Самообразование "«Формирование жизненных компетенций обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) путем внедрения современных технологий в соответствии с ФГОС»
статья

Зарипова Лариса Фаукатовна

Самообразование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_zaripova_l.f.2020.docx32.13 КБ

Предварительный просмотр:

                        Департамент образования и молодежной политики

  1. Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

                (Тюменская область)        

        КАЗЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО  АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

Самообразование

Тема: «Формирование жизненных компетенций обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) путем внедрения современных технологий в соответствии с ФГОС»

        

Учитель Зарипова Л.Ф.

Нефтеюганск  2020

ВВЕДЕНИЕ

Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей и подростков.

Вместе с тем, как и в общей и специальной педагогике существует немало моментов, когда бывает трудно определить отклонения в развитии и поведении ребенка. Иногда недостаток в развитии находится в пограничной зоне, аномалии в развитии имеют негрубые формы. Это может быть тогда, когда ребенок имеет затруднения в освоении учебной программы общеобразовательной школы, когда в ликвидации его дефекта нужны не специальное медицинское лечение, а коррекция его познавательных способностей, изменение семейного воспитания.

Сложный дефект (ТМНР) характеризуется сочетанием двух или более нарушений, определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением слуха и зрения, или слуха и моторики и т.д. По данным ВОЗ,  увеличивается и количество детей с расстройством аутического спектра (РАС).

Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психо-физиологическом развитии и поведении – сложная социально-педагогическая проблема, требующая специальных приемов и методов обучения и воспитания аномальных детей.

Коррекционное учреждение VIII вида  создано для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью (УО) с целью коррекции  отклонений в  развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.  Наличие производственной базы  в образовательном учреждении обеспечивает трудовое обучение в X- XII классах по различным рабочим специальностям.  

ГЛАВА I. ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ (ТМНР) ПУТЕМ ВНЕДРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

1.1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (ФГОС). АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (АООП)

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года компетенция рассматривается как «готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений, навыков при решении общих задач для многих видов деятельности».

Внедрение  ФГОС в общеобразовательных учреждениях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  доказало необходимость реализации системно-деятельностного и дифференцированного подхода и явилось основой изменения результата подготовки обучающихся.

Стандарт разработан на основе Конституции Российской Федерации  и законодательства Российской Федерации с учетом Конвенции ООН о правах ребенка, Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.

К особым образовательным потребностям относятся научный,  практико – ориентированный, действенный характер содержания образования; стимуляция познавательной активности, формирование позитивного отношения к окружающему миру; овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 года № 1599 направлен на освоение Адаптированной основной общеобразовательной  программы обучающихся.

Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) содержит три раздела: целевой, содержательный, организационный и  реализуется через организацию как урочной, так и внеурочной деятельности.

Основная цель  – минимизация социальной инвалидности обучающихся, их социализация и дальнейшая интеграция в общество.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся обеспечивается в том числе, и использованием специфических методов и средств обучения. Охранительно-восстановительный режим исключает психическую травматизацию обучающихся, является здровьесберегающей педагогической технологией.

На заседании  психолого-педагогического консилиума  школы-интерната  № 33   от 17.04.2019 г., были  определены  образовательные задачи для обучающихся  11  класса на 2019-2020 учебный год, это:  

1). Развитие жизненных (социальных)  компетенций на основе обучения уборки территории, уборки помещения.

2). Развитие коммуникативных компетенций на основе социального взаимодействия.

Выполнение поставленных задач – формирование социальных компетенций решается посредством профессионального обучения. Предметная область «Технология» представлена учебным предметом «Профильный труд»  по профессии –  дворник.

Практические уроки профильного труда  в 11 классе проходят в реальной ситуации: обучающиеся производят уборку пришкольной территории от снега, опавшей листвы, учатся производить отбор хозяйственного инвентаря, проверять инвентарь на исправность. Самостоятельность выполнения трудовых функций  формирует навыки адаптации, социально – бытовые умения, которые  могут быть применены в повседневной жизни. Практические занятия помогают обучающимся понять мотивы трудовой деятельности, раскрывает ее смысл и социальную пользу, формирует навыки социального взаимодействия.

 Практические занятия актуальны для формирования жизненных компетенций и перспективны для получения в будущем работы в качестве дворника или уборщика помещений.

Практические работы по выполнению текстильной аппликации, пришивание пуговиц, шнурование ботинок, застегивание куртки на молнии, также формируют социально-бытовые умения, минимизируют зависимость от ближайшего социального окружения.

Применение активных и интерактивных методов обучения инициирует и поддерживает коммуникацию со взрослыми и сверстниками, способствует взаимодействию обучающихся друг с другом при выполнении заданий в малой группе, в парах.

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с ТМНР — основа для успешной социальной активности личности. От коммуникативной компетенции зависит будущее человека. Обучающиеся учатся быть активными, общительными, что делает их более адаптированными в обществе. На основе коммуникативной компетенции формируются личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.

Конфуций говорил: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать самому – и я пойму!»

Применение образовательных технологий – интерактивных методов обучения, таких как, сюжетно-ролевая игра на уроке по предмету Математические представления, тема урока «Размен денег». Сюжетно-ролевая игра способствует решению нескольких дидактических задач на уроке: формирует коммуникативные навыки, коррегирует пробелы знаний.  Закреплением материала стало участие в экономической ярмарке-выставке  «Город мастеров». На уроках по предмету Речь и альтернативная коммуникация я использовала прием мнемотехники при разучивании стихотворения «Апрель» С.Я. Маршака. Прием мнемотехники называют по-разному: сенсорно-графические схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки.  Прием мнемотехники значительно облегчает процесс запоминания, мотивирует к самостоятельной познавательной деятельности обучающихся.

Оптимизационная модель, принятая в нашей школе-интернате, создает условия для формирования единства обучения и воспитания, способствует созданию образовательной среды.

Особый интерес и активность вызывает  у обучающихся занятие во внеурочное время – занятия в кулинарном кружке «Едим дома», где дети работают в парах, малых группах: чистят картофель, нарезают фрукты по технологии «Карвинг» варят каши, пекут блины. Проведенный мастер-класс «Пряничный домик» был отмечен членами жюри за массовость и  творческую активность  обучающихся. Мастер-класс «Пряничный домик» является и современным оценочным средством, и профессиональной ориентацией обучающихся.

Проектная деятельность – обучающиеся 11 класса принимали участие в международном проекте «Тетрадка дружбы –  объединяя детей планеты Земля», в номинации «Мой милый дом».

Дидактическая игра «Финансовая грамотность» также нацелена на выполнение поставленных задач коррекционной педагогики.

Подготовка обучающихся к жизни в обществе, минимизация житейской, бытовой  зависимости от ближайшего окружения, наделение их жизненными и коммуникативными навыками является задачей образовательного процесса.

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Внедрение ФГОС в  общеобразовательных учреждениях для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  доказало необходимость реализации системнодеятельностного и дифференцированного подхода, посредством современных, интерактивных технологий, что является основой изменения результата подготовки обучающегося.

До внедрения ФГОС качество результата обучения рассматривалось как определенный уровень подготовки обучающегося. В новых условиях,  применительно к системе общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интелллектуальными нарушениями), под качеством результата понимается сформированность у обучающегося жизненных компетенций.

В результате применения инструмента диагностики метода наблюдения, на основе ведения несколькими специалистами: педагогом дефектологом, психологом, логопедом Дневника комплексного сопровождения  можно отметить, что изменился коммуникативный  мотив, формируются жизненные компетенции. Применение активных и интерактивных методов обучения имеют эмоциональный заряд, являются здоровьесберегающими технологиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей.

В статье раставлены акценты в психологическом сопровождении обучающихся с ТМНР. Обозначена основа реабилитационного процесса - сотрудничество учителя, ребёнка и его семьи.Определены задачи психолого-п...

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения

Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...

Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...

Семинар-практикум по теме "Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуа...

Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки» для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развити...