Рабочая программа по предмету "Графика и письмо" для обучающегося 12 класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, обучающегося индивидуально на дому
рабочая программа

Рабочая программа по предмету "Графика и письмо" для обучающегося 12 класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, обучающегося индивидуально на дому

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafika_i_pismo_varnavskaya_m.m._-_sosnitskiy_e._12_kl.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

«ГРАФИКА И ПИСЬМО»

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» для ученика 12 класса (индивидуальное обучение на дому) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1.Федерального Закона «Об образовании в  Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;

3.Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат»;

4. Годового учебного календарного графика ГКОУ «Котовская школа-интернат» на текущий учебный год;

5.Учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II);  

6.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  ГКОУ «Котовская школа-интернат », (Вариант II).  

Данная программа составлена  на основании индивидуальных особенностей учащегося, а также согласно  предложениям и рекомендациям ППк школы-интерната и по согласованию с родителями, утверждена приказом школы-интерната № 184 от «30» августа 2024 г.

Целью программы является умение устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, формирование у детей различных видов хватания,  умения оперировать каждой рукой, кистью руки, согласованности действий обеих рук, выделения каждого пальца в отдельности; учить письму по обводке элементов букв, букв, слогов, слов; формировать у учащегося предметные и предметно-игровые действия.

Основные задачи реализации содержания предмета «Графика и письмо»:

- привитие навыков правильного расположения на столе листа бумаги, тетради и пользования карандашом, ручкой;

- обучать учащегося к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;

- формирование у учащегося графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;

- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;

- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;

- совершенствование графических навыков.

2. Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности учащегося. Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;

- рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;

- обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);

- написанию печатных букв («печатанию» букв);

- написанию письменных букв по трафаретам;

- составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);

- рисованию с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

- списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;

- написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.

3. Место предмета в учебном плане

Учебный предмет «Графика и письмо»,  в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.

В индивидуальном учебном плане учебный предмет «Графика и письмо», представлен с расчётом по 1 часу в неделю - 35 учебных недель.  

Количество часов по четвертям:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Всего за год

8

8

10 часов

9 часов

35 часов

4.Содержание учебного предмета

Содержание данной рабочей программы выстроено в следующих направлениях:

1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: с мелом, карандашами, ручкой, красками.

2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.

3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.

4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.

5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе.

6.Формирование пространственных представлений, умение ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, влево, выше, ниже.

7.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика».

8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых учащемуся предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.

9. «Пальчиковая» гимнастика.

5.Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета

В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Личностные результаты освоения программы могут включать:

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты:

- рисовать прямые линии, «клубочки» губкой, фломастером с помощью педагога:

- выполнять практические упражнения с трафаретами (обводка) с помощью педагога;

- составлять узоры из готовых элементов, мозаики с помощью педагога

-воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;

-показывать изображения предметов в соответствии с заданием (с помощью педагога) ;

-пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками, фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки и т.д. ( некоторые с помощью педагога);

-пользоваться трафаретами (с помощью педагога).

6. Критерии и нормы оценки  достижения планируемых  результатов освоения программы учебного предмета

1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

Оценка

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

3

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

5

2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания,  обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале:

Оценка

0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи.

1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и

пробелами.

3

2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками.

3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками.

4

4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок.

5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу.

5

7. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечания

I четверть - 8 часов

1

«Здравствуй, школа!» Инструктаж по ТБ.

1

05.09.24

2

Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: круга, квадрата.

1

12.09.24

3

Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: треугольника, прямоугольника.

1

19.09.24

4

Входящая контрольная работа

1

26.09.24

5

Письмо элементов букв. Письмо короткой прямой линии, прямой длинной линии.

1

03.10.24

6

Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу влево, вправо.

1

10.10.24

7

Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу влево, вправо.

1

17.10.24

8

Письмо коротких и длинных линий с закруглением внизу и вверху.

1

24.10.24

II четверть — 8 часов

1

Повторение изученных букв.

1

07.11.24

2

Написание  буквы «А» и слогов с ней.

1

14.11.24

3

Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка «Осенние листочки»

1

21.11.24

4

Написание буквы «М», «С» и слогов с ней.

1

28.11.24

5

Написание буквы «Х» и слогов с ней.

1

05.12.24

6

Штриховка геометрических фигур в разных направлениях.

1

12.12.24

7

Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка «Новогодний шар»

1

19.12.24

8

Повторение и закрепление пройденного.

1

26.12.24

III четверть — 10 часов

1

Игровые упражнения на совершенствование навыков взаимодействия учащегося с предметами, игрушками: игры с пирамидками, кубиками.

1

16.01.25

2

Написание буквы «Ш» и слогов с ней.

1

23.01.25

3

Упражнения на формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, влево, выше, ниже.

1

30.01.25

4

Написание буквы «Л» и слогов с ней.

1

06.02.25

5

Обведение по контуру изображений различных предметов.

1

13.02.25

6

Рисование округлых форм (фломастером) «Цветные клубочки»

1

20.02.25

7

Написание буквы «У», «О» и слогов с ней.

1

27.02.25

8

Дидактические игры с конструктором «Лего»

1

06.03.25

9

Написание буквы «Ы» и слогов с ней.

1

13.03.25

10

Повторение и закрепление пройденного.

1

20.03.25

IV четверть — 9 часов

1

Формирование кинестетических основ движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, кубиками, матрёшками.

1

03.04.25

2

Написание  буквы «Н» и слогов с ней.

1

10.04.25

3

Игры с пальчиками: «Коза рогатая», «Киска, киска, брысь!», «Кружочки», «Замочек».

1

17.04.25

4

Написание  буквы «Р» и слогов с ней.

1

24.04.25

5

Рисование с дорисовкой с опорой на образец «Воздушные шары» (карандашами)

1

01.05.25

6

Написание  буквы «К» и слогов с ней.

1

08.05.25

7

Обведи и раскрась фрукты.

1

15.05.25

8

Промежуточная контрольная работа

1

22.05.25

9

Повторение пройденного.

1

29.05.25

8. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ

Тема

Вид

Кол-во часов

Дата

Входящая контрольная работа

Входной контроль

1

26.09.2024

Промежуточная контрольная работа

Промежуточный контроль

1

29.05.2025

9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебно-методическая литература:

1. Л.Н. Ефименкова «Коррекция письменной и устной речи» М. Владос, 1999 г.

2. «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. Составитель: В.В. Волина. М. Просвещение. 1991 г.

3. «Занимательное азбуковедение». Материалы для занятий с детьми. Составители: Г.Г. Попова, В.И. Усачёва. Волгоград. 2005 г.

4. «И учёба, и игра: русский язык». Пособие для педагогов. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. Ярославль. Академия развития. 2001 г.

5. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» М.Владос, 1999 г.

6. Демонстрационный материал для подготовки детей к обучению грамоте  «Весёлая азбука».

Учебно-практическое оборудование:

Освоение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала: индивидуальные разрезные «Касса букв и слогов», магнитный алфавит, индивидуальные прописи,  сюжетные картинки, разрезной демонстрационный материал, карточки, таблицы.

Технические средства: ноутбук, магнитная доска, сканер, принтер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Индивидуальный учебный план для обучающегося с  тяжелой и глубокой умственной отсталостью   (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)

Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.

Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).

Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития

Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...

Адаптированная основная рабочая программа по предмету «Предметно – практические действия» для обучающегося 5 класса с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)

Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальны...