рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Хуажева Нафисет Каплановна

Рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_klass_1_chas.docx48.65 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии 7 класс   по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ООО), требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии. 

В соответствии с базисным учебным планом МБОУ «СОШ»№4 а.Мамхег на 2017-2018 учебный год на изучение биологии в 7 классе отводится 34 часа,  1 час в неделю.

Учебник: Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций  с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова – М.: Просвещение, 2014. -159 с.

Цель: изучение строения животных, особенностей их жизнедеятельности, взаимосвязей со средой, формирование научной картины мира.

Задача курса

сформировать знания о животном мире, их строении, значении в природе и жизни человека;

-формирование системы знаний об основах жизни: размножении и развитии организмов, принадлежности к царствам;

- формирование системы знаний о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей их природой;

-становление экологической компетентности граждан.

- продолжить формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

- продолжать развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;

- продолжить формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Предложено такое дидактическое построение учебного материала, которое создает условия для развивающего обучения: реализация принципа «от целого к частям»;

•концентрация учебного материала вокруг наиболее общих для живой и неживой природы понятий;

•учет возрастных особенностей учащихсяих конкретно-образного мышления; внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников — задания по выбору,

•опыты в домашних условиях.

Планируемые результаты изучения

Глобальные:

1)социализация обучаемых как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

2)приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки,

3)ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание; воспитание любви к природе;

4)развитие познавательных мотивов, направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

5)овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

6)формирование у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Личностные:

1)знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2)реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

1)овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2)умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3)способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4)умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных,)

• приведение доказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности животных к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; роли животных в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека. 3. В сфере трудовой деятельности:

•знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при укусах животных, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере:

• овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание программы .

  1. Организация живой природы  (2 ч).

Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Организм и вид — различные уровни организации живой природы. Общие признаки особей одного вида. Популяция — часть вида. Значение объединения особей в популяции и виды. Взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Экскурсия.

  1. Эволюция живой природы (2 ч)

Ч. Дарвин — основоположник учения об эволюции. Движущие силы эволюции. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Система и эволюция органического мира. Многообразие растений и животных, принципы их классификации.

  1. Растения — производители органического вещества (10ч).

Многообразие растений, принципы их классификации. Усложнение растений в процессе эволюции. Водоросли. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Роль биологии в практической деятельности людей. Значение растений в природе и жизни человека. Рост, развитие и размножение растений. Голосеменные. Усложнение растений в процессе эволюции. Покрытосеменные растения. Многообразие растений и животных, принципы их классификации. Охрана редких и исчезающих видов растений. Важнейшие сельскохозяйственные культуры. Размножение, рост и развитие животных.

  1. Животные — потребители органического вещества (16 ч)

Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Принципы их классификации. Усложнение животных в процессе эволюции. Влияние экологических факторов на организмы. Многообразие животных, их роль в природе и жизни человека. Сельскохозяйственные и домашние животные. Охрана редких и исчезающих видов животных. Усложнение животных в процессе эволюции. Поведение. Раздражимость. Рефлексы. Инстинкты.

  1. Бактерии, грибы — разрушители органического вещества.

Лишайники (2 ч).

Бактерии. Многообразие бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии — возбудители заболеваний. Меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Грибы. Многообразие грибов. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Многообразие грибов, их роль в природе и жизни человека. Съедобные и ядовитые грибы. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Лишайники. Принципы их классификации. Роль лишайников в природе и жизни человека.

Лабораторная работа № 15 «строение грибов»

  1. Биоразнообразие (2 ч)

Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Охрана редких и исчезающих видов животных. Экологические проблемы. Последствия деятельности человека в экосистемах.


В результате изучения курса биологии в 7классе:

Выпускник научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
  • аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
  • осуществлять классификацию биологических объектов на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
  • различатьпо внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
  • сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

Выпускник получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.
  • использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; размножения и выращивания культурных растений, уходом за домашними животными;
  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.


        УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование темы/раздела

Часы

В том числе

Лабораторные работы

Обобщение знаний

1

Организация живой природы

2

2

Эволюция живой природы

2

3

Растения — производители органического вещества

10

5

Обобщающий урок по теме «Растения – производители органического вещества.»

4

Животные — потребители органического вещества

16

6

Обобщение и систематизация знаний по теме

«Тип Членистоногие».

5

Бактерии, грибы — разрушители органического вещества. Лишайники

2

1

6

Биоразнообразие

2

 

7

Всего

34

12

2

        


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

1. Сухорукова Л.Н., В.С. Кучменко Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией проф. В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2014

2. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2006.-176 с.

3. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.

4. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2010.

5. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

6. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2008.-80 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».
  2. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).
  3. «ЕдинаяколлекцияЦифровыхОбразовательныхРесурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).
  4. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».
  5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  6. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
  7. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  8. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.
  9. http://bird.geoman.ru/ - Птицы
  10. http://invertebrates.geoman.ru/ - Насекомые
  11. http://animal.geoman.ru/ - Животные
  12. http://fish.geoman.ru/ - Рыбы


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол- во

часов

Дата

проведения

7 класс

Основные виды деятельности на уроке и формируемые УУД

(личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные)

Практическая часть

Д/З.

Глава 1. Организация живой природы

Организм.

Вид

2

1

Называть основные уровни организации живой природы. Описывать общие признаки живых организмов. Выделять существенные признаки организма как живой системы; признаки, по которым особи объединяются в популяции и виды. Сравнивать организменный и популяционно-видовой уровни организации живой природы.

§ 1, 2

Природное сообщество.

Экосистема

1

Называть естественные и искусственные природные сообщества родного края. Приводить примеры организмов производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистеме. Устанавливать взаимосвязь между живыми компонентами экосистемы и неживой природой.

§ 3,4

Глава 2. Эволюция живой природы

Эволюционное учение.

Доказательства эволюции

2

1

Использовать источники информации для подготовки доклада о жизни Ч. Дарвина, его путешествии.

Объяснять сходство ранних этапов эмбрионального развития животных и человека для доказательства эволюции

§ 5,6

История развития жизни на Земле.

Систематика растений и животных

1

Характеризовать возникновение и существование жизни на Земле в форме экосистемы.

Характеризовать вклад учащихся в процесс изучения нового материала

§ 7, 8

Глава 3. Растения – производители органического вещества.

Царство растения. Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Роль водорослей в водных экосистемах

10

1

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации сообщения о роли растений в природе

Л Р 1. Изучение одноклеточных водорослей

ЛР 2. Изучение многоклеточных водорослей

§ 9, 10, 11

Подцарство высшие растения

1

Осваивать приёмы работы с определителем растений.

§ 12

Отдел Моховидные.

Роль мхов в образовании болотных экосистем

1

Устанавливать взаимосвязь строения мхов и их воздействия на среду обитания.

Фиксировать результаты исследований. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

ЛР 3. Строение зеленого мха кукушкин лен

ЛР 4. Строение мха сфагнум

§ 13, 14

Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Роль папоротников, Хвощей, плаунов  в образовании древних лесов

1

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о разнообразии и роли высших споровых растений в природе

§ 15, 16

Отдел Голосеменные.

Роль голосеменных в экосистеме тайги

1

Объяснять преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

ЛР 5. Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной

§ 17, 18

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые.

Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные.

1

Выявлять черты более высокой организации у покрытосеменных, чем у голосеменных. Называть и сравнивать представителей разных классов покрытосеменных растений. Описывать отличительные признаки растений семейства Крестоцветные, составлять формулу цветка.

§ 19, 20

Класс Двудольные. Семейство Бобовые.

Семейство Пасленовые

1

Описывать отличительные признаки растений семейства Крестоцветные, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Описывать отличительные признаки растений семейства Паслёновые, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений

§ 21, 22

Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаки

1

Описывать отличительные признаки растений семейства Лилейные, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и

декоративных растений; охраняемых видов.

Описывать отличительные признаки растений семейства Злаки, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

§ 23, 24

Роль покрытосеменных в развитии земледелия.

Выращивание овощных растений в теплице

1

Характеризовать значение растений в жизни человека. Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

§ 25

Обобщающий урок по теме «Растения – производители органического вещества.»

1

Обобщать и систематизировать знания по теме, делать выводы

Глава 4. Животные – потребители органического вещества

Зоология – наука о животных, методы ее изучения.

Подцарство Одноклеточные

16

1

Анализировать и оценивать роль животных в экосистемах, в жизни человека.

Устанавливать взаимосвязь строения и функций организма на примере амёбы-протея.
Обосновывать роль простейших в экосистемах

§ 26, 27

Подцарство Многоклеточные.

Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах

1

Характеризовать признаки более сложной организации в сравнении с простейшими

§ 28

Тип Кишечнополостные

1

Называть признаки, свидетельствующие о древнем происхождении кишечнополостных. Раскрывать роль кишечнополостных в экосистемах.

§ 29

Тип Плоские черви.

Тип Круглые черви

1

Приводить доказательства более сложной организации плоских червей по сравнению с кишечнополостными.

Соблюдать правила личной гигиены в целях профилактики заражения круглыми червями

§ 30,31

Тип Кольчатые черви. Роль червей в почвенных экосистемах

1

Наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

ЛР 6. Внешнее строение дождевого червя

§ 32

Тип Моллюски.

1

Устанавливать сходство и различия в строении раковин моллюсков.

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием

ЛР 7. Строение раковины моллюска

§ 33

Тип Членистоногие: Общая характеристика.

Класс Ракообразные.

1

Выявлять характерные  признаки классов типа

Членистоногие, черты более

высокой организации по сравнению с кольчатыми червями

§ 34, 35

Тип Членистоногие.

Класс Паукообразные.

Класс Насекомые

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека (НРК).

1

Выявлять характерные признаки насекомых, описывать их при выполнении лабораторной работы. Аргументировать необходимость соблюдения мер защиты от заражения клещевым энцефалитом

ЛР 8. Внешнее строение насекомого

§ 36, 37

Обобщение и систематизация знаний по теме

«Тип Членистоногие».

Насекомые, занесенные в Красную книгу Адыгеи (НРК).

1

Тип Хордовые.

Надкласс Рыбы.

1

Аргументировать выводы об усложнении организации хордовых по сравнению с беспозвоночными

ЛР 9. Внешнее строение рыбы

ЛР 10. Внутренне строение рыбы

§ 38, 39

Класс Хрящевые рыбы.

Класс Костные рыбы.

Охрана рыб. Животные водоемов РА (НРК)

1

Характеризовать осетровых рыб как важный объект промысла.

Называть наиболее распространённые виды рыб и объяснять их значение в жизни человека.

§ 40, 41

Класс Земноводные

Эндемики Кавказа (НРК).

1

Характеризовать признаки приспособленности к жизни на суше и в воде

§ 42

Класс Пресмыкающиеся.

Пресмыкающиеся на территории Адыгеи (НРК).

1

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проекта о годовом жизненном цикле рептилий, заботе о потомстве

§ 43

Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем.

Птицы занесенные в Красную книгу РА, меры по их охране (НРК).

1

Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщения о причинах сокращения численности промысловых птиц.

ЛР 11. Внешнее строение птицы

§ 44, 45

Класс Млекопитающие.

Млекопитающие разных экосистем

1

Аргументировать выводы о прогрессивном развитии млекопитающих. Прогнозировать зависимость численности млекопитающих от экологических и антропогенных факторов на конкретных примерах

§ 46, 47

Роль млекопитающих в жизни человека.

Природоохранная деятельность на территории Кавказского биосферного заповедника (НРК).

1

Использовать информационные ресурсы для подготовки презентации проектов по охране диких животных

§ 48

Глава 5. Бактерии, грибы, лишайники

Царство Бактерии

2

1

Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерии как прокариот.

§ 49

Царство Грибы.

Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники

1

Определять место представителей царства

Грибы среди эукариот.

Участвовать в совместном обсуждении правил сбора и использования грибов. Объяснять знач Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды ение грибов для человека и для природы.

ЛР 12. Строение плодовых тел шляпочных грибов

§ 50, 51, 52

Глава 6. Биоразнообразие.

Видовое разнообразие.

Экосистемное разнообразие и деятельность человека

2

1

Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом. Оценивать свои достижения и достижения одноклассников по усвоению учебного материала.

Обосновывать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле

§ 53, 54

Пути сохранения биоразнообразия.

Промежуточная аттестация

1

Проектировать мероприятия по охране растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.).

Систематизировать знания по темам раздела «Животные».

§ 55


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...