Формирование метапредметных умений школьников средствами предмета биологии
статья по биологии по теме

Боброва Светлана Юрьевна

Обобщение опыта работы   по формированию  метапредметных умений  школьников как на уроках биологии , так и во внеурочной деятельности с использованием  технологии критического мышления и  и проектно-исследовательской технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

"Формирование метапредметных умений   школьников  средствами предмета биологии"

Аннотация:

Статья представляет опыт работы по формированию  метапредметных умений школьников как на уроках биологии, так и во внеурочной деятельности. Автор, практикующий учитель, рассматривает возможности различных технологий и методик для  достижения метапредметных результатов, заложенных в стандарте второго поколения.

     Модернизация образования, в том числе и школьного, обусловлена изменениями, происходящими в современном обществе. С переходом школ на ФГОС второго поколения меняется цель образования. Если раньше перед нами стояла задача дать образование  "на всю жизнь", то сегодня необходимо воспитать личность,  способную учиться в течение всей жизни. В связи с этим Стандарт выдвигает  новые результаты образования. К традиционным предметным добавляются метапредметные  и личностные результаты. Большое значение  уделяется формированию метапредметных  результатов, так как именно они  способствуют развитию личности.

  В процессе  изучения биологии одновременно с биологическими умениями формируется немало метапредметных, обеспечивающих метапредметные результаты  обучения дисциплине.

Формирование метапредметных  умений на уроках биологии и во внеурочной деятельности осуществляю, опираясь на применение приемов и методов следующих педагогических технологий: интеграции предметов, технологии критического мышления,  игровых технологий, проблемного обучения, проектной технологии.

Результатом работы является  сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий. К ним относят умение преобразовывать, умение планировать, умение использовать знаково-символические средства, готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, умение сотрудничать.

     Работу по  формированию метапредметных умений  выстраиваю  в соответствии  с возрастными особенностями обучающихся и степенью сложности материала. Начиная с пятого класса,  большое значение уделяю  работе с различными источниками информации, используя приемы технологии критического мышления. Научить детей сворачивать информацию, переводить ее из текстовой в графическую (познавательные умения) помогают приемы "Кластер" и "Концептуальная таблица". Стараюсь не только научить составлять таблицы и схемы-кластеры, но и грамотно воспроизводить информацию по ним,  анализировать, делать выводы,  то есть формирую также  регулятивные и коммуникативные умения.

Многие  учащиеся  мало читают, имеют  небольшой словарный запас,  не всегда могут дать развернутый ответ на проблемный вопрос, обосновать свое мнение. Поэтому для формирования  мыслительно- речевых умений и коммуникативных умений применяю  прием "Толстые и тонкие вопросы", используя  опорную таблицу:

"Толстые"?

"Тонкие" ?

*Дайте объяснение, почему ...

*Почему вы думаете ....

*В чем разница ....

*Предположите, что будет, если ...

*Что, если ....

*Кто ...

*Что ...

* Когда ....

*Может ...

* Будет ....

* Мог ли ...

* Как звали ...

* Верно ли ....

"Тонкие"  вопросы - это вопросы, на которые  можно дать однозначный ответ, "толстые" - проблемные вопросы. Такие задания  практикую  при  работе в парах,  в группе, предлагаю в качестве домашнего задания.

Мыслительные ( интеллектуальные) умения позволяет формировать  прием "Лови ошибку". Заранее подготавливаю текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагаю учащимся выявить  допущенные ошибки. Лучше, чтобы   задание содержало ошибки двух уровней:

1- явные, которые легко исправить исходя из личного опыта и имеющихся знаний;

2- скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал. Учащиеся  анализируют предложенный текст, исправляют ошибки, аргументируют свое мнение. Далее возвращаемся к тексту после изучения нового материала и исправляем те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Подобные задания  встречаются  также в   заданиях С2 ЕГЭ. Например. Найдите ошибки в тексте, назовите номера предложений, в которых допушены ошибки. Объясните их.

1. Наследственная изменчивость - основа разнообразия  живых организмов.

2. К наследственной изменчивости относят мутационную, комбинативную и  модификационную изменчивость.

3. Модификационную изменчивость еще называют  неопределенной изменчивостью.

4. Вследствие комбинативной  изменчивости возникает огромное  разнообразие генотипов.

5. Среди мутационной изменчивости  наиболее часто  встречающийся класс изменений -  хромосомные мутации.

    Достаточно часто провожу   нестандартные уроки ( уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-семинары, уроки-экскурсии, уроки-викторины). Эти уроки  помогают  каждому ученику поучаствовать в подготовке и проведении учебного занятия, выступить на каком-то этапе и в роли  учителя. К метапредметным относят умения связывать  между собой знания из разных областей наук. Эти умения  формирую при помощи  бинарных уроков. Они не только позволяют интегрировать различные знания для решения одной проблемы, но и  развивают познавательный интерес, побуждают к активному познанию, дают возможность применить  полученные знания на практике. Приобретаемые метаумения необходимы учащимся при выполнении творческих заданий  на экзаменах в форме ЕГЭ. В моей педагогической копилке собраны бинарные уроки географии и биологии, биологии и литературы, биологии и обществознания, биологии и химии.

Личный опыт преподавания в условиях современной школы все больше убеждает -  эффективно то обучение, при котором ученик становится активным субъектом, способным приобретать, применять и преобразовывать знания. Именно поэтому использую проектную и исследовательскую деятельность. Данная форма работы позволяет  развивать логическое мышление, учит планировать свои действия, принимать решение в ситуации выбора.

  Метод проектов применяю  в зависимости от целей и задач обучения. На уроках отдаю предпочтение мини-проектам, так как они рассчитаны на быструю реализацию, позволяют вовлечь всех учащихся в  активную деятельность и  увидеть результат своей работы. Так, при изучении курса  "Человек и его здоровье" учениками 8 класса разработаны памятки по пропаганде  здорового образа жизни, которые можно размещать  в уголках здоровья, а также использовать  для проведения  внеклассных мероприятий. Интересны для учеников игровые проекты, особенно на экологическую тематику. Ежегодно к празднованию "Дня Земли" силами обучающихся 5 классов организуем  импровизированный  суд над человеком -  разрушителем живой природы.

Особое место в моей работе занимают  метапредметные проекты, которые требуют от учащихся  большой эрудиции и интеграции полученных знаний, умений и навыков. Примером могут служить  работы обучающихся школы: "Иллюзии восприятия", "Влияние цвета на психофизическое  состояние школьников", "Быстрое питание - скорое заболевание".

Формированию метапредметных умений способствуют и различного рода творческие проекты, смысл которых -  преобразовать имеющуюся информацию, опираясь на предметные знания, полученные  в ходе уроков. К таким проектам я отношу составление рассказа, имея только его окончание, написание биологических сочинений, организация виртуальных экскурсий, фотовыставок. Ученики охотно выполняют подобные задания, наиболее  удачные работы размещаем на страницах "Зеленой газеты". Инициаторами этого проекта  стали сами ребята, они выступают и в качестве  редакторов и корректоров. Видеоролики созданные детьми   на различные  темы, связанные с экологией,  охраной здоровья, транслируются в  школьной телевизионной программе "Переменка". Результатом становится  проявление и закрепление не только предметных компетенций, но и регулятивных и коммуникативных.

   Биология - предмет, при освоении которого ведущей является  познавательная деятельность. Основные виды  учебных действий ученика -  умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т. п. Эти умения формируются  при выполнении практических и лабораторных работ исследовательского характера. Например, в 6 классе при изучении темы "Семя, его строение и значение"  в качестве домашнего эксперимента предлагаю выяснить  влияние температуры на скорость прорастания семян. В 10 классе, изучая последствия загрязнений окружающей среды, обучающиеся  доказывают влияние разных концентраций  солей тяжелых металлов на всхожесть семян пшеницы.

Исследовательская деятельность, начатая на уроке, продолжается и во внеурочной деятельности, например, на занятиях кружка "Зеленая лаборатория". Обучающиеся  определяют запыленность воздуха при помощи пылевых ловушек, оценивают его качество, ставят  различные опыты, изучают поведение животных. Для повышения интереса младших школьников знакомлю их с проектами старшеклассников. Данная работа  помогает выявлять  талантливых и одаренных детей на ранних этапах работы.

 Постепенно  ученики начинают выполнять  долгосрочные исследования, работая над которыми  обращаются не только  к учебной литературе, но и посещают различные лаборатории, на базе которых  проводится экспериментальная часть работы.  Например, в проекте "Молоко без обмана", посвященному исследованию качества  молока, поступающего в  торговые сети города Курчатова, экспериментальная часть работы  выполнялась на базе Центра гигиены и эпидемиологии МСЧ №125 ФМБА.  При выполнении  некоторых проектов требуются консультации специалистов. Так,  рассматривая влияние газированных напитков на эмаль зубов, ребята обращались за консультацией к врачам-стоматологам МСЧ №125. Результаты исследовательской деятельности учащиеся представляют на школьном, муниципальном, региональном и всероссийском уровнях. Темы проектов выбираем вместе с детьми, учитывая их возраст, интерес, актуальность.

Я рассмотрела некоторые способы  достижения метапредметных результатов. Но хочется отметить, что устойчивые метапредметные результаты не могут сформироваться при эпизодическом  использовании отдельных приемов. Поэтому требуется системная  работа всех педагогов школы.

 

Список литературы.

1. Инновационные  процессы в школе: организация и управление.-Владимир, 1995.69 с.

2. Кашлев С.С. Современные  технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. - Мн.: Университетское, 2000ю 95 с.

3. Критическое мышление: технология развития: пособие для учителя / [ А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010.

4. Фундаментальное ядро содержания общего  образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2010.- ( Стандарты второго поколения).

5. Хребтова Е.В. О некоторых приемах  работы  с информацией  на уроках в старших классах -  http://io.nios.ru/old/releases. php&art=048div=038num


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...

Презентация к работе Формирование метапредметного умения «Решать проблемы и задачи» на уроках математики

Как сделать так, чтобы всё, что наполняет голову ученика, имело смысл, чёткую форму, структуру, да еще и осознавалась не как мертвое знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни!?...

Формирование метапредметных умений учащихся через овладение способами работы с различными источниками информации.

  Основная идея - переориентация учебного пространства от человека «знающего» к человеку «умеющему». Главное – не объем сформированных знаний, а как усвоенные знания и умения научить...

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС

Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к  жизни, обеспечить ребенку общекул...

Рефлексия как инструмент формирования метапредметных умений на уроках физики.

Для повышения качества знаний по предмету необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными д...

Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и навыков на уроках биологии

В статье собраны результаты деятельности по формированию метапредметных умений в рамках проектной деятельности...