Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки» для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)
статья

Другова Мария Сергеевна

В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в интерактивной среде «Говорящие уроки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Другова Мария Сергеевна

КГБОУ «Железногорская школа-интернат»,e-mail: drugovam@mail.ru

Комбарова Ирина Валерьевна

КГБОУ «Железногорская школа-интернат»,e-mail: ira-kom-24@mail.ru

Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки»для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития

(изопыта работы)

Аннотация. В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития в интерактивной среде «Говорящие уроки».

Ключевые слова: тяжелые множественные нарушения развития, образовательный мониторинг, компьютерные технологии.

Drugova Maria Sergeevna

KGBOU "Zheleznogorskboardingschool",e-mail: drugovam@mail.ru

Kombarova Irina Valeryevna

KGBOU "Zheleznogorskboardingschool",e-mail: ira-com-24@mail.ru

Cooperation of school specialists and parents in the interactive environment "Talking Lessons" for an objective assessment of the formation of reading skills in students with severe multiple developmental disabilities (from work experience)

Annotation. The article presents the experience of cooperation of school specialists with parents (legal representatives) in the process of monitoring the educational achievements of students with severe multiple developmental disabilities in the interactive environment "Talking Lessons".

Keywords: severe multiple developmental disorders, educational monitoring, computer technologies.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)является основой для осуществления внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении. Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – АООП) должна обеспечивать оценку динамики учебных достиженийобучающихся[3].

Практика специального образования долгое время складывалась таким образом, что усилия специалистов были сфокусированы на непосредственной работе с детьми.На современном этапе обязательным условием является взаимодействие специалистов, участвующих в обучении и воспитании детей с выраженными интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития, с семьямиобучающихся.

С 2016 года педагоги и специалисты школы участвуют в апробации интерактивной среды «Говорящие уроки» в рамках реализации сетевого проекта КГПУ им. В.П.Астафьева и образовательных организаций г. Красноярска и Красноярского края [1, 2].

Использование в образовательной деятельности современных информационных технологий в соответствии с развитием системы образования позволяет эффективно использовать время, даётвозможность объективной оценки достижений в усвоении АООП обучающимся.

Для каждого родителя важным является успешность обучения его ребенка в школе, овладение им знаниями и умениями, которые пригодятся в дальнейшей жизни. Мониторинг навыка чтения в интерактивной среде «Говорящие уроки» позволяет сделать понятной и видимой систему оценки достижения планируемых результатов освоения АООП для родителей (законных представителей), показать любые, даже минимальные продвижения ребенка.

В интерактивной среде предусмотрен различный ролевой доступ: возможен вход под индивидуальным логином и паролем родителя, учителя либо руководителя образовательной организации. В этом случае родители видят результаты только своего ребёнка, учитель – учеников своего класса, руководитель – всех обучающихся в образовательной организации с распределением по классам и педагогам. Таким образом, обеспечивается с одной стороны, «прозрачность» результатов мониторинга, а с другой– соблюдение принципа деонтологической этики.

С сентября 2020 года активными участниками проведения мониторинга навыка чтения стали родители (законные представители) обучающихся. В школе выстроены продуктивные отношения сотрудничества между специалистами и семьями обучающихся, которые позволили привлечь к этой работе наиболее заинтересованных и ответственных родителей.

На начальном этапе специалисты познакомили родителей с диагностическим инструментарием интерактивной среды «Говорящие уроки», провели совместную пробную диагностику. Использование в образовательной деятельности современных информационных технологий нашло живой отклик у родителей, они увидели своего ребенка, который с интересомвыполняетпредложенные учебные задания на компьютере.Родители осуществлялимониторинг навыка чтения в условиях дома в одинаковые временные промежутки с педагогами.

В нашем эксперименте приняли участие четыре заинтересованных родителя обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Все ребята со значительными интеллектуальными нарушениями, из них двое –с расстройствами аутистического спектра, двое обучающихся имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и зрения. Перед началом диагностики каждый родитель получил индивидуальный логин и пароль. Родитель видел только данные своего ребенка, результаты диагностики по каждому показателю, проведенной им и педагогом.

Результаты диагностики, проведенной родителями и педагогами, на начало учебного года разнились. Сравнение результатов позволило выявить значительныеотличияпо показателям «Зрительное восприятие», «Узнавание пиктограмм», «Знание букв», которые варьировались от 6 до 16 баллов. Результаты по показателям«Чтение слогов», «Чтение слов», «Подбор картинки к предложению», «Завершение предложений», полученные родителями дома, были выше, чем у педагогов на 1-6 баллов.

На начало учебного года специалисты обсудили с родителями в индивидуальной беседе результаты проведенной диагностики сформированности навыков чтения / альтернативного чтения, проанализировали полученные диаграммы, отметили имеющиеся расхождения. В ходе беседы выяснилось, что родители оказывали существенную помощь ребенку в выполнении заданий, интуитивно желая обеспечить его успешность.

На конец учебного года отмечена общая положительная динамику в формировании навыка чтения / альтернативного чтения у всех обучающихся, принявших участие в эксперименте. Данные родителей и педагогов по предъявленным показателям практически не отличались, варьировались от 1 до 2 баллов. Сотрудничество специалистов школы и семьи в данном направлении помогло родителям наглядно увидеть положительную динамику в формировании навыка чтения у своего ребенка, объективно оценить его возможности.

Участие родителей в мониторинге навыка чтения в интерактивной среде «Говорящие уроки» позволяет сделать вывод об объективности оценки средствами использованной технологии. Еще одним безусловным преимуществом интерактивной среды «Говорящие уроки» является возможность разрабатывать оперативно, пошагово и на основе результатов мониторинга индивидуальные планы коррекционно-развивающей работы, которые могут быть доступны родителям и согласованы с ними в дистанционном режиме. Четкие формулировки понятны родителям, позволяют обратить их внимание на конкретные задачи в ближайший временной промежуток, привлечь к закреплению сформированный умений в домашних условиях.

Библиографический список

  1. Мамаева А.В., Антонова Т.С., Денисова К.Ю., КилинаС.Ю. Мониторинг учебных достижений обучающихся с умственной отсталостью (на примере навыка чтения): сообщение 1 // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. -2019. - № 2 (48). - С. 41-51.
  2. Применение зарубежных технологий на сенсорном экране для мониторинга достижений умственно отсталых школьников /А.В. Мамаева, Т.С. Антонова, К.Ю. Денисова, С.Ю. Килина// EuropeanProceedingsofSocialandBehaviouralSciences. Krasnoyarsk. 2020. С. 226-235. DOI: 10.15405/epsbs.2020.10.03.27.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599. URL: http://fgosovz24.ru/assets/files/normativnye_dokumenty/prikaz-ob-utverzhdenii-fgos-s-uo.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков общения у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития

Применение кинезиологических упражнений на уроках с детьми с умственной отсталостью...

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей.

В статье раставлены акценты в психологическом сопровождении обучающихся с ТМНР. Обозначена основа реабилитационного процесса - сотрудничество учителя, ребёнка и его семьи.Определены задачи психолого-п...

Работа с бумагой и бросовым материалом как средство развития мелкой моторики у детей с Тяжелыми Множественными Нарушениями Развития /из опыта работы/

        Работу по развитию мелкой моторики рук своих воспитанников я осуществляю с помощью продуктивных видов деятельности – это и работа с счетными палочками, кинетич...

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения

Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...

«Организация успешного сотрудничества специалистов школы и родителей обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития. Из опыта работы»

В статье представлены формы успешного сотрудничества специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), т...