Реализация ФГОС О УО: конспект индивидуального логопедического занятия для обучающихся 2-ого года обучения с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР, СНР)
план-конспект

Кононова Софья Игоревна

Коррекционная работа по формированию предложно–падежных конструкций  у детей с выраженной тепенью умственной отсталостью (ТМНР, СНР) осуществляется, как и для детей с нормальным развитием, в процессе развития понимания речи, расширения и уточнения словарного запаса, формирования грамматических средств языка, произношения и обучения грамоте, развития связной речи с применением игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predlogi_v_na.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: познакомить с предлогами «в», «на».

Задачи:

  1. Образовательные:
  • познакомить обучающегося со значением предлогов «в», «на»,
  • начать учить выделять предлоги предложениях «в», «на»;
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развивать фонематический слух,
  • развивать пространственные представления посредством дидактических упражнений с данными предлогами,
  • расширять пассивный словарь,
  • развивать концентрацию зрительного внимания, 
  • добиваться ритмичного, точного переключения с одной артикуляции на другую посредством объединение отдельных движений в серию последовательно организованных;
  1. Воспитывающие:
  • воспитывать интерес к занятиям по развитию речи,
  • воспитывать умение работать в паре с педагогом.

Оборудование: 

  • структура урока,
  • предметные и сюжетные картинки,
  • картинки для артикуляционной гимнастики,
  • схемы предлогов,
  • цветные карандаши,
  • индивидуальные карточки с заданием,
  • коробка,
  • осенние листочки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (2 минуты).

Логопед: Давай посмотрим, в какой последовательности, мы будем сегодня работать.

- время года – осень; месяц – октябрь; день недели – вторник; 17 число

- психогимнастика «Какое настроение?»;

- дыхательная гимнастика;

- артикуляционная гимнастика;

- новый материал;

- физминутка;

- работа в тетради.

  1. Психогимнастика (1 минута): выявление эмоционального настроения обучающегося.

Логопед выставляет на фланелеграф картинки с эмоциями и уточняет – какое у ребенка настроение, есть ли желание работать.

  1. Дыхательная гимнастика (1 минута): упражнение «Сдуй листочек с ладони».

Логопед уточняет о том, что сейчас время года – осень и с деревьев опадают листья. Предлагает ребенку стать «осенним ветерком» и сдувать листочки (то сильно, то тихо)  для формирования плавной воздушной струи.

  1. Артикуляционная гимнастика (2 минуты). Упражнения «Бегемот», «Заборчик», «Хоботок», «Лягушка», «Качели», «Часики» для улучшения качества артикуляционных движений: объем, амплитуду, точность, силу, время фиксации артикуляционного уклада.

Логопед показывает выполнение каждого упражнения, контролирует качество их выполнения ребенком. Повторение каждого упражнения 5-7 раз.

  1. Знакомство с предлогами «в» и «на» с уточнением их пространственных значений (2 минуты).

Логопед выставляет схемы предлогов «в», «на» и уточняет: на наших занятиях, мы с тобой учимся не только правильно дышать, артикулировать, учимся четко произносить звуки, но и стараемся говорить правильно. В этом нам помогают «маленькие слова», а называются они словом  - предлоги. Сегодня к нам пришли 2 предлога «в» и «на», которые хотят с нами подружиться.

В - появляется тогда, когда  предмет находится внутри;

НА – когда предмет находится сверху.

  1. Составление предложений  с предлогами (по картинке) (4 минуты).

Логопед: посмотри, перед тобой две картинки и карточки с предлогами «в» и «на». Тебе надо подобрать нужный предмет:

- котенок в коробке,

- ложка в  тарелке,

- фрукты в корзине,

- книга на столе,

- птичка на  ветке,

- яблоко на тарелке.

  1. Динамическая пауза  (2 минуты)

Падают, падают листья.

Руки плавно поднимем вверх                         и плавно их опускаем

В нашем саду – листопад!

Руки на поясе – повороты туловища

Желтые, красные листья

Руки на поясе – наклоны туловища

В воздухе кружат, летят.

Руки на поясе - кружение

Птицы на юг улетают:

Руки перед грудью, упражнение «птичка»

Гуси, грачи, журавли…

Вот уж последняя стая

Поочередные махи руками «вперед-назад»

Крыльями машут в дали!

Поочередные махи руками –                   упражнение «журавль»

  1. Работа с индивидуальным наглядным материалом. (3 минуты)

Логопед: Посмотри, на столе лежит карточка с заданием. Тебе надо соединить линиями картинку и соответствующий предлог.

- снегири ….. ветке,

- котенок …. коробке,

- книга …. столе,

- мяч ….траве,

- овощи …. корзине,

- ложка …. тарелке.

Логопед направляет действие ребенка при выборе предлогов,  поощряет проговаривание ребенком полученных словосочетаний.

  1. Итог занятия, оценка деятельности. (1 минута)

Логопед: Спасибо, что ты сегодня был внимательным. Хорошо отвечал. За каждое задание получил «солнышко». Посмотри, что лежит в этой коробке. Это твой приз! Молодец! Наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы современного урока в коррекционной школе для детей с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития в рамках освоения ФГОС.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития об...

Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Индивидуальный учебный план для обучающегося с  тяжелой и глубокой умственной отсталостью   (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...

Формирование коммуникативной компетенции обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) посредством применения альтернативных форм обучения

Альтернативная система коммуникации - это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенкаВозможно три варианта использования альтернативной коммуникации:• мож...

Технологическая карта занятия На тему «Наша Таня громко плачет…» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Цель:  формировать элементарную познавательно-исследовательскую активность детей в процессе экспериментирования.Коррекционно-обучающие:1) Закреплять у детей представления о себе (строении собстве...

Семинар-практикум по теме "Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"

Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуа...