рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Хуажева Нафисет Каплановна

Рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»

Рабочая программа

по биологии

степень обучения 10 класс

количество часов 68

уровень базовый

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии  для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника  //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д.  Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с Базисным учебным планом МБОУ СОШ№4 а.Мамхег на 2017-2018 учебный год на изучение  биологии в 10 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно, при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).

Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник В.В: Общая биология. 10-11 кл.: учеб.  для общеобразоват. учреждений - М., Дрофа. 2009.-367 с.:ил.

Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:   

•    освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

•    овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

•    воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

•    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде.

Задачи:

  •  формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы;
  •  формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни.


Содержание программы

Введение (5 ч).

Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной картины мира. Связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и др.). Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин. Цели и задачи курса.

                                                           

Основы цитологии (28 ч).

Предмет, задачи и методы исследования современной цитологии. Значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства. История открытия и изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

Значение клеточной теории для развития биологии. Клетка как единица развития, структурная и функциональная единица живого.

Химический состав клетки. Вода и другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. Органические вещества: углеводы, белки, липиды, нуклеиновые кислоты, АТФ, их строение и роль в клетке. Ферменты, их роль в регуляции процессов жизнедеятельности.

Строение прокариотической клетки. Строение эукариотической клетки. Основные компоненты клетки. Строение мембран. Строение и функции ядра. Химический состав и строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды. Их функции в клетке.

Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы и бактериофаги. Вирус СПИДа.

Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Каталитический характер реакций обмена веществ. Пластический и энергетический обмен. Основные этапы энергетического обмена. Отличительные особенности процессов клеточного дыхания. Способы получения органических веществ: автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его фазы, космическая роль в биосфере. Хемосинтез и его значение в биосфере.

Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК – источник генетической информации. Генетической код. Матричный принцип биосинтеза белков. Образование и-РНК по матрице ДНК. Регуляция биосинтеза.

Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.

Демонстрация: микропрепаратов клеток растений и животных; модели клетки; опытов, иллюстрирующих процесс фотосинтеза; модели ДНК, модели-аппликации «Синтез белка».

Лабораторные работы:

  №1 «Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых препаратах и их описание».

№2 «Сравнение строения клеток растений и животных».

Размножение и индивидуальное развитие организмов (11 ч).

Самовоспроизведение – всеобщее свойство живого. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных организмов, его фазы и биологическое значение.

Формы размножения организмов. Бесполое размножение и его типы. Половое размножение. Мейоз, его биологическое значение. Сперматогенез. Овогенез. Оплодотворение. Особенности оплодотворения у цветковых растений. Биологическое значение оплодотворения.

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) организмов. Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей. Онтогенез растений. Онтогенез животных. Взаимовлияние частей развивающегося зародыша. Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Рост и развитие организма. Уровни приспособления организма к изменяющимся условиям. Старение и смерть организма. Специфика онтогенеза при бесполом размножении.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих виды бесполого и полового размножения, эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей позвоночных животных, схем митоза и мейоза.

Лабораторная работа: №3  «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

Основы генетики (18 ч).

История развития генетики. Закономерности наследования признаков, выявленные Г. Менделем. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Закон независимого комбинирования. Фенотип и генотип. Цитологические основы генетических законов наследования.

Генетическое определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Наследование признаков, сцепленных с полом.

Хромосомная теория наследственности. Группы сцепления генов. Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. Полное и неполное сцепление генов. Генетические карты хромосом.

Генотип как целостная система. Хромосомная (ядерная) и цитоплазматическая наследственность. Взаимодействие аллельных (доминирование, неполное доминирование, кодоминирование и сверхдоминирование) и неаллельных (комплементарность, эпистаз и полимерия) генов в определении признаков. Плейотропия.

Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Генные, хромосомные и геномные мутации. Соматические и генеративные мутации. Полулетальные и летальные мутации. Причины и частота мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций.

Комбинативная изменчивость. Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости.

Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Управление доминированием.

  Демонстрация: моделей-аппликаций, иллюстрирующих законы наследственности, перекрест хромосом; результатов опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость организмов; гербарных материалов, коллекций, муляжей гибридных, полиплоидных растений.

Практические и лабораторные работы:

П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».

Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой. Изучение фенотипов растений»

Генетика человека (5 ч).

Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах. Характер наследования признаков у человека. Генетические основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни. Генотип и здоровье человека. Генофонд популяции. Соотношение биологического и социального наследования. Социальные проблемы генетики. Этические проблемы генной инженерии. Генетический прогноз и медико-генетическое консультирование, их практическое значение, задачи и перспективы.

Демонстрация: хромосомных аномалий человека и их фенотипические проявления.

Практическая работа:  №2 «Составление родословной»

Итоговый урок  (1 ч).

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

 В результате обучения химии учащиеся научатся понимать:  

•  основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;

• строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

• сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;

•   вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

•   биологическую терминологию и символику;

Учащиеся получат возможность:

•   объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;

•  решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;  

•   описывать особей видов по морфологическому критерию;

• сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих,  процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

•  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;

•  находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  

Для изучения местной флоры и фауны, экологического состояния Республики Адыгея в программу включено 8 уроков национально-регионального компонента:

Национально – региональный компонент:

  1. Экскурсия: «Осенние явления в живой природе» (1 ч).
  2. Оценка состояния окружающей среды в РА (1 ч).
  3. Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы (1 ч).
  4. Строение и свойства биогеоценоза на территории РА (1 ч).
  5. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособленность видов и ее причины на территории РА (1 ч).
  6. Смена биогеоценозов и ее причины на территории РА (1 ч).
  7. Агробиоценозы, их свойства и значение в жизни республики. Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов на территории Адыгеи (1 ч).
  8. Генофонд и причины гибели видов на территории республики. Стратегия охраны природных видов в Адыгее. Красная книга Адыгеи (1 ч).


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 2 часа в неделю 68 часов

Наименование темы/раздела

Всего часов

В том числе

Практические работы

Лабораторные работы

Контроль

знаний

1

Введение

5

2

Основы цитологии

31

2

1.Обобщение «Строение клетки».

2. Обобщение «Жизнедеятельность клетки»

3

Размножение и индивидуальное развитие организмов

8

2

1

Обобщение  «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

4

Основы генетики

18

1

1

Обобщение  «Основы генетики»

5

Генетика человека

5

1

6

Итоговый урок

1

Всего

68

4

4

4


Тематическое планирование

п/п

Глава, тема

Кол- во

часов

Дата проведения

Практическая часть

Д/З.

10 класс

Введение.

Краткая история развития биологии.

5

1

§1

Методы исследования в биологии.

1

§2

Сущность жизни и свойства живого.

1

§3

Уровни организации живой материи.

1

§4

Экскурсия: «Осенние явления в живой природе» (НРК).

1

Ответить на вопросы.

Глава 1. Основы цитологии.

Методы цитологии. Клеточная теория.

30

1

§5

Химический состав клетки.

Смена биогеоценозов и ее причины на территории РА (НРК).

1

§6

Вода и её роль в жизнедеятельности клетки.

1

§7

Минеральные вещества и их роль в клетке.

1

§8

Углеводы и их классификация.

1

§9, стр.34-35.

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

§9, стр.35-37.

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

§10

Строение белков.

1

§11, стр.40-43.

Функции белков.

Необходимость сохранения разнообразных биогеоценозов на территории Адыгеи (НРК).

1

§11, стр.43-47.

Нуклеиновые кислоты.

1

§12

АТФ и другие органические соединения клетки .

1

§13

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

1

§14

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр.

1

Л/р№1«Наблюдение 0растительной, живот ной, грибной и бактериальной клеток под микроскопом».

§15

ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения.

1

§16

Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения

1

§17

Сравнение прокариотических и эукариотических клеток.

1

§18

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

1

Л/р №2 «Сравнение строения клеток растений и животных».

§19

Неклеточные формы жизни.

1

§20

Обобщение «Строение клетки»

1

Обмен веществ и энергии в клетке.

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы  (НРК).

1

§21

Энергетический обмен в клетке.

1

§22

Питание клетки.

1

§23

Автотрофное питание. Фотосинтез.

1

§24

Автотрофное питание. Хемосинтез.

1

§25

Генетический код. Транскрипция.

1

§26, стр.95-99.

Синтез белков в клетке.

1

§26, стр.99-101.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

1

§27

Жизненный цикл клетки.

1

§28

Митоз. Амитоз.

1

§28

Мейоз.

1

§30

Обобщение «Жизнедеятельность клетки»

1

Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Бесполое размножение.

8

1

§31

Половое размножение.

1

§32

Развитие половых клеток.

1

§33

Оплодотворение.

1

§34

Онтогенез - индивидуальное развитие организма.

1

§35

Эмбриональный период.

1

Л/р №3  «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».

§36

Постэмбриональный период.

1

§37

Обобщение  «Размножение и индивидуальное развитие организмов».

1

Глава 3. Основы генетики.

История развития генетики. Гибридологический метод.

18

1

§38

Генофонд и причины гибели видов на территории республики (НРК).

1

Ответить на вопросы

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

1

П/р №1 «Составление простейших схем скрещивания».

§39

Моногибридное скрещивание. Решение задач.

1

                

§39

Множественные аллели. Анализирующее скрещивание.

1

§40

Дигибридное скрещивание.

Приспособленность видов и ее причины на территории РА (НРК).

1

§41

Хромосомная теория наследственности.

1

§42

Взаимодействие неаллельных генов.         

1

§43

Цитоплазматическая наследственность.

1

§44

Генетическое определение пола.

1

§45

Изменчивость. Модификационная изменчивость.

1

Л/р №4 «Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой»

§46, стр.163-165.

 Изменчивость. Наследственная изменчивость

1

§46, стр.165-165.

Виды мутаций. Генные и хромосомные мутации                

1

§47, стр.167-168.

Виды мутаций. Геномные мутации

1

§47, стр.168-169.

Причины мутаций. Мутагенные факторы

1

§48, стр169-171.

Соматические и генеративные мутации.

1

§48, стр171-173.

Биологическая роль мутаций

1

§48

Обобщение  «Основы генетики».

1

Глава 4. Генетика человека  

Методы исследования генетики человека.

5

1

П/р №2 «Составление родословной»

§49

Генетика и здоровье. Генные заболевания

1

§50,

Промежуточная аттестация

1

Проблемы генетической безопасности.

Строение и свойства биогеоценоза на территории РА (НРК).

1

§51

Тестовые задания в форме ЕГЭ

1

Итоговый урок.  Оценка состояния окружающей среды в РА (НРК).

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...