Конспект интегрированного урока Социальное развитие и молодежь
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Боброва Светлана Юрьевна

Интегрованный урок по биологии и обществознанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока:    "Молодежь      в    современном    обществе."

Сергиенко Зоя Федоровна,

учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории,

Боброва Светлана Юрьевна,

 учитель биологии первой квалификационной категории

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранных языков №4» г. Курчатова

Аннотация

Сценарий урока разработан с использованием технологии проблемного обучения, способствующей  познавательной самостоятельности обучающихся, развитию логического, критического и творческого мышления. В основе урока лежит системно-деятельностный подход, направленный на формирование ключевых компетенций.

Social development and the youth.

SergienkoZoyaFedorovna,

a teacher of History and Social Studies, highest qualifying category

Bobrova Svetlana Yuriyevna,

a teacher of  Biology, first qualifying category.

“Municipal Educational Institution” Secondary comprehensive School Specializing in Foreign Languages № 4, the city of Kurchatov.

Annotation

The lesson scenario is based on the use of technologies of critical thinking, directed at forming students intellectual, research, communicative and creative skills. The basic principle of the lesson is systematic activity approach, which promotes the actualization of theoretical knowledge, its practical application and forms core competencies of the students.

Тип урока: интегрированный (обществознание-биология)

Технологии: проблемное обучение

Цель урока:дать характеристику молодежи как социально-демографической группы общества, проследить  связи биологического и социального в человеке.

Задачи урока:

Образовательные:рассмотреть проблемы и  особенности социализации  молодежи в современном обществе, познакомить с психологическими особенностями данной возрастной группы.

Развивающие :развивать навыки работы обучающихся с различными источниками информации, умения   анализировать  результаты социологических исследований, учить аргументированно высказывать свое мнение при выполнении  проблемного задания.

Воспитательные: помочь выработать алгоритм своего социального поведения, необходимого  для успешного решения  личностных  и общественных проблем.

Планируемые результаты:

  • Предметные УУД

Развивать умение анализировать и обобщать данные  социологических  исследований, работать с текстом учебника,  переводить  текстовую, табличную, схематическую  информацию в словесную.

  • Метапредметные УУД

Познавательные:

Выстраивать последовательность событий, уметь давать  определение понятиям, находить в информации доказательства, суммировать информацию из разных областей наук.

Регулятивные:

Самостоятельно определять цели предстоящей работы, развивать навыки  анализа полученных данных, делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные:

Слушать партнера, вести диалог, участвовать в обсуждении проблемы.

  • Личностные УУД

осознавать единство и  целостность мира, выстраивать собственное мировоззрение, личностное самоопределение и смыслообразование.

Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с проблемным заданием, таблицы с результатами социологического опроса.

«Молодость – это время для усвоения мудрости,

старость – время для ее применения».

Ж.Ж. Руссо

Сценарий урока

  1. Оргмомент

Учитель обществознания.

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, интегрированный, я проведу его вместе с учителем биологии. Тема урока «Молодежь в современном обществе».

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?   (опираясь на тему урока, определяют его цели)

2.Постановка проблемы.

        У вас на столе лежит  карточка  с высказыванием. «Юность – весеннее время человека, в которое закладываются семена на будущие годы». (Я. Княжнин).

- Как вы понимаете эти слова? Вы ответите на этот вопрос в конце урока.

3. Открытие нового знания

- -Кого считать молодым?

Учитель биологии.

Биологи жизнь человека рассматривают как множество  этапов, которые последовательно сменяют друг друга от рождения до смерти. Каждый этап имеет свои характеристики. Молодость - один из  таких этапов.  Чем она характеризуется?

Беседа по вопросам:

-Как вы считаете, кого с точки зрения биологии можно считать молодым?  

-Какие признаки молодости?

-Существуют ли возрастные рамки  этого периода? ( обучающиеся высказывают свою точку зрения, обосновывают свою позицию)

Мы легко определили возрастные рамки   этапа молодости. А какой бы  ответ мы получили на эти вопросы пятьсот лет назад? Слайд (Этапы жизни человека в доиндустриальном обществе) ( Не получили ответа, так как  этого периода не существовало)

        Детство заканчивалось  в 13-15 лет,  чаще всего вступлением в брак.

Пример: "Джульетта, меньше лет, чем ты, становятся в Вероне матерями, а я тебя и раньше родила" ( У. Шекспир)

Старость наступала очень быстро.  Слайд ( "Мона Лиза" Леонардо да Винчи) Знакомый образ? 1503 год. Как вы считаете, к какой возрастной группе  можно отнести изображенную женщину?

По мнению большинства специалистов это портрет пожилой женщины.

Люди совсем недавно осознали, что каждый возраст - это особый мир. В эпоху Возрождения  появились первые проблески  возрастной изоляции - прическа, одежда и т.п. В 18 веке  выделяют возрастной период - юность. Слайд ( Этапы жизни человека в индустриальном обществе) По образному выражению американцев юноша был "изобретен" одновременно с паровой машиной.

Как вы прокомментируете это высказывание? (С развитием  науки и техники усложнилась жизнь и деятельность человека, удлиняется процесс обучения;  требуется много времени, чтобы  приобрести навыки, необходимые для жизни)

Вывод: молодость - это период жизни, необходимый  для формирования интеллекта.

Людей какого возраста сейчас  считают молодыми? Слайд (  Данные ВОЗ.  Возрастные этапы жизни человека) (ответы обучающихся, дискуссия)

Учитель обществознания.

        Теперь рассмотрим понятие «молодежь» с точки зрения социологии. Откройте учебник на странице 194, найдите определение и выпишите его в тетрадь. «Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально- психологических качеств».

Молодежь -  наиболее перспективная возрастная категория населения для осуществления социальной и профессиональной карьеры.

(Вопрос к классу).

        Но легко ли быть молодым сейчас? У всех ли есть возможность получения хорошего образования и самореализации в жизни?

Сегодня очень многое зависит от социальной принадлежности и имущественного положения семьи. Кто-то не верит в свои силы и разочарован в обществе, другие полны оптимизма и уверены в реализации своих способностей. А кто-то стремится жить красиво, не прикладывая к этому трудовых усилий. Поэтому говорить о российской молодежи как единой группе в социально-демографическом смысле не совсем корректно. Молодежь разная, потребности и интересы у нее  тоже разные. Мы с вами провели социологическое исследование среди  9-10 классов и попросили ответить на вопрос:

-  Какие сферы жизни вызывают у вас беспокойство при мысли о будущем?Вот какие результаты у нас получились.

На экран выводятся 2 слайда с результатами опроса, их комментирует ученица, проводившая опрос.

Учитель обществознания обращается к биологу с вопросом:

-  «Соответствует ли данный социальный портрет тревожности возрастному, психологическому?»

Учитель биологии.

Хочу обратить ваше внимание, что период  от 15 до 18 лет, психологи называют  ранней юностью. Это самый "трудный" возраст человека. Происходят  физиологические изменения, половое созревание, интенсивный рост, мощные  психические преобразования. И как следствие  смена внутренних позиций. Теперь большинство мыслей о будущем.

        С одной стороны  этот период полон романтизма, а с другой стороны опасений как  сложится жизнь в дальнейшем.  И сейчас, анализируя результаты исследования, мы попытаемся разобраться, гармонично ли  ваше развитие.

Учащимся предлагается выбрать из документа стр. 201-202 учебника  четыре сферы  жизни, которые ,по их мнению, должны волновать  больше всего в этом возрасте и прокомментировать свой выбор.

По мнению психологов, наиболее важными  сферами жизни  в период юности являются: учеба, общение со сверстниками, отношения с родителями и любовь.

Анализируют результаты опроса и  определяют соответствует ли  полученный социальный портрет класса возрастным особенностям. Делают выводы.

Учитель обществознания.

Еще одно социологическое  исследование было проведено по проблеме досуга. Мы попросили ответить на вопрос:

- Чего хочет наша молодежь, чего ей не хватает?

На экран выводятся результаты опроса, их комментируют обучающиеся.

В результате исследования я обратила внимание на то, что многие отметили свое беспокойство по поводу создания семьи в будущем. Почему, как вы думаете? Только эмоции вас тревожат? Или тревога связана с социальными трудностями, которые неизбежно возникнут?( ответы обучающихся, дискуссия)

        Беда современной молодежи в том, что молодые семьи не могут стать самостоятельными, часто вынуждены жить  вместе с родителями, зависят от них экономически и психологически, самоустраняются от принятия важных решений. Поэтому и формируются этакие инфантильные семьи(мы еще маленькие, решите за нас…)

В настоящее время имеют место  две тенденции:

  1. Понижение брачного и репродуктивного возраста;
  2. Семьи создают в сознательном возрасте, встав крепко на ноги.

Первая характерна для маленьких  городов, вторая- для крупных.

Одна из актуальных проблем современности- нарастание социальных различий по регионам, они по-разному проявляются в столице, в Курске, в Курчатове. Особенностью российской ситуации стало то, что на грани бедности оказались вполне благополучные в социальном плане люди  с хорошим образованием и профессией. Они стали безработными…

Безработица особенно остро ощущается в небольших городах, таких, как Курчатов.

На экран выводятся слайды о численности населения, уровне безработицы в Курчатове. Данные были получены в Центре занятости населения. Обращаем внимание на то, что численность безработных на конец 2015 года уменьшилась, по сравнению с 2014 годом, но зато увеличилось количество безработных среди молодых специалистов. Как вы думаете, почему? (ответы обучающихся)

Итак, мы видим, что очень часто те изменения, которые происходят в нашем обществе, наиболее остро проявляются в социальной сфере и напрямую затрагивают жизнь молодежи. Но, несмотря на все трудности,рождаемость в нашем городе растет! (Слайд на экране).

Народная мудрость гласит: «Старый, что малый». И мы с вами тоже когда-то станем стариками. Что же общего между детьми и стариками? И те, и другие не производят, требуют много внимания, капризничают…Скучно быть старым?

Учитель биологии.

Старение - закономерный  физиологический процесс. Со временем происходит угасание всех важных функций организма, снижается обмен веществ. Многие сравнивают старость с болезнью. Но старость двулика С одной стороны она может быть   инвалидная, болезненная, но бывает и активная. Многие люди в  преклонном возрасте полны энергии, трудоспособны, сохраняют ясность мысли, способны к творческой деятельности.  Установлено, что  все долгожители отличаются высокой  двигательной активностью на протяжении всей жизни.

4. Рефлексия

Ребята, помните с чего мы начинали с вами занятие.  Давайте вернемся к высказыванию на карточке.  Как вы  понимаете эти слова?  ( обсуждение проблемного вопроса, аргументация своего мнения, анализ)

Вывод учителя.

        Молодежь такова, какой ее воспитало общество. Она обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение.

В отличие от старших, молодые люди не испытывают страха перед рыночными преобразованиями, демонстрируют приверженность традиционным ценностям семейной жизни, материальному преуспеванию.

И если вы в молодости усвоите мудрость, в старости вы найдете, как ее применить. И все, что вы сейчас посеете, в будущие годы соберете обильным урожаем.

Домашнее задание

1.§ 18

2. Эссе на тему «Молодость счастлива тем, что у нее есть будущее»( Н.В. Гоголь)

Список литературы.

1. Обществознание 11 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / ( Л.Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова); под ред. Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2014 г.- 335 с.

2. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов - М.: Академия, 2000. - 184 с.

3. Коржова Е.Ю. Отношение к будущему у современных подростков и юношества // Просвещенная коммерция. - 1994. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного урока (развитие речи-классный час) 5 класс

Нетрадиционный урок объединяет тему "сочинение" - развитие речи и тему классного часа "Права и обязянности гражданина"...

Конспект интегрированного урока письма и развития речи в монтессори-среде в 3 классе коррекционной школы VIII вида. Тема: "Дописывание предложений по вопросам. Большая космическая история (фрагмент)".

Данный урок знакомит учащихся с историей образования Солнечной системы, истоками праздника "День космонавтики". На уроке формируется умение строить предложение с опорой на вопросы, закрепляются правил...

Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчит...

Социальное развитие и молодежь

Социальное развитие и молодежь.Материалы для дистанционного обучения....

Методическая разработка на тему: конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению "Я иду в магазин"

Конспект интегрированного урока по социально-бытовой ориентировке и альтернативному чтению  "Я иду в магазин" в 6 классе, класс "особый ребенок"Авторы: Лазарева Ю.И. (ГБОУ шко...

Социальное развитие и молодежь

урок обществознания в 10 классе...