рабочая программа по биологии
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Хуажева Нафисет Каплановна

Рабочая программа с пояснительной запиской, тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11_klass.docx41.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Мамхегская средняя общеобразовательная школа № 4 имени Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева»

Рабочая программа

по биологии

степень обучения 11 класс

количество часов 68

уровень базовый

Составитель:

Хуажева Нафисет Каплановна

учитель химии/биологии

а. Мамхег

2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы среднего (полного) общего образования по биологии  для 10-11 класса «Общая биология» авторов А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника  //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э. Д.  Днеnров, А. Г, Аркадьев. М:: Дрофа, 2006,- 172.1//, полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

В соответствии с Базисным учебным планом МБОУ СОШ№4 а.Мамхег на 2017-2018 учебный год на изучение  биологии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год соответственно, при изучении предмета в течение двух лет (10 и 11 классы).

Учебник: Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник В.В: Общая биология. 10-11 кл.: учеб.  для общеобразоват. учреждений - М., Дрофа. 2009.-367 с.:ил.

Содержание курса   направлено на достижение следующих целей:

•    освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

•    овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

•    развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру;

•    воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

•    использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью.

Задачи:

  • формирование у школьников естественнонаучного мировоззрения, основанного на понимании взаимосвязи элементов живой и неживой природы, осознании человека как части природы;
  • формирование у школьников экологического мышления и навыков здорового образа жизни.

Содержание программы

Основы учения об эволюции (16ч)

           Сущность эволюционного подхода и его методологическое значение. Основные признаки биологической эволюции: адаптивность, поступательный характер, историчность. Основные проблемы и методы эволюционного учения, его синтетический характер.

Основные этапы развития эволюционных идей.

Значение данных других наук для доказательства эволюции органического мира. Комплексность методов изучения эволюционного процесса.

Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их характеристика.

Естественный отбор – движущая и направляющая сила эволюции. Предпосылки действия естественного отбора. Наследственная гетерогенность особей, биотический потенциал и борьба за существование. Формы борьбы за существование. Борьба за существование как основа естественного отбора. Механизм, объект и сфера действия отбора. Основные формы отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств, признаков и новых видов.

Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как результат действия естественного отбора.

Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем охраны природы и рационального природопользования.

Понятие о макроэволюции. Соотношение микро- и макроэволюции. Макроэволюция и филогенез. Главные направления эволюционного процесса.

Демонстрация: живых растений и животных, гербарных экземпляров, коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания и результаты видообразования; примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в процессе онтогенеза; схем, иллюстрирующих процессы видообразования и соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.

Лабораторные работы:   

№1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»                                            

 №2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

Основы селекции и биотехнологии (10 ч)

Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Исходный материал для селекции. Учение Н. И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Порода, сорт, штамм. Селекция растений и животных. Искусственный отбор в селекции. Гибридизация как метод в селекции. Типы скрещиваний. Полиплоидия в селекции растений. Достижения современной селекции.

Микроорганизмы, грибы, прокариоты как объекты биотехнологии. Селекция микроорганизмов, её значение для микробиологической промышленности. Микробиологическое производство пищевых продуктов, витаминов, ферментов, лекарств и т. д. Проблемы и перспективы биотехнологии.

Генная и клеточная инженерия, её достижения и перспективы.

Демонстрация: живых растений, гербарных экземпляров, муляжей, таблиц, фотографий, иллюстрирующих результаты селекционной работы; портретов известных селекционеров; схем, иллюстрирующих методы получения новых сортов растений и пород животных; таблиц, схем микробиологического производства, продуктов микробиологического синтеза.

Возникновение и развитие жизни на Земле (8 ч)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции различных групп растений и животных.

Филогенетические связи в живой природе. Современные классификации живых организмов.

Демонстрация: окаменелостей, отпечатков растений и животных в древних породах; репродукций картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.

Антропогенез (7 ч)

Место человека в системе органического мира.

Доказательства происхождения человека от животных. Движущие силы антропогенеза. Биологические и социальные факторы антропогенеза. Основные этапы эволюции человека. Прародина человечества. Расселение человека и расообразование. Популяционная структура вида Homo sapiens. Адаптивные типы человека. Развитие материальной и духовной культуры, преобразование природы. Факторы эволюции современного человека. Влияние деятельности человека на биосферу.

Демонстрация: моделей скелетов человека и позвоночных животных; модели «Происхождение человека» и остатков материальной культуры.

Основы экологии (16 ч)

Что изучает экология.  Среда обитания организмов и её факторы. Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия.

Основные экологические характеристики популяции Динамика популяции. Экологические сообщества Структура сообщества Взаимосвязь организмов в сообществах.

Пищевые цепи. Экологические пирамиды.  Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.

Эволюция биосферы и человек. (10 ч)

Биосфера, её возникновение и основные этапы эволюции. Функции живого вещества. Биогеохимический круговорот веществ и энергетические процессы в биосфере.

Учение В. И. Вернадского о биосфере. Место и роль человека в биосфере. Антропогенное воздействие на биосферу. Понятие о ноосфере. Ноосферное мышление. Международные и национальные программы оздоровления природной среды.

Демонстрация: таблиц, иллюстрирующих структуру биосферы; схем круговорота веществ и превращения энергии в биосфере; влияния хозяйственной деятельности человека на природу; модели-аппликации «Биосфера и человек»; карт заповедников нашей страны.

Итоговый урок (1 ч).

 На территории РА в программу 11 класса включен национально-региональный компонент, рассчитанный на 6 часов для изучения местной флоры и фауны, образа жизни и здоровья человека в Адыгее, изменений в экосистемах под влиянием человека:

Национально – региональный компонент:

  1. Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды (1 ч).
  2. Образ жизни и здоровье человека в Адыгее (1 ч).
  3. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема (1 ч).
  4. Экскурсия: «Биологическое разнообразие живого мира» (1 ч).
  5. Экологическое разнообразие на территории РА и его значение (1 ч).
  6. Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА (1 ч).

                                     


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

В результате обучения химии учащиеся научатся понимать:  

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;
  • природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем на глобальном и региональном уровне;
  • меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Учащиеся получат возможность:

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;  
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих,  процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  •  анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.  
  • объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 2  часа в неделю  68 часов

Наименование темы/раздела

Всего часов

В том числе

Экскурсии

Лабораторные работы

Контроль

знаний

1

Основы учения об эволюции

16

2

Обобщение  «Основы учения об эволюции».

2

Основы селекции и биотехнологии

10

Обобщение «Селекция и биотехнология»

3

Возникновение и развитие жизни на Земле

8

Обобщение «Возникновение и развитие жизни на Земле».

4

Антропогенез

7

Обобщение «Антропогенез».

5

Основы экологии

16

Обобщение «Основы экологии».

6

Эволюция биосферы и человек.

10

1

Обобщение  «Эволюция биосферы и человека».

7

Итоговый урок

1

8

Всего

68

1

2

6



Тематическое планирование

п/п

Глава, тема

Кол- во

часов

Дата проведения

Практическая часть

Д/З.

11 класс

Глава 5. Основы учения об эволюции.

Эволюция. История эволюционного учения

16

1

§52, стр.186-190.

Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина.

1

§52, стр.190-195.

Вид, его критерии.

1

§53

Популяции.

1

§54

Генетический состав популяций.

1

§55

Изменения генофонда популяций.

1

§56

Борьба за существование и ее формы.

1

§57

Естественный отбор и его формы.

1

§58

Наблюдение поведенческих реакций животных на факторы внешней среды (НРК).

1

Ответить на вопросы.

Изолирующие механизмы.

1

§59

Видообразование.

1

§60

Приспособленность – результат действия факторов эволюции. Видообразование.

1

Л./р.  №1.«Приспособленность организмов к среде обитания».

 Макроэволюция, ее доказательства.

1

§61

Система растений и животных – отображение эволюций.

1

§62

Главные направления эволюции органического мира.

1

Л/р №2 «Изучение ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных»

§63

Обобщение  «Основы учения об эволюции».

1

Глава 6. Основы селекции и биотехнологии.

Основные методы селекции и биотехнологии.

10

1

§64, стр.240-243.

Генетика как научная основа селекции

1

§64, стр.243-244.

Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений

1

§65, стр.244-246.

Методы селекции растений.

1

§65, стр.246-252.

Методы селекции животных.

1

§66

Селекция микроорганизмов.

1

§67, стр.256-258.

Методы клеточной и генной инженерии

1

§67, стр.258.

Биотехнология в практической деятельности человека

1

§68, стр.259-260.

Перспективы развития биотехнологии

1

§68, стр.260-263

Обобщение «Селекция и биотехнология»

1

Глава Возникновение и развитие жизни на Земле.

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

8

1

Выучить лекцию.

Современные представления о происхождении жизни

1

Выучить лекцию.

Краткая история развития органического мира.

1

Выучить лекцию.

Основные направления эволюции различных групп растений.

1

Выучить лекцию.

Основные направления эволюции различных групп животных

1

Выучить лекцию.

Филогенетические связи в живой природе.

1

Выучить лекцию.

Современные классификации живых организмов. Главные направления эволюции органического мира.

1

Выучить лекцию.

Обобщение «Возникновение и развитие жизни на Земле».

1

Глава 7. Антропогенез.

Положение человека в системе животного мира.

7

1

§69

Основные стадии антропогенеза.

1

§70

Движущие силы антропогенеза

1

§71

Прародина человека

1

§72

Расы и их происхождение

1

§73

Образ жизни и здоровье человека в Адыгее (НРК).

1

Ответить на вопросы.

Обобщение «Антропогенез».

1

Глава 8. Основы экологии.

Что изучает экология.

16

1

§74

Среда обитания организмов и ее факторы

1

§75

Местообитание и экологические ниши

1

§76

Основные типы экологических взаимодействий

1

§77

Конкурентные взаимодействия

1

§78

Основные экологические характеристики популяции

1

§79

Динамика популяции

1

§80

Экологические сообщества

1

§81

Структура сообщества

1

§82

Взаимосвязь организмов в сообществах

1

§83

Пищевые  цепи

1

§84

Экологические пирамиды

1

§85

Экологическая сукцессия

1

§86

Влияние загрязнений на живые организмы

1

§87

Основы рационального природопользования

1

§88

Обобщение «Основы экологии».

1

Глава 9. Эволюция биосферы и человек.

Гипотезы о происхождении жизни.

7

1

§89

Современные представления о происхождении жизни.

1

§90

Основные этапы развития жизни на Земле.

1

§91

Эволюция биосферы.

1

§92

Антропогенное воздействие на биосферу.

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема (НРК).

1

§93

Промежуточная аттестация

1

Обобщение  «Эволюция биосферы и человека».

1

Экскурсия

«Биологическое разнообразие живого мира».  (НРК).

1

Ответить на вопросы.

Экологическое биоразнообразие на территории РА и его значение.

1

Ответить на вопросы.

Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА.

1

Ответить на вопросы.

Итоговый урок.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...