Семинар-практикум по теме "Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"
материал

Керимова Марина Сергеевна

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуальных нарушений.

Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта.

Задачи семинара-практикума:

- Познакомиться с понятием и причинами ТМНР

- Рассмотреть особенности развития и образовательные потребности детей с ТМНР

- Рассмотреть основные методы коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ТМНР

- Познакомиться с особенностями социализации и организации пространства обучающихся с ТМНР

- Рассмотреть основные направления психолого-педагогической работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТМНР

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tmnr.pptx2.77 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Семинар-практикум Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Слайд 2

Цель семинара-практикума Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Задачи: Познакомиться с понятием и причинами ТМНР Рассмотреть особенности развития и образовательные потребности детей с ТМНР Рассмотреть основные методы коррекционно-развивающего сопровождения обучающихся с ТМНР Познакомиться с особенностями социализации и организации пространства обучающихся с ТМНР Рассмотреть основные направления психолого-педагогической работы с родителями (законными представителями) обучающихся с ТМНР

Слайд 3

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуальных нарушений. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта.

Слайд 4

Генетические Экзогенные Пренатальные Натальные Постнатальные - Наследственность (нарушения зрения и слуха, умственная отсталось, низкорослость и др.) - Хромосомные мутации - Внутриутробно перенесенные заболевания (краснуха, корь, туберкулез, цитомегаловирусная инфекция и др.) - Глубокая недоношенность - Хронические заболевания матери ( диабет, рассеянный склероз, гепатит и др.) - Родовые травмы - Асфиксия новорожденного - Перенесенные в раннем возрасте инфекционные з аболевания ( тяжелые формы гриппа, краснуха, корь) и нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит ) - Тяжелые черепно-мозговые травмы и травмы позвоночника Причины ТМНР

Слайд 5

Генетические + = Экзогенные Выраженное нарушение зрения (слепота, косоглазие, выраженная близорукость и др.) наследуемое от одного из родителей + Нарушение двигательной сферы (ДЦП) приобретенное в результате родовой травмы Генетические + = Генетические Нарушение слуха наследуемое по линии матери + Нарушение зрения наследуемое по линии отца Экзогенные + = Экзогенные Приобретенное нарушение слуха (в результате перенесенного заболевания) + Нарушение двигательной сферы (ДЦП) приобретенное в результате травмы позвоночника

Слайд 6

В зависимости от структуры нарушения дети с множественными нарушениями разделяются на три основные группы I группа Дети с двумя выраженными психофизическими нарушениями, каждое из которых может вызвать аномалию развития: - слепоглухие - глухие с умственной отсталостью - слабовидящие с умственной отсталостью II группа Дети имеющие одно существенное психофизическое нарушение (ведущее) и сопутствующее ему другое нарушение, выраженное в слабой степени, но заметно отягощающее ход развития: - умственно отсталые дети с небольшим снижением слуха III группа Дети, имеющие три или более нарушений (первичных), выраженных в разной степени и приводящих к значительным отклонениям в развитии ребенка: - умственно отсталые слабовидящие глухие дети - умственно отсталые слабослышащие дети с ДЦП

Слайд 7

Выраженные нарушения интеллектуального развития (умеренная, тяжелая, глубокая умственная отсталость) Нарушения опорно – двигательного аппарата Расстройства аутистического спектра Расстройства эмоционально – волевой сферы Тяжелые первичные нарушения речи Нарушения слуха и зрения Нарушения обмена веществ Текущие соматические заболевания Текущие психические заболевания

Слайд 8

Узкие представления об окружающем мире Бедность и несформированность сенсорного опыта Тотальное недоразвитие или нарушение всех высших психических функций Своеобразное развитие всех структурных компонентов речи вплоть до ее полного отсутствия Низкая или значительно ограниченная двигательная активность Сложности в формировании целенаправленных действий с окружающими предметами Крайне затруднено овладение различными предметно-практическими действиями даже по подражанию Наличие физических, интеллектуальных и сопутствующих нарушений делает сложным, а иногда и невозможным освоение академического компонента образовательных программ Значительные трудности в быту, общении и социальном взаимодействии с другими людьми

Слайд 9

Организация пространства

Слайд 10

Образовательная среда в школе Источник разнообразного культурного опыта и условий, обеспечивающих его успешное присвоение Ведущее средств обеспечения коррекционно-педагогического эффекта Исследовательская направленность Обеспечение условий для общения, взаимодействия и сотрудничества Обеспечение условий для формирования личности, самоопределения и саморазвития Безопасность Безбарьерность Адаптивность Коррекционно-развивающая направленность Модификация имеющихся средовых ресурсов с учетом психофизических особенностей детей

Слайд 11

Бытовые условия дома Цветное постельное белье Сенсорные коврики на стене и возле кровати (если ребенок самостоятельно может опустить ноги с кровати) Любимая игрушка Место для личных вещей в свободном доступе для ребенка (прикроватный столик или тумбочка, коробка, рюкзачок) Личные фотографии ребенка и семейные фотографии Детские рисунки и поделки Специально организованное место вне пространства для сна Разнообразие и многообразие сенсорных игрушек Специальные игрушки с учетом психофизических особенностей развития ребенка Приспособления для двигательной активности Принципиальное отличие от пространства для игр Подбор позы с учетом двигательных и зрительных возможностей ребенка Четкая структурированность

Слайд 12

Психолого-педагогическая работа с родителями Консультирование родителей по всем вопросам оказания психолого-педагогической и коррекционно-развивающей помощи ребенку Согласование требований к ребенку и выбор единых подходов к его воспитанию и обучению в условиях образовательной организации и семьи Помощь в создании для ребенка предметно-развивающей среды дома Социально-правовая поддержка семей с целью их юридического просвещения по вопросам прав и льгот, предоставляемых семьям, воспитывающим ребенка с ТМНР

Слайд 13

Основные правила детско-родительского взаимодействия с ребенком с ТМНР Активность и самостоятельность ребенка Постоянная упорная тренировка каждый день Речевое общение с ребенком во время всех видов деятельности Акцент на окружающие звуки Проведение занятий дома преимущественно в игровой форме либо рациональное чередование с учебной деятельностью Выбор времени Изоляция от посторонних шумов Избегание отвлекающих факторов Выбор позы и местоположения во время занятий

Слайд 14

Основные правила общения родителей с ребенком с ТМНР Прежде чем сказать что-то, убедитесь, что ребенок готов вас услышать Убедитесь, что ребенок видит ваши глаза и лицо Постарайтесь говорить спокойно, в нормальном или замедленном темпе После своих вопросов и обращений к ребенку оставляйте паузы для его ответа Важно не забывать обращаться к ребенку по имени Повторяйте уже выученные с ребенком слова многократно, добавляйте новые, постепенно расширяя его словарный запас

Слайд 15

Я узнал для себя что-то новое и полезное Я буду использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности У меня остались вопросы по данной теме Я также могу поделиться своим опытом работы по данной теме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития и их семей.

В статье раставлены акценты в психологическом сопровождении обучающихся с ТМНР. Обозначена основа реабилитационного процесса - сотрудничество учителя, ребёнка и его семьи.Определены задачи психолого-п...

Доклад «Использование альтернативной коммуникации на уроках адаптивной физической культуры у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития»

В настоящее время актуальность альтернативных средств коммуникации обусловлена тем, что всё большее количество детей испытывают трудности в процессе обучения и общения ввиду различных нарушений развит...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения

Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...

Сенсорное развитие у детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

Первая часть иллюстрированного пособия для родителей. ПРОЕКТ «Умелые ручки»НАПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА: сенсорное развитие у детей с ТМНР с использованием метода альтернативной коммуникацииВ ...

Сотрудничество специалистов школы и родителей в интерактивной среде «Говорящие уроки» для объективной оценки сформированности навыка чтения у обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (из опыта работы)

В статье представлен опыт сотрудничества специалистов школы с родителями (законными представителями) в процессе мониторинга учебных достижений обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развити...

Семинар-практикум «Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития»

Методы и приемы работы с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития...