Конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для обучающихся с множественными нарушениями развития на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»
план-конспект урока (10 класс) по теме

Потапова Ирина Ивановна

Хочу предоставить Вашему вниманию конспект интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе. Тема данного урока: "Работа мышц. Физическое переутомление". Урок рассчитан на детей, имеющих сложный сочетанный дефект - нарушения опорно-двигательного аппарата и интелектуальную недостаточность, и направлен на закрепление у обучающихся представлений о мышцах человека, их работе, значении, способах тренировки, а также профилактику физического переутомления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VI вида) № 616 Адмиралтейского  района Санкт-Петербурга «Центр абилитации с индивидуальными формами обучения «Динамика»

Конспект

 интегрированного урока

естествознания и адаптивной физической культуры

в 10 классе

 для обучающихся с множественными нарушениями развития

на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Учителя: И.И. Потапова,

Н.А. Сорокина

Тема урока: Работа мышц. Физическое утомление

Цель: закрепить у обучающихся представление о мышцах человека, их работе, значении и способах тренировки.

Задачи:

  • Образовательные:

- актуализировать имеющиеся знания о строении опорно-двигательной системы человека;

- актуализировать знания о мышцах человека, их значении и работе;

- актуализировать знания о нарушениях в работе мышц, способах их преодоления и предупреждения;

- закрепить навык выполнения физических упражнений, способствующих преодолению и предупреждению утомления и нарушения осанки.

  • Коррекционно-развивающие:

- развитие памяти и логического мышления;

- развитие слухового и зрительного внимания и восприятия;

- развитие связной речи;

- развитие двигательных навыков;

- развитие мускулатуры;

- тренировка координации и способности удерживать тело в пространстве.

  • Воспитательные:

- воспитание усидчивости;

- воспитание самостоятельности, активности.

Тип урока: интегрированный урок.

Оборудование:

- презентация;

- гимнастические коврики;

- ученическая мебель;

- карточки для игры «Верно-неверно»;

- карточки «разрезное предложение»;

- памятки обучающимся по профилактике физического утомления и нарушений осанки.

Ход урока

  1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку. Сообщение темы и целей урока.
  2. Основная часть.

А) Беседа для актуализации имеющихся знаний.

Учитель естествознания:

  • Что мы изучаем на уроках естествознания в этом учебном году? (строение тела человека)
  • Что мы уже успели узнать о строении тела человека? (кости, мышцы – опорно-двигательный аппарат)
  • Как мы в жизни видим работу наших мышц и костей? (ходим, пишем, танцуем, разговариваем и пр.)
  • Сегодня мы остановимся более подробно на наших мышцах. Какие группы мышц вам известны? (шеи, головы, туловища, конечностей)
  • Какие мышцы различаются по строению? (длинные, короткие, широкие).

Учитель АФК:

  • Какие функции выполняют мышцы человека? (работа, сокращение, расслабление)
  • Какие мышцы в соответствии с их работой можете назвать? (сгибатели, разгибатели)
  • Чему мы учились на уроках АФК?

Б) Беседа об опорно - двигательной функции в работе мышц и их значение в формировании правильной осанки:

        Мышцы обеспечивают физическую работоспособность человека. Они способны, по мере необходимости, сокращаться (напрягаться) и расслабляться. Также мышцы способны выполнять различную работу: есть мышцы сгибатели и разгибатели.

        Тело человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, особенно мышцами шеи, туловища – спины, груди и брюшного пресса.

       Чтобы скелет формировался правильно и не искривлялся позвоночник, эти мышцы нужно специально развивать. Активные упражнения, укрепляющие разгибатели спины и брюшной пресс, постепенно создадут мышечный корсет, который будет способствовать развитию хорошей осанки, которая формируется в детском и юношеском возрасте до 18 лет. Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения.

       Признаки правильной осанки (демонстрация презентации):

  1. когда физиологические изгибы позвоночника хорошо выражены и имеют волнообразный вид;
  2. прямое положение головы (лоб и подбородок в одной плоскости);
  3. грудная клетка развёрнута (плечи назад), симметричность надплечий и треугольников талии;
  4. поясничная часть позвоночника в умеренном лордозе, живот подтянут;
  5. Коленные и тазобедренные суставы разогнуты, центр равновесия проходит через ось тазобедренного сустава и впереди коленного сустава.

Осанку различают:

Очень хорошая - грудь над животом;

Хорошая – грудь и живот – одна линия;

Средняя – живот слегка выставлен;

Плохая - сутулость, живот вперёд, увеличен лордоз.

       Отклонение от нормы осанки называется нарушением или дефектом.

       Нарушения бывают:

1) во фронтальной плоскости (асимметрия), т.е., отклонение позвоночной оси, дугой направленной вправо или влево (одно плечо и лопатка опущены по отношению к др., перекос таза, неравномерность углов талии);

2) нарушения осанки в сагиттальной плоскости (увеличение изгибов – вид сбоку):

- сутулая спина;

- круглая спина;

- кругловогнутая спина;

- плоская спина;

- плосковогнутая спина.

В) Физминутка (проводит один из обучающихся под руководством и с помощью учителя АФК). (Приложение 1)

Г) Учитель естествознания: Игра «Узнай группу мышц» (презентация фотографий самих детей при выполнении различных физических упражнений и действий).

Д) Учитель естествознания: Игра «верно-неверно» Обучающимся предлагаются карточки зеленого и красного цветов. Они слушают вопросы и дают ответы на них, демонстрируя карточки: верный ответ – зеленая, неверный – красная.

- верно ли, что у человека только 2 мышцы?

- верно ли, что внутренние органы выстланы гладкими мышцами?

- верно ли, что у человека есть широкие и узкие мышцы?

- верно ли, что без мышц человек может легко и быстро передвигаться в пространстве?

- верно ли, что по одной из версий слово «мышца» происходит от слова «мускулюс», что значит «мышь»?

Е) Учитель АФК.

       В вопросах профилактики утомления и нарушений осанки очень важно соблюдение статодинамического режима, положения головы, туловища и конечностей во время сидения, стояния и ходьбы:

  1. Постель должна быть ровной, жёсткой с невысокой подушкой и т.д.
  2. Режим труда и отдыха, дать отдых мышцам спины и освободить от нагрузки позвоночник.
  3. Правильно организовать рабочее место (мебель по росту и достаточное освещение), соблюдать правильную позу во время письма и чтения с постоянным контролем.

       Формула правильной осанки, сидя за столом (демонстрация правильной посадки за столом осуществляется одним из обучающихся):

- максимальная опора для туловища, рук и ног, а также симметричное положение;

- стопы в опоре на полу и параллельны друг другу;

- колени на одном уровне, ноги согнуты в суставах под прямым углом;

     - равномерная опора на обе половинки таза;

     - живот подтянут, туловище опирается на спинку стула;

     - между грудью и столом расстояние в 1,5-2 см;

     - предплечья симметрично и свободно лежат на столе;

     - голова немного наклонена вперёд –30 см до стола, тетрадь под углом 30 градусов.

    4. Бороться с порочными позами и привычками (косое положение плеч или таза, смещение веса на одну ногу и т.д.).

    5. Не рекомендуется носить тяжести в одной руке.

    6. Длительно сидеть или стоять в асимметричной позе.

    7. Самоконтроль и тренировка перед зеркалом.

       Основным средством профилактики и коррекции осанки  является гимнастика, т.к. только с помощью гимнастики можно создать хороший мышечный корсет.

Ж) Обучающиеся переходят на гимнастические коврики и выполняют комплекс упражнений. (Приложение 2) 

3. Закрепление материала.

Задание «Собери предложение»: ОСАНКА – ПРИВЫЧНОЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА В ПОКОЕ И ПРИ ДВИЖЕНИИ.

4. Подведение итогов урока, оценивание работы обучающихся.

  • Как в жизни можем применить знания, которые получаем на уроках АФК и естествознания?
  • Понравился урок или нет?
  • Презентация-коллаж фотографий детей (с улыбками);
  • Памятки.

Приложение 1.

Физкультминутка для осанки.                 И.П. сидя на стуле

1 упр.- повороты головы в правую и левую стороны.

2упр.- наклоны головы к правому и левому плечу.

3 упр.- наклоны головы вперёд и слегка назад, вытягивая подбородок вверх.

4 упр.- поочерёдно поднимать плечи вверх и опускать вниз; так же одновременно.

5 упр.- И.П.- руки согнуть перед грудью, локти на уровне плеч.

             1-2- рывком отвести локти назад;

             3-4- рывком отвести прямые руки назад.

6 упр.- Круговые движения прямых рук назад и вперёд.

7упр.-1- правая рука в сторону, наклонить голову к правому                                                                                     плечу;

            2-левая рука в сторону, наклонить голову к левому плечу;

            3- руки на пояс, локти вперёд, наклонить голову                                                         вперёд -  вниз, спина круглая;

            4- отвести локти назад, соединить лопатки, поднять голову вверх.

8 упр.- И.П.- руки на поясе, спина прямая.

            1- поворот туловища вправо, отвести прямую правую руку назад;

            2- И.П.

            3- поворот туловища влево, отвести прямую левую руку назад.

9 упр.- И.П.- руки на поясе.

            1- наклон туловища вправо;

            2- И.П.

            3- наклон туловища влево;

            4- И.П.

10 упр.- И.П. – то же. Наклоны вперёд.

11 упр.- И.П.- руки вниз, вдоль туловища.

            1- руки через стороны вверх-хлопок;

            2- И.П.

Приложение 2.

       Примерный комплекс упражнений для осанки на уроках физкультуры или дома:

Лечебно-профилактические упражнения для осанки.

         

Укрепление мышц брюшного пресса:

1 упр.- И.П.- лёжа на спине, руки вдоль туловища.

1-2-руки через стороны вверх, потянуться (вдох);

3-4-руки через стороны вниз, поднять голову, носки на себя (выдох).

2 упр.- И.П.- лёжа на спине, руки вверх.

1-6- поднять голову и лопатки, потянуться за руками   вперёд;

              7-8- И.П.

3 упр.- И.П.- то же.

             1-4- сесть с махом рук, руки в «крылышки».

4 упр.- И.П.- лёжа на спине руки за головой, ноги согнуты (90°).

             1-3- правой рукой дотянуться до левого колена (выдох).

             4-И.П. (вдох)

             5-7- левой рукой дотянуться до правого колена.

             8- И.П.

5 упр.- И.П.- лёжа на спине, руки вдоль туловища.

             Поочерёдно поднимать прямые или согнутые ноги.

6 упр.- И.П.- лёжа на спине, руки за головой.

             Упражнение «велосипед» (или крис-кросс).

7 упр.-И.П.- лёжа на спине, руки в стороны, ноги согнуты    вместе под углом 90 градусов.

1-2- положить колени вправо;

3-4- левой рукой полукруг через верх, соединить с правой с поворотом туловища (лечь на бок).

5-6- левая рука в сторону-назад с поворотом туловища (лечь на спину и прижать лопатки);

7-8- вернуть ноги в И.П.    Тоже повторять в др. сторону.

8 упр.- И.П.- лёжа на спине.

               1-2- согнуть правую ногу и прижать к груди, И.П.

               3-4- согнуть левую ногу и прижать к груди, И.П.

               5-8- то же две ноги.

Растяжка мышц живота лёжа на спине руки вверх: потянуться к рукам и ногам ( вдох-выдох).

Укрепление мышц спины:

1 упр.- И.П.- лёжа на животе, руки согнуты под плечи.

1-2-поднять туловище в упор на предплечья, вытянуть шею и макушку вперёд;

         3-4- И.П.

2 упр.- И.П. – лёжа на животе, руки в стороны, согнуты в локтях под прямым углом.

             1-2- поднять туловище и руки, голову повернуть вправо.

             3-4- И.П. голову положить на левое ухо.

             5-8- повторить в другую сторону.

3 упр.- И.П.- лёжа на животе, руки вверх, ноги врозь.

            1-2- поднять и вытянуть противоположные руку и ногу;

            3-4- И.П. (вдох)

            5-8- повторить с др.

4 упр.- И.П.- то же    

            Упр. «пловец»- поочерёдные движения руками и ногами вверх-вниз.

5 упр.- И.П.- лёжа на животе, руки согнуты перед собой, голова лежит на тыльной стороне ладоней, ноги врозь.

1-2-поднять правую руку и отвести в сторону-назад, коснуться левой, согнутой в колене ноги (стопы).

3-4- И.П.

5-8- повторить в др. сторону.

6 упр.- стоя на четвереньках.

              1- поднять и вытянуть правую руку вперёд;

              2- И.П.

              3- то же левую руку;

              4- И.П.

              5- поднять и вытянуть правую ногу;

              6- И.П.

              7-8- с др.ноги.

Так же упр. можно выполнять на двух точках опоры, одновременно рукой и противоп. ногой.

7 упр.- И.П.- то же.

              1-2-правая рука в сторону и вверх с разворотом туловища (только грудной отдел).

              3-4- И.П.  

              5-8- то же с левой руки.

8 упр.- И.П.- то же. Сгибание рук в упоре на четвереньках.

9 упр.- И.П. – то же. Растяжка позвоночника вверх и вниз;

10 упр.- И.П.- сидя на пятках, туловище наклонить, руки вытянуть вверх - пролезание под « забором» и обратно; потянуться за руками вперёд, вправо, влево. Выдох и вдох.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе на тему: «Работа мышц. Физическое утомление»

Здесь представлена презентация к конспекту интегрированного урока естествознания и адаптивной физической культуры в 10 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья на тему "Работа мышц. Физ...

Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки» для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развити...

«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»

В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...

Рабочая программа основного общего образования (ФГОС ООО) по предмету «Адаптивная физическая культура» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (Вариант 9.1) 5-9 классы

Образовательная рабочая программа по адаптивной физической культуре для обучающихся 5 - 9 классов с интелектуальными нарушениями (Вариант 9.1) содержит целевой раздел, содержательный, организационный....