Разработка урока по теме "Разнообразие растений"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Талыпа Анастасия Юрьевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по  биологии в 5 классе

Тема: «Разнообразие, распространение, и значение растений»

Тип учебного занятия: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (открытия нового знания)

Формы проведения: фронтальная беседа со всем классом, работа в группах.

Методы: эвристическая беседа с опорой на презентацию, работа с информационным источником и учебником, мини – проект.

Цели урока:

  • Обучающие: создать условия для знакомства с разнообразием, распространением растений и их значением в природе и жизни человека;
  • Развивающие: развивать умение добывать информацию из различных источников, умение работать в группе, регулировать свои действия. Формировать коммуникативные умения и навыки.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, бережное отношение к растительному миру Земли, формируя экологическую грамотность.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация;  учебник «Биология» 5 класс, автор В.В. Пасечник; карточки для «мозгового штурма»; карта природных зон; карточки с изображением различных растений.

Технологическая карта учебного занятия

№ п/п

Этап урока

Содержание учебного материала, деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.

Мотивация. Постановка проблемного вопроса

Мы получили письмо с другой планеты.

Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетта?

Тема урока «Разнообразие, распространение и значение растений»

Проблемный вопрос: можно ли жить без растений?

Приветствуют учителя, настраиваются на урок

Слушают текст письма

Согласовывают тему урока

Регулятивные: волевая саморегуляция

Личностные: действие  смыслообразования

2.

Актуализация и пробное учебное действие.

Ребята, а что вы знаете о растениях?

А сможете ли вы ответить на вопросы, которые видите на доске? Нет.

Эвристическая беседа с учителем.

Ответы на вопросы

3.

Выявление места и причины затруднения

Почему не получается ответить на вопросы? Хотели бы узнать ответы на эти вопросы? Я готова помочь вам получить эти знания.

Осознание необходимости и возможности дополнить имеющиеся знания, получить необходимую информацию, обдумывание способа её получения.

Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением)

4.

Целеполагание и пути выхода из затруднения

Определить цель урока и наметить пути её реализации.

Намечают пути реализации цели

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные:умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

логические:построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

УУД постановки и решения проблем:самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

5.

Работа по реализации намеченного пути.

1)Разнообразие растений

Ребята, я предлагаю вам внимательно посмотреть презентацию и сделать вывод о разнообразии растений, ответив  на  вопросы.

2) Распространение растений

Ребята, перед вами карта природных зон мира. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах и над небольшим исследованием. (5 групп- растения пустынь, хвойных и широколиственных лесов, океанов, тундры и тропических лесов)

Задача групп: определить растения природной зоны и прикрепить на карту.

3) Значение растений

Ребята, обратите внимание на выставку.  Попробуйте догадаться, что объединяет все эти предметы.  

«Мозговой штурм»

4) Наука ботаника

Работа в парах с текстом учебника. Самопроверка по образцу.

Разноуровневые задания

Работают  с информацией, представленной в виде презентации

Работа в группах с источником информации.  Определить растения различных природных зон и прикрепить их на карту.

Рассматривают выставку, делают выводы

Работают в парах

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез.

6.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Устные ответы на вопросы (на доске) с проговариванием.

7.

Включение в систему знаний.

Игра «Верю-не верю»

Решение проблемного вопроса.

-  без растений жизнь не возможна!

- Поможем гостю раскрыть тайну, почему планета гибнет? Что нужно делать? ( погибли все растения, их нужно посадить)

Отвечают на вопросы

Регулятивные: прогнозирование

8.

Информация о домашнем задании

П. 17  Ответить на вопросы

Предлагаю написать писимо жителям планеты Гриннета

9.

Рефлексия

 Достигнута ли цель  урока?

Ребята, как вы думаете что может сказать наш гость?

Продолжите любое высказвание:

- Я узнал (а)...

- Меня удивило...

- Мне трудно представить, что...

Познавательные:

общенаучные:умение структурировать знания; оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка -выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.

        

Самоанализ учебного занятия

    Учебное занятие по теме «Разнообразие, распространение и значение растений» первое в разделе «Царство Растения». Тип учебного занятия – урок открытия новых знаний.

      В соответствии с типом  учебного занятия определены этапы урока. Урок начинается с мотивации обучающихся и постановки проблемного вопроса (письмо инопланетянина). В процессе актуализации изученного пробного учебного действия (ответы на вопросы) выявляется место затруднения. Совместно с учителем обучающиеся намечают пути выхода из затруднения  (формулируют цели урока).

     Работа по реализации цели организуется следующим образом:

     Работая с информацией презентации, обучающиеся делают вывод о великом разнообразии растений.

     Работая в группах с источником информации и оформляя мини – проект, пятиклассники совершают небольшое исследование и формулируют вывод о распространении растений по всему Земному шару.

     Рассматривая выставку, обучающиеся делают вывод о большом значении растений в природе и жизни человека.

      Анализируя теоретический материал учебника, ребята составляют опорный конспект и делают заключение о науке «ботаника», группах растений и открывают новое для себя понятие «таллом». На данном этапе реализуется разноуровневый подход и формирование исследовательских умений.

     Включение новых знаний в систему и первичный контроль организуется в игре «Верю – не верю»

     Рефлексия осуществляется в процессе ответов на вопросы в течение всего урока и высказываний от лица гостя – инопланетянина.

      Итог – ответ на проблемный вопрос и рекомендации гостю – инопланетянину о восстановлении растительности на планете Гриннетта.

    Считаю, что урок достиг своей цели, по структуре и содержанию соответствует требованиям ФГОС.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Красная книга растений" 5 класс

Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами природы; Показать необходимость создания Красной книги  растений. Во...

Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."

Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...

Методическая разработка урока по теме "Растения семейства Пасленовые""

Методическая разработка урока биологии для 6 класса "Растения семейства Пасленовые"и презентация, могут быть использованы в ходе изучения  многообразия семейств растений....

разработка урока-экскурсии "Многообразие растений. Сезонность в жизни растений."

Урок- экскурсия для шестого класса, на основе местных биологическмх объектах, позволяет иллюстрировать многообразие флоры Урала, сезонность в жизни растений, использование растений человеком....

Разработка урока биологии "Хвойные растения", 5 класс

В данной разработке имеется план урока, презентация, Приложения к уроку. Данную разработку можно использовать при изучении темы "Голосеменные"....

Методическая разработка урока "Органы цветкового растения"

Знакомство с органами цветкового растения и их многообразием....