Школа юного экскурсовода.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Пирожкова Наталья Юрьевна

Программа элективного курса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Методическое обеспечение программы

Карточка (паспорт) на объект. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

        В карточку вносятся следующие данные:

  1.  Наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым объект известен в народе;
  2. Историческое событие, с которым связан  объект, дата события;
  3. Местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории  расположен (город, посёлок, промышленное предприятие);
  4. Описание объекта (подъезд к нему, автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
  5. Источник сведений о памятнике (литература, архивные данные, устные предания, основные печатные работы, места хранения неопубликованных работ)
  6. Сохранность объекта (состояние объекта и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации)
  7. Охрана объекта
  8. В каких экскурсиях объект используется
  9.  Дата составления карточки

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его прежний и современный виды.

Методическая разработка.

Оформляется следующим образом:

        - на титульном листе располагаются данные: наименование экскурсионного учреждения, название темы экскурсии. Вид экскурсии, протяжённость маршрута, продолжительность в академических часах, состав экскурсантов, фамилии и должности составителей, дата утверждения экскурсии руководителем экскурсионного учреждения.

        - на следующей странице излагаются цель и задачи экскурсии. Схема маршрута с указанием объектов и остановок во время экскурсии.

        Методическая разработка состоит из трёх разделов: вступление, основная часть, заключение. Вступление и заключение не связаны с экскурсионными объектами и располагаются в карте до и после графически оформленной основной части экскурсии. В них даются лаконичные указания о том, что обязательно должен сообщить экскурсовод группе о самой экскурсии, чтобы привлечь внимание её участников к объектам показа и содержанию экскурсионного рассказа.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Основанием для разработки данной  программы послужил тот факт, что в рамках урочной деятельности уделяется мало внимания методике получения навыков учебно-исследовательской работы, развитию умений и навыков публичных выступлений, этике общения с группами людей разных возрастов. Это особенно актуально для учащихся нашей школы, изучающих углубленно предметы гуманитарного цикла, ориентированных  на получение в будущем профессии творческого характера.

Для решения данной проблемы программа предлагает использовать особенности профессии экскурсовода, требующие умений и навыков как научно-исследовательской, так и просветительской деятельности. Основой для реализации программы будет территория г.Перми.

Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг изучения краеведческих тем, предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода.

Программа «Школа юного экскурсовода» - это годовой курс, рассчитанный на учащихся 5-6 классов.

Курс построен с учётом следующих концептуальных идей:

  • развитие личности ребёнка;
  • формирование его интеллекта и общей культуры;
  • получение им углублённых знаний по истории и культуре края;
  • формирование у него навыков учебно-исследовательской деятельности;
  • его профессиональное самоопределение.

Данная программа решает следующие задачи

  1. Воспитание гражданских чувств и прежде всего любви к родному краю. Она реализуется через процесс изучения и пропаганды памятников истории и культуры родного края, биографии и творчества замечательных земляков.
  2. Развитие творческих способностей через систему самостоятельных исследований ещё не освещенных краеведами тем.

Образовательный процесс строится на основе дифференцированного обучения и учёта индивидуальных возможностей каждого обучающегося.

Цикл занятий включает освоение общих сведений,связанных с профессией экскурсовода, овладение навыками составления экскурсии, а также навыков выразительной речи .

Итогом занятий является защита проекта «Моя экскурсия».

Результаты занятий:  

Обучающиеся должны знать:

  • требования к экскурсоводу, значение термина «краеведение», литературу о крае;
  • требования к экскурсии;
  • этапы ее проектирования

Уметь:

•        проектировать небольшую экскурсию (на материале  достопримечательностей города)



Предварительный просмотр:

Содержание программы

Создание экскурсии – сложный процесс, требующий от организаторов  экскурсионного дела больших творческих усилий. Процесс подготовки новой экскурсии включает в себя определение темы, постановку цели, задач экскурсии, изучение и отбор экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, изучение литературных источников по теме экскурсии, консультации у специалистов, написание контрольного текста экскурсии, комплектование «портфеля экскурсовода», проведения экскурсии.

        В основу любой подготовки экскурсии должны быть положены главные принципы и требования педагогической науки: взаимосвязь обучения и воспитания, учёт логики предмета, последовательность и систематичность, ясность и доступность изложения, наглядность, эмоциональность, учёт возрастных особенностей экскурсантов.

В разработке новой экскурсионной темы обычно участвует творческая группа в количестве 5-6 человек, роль руководителя на себя берет учитель .

Обязанности в процессе подготовки экскурсии целесообразно распределить в соответствии с определёнными «подтемами». При выборе и распределении «подтем» необходимо учитывать интересы и профессиональную подготовку каждого члена творческой группы.

Собранный по «подтемам» материал объединяется и редактируется.

Выделяются следующие этапы проектирования экскурсии:

1 этап: Определение цели и задач экскурсии.

Определение цели экскурсии помогает авторам более организованно и точно вести работу по сбору и редактированию материала. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры, другие объекты.

При разработке и проведении экскурсий можно поставить следующие цели:

- воспитание патриотизма

- интернациональное воспитание

- трудовое воспитание

- эстетическое воспитание

- экологическое воспитание

- знакомство с достижениями в области экономики

- показ исторической роли объекта (города, региона)

- знакомство с творчеством выдающихся деятелей искусства (скульпторов, художников и др.)

- воспитание любви и уважения к родному краю, родине

- расширение кругозора

- получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры.

2 этап: Выбор темы экскурсии

Каждая экскурсия имеет свою определённую тему, в рамках которой строится показ и рассказ. Она является критерием для отбора экскурсионных объектов, определяет содержание рассказа экскурсовода, особенно при показе многоплановых объектов, которые имеют обширную информацию и могут включаться в несколько различных экскурсий.

Темами экскурсий могут быть:

-  архитектура старого города

-  творчество деятелей искусства и культуры, науки, живших в этом городе

- история одной из значимых улиц города, показанная через архитектурные памятники

- уникальная природа и памятники природы

        - современные достижения науки и техники

-  и многое  другое

3 этап: Отбор литературы и составление библиографии.

В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, публикаций в средствах массовой информации, которые раскрывают тему.

Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, отобрать необходимый теоретический и фактический материал по теме. Список литературы должен быть конкретным (автор, название, год издания, главы, разделы, страницы),  в нескольких экземплярах для удобства в работе экскурсоводов.

4 этап: Определение других источников материала

Дополнительными источниками материала при разработке новой темы экскурсии можно использовать:

- хроникально-документальные и научно-популярные фильмы

При этом разработчикам экскурсии необходимо учесть, что все материалы, факты и сведения должны быть достоверными и тщательно проверенными.

5 этап: Отбор и изучение экскурсионных объектов.

Показ объектов играет главную роль в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии.

Объектами экскурсии могут быть:

- памятные места, связанные с историческими событиями государства, города

- здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью выдающихся личностей; произведения архитектуры и градостроительства, значимые жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, моты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки, имеющие историческую ценность.

        При разработке экскурсии стоит задача – отобрать из множества объектов самые интересные не только  по внешнему виду, но и  по информации, связанной с этими объектами. Правильный отбор объектов обеспечит зрительную основу восприятия экскурсионного материала и глубокое раскрытие темы.

        Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

        - познавательную ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, определённой эпохой, жизнью и творчеством

известных деятелей науки и культуры, художественные достоинства памятника;  возможность использования объектов в  воспитании участников экскурсии

        - известность объекта, его популярность среди населения

        - необычность, особенность объекта, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения

        - выразительность объекта, то есть его внешняя выразительность, взаимодействие с фоном, окружающей средой (зданиями, сооружениями, природой)

        - сохранность объекта (оценка состояния объекта в данный момент, его готовность к показу)

        - местонахождение объекта. При подборе объектов должно  учитываться расстояние до объектов, подъездные пути, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природный ландшафт, наличие места, удобного для просмотра объекта

        - временное ограничение показа объекта – посещение о осмотр объекта невозможны из-за погодных условий, реставрационных работ.

        Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает её длительность, вызывает утомляемость экскурсантов, снижают  их внимание и интерес. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академических часа, при этом необходимо учитывать, что экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

        

6 этап: Составление маршрута экскурсии

        Маршрут экскурсии представляет собой наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующий раскрытию темы. Основные требования, которые должны быть учтены составителями маршрута – организация показа объектов с учётом логической последовательности и обеспечения зрительного восприятия объектов экскурсантами.

В экскурсионной практике существуют три варианта построения маршрутов:

        - хронологический – экскурсии. Посвящённые жизни и деятельности выдающихся людей;

        - тематический – экскурсии, связанные с раскрытием определённой темы (например, в жизни города)

        - тематико-хронологический – экскурсии, носящие обзорный характер (например, обзорная экскурсия по городу)

        

        7. Объезд (обход) маршрута

        Объезд маршрута является одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы. При организации объезда маршрута ставятся следующие задачи:

        - ознакомиться с планировкой трассы, улицами, площадями, по которым проложен маршрут

        - уточнить месторасположения объекта, место предполагаемой остановки экскурсионного автобуса или пешеходной группы

        - освоить подъезд на автобусе к объектам и местам парковки

        - провести хронометраж времени, необходимого для показа объектов, их словесной характеристики и передвижения автобуса, а также уточнить продолжительность экскурсии в целом

        - проверить целесообразность использования намеченных объектов показа

        - выбрать наилучшие точки показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы

        - выбрать методику ознакомления с объектом

8. Подготовка контрольного текста экскурсии

        Текст представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех «подтем», входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нём формулируется определённая точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, даётся объективная оценка показываемых объектов.

        Требования к тексту:

        - краткость

        - чёткость формулировок

        - необходимое количество фактического материала

        - наличие информации по теме

        - полное раскрытие темы

        - литературный язык

Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учётом требований данного текста.

                        Разработка маршрута заканчивается составлением схемы маршрута экскурсии с названиями всех улиц и площадей, объектов показа и мест выхода экскурсантов из автобуса, с указанием участков и рассматриваемых на них тем.                

9 этап: Комплектование «Портфеля экскурсовода»

        «Портфель экскурсовода» - это комплект наглядных пособий для экскурсии, который должен дополнять и восстанавливать недостающие звенья зрительного ряда. Это особенно важно в тех случаях, когда объекты показа дошли до нас в изменённом виде или не сохранились. Фотографии,

рисунки, чертежи помогут экскурсантам более полно представить первоначальный вид объекта.

        

        10 этап: Составление методической разработки(оформление продукта)

        Методическая разработка – документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ объекта, какую методику и технику ведения экскурсии следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно.

        11 этап: Приём и сдача экскурсии        (защита проекта)

        При положительной оценке контрольного текста и методической разработки экскурсии назначается дата приёма (сдачи) новой экскурсии. Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы.        Приём экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочётов.

        

        



Предварительный просмотр:

Список используемой литературы

  1. Об основах туристской деятельности В Российской Федерации (изм. И доп. от 10.01.2003, 22.08.2004, от 05.02.2007):  федер. закон от 24.11.96 № 132// Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 49, ст.5491; 2003, № 2, ст. 167; 2004, № 35, ст.3607, № 12
  2. Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса. Учебное пособие. –М .: Ось-89, 2001
  3. Квартальнов В.А. Туризм. –М., 2001
  4. Пешеходные туристические маршруты Перми. «Зелёная» и «Красная» линии – самые интересные пешеходные маршруты современной Перми. Официальный сайт (рус.). Проверено 21 октября 2012. Архивировано из первоисточника 18 декабря 2012.
  5. Зелёная и красная линии (рус.). Администрация города Перми. Проверено 21 октября 2012. Архивировано из первоисточника 18 декабря 2012.
  6. Пешеходный маршрут «Зелёная линия» (рус.). Пермский край. Проверено 21 октября 2012. Архивировано из первоисточника 18 декабря 2012.
  7. Следуй по «Зелёной линии». В Перми открыт новый туристический маршрут (рус.). prm.ru (11 июня 2010). Проверено 21 октября 2012. Архивировано из первоисточника 18 декабря 2012.



Предварительный просмотр:

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №153 с углубленным изучением иностранных языков» г. Перми

 Утверждена:____________

__________________________
________________________

Программа дополнительного образования

«Школа юного экскурсовода»

для учащихся 11-13 лет

Срок реализации дополнительной образовательной программы: 1год

Разработчик: Пирожкова Наталья Юрьевна,

учитель русского языка и литературы, -

                                             г.Пермь -2013



Предварительный просмотр:

Учебно-тематический план

Темы

Количество часов

1

Кто такой экскурсовод?

1

2

Экскурсия - процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, достопримечательностей определенного города

Выездная экскурсия по зеленой линии

3

3

Практическая работа

Этапы проектирования

экскурсии

4

Определение цели и задач экскурсии.

1

5

Выбор темы экскурсии

1

6

Отбор литературы и составление библиографии.

1

7

Определение других источников материала

1

8

Отбор и изучение экскурсионных объектов

Составление карточки на объект (практикум)

1

1

9

Составление маршрута экскурсии

1

10

 Объезд(обход) маршрута

1

11

 Подготовка контрольного текста экскурсии

1

12

 Комплектование «Портфеля экскурсовода»

1

13

 Определение методических приёмов проведения экскурсии

1

15

Приём и сдача экскурсии        (защита проектов)

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."

Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал  о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа культурологической направленности "Школа юного экскурсовода (на английском языке)"

Данная программа самостоятельно разработанна для обучающихся 12-15 лет, прошедших курс обучения по программе "Английский в подарок". Повышение  мотивации к изучению английского языка и обретение...

Программа кружка "Юный экскурсовод"

Программа  «Юный экскурсовод» создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к школе, родн...

отчет о 1 окружном конкурсе юных экскурсоводов ювао

С целью активизации освоения подрастающим поколением москвичей историко-культурного пространства родного города 15 апреля  2014  года во Дворце царя Алексея Михайловича МГОМЗ «Коломенское» с...

ПРОЕКТ «ШКОЛА ЮНОГО ЭКСКУРСОВОДА» - 6 класс

Предлагаемый проект по внеурочной деятельности «Школа юного экскурсовода» предназначен для обучения учащихся английскому языку в 6 классе в объеме 17 часов.Предлагаемый курс выводит учащихся за рамки ...

Школа Юного экскурсовода

Школа юных экскурсоводов – это школа для учащихся 6-10 классов, проявляющих интерес к окружающему миру, природе родного края, желающих информировать местное население и приезжающих туристов об о...

Перспективная программа деятельности кружка « Школа юного экскурсовода » ( возрастная группа – 12-17 лет)

В процессе знакомства с народной культурой в среднем школьном возрасте начинается формирование национальных чувств, уважительного отношения к традициям и истории родного края. Цель программы: про...