую информацию об обмене веществ, соотносит свой способ питания с другими;

К – ставит вопросы, выражает свои мысли

Понимать строение клетки

20.10

§7 Р.т.зад.28

9

Л.р.№3 Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

1

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их

Р – определяет цель протекания процесса дыхания, корректирует свои знания о процессах жизнедеятельности, осуществляет самоконтроль, оценивает важность процесса дыхания;

П – исследует процессы жизнедеятельности, анализирует протекание дыхания, соотносит свой способ питания с другими;

К – отвечает на поставленные вопросы, обсуждает их со сверстниками

Осмысливать приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука

27.10

§7 Р.т.зад.24

10

Пластиды

Л.р.№4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника

1

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

Р – осуществляет самопроверку, корректирует свои знания;

П – ищет и отбирает необходимую информацию, структурирует знания по царствам живой природы, анализирует разнообразие живых организмов

К – выражает свои мысли в ответах

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск

взаимоотношений человека и природы

10.11

§7 зад на с.39 Р.т. зад.27

11

Химический состав клетки: поступление веществ в клетку

(дыхание, питание)

1

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками.

Осознавать сложность строения клетки

17.11

§8 зад на с.42

12

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в

клетку (дыхание, питание

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Отрабатывают умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Осмысливать жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание

24.11

§9 зад на с.46

13

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Л.р.№5 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют результаты

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять

результаты работы.

Коммуникативные УУД:умение

Осознавать жизнедеятельность клетки: рост, развитие

01.12

§9 зад на с.45 Р.т. зад.34-35

14

Деление клетки

1

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Понимать деление клетки

08.12

§9 зад на с.45 Р.т. зад.34-35

15

Понятие «ткань

1

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительности ткани на микропрепаратах

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Осознавать понятие «ткань

15.12

§10 зад на с.49 Р.т. зад.36-38

16

Обобщающий урок .тест

1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами

Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками.

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе

достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

22.12

Повторить §§1-10

Царство Бактерии (2 ч)

17

Бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

1

Выделяют существенные признаки бактерий

Познавательные УУД

умеют выбирать наиболее эффективные способы решения задач, делают выводы на основе полученной информации.

Регулятивные УУД:

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения. Умеют представлять результаты работы

Коммуникативные УУД: умеют воспринимать информацию на слух, строить эффективное взаимодействие с одноклассниками, работают в составе творческих групп

Осознавать бактерии, их разнообразие, строение и жизнедеятельность

29.12

§11 зад на с.55-56 Р.т. зад.43-44

18

Роль бактерий в природе и жизни человека

1

Определяют понятия: « клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека

Познавательные УУД:

умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Регулятивные УУД:

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения.

Коммуникативные

УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения

Понимать роль бактерий в природе и жизни человека

12.01

§12 Р.т. зад.47презентация о практическом значении бактерий

Царство Грибы (5 ч)

19

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека

1

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

Познавательные УУД:

умение воспроизводить информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Развитие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:

умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осмысливать характеристика, строение и жизнедеятельность грибов.

19.01

§13зад н

сообщения о роли грибов в жизни человека с.69

Р.т. зад.48-49

20

Шляпочные грибы

П.р.№2 «Строение плодовых тел шляпочных грибов

1

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации. представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным

навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

правилам работы в кабинете. Развитие

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

26.01

§14

зад на с.77 Р.т. зад.52

21

Плесневые грибы и дрожжи

Л.р.№6

«Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей

1

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведенным в учебнике изображением

Познавательные УУД:

умеют работать с текстом, выделяют в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Составляют конспект урока в тетради. Преобразуют информацию из одной формы в другую. Проводят сравнение биологических объектов, выделяют их существенные признаки.

Регулятивные УУД:

умеют определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения

Коммуникативные УУД: умеют слушать учителя и отвечать на вопросы. Аргументируют свою точку зрения

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

02.02

§15

зад на с.80

22

Грибы-паразиты

1

Определяют понятие «грибы-паразиты». Объясняют роль грибов-паразитов в природе жизни человека

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Регулятивные УУД:

умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы.

Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

Овладение навыками выступлений перед одноклассниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

09.02

§16

Р.т. зад.85

Сообщения о значении грибов Р.т. зад.57 зад. с.37-39

23

Обобщающий урок. тест

1

Работают с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими

материалами. Заполняют таблицы. Демонстрируют умение готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Готовят сообщение «Многообразие грибов и их значение в природе и жизни человека» ( на основе обобщения материала учебника и дополнительной литературы)

Р: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работ

П:умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте.

К: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и

объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

16.02

Пов.§ 11-16

Царство Растения (11 ч)

24

Ботаника- наука о растениях

1

Определяет понятие: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные

признаки растений . Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, и наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выделяют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием

Р:Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять схемы

К: умение слушать учителя, высказывать и аргументировать свое мнение

Осмысливание ботаники

01.03

§17

зад на с.92 Р.т. зад.58

25

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания

Л.р.№7 «Строение зеленых водорослей

1

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты работают с

микроскопом

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, классифицировать

объекты.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение. Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы

15.03

§18

Р.т. зад.60

26

Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

1

Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей

Р:Развитие навыков оценки и самоанализа.

П: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное.

К: Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Осознавать

роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей

29.03

§18

зад. на с.92 Р.т. зад.64

27

Лишайники

1

Определяют понятия: «кустистые лишайники

«листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе

Р: умение организовать выполнение заданий учителя

согласно установленным правилам работы в кабинете.

П:умение работать с дидактическими материалами, классифицировать объекты, давать определения понятиям.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Понимание о роли лишайников в природе и жизни человека

05.04

§19

зад. на с.106 Р.т. зад.67

28

Мхи.

Л.р.№8 «Строение мха (на местных видах).»

1

Выполняют лабораторною работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных

образцах. Объясняют роль мхов, папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи к высшим споровым

растениям.

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении

12.04

§20

зад. на с.111 Р.т. зад.70

29

Папоротники, хвощи,

Л.р.№9 « Строение спороносящего хвоща.»

Л.р.№10

«Строение спороносящего папоротника плауны

1

Формируется научное мировоззрение на основе сравнения низших и высших растений

и установления усложнений в их строении в процессе эволюции

Развивается умение выделять

существенные признаки высших споровых растений

и на этом основании относить мхи, папоротники, плауны и хвощи к высшим споровым растениям

Понимать строение мхов, папоротников, хвощей и плаунов

19.04

§21

зад. на с.117, 119

30

Голосеменные растения

Л.р.№11

«Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).»

1

Выполняют лабораторную работу . Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Р:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете,

развитие навыков оценки и самоанализа

П:умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение

сравнивать и делать выводы на основании сравнений.

К: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Понимание о голосеменных как о прогрессивных растениях

26.04

§22

зад. на с.125,

127

Р.т. зад.73

31

Покрытосеменные растения

1

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль покрытосеменных

в природе и жизни человека

Р:умение корректировать собственные представления о происхождении человека с научным мировоззрением.

П:умение формулировать гипотезу и находить аргументы для ее доказательства.

К:умение обобщать информацию и выстраивать доказательность

своих убеждений перед одноклассниками

Осмысливание преимущества покрытосеменных растений

10.05

§23

зад. на с.131,

132

Р.т. зад.77

32

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира

1

Определяют понятия: «палеонтология» «палеоботаника», «риниофиты». Характеризуют основные этапы развития растительного мира

Р: умение систематизировать полученную информацию, группировать данные и определять последовательность личных действий по охране окружающей среды.

П: умениео бобщать информацию, находить способы решения экологических задач.

К: умение выслушать мнения одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией.

Осмысливать происхождение растений

17.05

§24

Р.т. зад.80-81

33

Обобщающий урок тест

1

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: анализ информации, установление

24.05

задание на лето

34

Экскурсия

1

31.05

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Вертикаль .Учебник / М.: Дрофа, 2015 г.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014 г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

4. Материально-техническое обеспечение учебного процесса: MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения».

5. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.

6. Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.

7. Биология 6-9 класс (электронная библиотека).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...