Школа Юного экскурсовода
рабочая программа по биологии (6, 7, 8, 9, 10 класс) на тему

Уваровская Галина Федоровна

Школа юных экскурсоводов – это школа для учащихся 6-10 классов, проявляющих интерес к окружающему миру, природе родного края, желающих информировать местное население и приезжающих туристов об особо охраняемых природных территориях Приморского края, умеющих показать красоту уникальной природы юга Приморского края, культуру общения человека с природой.

              . В целях воспитания молодого поколения  очень важно приобщить их  к природоохранной работе на своей малой Родине. Активизировать работу школьников  по изучению биологического разнообразия природы Приморского края, особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkola_yunogo_ekskursovod.docx37.92 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная  школа №1»  пгт Славянка Хасанский муниципальный район Приморского края

Рабочая программа курса

Школа юного экскурсовода

Данные об авторе

Автор: Уваровская Галина Федоровна

Место работы, должность:

МБОУ СОШ №1 пгт Славянка Хасанский район, учитель биологии

высшая квалификационная категория

Регион: Приморский край

                                                    2018 г

Характеристики ресурса

Уровни образования: основное общее образование

Среднее (полное) общее образование

Дополнительное образование детей

Классы: 6, 7, 8, 9, 10 класс

Предмет (ы): биология, экология, география, внеклассная работа

Целевая аудитория: учитель (преподаватель), педагог дополнительного образования

Тип ресурса: образовательная программа

Краткое описание ресурса:

Школа юных экскурсоводов – это школа для учащихся 6-10 классов, проявляющих интерес к окружающему миру, природе родного края, желающих информировать местное население и приезжающих туристов об особо охраняемых природных территориях Приморского края, умеющих показать красоту уникальной природы юга Приморского края, культуру общения человека с природой.

               

                         

1.        Пояснительная записка

В связи с созданием на территории Хасанского района национального парка "Земля леопарда "  5 апреля 2012 года и, возросшим потоком туристов,  приезжающих в Приморский край,  Хасанский район для отдыха в чистых и теплых бухтах акватории залива Петра Великого, важное  значение приобретает проблема сохранения природы и окружающей среды, а также проблема культурного отдыха туристов. В целях воспитания молодого поколения  очень важно приобщить их  к природоохранной работе на своей малой Родине. Активизировать работу школьников  по изучению биологического разнообразия природы Приморского края, особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

    Таких программ по организации деятельности школьников в этом направлении недостаточно. Эта программа создана с целью приобщения подрастающего поколения к природоохранной работе на малой Родине.

Программа создана на основе программы туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество", разработанной Центром детско-юношеского туризма Минобразования РФ.                                              

Программа создана для того, чтобы обеспечить экологическое и культурно-ценностное становление человека, подрастающего поколения, познакомить школьников  с красотой и уникальностью окружающей природы Приморского края, привить любовь к родному краю, Родине.                                                                                        

            Занятия и экскурсии  дают широкие возможности для воспитания  восприятия детьми красоты окружающей среды, экологической культуры. При помощи экскурсий можно научить детей видеть необычное в самых обычных и знакомых объектах природы, не только слушать, но и слышать окружающий мир ребенка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
              Программа составлена   для детей  среднего и старшего школьного звена (12-17 лет )  Хасанского района Приморского края, которые хотели бы лучше узнать природу района, особо охраняемые природные территории , находящиеся  в Приморском крае, а также получить  первичные навыки экскурсоводов, которые могли бы пригодиться им в выборе профессии.

            В программу включены занятия практической направленности: изучение объектов природы непосредственно на территории заповедника "Кедровая падь ", национального парка "Земля Леопарда", созданного 5 апреля 2012 года. Таким образом, школьники приобщаются к экскурсионной работе, проектной деятельности. У школьников есть возможность получить навыки работы экскурсовода и развить их в процессе изучения и представления новых объектов экологического туризма для туристов, отдыхающих в Приморском крае. Проведение экскурсий способствует развитию творческих и коммуникативных навыков.

           Участие в различных мастер-классах, конкурсах, фестивалях и праздниках пропагандирующих  сохранение таких редких животных, как Дальневосточный леопард, амурский тигр, гималайский медведь и других, формирует активную жизненную позицию у школьников и способствует освоению такой увлекательной профессии как экскурсовод.

              После окончания Школы юных экскурсоводов учащиеся могут применять полученные знания , умения и навыки   в своей дальнейшей , выбранной профессии экскурсовода, могут проводить пропаганду экскурсионных возможностей своего района и края, продолжить исследовательскую работу в области экологии и биологии, путем написания и составления различных новых проектов экологического маршрута для туристов на "Земле Леопарда".    

                     Программа предусматривает теоретические и практические занятия, которые имеют проблемный, частично-поисковый характер, что способствует активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей учащихся.

             Изучение курса "Школа юного экскурсовода " связано прежде всего с такими дисциплинами как:  биология, экология, география, литература, психология и другие.

            "Школа юного экскурсовода" начинает свою деятельность  с 2018 года на базе МБОУ СОШ №1 п. Славянка Хасанского муниципального района Приморского края.

               Школа открывается при содействии  Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы WWF.                                                                                                                            Ученики школы - активисты экологических акций и конкурсов, проводимых такими международными природоохранными организациями как Амурский филиал  WWF,  «Центр Амурский тигр» и другими. Учащиеся 6, 7, 8, 9, 10 классов.

             Начало реализации программы – сентябрь 2018 года.

   Программа обучения рассчитана на 2 года. Школа экскурсоводов в Хасанском районе имеет перспективу развития, т.к. в район приезжает много туристов.

Обучение  предполагает  дневное время после окончания уроков в общеобразовательной школе. Практические занятия организуются во внеурочное время и во время каникул                           (осенние, зимние, весенние, летние).

       Занятия в Школе будут вести педагоги МБОУ СОШ №1 пгт  Славянка, с приглашением сотрудников Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы WWF национального парка "Земля Леопарда ", «Морского заповедника»,  педагоги дополнительного образования, природоохранных организаций находящихся на территории Хасанского района.

      В начале обучения учащиеся получают Удостоверение участника" Школы Юных экскурсоводов", а по окончании занятий по Программе - Свидетельство об окончании обучения.

                                2. Цели и задачи программы

       Цель: экологическое воспитание школьников на основе приобщения к природоохранной работе, формирование у учащихся эстетически правильного отношения к природе, умение увидеть уникальный природный объект и показать его в форме, интересной для окружающих, создание условий, способствующих привитию экологической культуры учащимся средствами экскурсионной работы.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с источниками информации о природе Приморского края, его экологическими проблемами, историей создания ООПТ на территории Приморского края.

2. Развивать активную речь, биолого-экологический язык учащихся  за счет формирования у детей определенного объема информации о природных объектах, их биологических и экологических особенностях, а также за счет эстетического  восприятия теоретического и экскурсионного материала.

3. Научить школьников приемам и навыкам биологической  исследовательской работы, деятельности в качестве  экскурсовода.

4. Воспитывать экологическую культуру, творческую инициативу, самостоятельность.

                3. Принципы функционирования программы

1.Принцип  творческо - практической деятельности  – вариативность в рамках  ФГОС .

2. Принцип экологической целесообразности  – ориентация на нравственные, культурные и духовные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое  значение.

3. Принцип коллективности – воспитание у детей социально-значимых качеств, развитие коммуникабельной  и социально адаптированной личности.

4. Принцип продуктивности – в процессе взаимоотношений дети и взрослые  производят совместный продукт. При этом учитываются достижения самого ученика с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

                                             

                                4. Формы обучения

             - лекции, слайд - презентации

            - встречи с интересными людьми

            - видео-уроки, работа с литературой, картами

           - составление тематических экскурсий , защита экскурсий

           - экскурсии в ООПТ  Хасанского района Приморского края

                                           5. Методы обучения

           - Словесный метод – передача необходимой для дальнейшего обучения  информации

         - Наглядный метод -  просмотр научных изданий, книг, фотографий природных объектов,  буклетов экскурсий, карт местности особо охраняемых природных территорий,

         - Поисковый метод – сбор информации по заданной теме

        - Исследовательский метод – изучение природных объектов, их особенностей для развития мыслительной , интеллектуально-познавательной деятельности учащихся

                                         6. Средства обучения

          Научный и практический опыт образовательных учреждений, природоохранных учреждений. Оборудованный кабинет по предмету, согласно  САНПИНу, проектор мультимедиа, экран, колонки, классная доска.

                                             7. Практические задания

   В ходе обучения предполагается выполнение учащимися самостоятельных практических заданий

    - Творческие работы: проекты экологических маршрутов для туристов, презентации выбранной темы, буклеты    экскурсионных маршрутов, ролики

    - Рассказы, сочинения, стихотворения, сказки

    - Экологические игры, ролевые  игры, театрализованные представления.  Анкетирование местного населения и приезжих туристов с целью восстребованностью экскурсий по району.

                                       8. Приемы обучения

   - создание эмоционально-доброжелательного комфорта

   -  создание ситуации успеха

   - занимательность и новизна

    - алгоритм действий

    - динамизм, чередование труда и отдыха

    - посильные задания учащимся

   - индивидуальная помощь

                                         9. Ожидаемые результаты

    - Предполагается, что учащиеся на занятиях узнают и поймут такие понятия,  как экскурсия, экскурсовод, природный объект, редкие и исчезающие виды растений и животных, особо охраняемые природные территории и др.

  -  У школьников разовьется наблюдательность , активная речь, внимание и восприятие природы, разные формы мышления

  - Сформируется широкий кругозор

 - У школьников сформируется умение правильно и красиво подать информацию, умение "презентовать " себя.

Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного туристам, посетителям природных объектов национального парка "Земля Леопарда".

В результате совместного творчества предполагается создание коллективного продукта –  " Буклеты экскурсий" в Хасанском районе, отражающей наиболее интересные природные объекты и экскурсии. По возможности выдать слушателям школы удостоверения экскурсовода.

10. Содержание курса                                                                                                                                  Раздел 1. Введение(2 часа)                                                                                                                                                          Цели и задачи кружка «Юный экскурсовод» Методика проведения экскурсии: методика показа и методика рассказа. Система задач и требований . Экскурсия по красочным природным местам.  

                                                                                                                                                                    Раздел 2. Методика экскурсоведения (8 часов)                                                                                                                                                                 Особенности классификации методических приёмов. Методические приёмы показа, осмотра, воссоздания . Типы и виды музеев. Школьные музеи, их профили и задачи.

                                                                                                                                                                  Раздел 3. Экскурсия - одна из основных форм работы в природе (4 часа).                          Знакомство с теоретическими понятиями: «музей», «экспонат», «экспозиция», «экскурсовод», «архив», «фонд».                                                                                                                   Цель экскурсии и знакомство с работой экскурсовода. Виды экскурсий: обзорная , тематическая , игровая. Составление текста и маршрута экскурсии.

                                                                                                                                                                        Раздел 4.Фонды  (9 часов ) История названий экскурсионных объектов. Разработка туристических объектов.  

     Раздел 5. Сбор материала для ведения экскурсий (8 часов).                                                                        Где и как собирать материалы для ведения экскурсий. Библиография. Как работать с газетами, журналами, книгами, справочниками, интернет -ресурсами. Художественная мемуарная, справочная литература. Как записывать воспоминания. Краткая летопись основных событий.                                                                                                                                 Раздел 6. Требования к экскурсоводу (2 час).                                                                                                 Имидж экскурсовода, этикет, умение вести беседу, одежда. Искусство принимать гостей. Речь экскурсовода. Чтение прозы, стихов. Анализ моей речи и речи моих друзей (диалект, жаргонизмы). Рассказ экскурсовода. Что такое ораторское искусство. Практикум (упражнения на дыхание, скороговорки).  

                                                                                                                                                                  Раздел 7. Основные требования к экскурсии (3).                                                              Связь темы экскурсии с экспозицией. Последовательность построения экскурсии. Подготовка текста экскурсии. Оформление текста экскурсии. Содержание экскурсии, природные объекты. Отработка и сдача экскурсии по часам. Показ и анализ туристических объектов. Отработка и сдача тематической экскурсию Отработка и сдача обзорной экскурсии. Обсуждение и анализ проведённых экскурсий. Как подготовить доклад, выступление. Как подготовить презентацию. Практикум « Экскурсии в природу».

 Первый год обучения

Тема

Содержание

Практические задания

1,2

Вводное занятие

 2 часа

Цели и задачи «Школы юных экскурсоводов». Методика проведения экскурсии.

Цель экскурсий. Знакомство с работой экскурсовода.

3,4

Виды экскурсий. Культура речи экскурсовода

Виды экскурсий: обзорная, тематическая, музейная. Знакомство с основными понятиями: "экскурсовод", "объект экологической экскурсии",  "экологическая тропа", "музей" и др.

Культура речи экскурсовода. Эмоциональная подача материала.

1. Подготовить презентацию о музеях природы (ДВО РАН), Музей им. Арсеньева

5,6

Знакомство с музеем.

2 часа

Экскурсия в районный краеведческий музей п. Славянка. Знакомство с природными экспонатами и умением подать материал в интересной форме                                      ( представитель музея )

Экскурсия в районный краеведческий музей п. Славянка.

7,8, 9,10

Природно-климатические условия и природа Приморья

4 часа

Рельеф местности. Реки, озера, побережье Японского моря; их обитатели. Фауна и флора Приморского края, их особенности.

1.Презентация "Флора приморья"

2. Презентация "Фауна Приморья"

11,12

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) Приморского края, Хасанского района.

4 часа

Виды ООПТ на территории Приморского края.  ООПТ Хасанского района. История создания заповедников, заказников, национального парка "Земля леопарда". Наиболее значимые природные экскурсионные объекты Хасанского района

1.Презентация заповедника "Кедровая падь"

2.Презентация нац. парка "Земля леопарда "

3. Презентации  ООПТ

13,14,

15,16

Растения Красной книги, редкие и исчезающие виды Приморского края, Хасанского района

4 часа

Что такое "Красная книга", что в ней отражено. Растения , занесенные в Красную книгу. Редкие и исчезающие виды растений Приморского края

1.Презентация растений Красной книги ПК

17,18

19,20

21,22

Животные Красной книги, редкие и исчезающие виды Приморского края, Хасанского района

6 час

Красная книга животного мира Приморского края. Редкие и исчезающие животные Приморского края

Презентация

23

Грибы Красной книги, редкие и исчезающие виды ПК

1 час

Ознакомление с видами грибов на территории ПК, Хасанского района. Грибы Красной книги

Презентация

24,25

Интересные природные объекты живой и неживой природы Хасанского р-на

2 часа

Дискуссия, круглый стол «Интересные природные объекты живой и неживой природы»

Создание кластера природных объектов

26,27

Как создавать туристические маршруты по поселку, району

2 часа

Ознакомление с требованиями к туристическим маршрутам Культура речи экскурсовода. Эмоциональная подача материала.

Работа уч-ся в группах

28,29

Практическое занятие

2 час

Речь  юного экскурсовода. Как в интересной форме подать материал

Работа в парах

30,31

Разработка  туристических маршрутов слушателями

2 часа

Работа в группах по разработке туристических  маршрутов

Создание схем тур. маршрутов

32,33

Экскурсия по выбранным маршрутам                       2 часа

Корректировка материала на местности.  Выбор информационных станций на местности.

Работа в группах, практическая работа

34

Обобщение знаний

Защита разработанных туристических маршрутов

Торжественное вручение свидетельств Юного экскурсовода

Работа в группах

                                                   Ресурсы

1. Арсеньев В.К. По Уссурийскому краю, г. Владивосток, 1986 г.

2. Берсенев Ю.И. Особо охраняемые природные территории Приморского края, г. Владивосток, 1997г.

3. Животченко В.И., Шалдыбин С.Л., Олигер Т.И., Лазовский заповедник, Москва, ВО Агропромиздат, 1989 г.

4. Г.А Какорина, Е.В. Меделян. Экология. Региональный компонент, Владивосток, Издательство ПИППКРО, 2007 г.  

4.Пришвин М. Женьшень, г. Владивосток, 1991 г.

5.Христофорова Н.К. Экологические проблемы региона. Дальний Восток – Приморье, г. Владивосток-Биробиджан, 2005 г.

6.  Под ред. Врища Э.А. Уроки леопардоведения,  г. Владивосток, 2009 г

7. Под ред. Меделян Е.В., Тигр амурский и биоразнообразие Уссурийской тайги, г. Владивосток, 2010 г.

8. Е.В. Меделян, Г.А. Какорина, Экологические исследования и проекты школьников на особо охраняемых природных территориях Приморского края, г.Владивосток, 2015 г.

8. Международный фонд защиты животных, г. Москва, 2014 г.

9.Красная книга Приморского края. Животные, г. Владивосток, 2005г.

10.Красная книга Приморского края. Растения, г. Владивосток, 2005 г.

11. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."

Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал  о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"

Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение  мотивации к изучению английского языка и обретение...

Школа юного экскурсовода.

Программа элективного курса....

Программа кружка "Юный экскурсовод"

Программа  «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родн...

отчет о 1 окружном конкурсе юных экскурсоводов ювао

С целью активизации освоения подрастающим поколением москвичей историко-культурного пространства родного города 15 апреля  2014  года во Дворце царя Алексея Михайловича МГОМЗ «Коломенское» с...

ПРОЕКТ «ШКОЛА ЮНОГО ЭКСКУРСОВОДА» - 6 класс

Предлагаемый проект по внеурочной деятельности «Школа юного экскурсовода» предназначен для обучения учащихся английскому языку в 6 классе в объеме 17 часов.Предлагаемый курс выводит учащихся за рамки ...

Перспективная программа деятельности кружка « Школа юного экскурсовода » ( возрастная группа – 12-17 лет)

В процессе знакомства с народной культурой в среднем школьном возрасте начинается формирование национальных чувств, уважительного отношения к традициям и истории родного края. Цель программы: про...