Стартовая диагностическая работа по биологии (5 класс)
тест по биологии (5 класс) на тему

ПОЛЯНИЧЕВА НИНА ОЛЕГОВНА

Диагностическая работа позволяет оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся  на предмет готовности к освоению курса биологии (разделы: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»). Результаты диагностической работы могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий при переходе к изучению курса биологии за основную школу.

Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России 06.10.2009 № 373).

Учитывается содержание ПООП НОО по предмету «Окружающий мир».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Биология. 5 класс

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольных измерительных материалов для проведения стартовой диагностической работы по определению готовности обучающихся

5 классов к освоению курса

БИОЛОГИИ  

1.Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся  на предмет готовности к освоению курса биологии (разделы: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»). Результаты диагностической работы могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий при переходе к изучению курса биологии за основную школу.

2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России 06.10.2009 № 373).

Учитывается содержание ПООП НОО по предмету «Окружающий мир».

3. Характеристика структуры КИМ.

Работа включает 20 заданий. Распределение заданий КИМ по типам даётся в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по типам

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент  от максимального первичного балла для заданий каждого типа

Задания с кратким ответом в виде одной цифры

13

13

46

Задания с кратким ответом

5

9

32

Задания с развернутым ответом

2

6

22

Итого

20

28

100

4. Распределение заданий стартовой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Соотношение числа заданий по разным элементам содержания опирается на примерную программу по биологии за основное общее образование и отражает учебное время, отводимое в процессе изучения курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий стартовой диагностической работы по элементам содержания темы.


Таблица 2. Распределение заданий по элементам содержания

Элементы содержания  

Число заданий

Биология как наука. Методы биологии

3

Признаки живых организмов

5

Система, многообразие живой природы

6

Человек и его здоровье

2

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4

Итого

20

В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.

Таблица 3. Распределение заданий по уровням усвоения содержания

Уровни усвоения содержания

Число заданий

1. Воспроизведение знаний

7

2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации

8

3. Применение знаний и умений в измененной ситуации

5

Итого:

20

4. Дополнительные материалы и оборудование

        Дополнительные материалы и оборудование не используются.

5. Продолжительность диагностической работы

На выполнение диагностической работы отводится 45 минут.

6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом

Каждое правильно выполненное задание 1–14 оценивается 1 баллом, задания 15-18 – 2 баллами (если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов). Выполнение заданий 19-20 оценивается по критериям (максимально 3 балла).

Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0–10

11–15

16–22

23–28

 


Приложение

План диагностической работы стартовой диагностики по определению готовности учащихся 5 классов к освоению курса БИОЛОГИИ

№ задания

Проверяемый элемент содержания

Код контролируемого элемента

Уровень сложности задания

Время выполнения

(в мин)

Макс. балл за выполнение

1

Биология как наука. Методы биологии

1.1.

Б

1,5

1

2

Биология как наука. Методы биологии

1.1.

Б

1,5

1

3

Признаки живых организмов

2.2.

Б

1,5

1

4

Признаки живых организмов

2.2.

Б

1,5

1

5

Система и многообразие живой природы

3.3.

Б

1,5

1

6

Система и многообразие живой природы

3.4.

Б

1,5

1

7

Система и многообразие живой природы

3.3.

Б

1,5

1

8

Система и многообразие живой природы

3.4.

Б

1,5

1

9

Человек и его здоровье

4.3.

Б

1,5

1

10

Человек и его здоровье

4.11.

Б

1,5

1

11

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

5.3.

Б

1,5

1

12

Система и многообразие живой природы

3.4.

Б

1,5

1

13

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

5.1.

Б

1,5

1

14

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

5.2.

П

1,5

1

15

Признаки живых организмов

2.2.

П

3

2

16

Система и многообразие живой природы

3.4.

П

3

2

17

Признаки живых организмов

2.2.

П

3

2

18

Признаки живых организмов

2.2.

П

3

2

19

Биология как наука. Методы биологии

1.1.

В

6

3

20

Признаки живых организмов

2.2.

В

6

3

Всего заданий – 20, из них по уровню сложности: Б – 13, П – 5, В – 2.

Общее время выполнения работы – 45 мин.

Максимальный первичный балл – 28.


        



Предварительный просмотр:

Биология. 5 класс

СПЕЦИФИКАЦИЯ

контрольных измерительных материалов для проведения стартовой диагностической работы по определению готовности обучающихся

5 классов к освоению курса

БИОЛОГИИ  

1.Назначение КИМ – оценить уровень общеобразовательной подготовки учащихся  на предмет готовности к освоению курса биологии (разделы: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»). Результаты диагностической работы могут быть использованы для построения индивидуальных образовательных траекторий при переходе к изучению курса биологии за основную школу.

2. Документы, определяющие содержание диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России 06.10.2009 № 373).

Учитывается содержание ПООП НОО по предмету «Окружающий мир».

3. Характеристика структуры КИМ.

Работа включает 20 заданий. Распределение заданий КИМ по типам даётся в таблице 1.

Таблица 1. Распределение заданий по типам

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент  от максимального первичного балла для заданий каждого типа

Задания с кратким ответом в виде одной цифры

13

13

46

Задания с кратким ответом

5

9

32

Задания с развернутым ответом

2

6

22

Итого

20

28

100

4. Распределение заданий стартовой работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Соотношение числа заданий по разным элементам содержания опирается на примерную программу по биологии за основное общее образование и отражает учебное время, отводимое в процессе изучения курса на тот или иной вопрос темы. В таблице 2 приведено распределение заданий стартовой диагностической работы по элементам содержания темы.


Таблица 2. Распределение заданий по элементам содержания

Элементы содержания  

Число заданий

Биология как наука. Методы биологии

3

Признаки живых организмов

5

Система, многообразие живой природы

6

Человек и его здоровье

2

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

4

Итого

20

В работе предусмотрена проверка усвоения конкретных знаний и умений на трех уровнях: воспроизведение знаний, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в измененной ситуации.

Воспроизведение знаний предполагает оперирование следующими учебными умениями: узнавать типичные биологические объекты, процессы, явления; давать определения основных биологических понятий; пользоваться биологическими терминами и понятиями.

Применение знаний в знакомой ситуации требует овладения более сложными умениями: объяснять, определять, сравнивать, классифицировать, распознавать и описывать типичные биологические объекты, процессы и явления.

Применение знаний в измененной ситуации предусматривает оперирование учащимися такими учебными умениями, как научное обоснование биологических процессов и явлений, установление причинно-следственных связей, анализ, обобщение, формулирование выводов.

Таблица 3. Распределение заданий по уровням усвоения содержания

Уровни усвоения содержания

Число заданий

1. Воспроизведение знаний

7

2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации

8

3. Применение знаний и умений в измененной ситуации

5

Итого:

20

4. Дополнительные материалы и оборудование

        Дополнительные материалы и оборудование не используются.

5. Продолжительность диагностической работы

На выполнение диагностической работы отводится 45 минут.

6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и диагностической работы в целом

Каждое правильно выполненное задание 1–14 оценивается 1 баллом, задания 15-18 – 2 баллами (если допущена одна ошибка – 1 балл, две и более ошибок – 0 баллов). Выполнение заданий 19-20 оценивается по критериям (максимально 3 балла).

Таблица 4. Таблица перевода баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Баллы

0–10

11–15

16–22

23–28

 


Приложение

План диагностической работы стартовой диагностики по определению готовности учащихся 5 классов к освоению курса БИОЛОГИИ

№ задания

Проверяемый элемент содержания

Код контролируемого элемента

Уровень сложности задания

Время выполнения

(в мин)

Макс. балл за выполнение

1

Биология как наука. Методы биологии

1.1.

Б

1,5

1

2

Биология как наука. Методы биологии

1.1.

Б

1,5

1

3

Признаки живых организмов

2.2.

Б

1,5

1

4

Признаки живых организмов

2.2.

Б

1,5

1

5

Система и многообразие живой природы

3.3.

Б

1,5

1

6

Система и многообразие живой природы

3.4.

Б

1,5

1

7

Система и многообразие живой природы

3.3.

Б

1,5

1

8

Система и многообразие живой природы

3.4.

Б

1,5

1

9

Человек и его здоровье

4.4.

Б

1,5

1

10

Человек и его здоровье

4.14.

Б

1,5

1

11

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

5.3.

Б

1,5

1

12

Система и многообразие живой природы

3.4.

Б

1,5

1

13

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

5.1.

Б

1,5

1

14

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

5.2.

П

1,5

1

15

Признаки живых организмов

2.2.

П

3

2

16

Система и многообразие живой природы

3.3.

П

3

2

17

Признаки живых организмов

2.2.

П

3

2

18

Признаки живых организмов

2.2.

П

3

2

19

Биология как наука. Методы биологии

1.1.

В

6

3

20

Признаки живых организмов

2.2.

В

6

3

Всего заданий – 20, из них по уровню сложности: Б – 13, П – 5, В – 2.

Общее время выполнения работы – 45 мин.

Максимальный первичный балл – 28.


        



Предварительный просмотр:

                    Биология. 5 класс. Стартовая работа. Демонстрационный вариант

Стартовая диагностическая работа

по БИОЛОГИИ

5 класс

Вариант 1

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий.

Ответы к заданиям 1–13 запишите в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 14–20 запишите в работе в отведённом для этого месте.

В случае записи неверного ответа на задание зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

 

Желаем успеха!


При выполнении заданий 1–13 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1

Ученик 4-го класса проводил опыты по проращиванию семян фасоли. В два блюдца он положил влажные марлевые салфетки и на них разместил по 6 семян фасоли. Одно блюдце ученик оставил на столе в кухне, а другое он убрал в кухонный шкаф. Какое предположение проверял ученик в этом опыте?

1) Необходимы ли семенам фасоли для прорастания влага и тепло.

2) Необходим ли семенам фасоли для прорастания свет.

3) Как быстро прорастут семена фасоли на кухонном столе.

4) Зависит ли скорость прорастания семян от температуры воздуха.

Ответ:

2

Рассмотрите рисунки «Оборудование для научных исследований». Какой цифрой обозначен увеличительный прибор?

1) http://mentorials.com/site/monographs/high-school/chemistry/images/funnel.png        2) http://him.1september.ru/2009/23/43-3.jpg 3) http://www.kraspromsnab.ru/files/66491244949389e8cd238615386758049389e8cd2b50.png4) http://pngimg.com/uploads/microscope/microscope_PNG36.png

Ответ:

 

3

Определи, какому дереву принадлежат листья и плоды на рисунке?

http://static3.depositphotos.com/1000126/101/v/450/depositphotos_1012816-Chestnut-seed-fruits-with-green-leaf-iso.jpg

1) рябина

2) каштан

3) дуб

4) лещина

Ответ:

4

На каком рисунке изображён ядовитый гриб?

fdfd6c5bc837c704e036b8f986aeac1a    gribi_samarskoj_oblasti_sedobnie_foto_s_nazvanijami_5 

1)                                                           2)

15-0026      d745e7

3)                                                          4)

Ответ:

5

Перед тобой список названий растений: морковь, сосна, подорожник, крыжовник, клён, горох, ольха. Сколько культурных растений приведено в списке?

1) шесть

2) пять

3) четыре

4) три

Ответ:

6

Перед тобой перечень названий разных животных: сова, морж, кенгуру, акула, медведь, крокодил.

К млекопитающим животным, которые выкармливают детенышей молоком, относится (относятся):

1) сова

2) морж и акула

3) кенгуру и медведь

4) крокодил

Ответ:

7

Петрушка корневая — двулетнее растение, достигающее высоты до одного метра. О каком процессе идет речь?

1) Дыхание

2) Рост

3) Плодоношение      

4) Размножение

Ответ:

8

На рисунках изображены зимующие и перелётная птицы. Какая из птиц является перелетной?

http://uabirds.org/photos/0457/001/04570035301.jpg http://www.8lap.ru/upload/iblock/849/849525a61519d03fcabe899d6704056d.jpg http://kak-do-ma.ru/img-q5y5x5n416b41454d4p4s28434n5k4d4o4z5n4o4h4p2x5p4/uploads/ex/0e61/0003a458-1f2f87b7/1/hello_html_726fe48.jpg http://warbler.ru/wp-content/uploads/2015/04/Parus-major-photo-gallery-2.jpg

1) воробей

2) аист

3) дятел

4) синица

Ответ:

9

Орган, не относящийся к пищеварительной системе человека:

1) печень

2) трахея

3) пищевод

4) кишечник

Ответ:

В каком ряду перечислено только то, что относится к опорно-двигательной системе человека?

1) Трахея, лёгкие, пищевод

2) Рёбра, позвоночник, мышцы

3) Печень, желудок, кровеносные сосуды

4) Сердце, кишечник, головной мозг

Ответ:

11

10

12

Рыбы обитают в водной среде, поэтому их органы дыхания?

1)

Жабры.

2)

Лёгкие.

3)

Чешуя.

4)

Плавательный пузырь.

Ответ:

Жизнь бабочки начинается с яйца. Затем в своем развитии насекомое проходит ряд стадий:

 http://images.myshared.ru/7/803653/slide_2.jpg 

Какая стадия пропущена в схеме?

1) взрослое насекомое

2) куколка

3) гусеница

4) яйцо

Ответ:

13

Определите, каким способом распространяются плоды и семена изображенных растений?

http://studbooks.net/imag_/14/100756/image013.jpg

1) Ветром по воздуху

2) Животными, цепляясь за шерсть

3) Переплывают по воде

4) Всеми перечисленными выше способами

Ответ:

14

При выполнении заданий 14–18 в поле ответа запишите слова или  перечень цифр.

На схеме ниже представлена схема пищевой цепи, характерной для сообщества луга.

Вместо знака «?» дополните схему своим  примером: ?  кузнечик  ящерица  ястреб

Ответ: _______________________

15

Известно, что ландыш – травянистое теневыносливое растение, используемое в медицине. Выбери из приведённого ниже списка утверждения, которые описывают выделенные признаки растения.

1)

Листья  и цветки ландыша имеют лекарственную ценность.

2)

По одной из легенд, ландыш вырос из капель крови святого Леонарда, израненного в битве со страшным драконом.

3)

Ландыш лучше всего растет  в лиственных и сосновых лесах под плотными кровами деревьев.

4)

Большие овальные листья располагаются поочередно на одревесневших ветвях.

5)

Цветки ландыша белые, в форме округлых колокольчиков.

6)

Растение не имеет одревесневшего стебля.

Ответ:

16

Установите соответствие между животным и группами животных (хищные животные, растительноядные животные). Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ЖИВОТНОЕ

А) Лиса

Б) Мышь

В) Олень

Г) Заяц

Д) Рысь

ГРУППА

1) Хищное животное

2) Растительноядное животное

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

17

Масло оливы богато витаминами и другими органическими и минеральными веществами. Поэтому из оливы выжимают масло (A) или употребляют её части в пищу в сыром или маринованном виде (Б). Запишите органы растения, которые используют в каждом случае.

Запишите названия органов растения, которые используются в каждом случае.

http://firsthealth.ru/wp-content/uploads/2016/11/Olivkovoe-maslo-768x1008.jpg                                         http://www.grigs.biz/blog/071/SpanishSnacksOlives.jpg

А._____________________________              Б.______________________________

18

Вставьте в текст «Рыбы» пропущенные слова из предложенного списка.

 

РЫБЫ

Рыбы — активные пловцы, имеют __________(А) форму тела и плавники. Тело рыбы делится на голову, _________(Б) и хвост. Покрывающая тело рыбы слизь облегчает скольжение. Плавники подразделяются на парные (их всегда два) — грудные и брюшные, и непарные — __________(В), анальный и хвостовой. Одни из них живут в водоёмах с пресной, а другие — с солёной водой.

 

Список слов:

 1) позвоночник

2) туловище

3) хвост

4) обтекаемая

5) боковой

6) спинной

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 

 

 

При выполнении заданий 18-20 сформулируйте ответ и  запишите в отведенное для него поле

19

Ученики 4 класса предположили, что, чем больше на веточке листьев, тем больше воды они испаряют. Опишите опыт, позволяющий проверить это предположение.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20

Прочитайте описание двух растений.

При весеннем посеве в первый год у моркови образуется розетка красивых рассеченных листьев и удлиненный корнеплод оранжевого цвета. Если морковь оставить в земле, то на следующий год на стеблях образуются цветки и семена, после чего растение погибает.

http://mmprod.ru/wp-content/uploads/poleznoe/poleznye-produkty/morkov/morkov.jpg                     https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/014f/0001d60e-fcf0b54b/hello_html_m25eda3dd.png

                        Морковь                                                     Репа

Репа -  двулетнее растение, которое в первый год образует шаровидный корнеплод желтого цвета. Листья у репы крупные, покрытые щетинками.                  

Сравните морковь и репу. В ответе укажите признаки, одинаковые для обоих растений, и признаки, по которым они отличаются друг от друга.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к заданиям

№ задания

Ответ

1

2

2

4

3

2

4

4

5

4

6

3

7

2

8

2

9

2

10

2

11

1

12

2

13

2

14

Трава (растение)

15

136

16

А1Б2В2Г2Д1

17

А-семена, Б-плоды

18

А4Б2В6


Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

19. Ученики 4 класса предположили, что, чем больше на веточке листьев, тем больше воды они испаряют.

Ответ.

Ход эксперимента следующий:

1) взять две одинаковые по объему емкости с водой;

2) налить на поверхность воды слой масла;

3) поставить в обе емкости веточки одного и того же растения, но с разным числом листьев. Наблюдать, в какой емкости вода испариться быстрее.

Максимальный балл за 3 перечисленных элемента ответа – 3 балла,

Ответ включает два из названных выше элементов ответа – 2 балла,

Ответ включает один из названных выше элементов ответа – 1 балл.

Неверный ответ – 0 баллов

20. Сравните морковь и репу. В ответе укажите признаки, одинаковые для обоих растений, и признаки, по которым они отличаются друг от друга.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Признаки сходства: наличие корнеплода, двулетние растения;

2) Признаки отличия: разный цвет корнеплода (у моркови оранжевый, у репы жёлтый), разной формы корнеплоды (удлиненный у моркови и шаровидный у репы), разные листья;

ИЛИ

1) Сходства: корнеплоды, двулетние;

2) Отличия: разный цвет и форма корнеплода, разные листья (рассеченные у моркови и крупные у репы)

 

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает одно сходство и два отличия или два сходства и одно отличие из названных выше сходств и отличие.

2

Ответ включает одно сходство и одно отличие и не содержит биологических ошибок.

1

Ответ включает только одно сходство или одно отличие

0

Максимальный балл

3



Предварительный просмотр:

                    Биология. 5 класс. Стартовая работа. Демонстрационный вариант

Стартовая диагностическая работа

по БИОЛОГИИ

5 класс

Вариант 2

Инструкция по выполнению работы

 

На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 20 заданий.

Ответы к заданиям 1–13 запишите в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы.

Ответы к заданиям 14–20 запишите в работе в отведённом для этого месте.

В случае записи неверного ответа на задание зачеркните его и запишите рядом новый.

При выполнении заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваше внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. В целях экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий.

 

Желаем успеха!


При выполнении заданий 1–13 в поле ответа запишите одну цифру, которая соответствует номеру правильного ответа.

1

Ученики 4-го класса проводили опыты по проращиванию семян тыквы. Они хотели выяснить, как влияет вода на прорастание семян. На два блюдца ребята положили одинаковое количество тыквенных семян. В одно блюдце они налили воду так, чтобы она прикрыла семена. Семена в другом блюдце оставили без воды. Оба блюдца поставили на подоконник и стали наблюдать за семенами. Каков результат опыта?

1) в обоих блюдцах семена проросли

2) в блюдце без воды семена не проросли

3) семена не проросли в обоих блюдцах

4) в блюдце с водой семена не проросли, а в другом блюдце − проросли

Ответ:

2

Ребята увидели на обочине дороги растение с розеткой листьев и мелкими белыми цветками. Какой книгой нужно воспользоваться, чтобы узнать название этого растения?

1) Красная Книга

2) Атлас-определитель растений

3) Биологический словарь

4) Справочник «Природные зоны»

Ответ:

 

3

Определи, какому дереву принадлежат листья и плоды на рисунке?

http://img-fotki.yandex.ru/get/6743/16969765.249/0_929a0_ecef0fe_M.png

1) рябина

2) боярышник

3) калина

4) вишня

Ответ:

4

На каком рисунке изображено ядовитое растение?

http://fotomagiks.ru/img-q5y5x5n4g4041436r4c4q2x5w5i5b4j4i4x5a4v2o4o4/tw_files2/urls_7/29/d-28332/28332_html_c2c6279.jpg           http://wiki.kutha.ru/images/f/f2/Ejevika.jpg 

   1)                                                             2)

http://www.henriettes-herb.com/files/styles/large/public/images/photos/a/ar/d04_2530_aronia-melanocarpa.jpg    http://old.panorama-mir.de/images/product_images/popup_images/k0316_3.jpg

3)                                                       4)

Ответ:

5

Перед вами список названий растений: морковь, ель, подорожник, крыжовник, клён, горох, яблоня. Сколько дикорастущих растений приведено в списке?

1) шесть

2) пять

3) четыре

4) три

Ответ:

6

Перед вами перечень названий разных животных: сова, морж, медведь, акула, лягушка.

К земноводным, которые обитают в воде и на суше, с голой кожей, откладывают икру, относится (относятся):

1) сова

2) морж и акула

3) медведь

4) лягушка

Ответ:

7

У крыжовника в середине лета появляются сочные ягоды с мелкими семенами. О каком процессе идет речь?

1) Дыхание

2) Рост

3) Плодоношение      

4) Размножение

Ответ:

8

На рисунках изображены зимующие и перелётная птицы. Какая из птиц является перелетной?

http://zoozel.ru/gallery/images/1848313_snegiri-v-polete.jpg http://animalsfoto.com/photo/b8/b8ea33522ada274e0f6ab75d7e7f1b36.jpg http://kak-do-ma.ru/img-q5y5x5n416b41454d4p4s28434n5k4d4o4z5n4o4h4p2x5p4/uploads/ex/0e61/0003a458-1f2f87b7/1/hello_html_726fe48.jpg http://warbler.ru/wp-content/uploads/2015/04/Parus-major-photo-gallery-2.jpg

1) снегирь

2) ласточка

3) дятел

4) синица

Ответ:

9

Орган, не относящийся к дыхательной системе человека:

1) бронхи

2) трахея

3) пищевод

4) легкие

Ответ:

На морозе врачи советуют дышать носом, а не ртом. Почему они дают такой совет?

1) При дыхании носом холодный воздух разделяется на кислород и углекислый газ

2) При дыхании носом холодный воздух дополнительно согревается и очищается

3) При дыхании носом в лёгкие можно набрать больше воздуха, чем при дыхании ртом

4) При дыхании носом в легкие попадает меньше пыли, чем при дыхании ртом

Ответ:

11

10

12

Заповедником называют участок земли, где

1) сажают редкие деревья и кустарники, нуждающиеся в охране

2) не только охраняются растения и животные, но и проводятся экскурсии

3) охраняются виды растений и животных, постепенно исчезающие с лица земли

4) вся природа, живая и неживая, находятся под строгой охраной

Ответ:

Жизнь бабочки начинается с яйца. Затем в своем развитии насекомое проходит ряд стадий: яйцо  гусеница  ?  взрослое насекомое. В схеме пропущена одна из стадий. Выбери пропущенное слово:

1) икринка

2) куколка

3) головастик

4) личинка

Ответ:

13

Определите, каким способом распространяются плоды и семена изображенных растений?

http://green.jofo.me/data/userfiles/5051/images/772577-31.1.jpg

1) Ветром по воздуху

2) Животными, цепляясь за шерсть

3) Переплывают по воде

4) Всеми перечисленными выше способами

Ответ:

14

При выполнении заданий 14–18 в поле ответа запишите слова или  перечень цифр.

На схеме ниже представлена пищевая цепь. Пищевая цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путем поедания одних организмов другими.

Дополните схему своим  примером: пшеница  мышь  змея  ?

Ответ: _______________________

15

Полярная сова – хищная птица. Какими признаками должна обладать хищная птица? Выбери три признака и запишите номера выбранных цифр:

1. У взрослых сов оперение белое с бурыми пятнышками, у птенцов оперение коричневое.

2. У птицы имеется крепкий крючкообразный клюв.

3. На пальцах у совы черные  загнутые когти.

4. Сова питается мышами и другими грызунами.

5. Глаза круглые, различных оттенков желтого цвета.

6. Голова шарообразная, с маленькими незаметными ушками.

Ответ:

16

Установите соответствие между растением и группами растений (растения суши, водные растения). Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

РАСТЕНИЕ

А) Кувшинка

Б) Камыш

В) Ландыш

Г) Малина

Д) Ольха

ГРУППА

1) Растения суши

2) Водные растения

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

А)

Б)

В)

Г)

Д)

17

Лечебные свойства липы с успехом применяются как в народной, так и в официальной медицине. Также липа среди лиственных пород ценится при изготовлении мебели. 

Запишите названия органов растения, которые используются в каждом случае.

http://www.aptekapulse.kz/upload/iblock/fb3/e85f9bbb_d131_11e2_98f6_4487fc832464_22022016.png       http://msk.1gs.ru/img/msk_b_352552.jpg

А._____________________________              Б.______________________________

18

Вставьте в текст «Позвоночные животные» пропущенные слова из предложенного списка.

 

ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Позвоночные — высокоорганизованные животные. Их головной мозг защищён __________(А). Рыбы обитают в водной среде, их органы дыхания __________(Б). Земноводные обитают как на суше, так и в водоёмах, поэтому дышат они и лёгкими и __________(В).

 

Список слов:

      1) плавники

2) позвоночник

3) жабры

4) глотка

5) кожа

6) череп

 Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

 

 

 

При выполнении заданий 18-20 сформулируйте ответ и  запишите в отведенное для него поле

19

Если бы ученики захотели выяснить, как влияет освещённость на прорастание семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Ответ:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20

Прочитай описание двух грибов.

Груздь настоящий. Этот гриб молочно-белого или слегка желтоватого цвета с завёрнутым внутрь опушенным краем. Если отломить кусочек гриба, то можно увидеть белый млечный сок. Грузди растут в лиственных и смешанных  лесах (березовых, сосново-березовых) и являются условно-съедобными грибами.

        http://naturalexpert.ru/wp-content/uploads/2015/08/gruzd280820151058.jpg            https://ds03.infourok.ru/uploads/ex/0fb4/0002461b-284310ae/hello_html_d5bd568.jpg

          Груздь настоящий                                                      Волнушка розовая

У волнушки розовой шляпка розовато-красного цвета с пушистым краем. Волнушка относится к грибам с млечным соком, на разломе можно наблюдать белый млечный сок. Растет этот гриб в березовых лесах и относится к условно-съедобным грибам.

Сравните груздь настоящий и волнушку розовую. В ответе укажите признаки, одинаковые для обоих грибов, и признаки, по которым они отличаются друг от друга.

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы к заданиям

№ задания

Ответ

1

2

2

2

3

1

4

1

5

4

6

4

7

3

8

2

9

3

10

2

11

4

12

2

13

1

14

Хищная птица

15

234

16

А2Б2В1Г1Д1

17

А-цветы, Б-ствол (стебель)

18

А6Б3В5


Критерии оценивания заданий с развёрнутым ответом

19. Если бы ученики захотели выяснить, как влияет освещённость на прорастание семян, с помощью какого эксперимента они могли бы это сделать? Опиши этот эксперимент.

Ответ.

Чтобы выяснить влияние света на прорастание семян, необходимо:

1) взять два блюдца с влажными салфетками, положить в блюдца одинаковое количество семян;

2) поставить одно блюдце на свету (на подоконнике или на столе), а второе блюдце поставить в темный шкаф;

3) наблюдать за прорастанием семян на свету (на столе или подоконнике) и в темноте (в шкафу).

Максимальный балл за 3 перечисленных элемента ответа – 3 балла,

Ответ включает два из названных выше элементов ответа – 2 балла,

Ответ включает один из названных выше элементов ответа – 1 балл.

Неверный ответ – 0 баллов

20. Сравните груздь настоящий и волнушку розовую. В ответе укажите признаки, одинаковые для обоих грибов, и признаки, по которым они отличаются друг от друга.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Признаки сходства: наличие млечного сока, опушенный край шляпки, условно-съедобные, растут в березовом лесу;

2) Признак отличия: разный цвет шляпки (груздь белый, волнушка розовая);

ИЛИ

1) Сходства: млечники, пушистый край шляпки, условно-съедобные, растут в березовом лесу;

2) Отличия: разный цвет шляпки

 

Правильный ответ включает все перечисленные элементы и не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает два или три из названных выше сходств и отличие.

2

Ответ включает одно сходство и одно отличие и не содержит биологических ошибок.

1

Ответ включает только одно сходство или одно отличие

0

Максимальный балл

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая работа по биологии 7 класс (в форме ГИА)

Диагностическая работа по биологии 7 класс (в форме ГИА)...

Стартовая диагностическая работа по музыке 5 класс ФГОС

Диагностическая работа проводилась с целью определения уровня подготовки обучающихся 5-х классов в рамках мониторинга достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы дл...

Стартовая диагностическая работа по экономике 5 класс ФГОС

Входная диагностическая работа проводилась с целью определения уровня знаний по экономике в рамках мониторинга стартовых результатов освоения основной образовательной программы для образовательных уч...

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АЛГЕБРЕ 10 КЛАСС

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АЛГЕБРЕ 10 КЛАСС...

Стартовая диагностическая работа по математике 5 класс. 2023-2024

Стартовая диагностическая работа по математике 5 класс. 2023-2024...

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ 5 КЛАСС. 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД (Бурмистровой Е.Ю.)

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ  5 КЛАСС. 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД...

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС. 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД (автор: Бурмистрова Е.Ю.)

СТАРТОВАЯ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА  ПО АЛГЕБРЕ. 10 КЛАСС. 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД (автор: Бурмистрова Е.Ю.)...