Открытое занятие "Наука биология. Природа и человек"
презентация к уроку по биологии (9 класс) на тему

Гичунц Аннушка

Данное открытое занятие является уроком обощения по теме "Основы селекции растений, животных, микроорганизмов".

Проводится в 9-х классах.

Цели и задачи, ход занятия, презентация и другая информация содержутся в прикрепленных файлах.

Основная информация приведена ниже.

Тема урока: Обобщение по теме «Основы селекции растений, животных, микроорганизмов».

Цель урока: применение полученных знаний по селекции растений и животных в решении практических задач

Задачи урока:

  • образовательная: формирование практических навыков на основе ранее полученных знаний для структуризации перехода от частного к общему и наоборот, видеть каждое звено изученной темы.
  • развивающая: продолжить развитие конструктивных умений, творческих способностей, воображения, культуры мышления, а также метапредметных умений – анализировать, сравнивать, проводить исследования с использованием раздаточного демонстрационного материала по биологии, обобщать и делать выводы. Развивать коммуникативные навыки при работе в группе. Способствовать развитию умений обобщать полученные знания, применять их для решения генетических задач, решения проблемных вопросов.
  • воспитательная: планировать учебное сотрудничество. Воспитание чувства ответственности каждого ученика за результаты своей работы и всей группы.
  • здоровьесберегающая: мотивация детей на изучение нового материала и повышение интереса к изучаемому материалу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: словесные (беседа), наглядные (презентация), проблемно-поисковые (работа с дополнительными источниками информации), методы контроля и самоконтроля (обратная связь), метод стимулирования, из нетрадиционных методов – метод творческого самовыражения. Данные методы также учитывают уровень познавательного интереса обучающихся.

Оборудование: компьютер, презентация, наборы муляжи фруктов и овощей, рисунки сортов растений и пород животных; задания для работы в парах и группе.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. Данные формы работы подобраны с учетом особенностей учащихся данного класса, специфики взаимоотношений между ними, уровня формирования их познавательного интереса.

Технологии обучения: личностно-ориентированные (в том числе дифференцированное обучение), ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.08 МБ
Файл Ход занятия27.89 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы селекции растений, животных, микроорганизмов Подготовила учитель биологии МОК им. Талалихина Гичунц А.А . г . Москва

Слайд 2

1 . Что называют селекцией ? Селекция — наука о методах создания новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками

Слайд 3

2 . Вследствие чего стало возможным создание новых пород животных и сортов культурных растений? Создание новых пород животных и сортов культурных растений стало возможным вследствие существования у диких видов комбинативной наследственной изменчивости как результата полового размножения и отбора, применяемого человеком

Слайд 4

3 . Как называют процесс превращения диких животных и растений в культурные ? Процесс превращения диких животных и растений в культурные называют одомашнивание

Слайд 5

4 . Как называют предполагаемые места одомашнивания животных ? Предполагаемые места одомашнивания животных называют центры доместикации

Слайд 6

5 . Назовите диких предков некоторых домашних животных Все породы кур происходят от дикой банкивской курицы, домашние утки – от дикой кряковой утки, породы кроликов – от дикого европейского кролика предки крупного рогатого скота – от двух видов диких туров, собаки – от волков

Слайд 8

Кто создал учение о центрах происхождения культурных растений? Перечислите их. Дата рождения: 13 (25) ноября 1887 Место рождения: Москва, Российская империя Дата смерти: 26 января 1943 (55 лет) Место смерти: Саратов, СССР (умер в саратовской тюрьме от истощения) В 1955 году посмертно реабилитирован Научная сфера: биология Место работы: ВАСХНИЛ, Всесоюзное географическое общество, Всесоюзный институт растениеводства, Институт генетики АН СССР Учёная степень: доктор биологических наук Учёное звание: профессор

Слайд 10

Что называют породой, сортом ? Порода, сорт - это искусственно созданная человеком популяция, характеризующаяся специфическим генофондом, наследственно закрепленными морфологическими и физиологическими признаками, определенным уровнем и характером продуктивности.

Слайд 11

Породы собак

Слайд 12

Сорта капусты

Слайд 13

Какие методы используют в селекции растений?

Слайд 14

Методы селекции растений гибридизация отбор подбор родительских пар (географически удаленные, генетически удаленные) близкородственная инцухт неродственная аутбридинг массовый индивидуальный Самоопыление у перекрестноопыляющихся путем искусственного воздействия для получения чистых линий Внутривидовое, межвидовое, межродовое скрещивание, ведущее к гетерозису Отбор единичных особей с нужными признаками у самоопыляющихся растений, выделяются чистые линии Отбор по фенотипу у группы особей, для перекрестноопыляющихся растений (многократно)

Слайд 15

Какие методы используют в селекции животных ?

Слайд 16

Методы селекции животных гибридизация отбор подбор родительских пар (по экстерьеру и хозяйственным признакам) близкородственная инбридинг неродственная аутбридинг индивидуальный Скрещивание внутри одной породы между близкими родственниками для сохранения качественно важных признаков. Может привести к вырождению породы Скрещивание отдаленных пород , отличающихся контрастными признаками, для получения гетерозиготных популяций и проявления гетерозиса. Потомство бесплодно Жесткий индивидуальный отбор по хозяйственно ценным признакам, выносливости, экстерьеру испытание родителей по потомству Наиболее точная оценка племенных качеств у производителей осуществляется по потомству

Слайд 17

Что такое микробиология?

Слайд 18

Микробиология (от греч. mikros — малый, bios —жизнь, logos — наука), наука о строении и жизнедеятельности мельчайших живых существ, называемых микроорганизмами. Микроорганизмы Бактерии Вирусы Грибы Простейшие Сине-зеленые водоросли Микроорганизмы – это группа прокариотических и эукариотических одноклеточных организмов, различаемых только под микроскопом. Кокки - возбудители бактериального менингита Герпес-вирус 6-го типа Дрожжеподобные грибы вида C.albicans Paramecium, род простейших одноклеточных Цианобактерии

Слайд 19

Что такое биотехнология ? Биотехнология - это технология получения из живых клеток или с их помощью необходимых человеку продуктов.

Слайд 20

Рефлексия Закончите любое из предложений: Сегодня я понял… Сегодня я научился… Сегодня я задумался… Больше всего мне понравилось… Самым интересным сегодня на уроке было… Самым сложным для меня сегодня было …

Слайд 21

Домашнее задание Одно из двух заданий на выбор Составить кроссворд по теме «Селекция» (не менее 10 слов) Сообщение на тему «Как стать селекционером?»



Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение по теме «Основы селекции растений, животных, микроорганизмов».

Цель урока: применение полученных знаний по селекции растений и животных в решении практических задач

Задачи урока:

  • образовательная: формирование практических навыков на основе ранее полученных знаний для структуризации перехода от частного к общему и наоборот, видеть каждое звено изученной темы.
  • развивающая: продолжить развитие конструктивных умений, творческих способностей, воображения, культуры мышления, а также метапредметных умений – анализировать, сравнивать, проводить исследования с использованием раздаточного демонстрационного материала по биологии, обобщать и делать выводы. Развивать коммуникативные навыки при работе в группе. Способствовать развитию умений обобщать полученные знания, применять их для решения генетических задач, решения проблемных вопросов.
  • воспитательная: планировать учебное сотрудничество. Воспитание чувства ответственности каждого ученика за результаты своей работы и всей группы.
  • здоровьесберегающая: мотивация детей на изучение нового материала и повышение интереса к изучаемому материалу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методы: словесные (беседа), наглядные (презентация), проблемно-поисковые (работа с дополнительными источниками информации), методы контроля и самоконтроля (обратная связь), метод стимулирования, из нетрадиционных методов – метод творческого самовыражения. Данные методы также учитывают уровень познавательного интереса обучающихся.

Оборудование: компьютер, презентация, наборы муляжи фруктов и овощей, рисунки сортов растений и пород животных; задания для работы в парах и группе.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная. Данные формы работы подобраны с учетом особенностей учащихся данного класса, специфики взаимоотношений между ними, уровня формирования их познавательного интереса.

Технологии обучения: личностно-ориентированные (в том числе дифференцированное обучение), ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления.


Этапы урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.

Организационный этап

слайд 1

Проверка готовности к уроку (1 мин)

Подготовка к уроку, организация рабочего места

2.

Подготовка к основному этапу урока (актуализация опорных знаний, мотивация учебной деятельности, постановка цели и задач урока)

Объясняет, как работать в тетради

Внимательно слушают учителя

слайд 2–7

Для актуализации опорных знаний организует индивидуальную работу учащихся, предлагает выполнить задание «Терминологическая разминка» (2 мин)

Выполняют задание в рабочих тетрадях

1. Что называют селекцией?

2. Вследствие чего стало возможным создание новых пород животных и сортов растений?

3. Как называют процесс превращения диких животных и растений в культурные?

4. Как называют предполагаемые места одомашнивания животных?

5. Назовите диких предков некоторых домашних животных?

Организует проверку правильности выполнения задания

Учащиеся проверяют правильность выполнения задания, ставят себе баллы за него

1. Селекция – наука о методах создания новых пород животных, сортов растений, штаммов микроорганизмов с нужными человеку признаками

2. Создание новых пород, сортов и штаммов стало возможным вследствие существования у диких видов комбинативной наследственной изменчивости как результата полового размножения и отбора, применяемого человеком

3. Процесс превращения диких видов в культурные называют одомашнивание

4. Предполагаемые места одомашнивания животных называют доместикации

5. Каждый сорт, каждая порода имеют особого дикого предка. Банкивская курица, кряковая утка, дикий европейский кролик, два вида диких туров, волк

Задает вопрос:

Какая наука объединяет все понятия, которые вы записали?

Отвечают:

Селекция

Мотивирует учебную деятельность учащихся:

Ребята, на протяжении нескольких уроков вы изучали тему «Селекция». Эта тема хоть и небольшая, но одна из сложных в курсе биологии, и задания по ней включены в ОГЭ и ЕГЭ. Сегодня заключительный урок по этой теме, на котором мы обобщим весь изученный материал

Сообщает тему урока:

Обобщение по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»

Записывают в тетрадь тему урока

Вовлекает учащихся в процесс постановки целей урока (3 мин)

Задает вопрос:

Как вы думаете, какие самые важные вопросы в этой теме, о которых мы сегодня еще раз поговорим?

Отвечают:

Что изучает селекция, как связана селекция с генетикой, какими методами пользуется эта наука, какие особенности селекции растений, животных, микроорганизмов

Подводит итог:

Итак, цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Селекция растений, животных, микроорганизмов»

3.

Обобщение и систематизация знаний

Организует:

слайд 9–19

1. Продолжение повторения изученного материала по слайдам

Внимательно слушают учителя

2. Работу в парах по тестам (за каждый правильный ответ – 1 балл) (10 мин)

Отмечают верные ответы

3. Работу в группах с текстом (20 мин)

Внимательно читают текст, составляют 2–5 вопросов и задают другим участникам группы, далее отвечают на их вопросы

см. приложение А

4.

Контроль и самопроверка знаний

Решение генетических задач по теме «Селекция» (5–6 мин)

По вариантам выполняют предложенное задание

I вариант

У кур ген F определяет белую окраску оперения, а ген f – красную. На экспериментальной ферме есть две породы кур – порода леггорн с белой окраской и порода ньюгемпшир красной окраски. Скрестили кур этих пород. Гибридные куры F1 все оказались белыми. При скрещивании гибридов F1 между собой получили белых и красных кур. Составьте схему скрещивания и определите:

1.        Тип скрещивания.

2.        Ген доминантной и рецессивной окраски оперения

3.        Генотипы исходных родительских форм.

4.        Генотипы гибридов F1.

5.        Генотипы гибридов F2.

6.        Сколько разных генотипов в F2?

II вариант

У гусениц тутового шелкопряда ген А определяет полосатую окраску, а ген а – одноцветную. На экспериментальной ферме порода тутового шелкопряда с полосатыми гусеницами скрещена с породой одноцветных гусениц. Гибридные гусеницы F1 все оказались полосатыми. При скрещивании гибридов F1 между собой в F2 наблюдалось расщепление по окраске Составьте схему скрещивания и определите:

1.        Тип скрещивания.

2.        Ген доминантной и рецессивной окраски гусениц.

3.        Генотипы исходных родительских форм.

4.        Генотипы гибридов F1.

5.        Генотипы гибридов F2.

6.        Сколько разных генотипов в F2?

Критерии оценивания

•        На «3» – пункт 1, 2, 3

•        На «4» – пункт 1, 2, 3, 4,

•        На «5» –  задача решена полностью

5.

Подведение итогов урока, рефлексия

Определение степени соответствия поставленных задач урока и результатов деятельности. Просит внимательно про себя прочитать еще раз цель и задачи урока, определить, достигнуты они или нет

Выполняют задание устно. Сдают тетради

слайд 20

Рефлексия. Просит выяснить для себя самые трудные моменты урока, самые интересные, что понравилось из предложенных заданий

6.

Домашнее задание

слайд 21

Озвучивает два задания на выбор

1. Составить кроссворд по теме «Селекция» (не менее 10 слов)

2. Сообщение на тему «Как стать селекционером?»

Записывают домашнее задание в дневник


Приложение А

Текст 1

Методы селекции микроорганизмов

Продуктивность диких форм бактерий невысокая, поэтому человек совершенствует и выводит новые штаммы.

В селекции микроорганизмов применяют традиционные и новейшие методы. К традиционным методам относят экспериментальный мутагенез и отбор по продуктивности. Экспериментальный мутагенез - это воздействие на организм различных мутагенов с целью получения мутации. Этот метод имеет свои особенности при селекции бактерий:

– у селекционера имеется неограниченное количество материала для работы: за считанные дни в чашках Петри или пробирках на питательных средах можно вырастить бактерий

– значительно меньшее количество генов, их генетическая регуляция более простая, взаимодействия генов просты или отсутствуют миллиарды клеток;

– более эффективное использование мутационного процесса, поскольку геном микроорганизмов гаплоидный, что позволяет выявить любые мутации уже в первом поколении;

– простота генетической организации

Но возможности традиционной селекции ограничены. Успехи же таких наук как молекулярная биология и генетика в изучении микроорганизмов, а также возрастающие потребности практического использования микробных продуктов привели к созданию новейших методов целенаправленного и контролируемого получения микроорганизмов с заданными свойствами.

К новейшим методам селекции относят генную инженерию. В генной инженерии используют два способа:

– выделение нужного гена из генома одного организма и внедрение его в геном бактерий;

– синтез искусственным путем гена и внедрение его в геном бактерий.


Продолжение приложения А

Текст 2

Генная инженерия

Генная инженерия основана на выделении нужного гена из генома одного организма и введении его в геном другого организма. «Вырезание» генов проводят с помощью специальных «генетических ножниц», ферментов – рестриктаз, затем ген «вшивают» в вектор (носитель) – плазмиду, с помощью которой ген вводится в бактерию. «Вшивание» осуществляется с помощью других ферментов – лигаз. Кроме того, вектор должен содержать маркерные гены, которые позволяют отличить эту клетку от исходных клеток.

Достижения генной инженерии.

С помощью генной инженерии получают соматотропин – гормон роста, гормон инсулин человеческий, которые раньше получали из поджелудочных желез убитых коров, свиней, белок интерферон, который помогает справиться со многими вирусными инфекциями.

В картофель был имплантирован ген бактерии, которая вырабатывала яд, смертельный для колорадского жука – молодые побеги, не успев вылезть из земли, сами начинают бороться с вредителями.

Томатное пюре – первый генетически модифицированный пищевой продукт, появившийся в Европе в продаже (в 1996 году).


Продолжение приложения А

Текст 3

Применение микроорганизмов

Область использования микроорганизмов очень широка: в пищевой промышленности- в хлебопечении, при получении кисломолочных продуктов, в виноделии, пивоварении; в химической промышленности- при получении спирта, органических кислот, аминокислот, в медицине – при получении витаминов, антибиотиков и других лекарственных препаратов; в сельском хозяйстве.

Исключительное значение для здоровья человека имеют антибиотики. Это особые вещества - продукты жизнедеятельности некоторых микробов и грибов, убивающие болезнетворных микробов и вирусов.

Фитонциды выделены из сока лука, чеснока, листьев эвкалипта и лишайника, травы зверобоя. Обнаружены они также в соке хрена, редиса, алоэ и других растений. Применение фитонцидов в медицинской практике ограничено, так как не удается получить хорошо очищенные, стойкие и малотоксичные препараты.

Одним из первых антибиотиков полученном на основе микроорганизма- гриба пеницилла, является пенициллин.

Антибиотики помогут человечеству решить глобальные проблемы - обеспечение населения продуктами питания, охрана окружающей среды от загрязнения. Возможно микробы наша последняя надежда на выживание.

Возможно в дальнейшем бактерии будут производить не только антибиотики, но и гормоны и ферменты.


Продолжение приложения А

Текст 4

Украинская степная белая порода свиней: преимущества и недостатки

Одним из главных условий успешного разведения и выращивания свиней является использование наиболее продуктивных пород. Одним из самых удачных примеров является украинская степная белая порода свиней, появившаяся сравнительно недавно.

Первые представители нового вида были выведены академиком М. Ф. Ивановым в совхозе Аскания-Нова в южной части Украины в 1928-34 г. г. Целью работ по селекции было получение новой породы свиней, имеющей высокую продуктивность, а также максимальные адаптационные свойства в отношении климата, кормовой базы, условий содержания.

В своей работе М. Ф. Иванов использовал маток местной южноукраинской породы для скрещивания с хряками крупной белой свиньи. В результате проведенной работы академик выработал эффективную методику, благодаря которой возможно получение новых пород с закрепленными качествами продуктивности:

Выведение достаточного количества молодняка от местных маток и лучших помесных маток первого поколения с хряками культурной породы;

Строгая выбраковка животных без нужных качеств при отборе для следующего этапа;

Скрещивание внутри породы для закрепления полученных свойств и последующая строгая выбраковка;

Следующий этап – скрещивание лучших представителей, полученных на втором этапе и отобранных из неродственных групп;

Выбор для закрепления лучших качеств представителей с наиболее ярко выраженными признаками;

Использование для выращиваемого молодняка кормов, полноценных по содержанию необходимых веществ и типичных для данной климатической зоны.

Главными принципами стали жесткий отбор животных, хорошие условия содержания и кормления, правильный выбор исходных особей и родственное скрещивание.

Описание

Украинская степная белая свинья вобрала в себя лучшие качества крупной белой породы и одновременно показала исключительную устойчивость к местным климатическим условиям, что явилось результатом наследия южноукраинской породы.

 Отличительная черта украинской белой степной породы – спокойный и дружелюбный нрав, а также отличная приспосабливаемость к местным перепадам температуры в зимний и летний периоды. Украинская белая степная свинья относится к породам универсального, или мясосального, типа. При соблюдении технологий выращивания шпик не превышает толщины 3 см, а подсвинки уже в 6-6,5 месяцев достигают веса 100 кг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Разработка урока биологии 7 класс по теме "Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека"

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека». Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и ...

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

Цель урока:формирование основных представлений о процессах загрязнения атмосферы, их последствиях и мерах по уменьшению антропогенного воздействия на атмосферу,развитие чувства сопричастности к природ...

Открытое занятие "Наука биология. Природа и человек"

Данное открытое занятие является комбинированным уроком по теме "Зрительный анализатор. Строение глаза".Проводится в 8-х классах.Цели и задачи, ход занятия, презентация и другая информация с...

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека»....

Разработка урока биологии в 7 классе по теме: «Многообразие кишечнополостных, значение в природе, жизни человека».

Цель: изучить многообразие кишечнополостных животных, показать их роль в природе и жизни человека. Задачи урока:- образовательные:  дать знания о многообразии кишечнополостных; рассмотреть к...