Рабочая программа по предмету "Графика и письмо" для обучающегося 12 класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, обучающегося индивидуально на дому
рабочая программа
Рабочая программа по предмету "Графика и письмо" для обучающегося 12 класса с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития, обучающегося индивидуально на дому
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«ГРАФИКА И ПИСЬМО»
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» для ученика 12 класса (индивидуальное обучение на дому) с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями в развитии составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1.Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2.Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”;
3.Устава ГКОУ «Котовская школа-интернат»;
4. Годового учебного календарного графика ГКОУ «Котовская школа-интернат» на текущий учебный год;
5.Учебного плана ГКОУ «Котовская школа-интернат» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (Вариант II);
6.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ «Котовская школа-интернат », (Вариант II).
Данная программа составлена на основании индивидуальных особенностей учащегося, а также согласно предложениям и рекомендациям ППк школы-интерната и по согласованию с родителями, утверждена приказом школы-интерната № 184 от «30» августа 2024 г.
Целью программы является умение устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, формирование у детей различных видов хватания, умения оперировать каждой рукой, кистью руки, согласованности действий обеих рук, выделения каждого пальца в отдельности; учить письму по обводке элементов букв, букв, слогов, слов; формировать у учащегося предметные и предметно-игровые действия.
Основные задачи реализации содержания предмета «Графика и письмо»:
- привитие навыков правильного расположения на столе листа бумаги, тетради и пользования карандашом, ручкой;
- обучать учащегося к овладению зрительным образам букв, предметов, а так же их начертаниям;
- формирование у учащегося графических навыков, умений соотносить звуки и буквы;
- развитие и коррекция моторики мелких мышц руки;
- развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки;
- совершенствование графических навыков.
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет имеет практическую направленность и максимально индивидуализирован. При разработке индивидуальной рабочей программы учитывались индивидуальные психофизические особенности учащегося. Предмет «Графика и письмо» предполагает обучение учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
- рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, изображающих пятна (черно-белые и цветные), на фоне листа бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (обычно манки, светлого песка, насыпанных на поднос), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
- обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого (двухмерное изображение предмета);
- написанию печатных букв («печатанию» букв);
- написанию письменных букв по трафаретам;
- составлению с помощью пиктограмм текста — книжки пиктограмм (вместе с педагогом);
- рисованию с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
- списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
- написанию букв, слогов, слов и коротких предложений.
3. Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Графика и письмо», в учебном плане в Федеральном компоненте государственного стандарта обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ.
В индивидуальном учебном плане учебный предмет «Графика и письмо», представлен с расчётом по 1 часу в неделю - 35 учебных недель.
Количество часов по четвертям:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Всего за год |
8 | 8 | 10 часов | 9 часов | 35 часов |
4.Содержание учебного предмета
Содержание данной рабочей программы выстроено в следующих направлениях:
1.Тренировочные упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук и выработку графических навыков: с мелом, карандашами, ручкой, красками.
2.Проведение прямых, наклонных линий по обводке, по опорным линиям, по точкам, самостоятельно.
3.Штриховка изображений: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, умение раскрасить предмет, не выходя за его контур.
4.Письмо элементов печатных и рукописных букв, бордюров из элементов букв.
5.Упражнения в правильном удержании карандаша, ручки, расположения листа бумаги, тетради на столе.
6.Формирование пространственных представлений, умение ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, влево, выше, ниже.
7.Игры на развитие мелкой моторики: «Мозаика».
8.Работа по обводке шаблонов, трафаретов геометрических фигур и знакомых учащемуся предметов. Соединение точек: получение прямой, различных фигур.
9. «Пальчиковая» гимнастика.
5.Личностные и предметные планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные результаты освоения программы могут включать:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына(дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
7) развитие самостоятельности и лично ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Возможные предметные результаты:
- рисовать прямые линии, «клубочки» губкой, фломастером с помощью педагога:
- выполнять практические упражнения с трафаретами (обводка) с помощью педагога;
- составлять узоры из готовых элементов, мозаики с помощью педагога
-воспринимать и понимать выразительные движения, естественные жесты, мимику и эмоциональное состояние человека;
-показывать изображения предметов в соответствии с заданием (с помощью педагога) ;
-пользоваться изобразительными средствами и приспособлениями: карандашами, красками, фломастерами, мелками, губкой для доски, подставкой для кисточки и т.д. ( некоторые с помощью педагога);
-пользоваться трафаретами (с помощью педагога).
6. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета
1. Оценка достижений возможных предметных результатов по практической составляющей (что умеет) производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: | Оценка |
0 – не выполняет, помощь не принимает. 1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи. | 3 |
2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом. 3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу. | 4 |
4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперациональной инструкции. 5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию. | 5 |
2. Оценка достижений предметных результатов по знаниевой составляющей (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата по следующей шкале: | Оценка |
0 – не воспроизводит при максимальном объеме помощи. 1 – воспроизводит по наглядным опорам со значительными ошибками и пробелами. | 3 |
2 – воспроизводит по наглядным опорам с незначительными ошибками. 3 – воспроизводит по подсказке с незначительными ошибками. | 4 |
4 – воспроизводит по наглядным опорам или подсказкам без ошибок. 5 – воспроизводит самостоятельно без ошибок по вопросу. | 5 |
7. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Примечания |
I четверть - 8 часов | ||||
1 | «Здравствуй, школа!» Инструктаж по ТБ. | 1 | 05.09.24 | |
2 | Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: круга, квадрата. | 1 | 12.09.24 | |
3 | Обводка, штриховка, закрашивание геометрических фигур: треугольника, прямоугольника. | 1 | 19.09.24 | |
4 | Входящая контрольная работа | 1 | 26.09.24 | |
5 | Письмо элементов букв. Письмо короткой прямой линии, прямой длинной линии. | 1 | 03.10.24 | |
6 | Письмо коротких наклонных линий с закруглением внизу влево, вправо. | 1 | 10.10.24 | |
7 | Письмо длинных наклонных линий с закруглением внизу влево, вправо. | 1 | 17.10.24 | |
8 | Письмо коротких и длинных линий с закруглением внизу и вверху. | 1 | 24.10.24 | |
II четверть — 8 часов | ||||
1 | Повторение изученных букв. | 1 | 07.11.24 | |
2 | Написание буквы «А» и слогов с ней. | 1 | 14.11.24 | |
3 | Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка «Осенние листочки» | 1 | 21.11.24 | |
4 | Написание буквы «М», «С» и слогов с ней. | 1 | 28.11.24 | |
5 | Написание буквы «Х» и слогов с ней. | 1 | 05.12.24 | |
6 | Штриховка геометрических фигур в разных направлениях. | 1 | 12.12.24 | |
7 | Практические упражнения с трафаретами: обводка простыми карандашами по внутреннему контуру и штриховка «Новогодний шар» | 1 | 19.12.24 | |
8 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | 26.12.24 | |
III четверть — 10 часов | ||||
1 | Игровые упражнения на совершенствование навыков взаимодействия учащегося с предметами, игрушками: игры с пирамидками, кубиками. | 1 | 16.01.25 | |
2 | Написание буквы «Ш» и слогов с ней. | 1 | 23.01.25 | |
3 | Упражнения на формирование пространственных представлений, умения ориентироваться на листе бумаги: верх, низ, право, влево, выше, ниже. | 1 | 30.01.25 | |
4 | Написание буквы «Л» и слогов с ней. | 1 | 06.02.25 | |
5 | Обведение по контуру изображений различных предметов. | 1 | 13.02.25 | |
6 | Рисование округлых форм (фломастером) «Цветные клубочки» | 1 | 20.02.25 | |
7 | Написание буквы «У», «О» и слогов с ней. | 1 | 27.02.25 | |
8 | Дидактические игры с конструктором «Лего» | 1 | 06.03.25 | |
9 | Написание буквы «Ы» и слогов с ней. | 1 | 13.03.25 | |
10 | Повторение и закрепление пройденного. | 1 | 20.03.25 | |
IV четверть — 9 часов | ||||
1 | Формирование кинестетических основ движения пальцев рук в процессе выполнения последовательно организованных движений и конструктивного праксиса: игры с пирамидками, кубиками, матрёшками. | 1 | 03.04.25 | |
2 | Написание буквы «Н» и слогов с ней. | 1 | 10.04.25 | |
3 | Игры с пальчиками: «Коза рогатая», «Киска, киска, брысь!», «Кружочки», «Замочек». | 1 | 17.04.25 | |
4 | Написание буквы «Р» и слогов с ней. | 1 | 24.04.25 | |
5 | Рисование с дорисовкой с опорой на образец «Воздушные шары» (карандашами) | 1 | 01.05.25 | |
6 | Написание буквы «К» и слогов с ней. | 1 | 08.05.25 | |
7 | Обведи и раскрась фрукты. | 1 | 15.05.25 | |
8 | Промежуточная контрольная работа | 1 | 22.05.25 | |
9 | Повторение пройденного. | 1 | 29.05.25 | |
8. График контрольных, самостоятельных, тестовых и др. проверочных работ
Тема | Вид | Кол-во часов | Дата |
Входящая контрольная работа | Входной контроль | 1 | 26.09.2024 |
Промежуточная контрольная работа | Промежуточный контроль | 1 | 29.05.2025 |
9. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Учебно-методическая литература:
1. Л.Н. Ефименкова «Коррекция письменной и устной речи» М. Владос, 1999 г.
2. «Занимательное азбуковедение». Книга для учителя. Составитель: В.В. Волина. М. Просвещение. 1991 г.
3. «Занимательное азбуковедение». Материалы для занятий с детьми. Составители: Г.Г. Попова, В.И. Усачёва. Волгоград. 2005 г.
4. «И учёба, и игра: русский язык». Пособие для педагогов. Т.И.Тарабарина, Е.И.Соколова. Ярославль. Академия развития. 2001 г.
5. А.К. Аксенова «Методика обучения русскому языку в коррекционной школе» М.Владос, 1999 г.
6. Демонстрационный материал для подготовки детей к обучению грамоте «Весёлая азбука».
Учебно-практическое оборудование:
Освоение предмета «Речь и альтернативная коммуникация» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала: индивидуальные разрезные «Касса букв и слогов», магнитный алфавит, индивидуальные прописи, сюжетные картинки, разрезной демонстрационный материал, карточки, таблицы.
Технические средства: ноутбук, магнитная доска, сканер, принтер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основные разделы АООП обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития».
Краткое описание АООП по второму варианту (для обучающихся с умеренной, тяжёлой, глубокой УО и ТМНР)...
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Индивидуальный учебный план для обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития...

«Сенсорное развитие» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант)
Особенности в развитии детей с ОВЗ требуют особого подхода к обучению и коррекционно-развивающей работе. Поэтому программа по "Сенсорному развитию" реализуемая в эрготерапевтическом зале поз...

Программа «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 7 класс.
Программа «Музыка и движение» составлена на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной...

Программа предназначена для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (II вариант).
Пояснительная запискаДанная программа «Двигательное развитие» составлена на основании программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью под редакцией Л.Б.Баряевой...

Особые образовательные потребности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
Смысл термина «Образовательные потребности» - определить, в чем же именно нуждается ребенок в процессе образования.Особые образовательные потребности различаются у обучающихся разных катег...
Адаптированная основная рабочая программа по предмету «Предметно – практические действия» для обучающегося 5 класса с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант II)
Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной (интеллектуальны...