Методическая разработка урока "Органы цветкового растения"
план-конспект урока по биологии (6 класс)

Лорви Екатерина Николаевна

Знакомство с органами цветкового растения и их многообразием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока биологии 6 класс

Предмет

Биология

Класс

6 класс

Базовый учебник

Н.И. Сонин. Биология. Живой организм

Тема урока

Органы цветкового растения

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

  1. Сформировать представление об особенностях строения цветкового растения, о его органах, их видах; научить распознавать органы цветкового растения.

Планируемые результаты

Личностные УУД

- аккуратность, внимательность, бережное отношение к природе.

Регулятивные  УУД:

- умение самостоятельно определять цель учебной деятельности;

- умение работать по инструктивной карте, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно;

- видеть конечный результат своей деятельности, строить ее  для успешного достижения поставленной цели;

- осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока (самоконтроль);

- умение работать с различными источниками информации, анализировать, оценивать, преобразовывать ее из одной формы в другую.

Познавательные УУД

- сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений;

- выяснить отличительные признаки органов растений;

-  совершенствовать навыки работы с текстом, рисунками;

- умение формулировать вопросы, применять знания на практике.

Коммуникативные УУД: 

-сформировать умение слушать и понимать речь других людей;

- умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

- выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей.

Межпредметные связи

Учащиеся развивают умения:

- анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

- осуществлять описание изучаемого объекта;

- работать с текстом и иллюстрациями учебника, гербарием и натуральными объектами;

- определять существенные признаки объекта;

- классифицировать объекты;

-анализировать и делать выводы;

- находить нужную информацию в разных источниках: текстовых и иллюстративных.

Виды используемых ИКТ, Интернет-ресурсы

Компьютер, проектор, интерактивная доска, интернет, презентация 

Материалы и оборудование

Учебник, маршрутные листы, инструктивные карты, цветковые растения, муляжи цветков.

Структура и ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

(включая задания для учащихся)

Деятельность учащихся

Планируемые результаты (включая УУД)

(при классификации УУД использовать только ФГОС)

Организационный  момент

1 мин

Приветствует учащихся.

Готовятся к уроку. Рассаживаются по парам.

Регулятивные УУД (умение организовывать свою деятельность)

Мотивирование на учебную деятельность

2 мин

Настраивает учеников на успешную работу.

Рассказывает притчу об одуванчике (Приложение 1).

Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу

Познавательные УУД (умения анализировать и применять знания на практике)

Актуализация знаний

5 мин

Консультирует.

Предлагает заполнить схему «Органы цветкового растения».

По парам выполняют задание, для решения которого не достаточно имеющихся у них знаний.

(Приложение 2)

Личностные УУД (аккуратность, внимательность).
Коммуникативные УУД (
умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре).

Целеполагание, постановка проблемы

3 мин

Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.

В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель.

Личностные УУД (внимательность).

Познавательные УУД (умения анализировать).

Регулятивные  УУД (умение самостоятельно определять цель учебной деятельности)

Поиск путей решения проблемы

10 мин

Консультирует.

Предлагает работать  по плану (Приложение №3), заполнить маршрутный лист (Приложение №4).

Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану (Приложение №3). Индивидуальная  работа по маршрутному листу (Приложение №4).

Личностные УУД (внимательность).

Регулятивные УУД (умение организовывать свою деятельность, умение работать по инструктивной карте, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно).

Познавательные УУД (умение работать с информацией)

Коммуникативные УУД (умения общаться).

Решение проблемы

2 мин

Консультирует.

Организует работу

Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения (Приложение 2)

Личностные УУД (умение решать проблемы).

Регулятивные  УУД (самоконтроль).

Коррекция

3 мин

Консультирует.

Отвечает на оставшиеся вопросы.

Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения (Приложение № 5).

Регулятивные  УУД (самоконтроль).

Личностные УУД (внимательность).

Самостоятельная работа с использованием полученных знаний

10 мин

Консультирует. Предлагает задания для самостоятельной работы и организует проверку.

Выполнение упражнений по новой теме (Приложение № 6), проверка (работы соседа по парте) по эталону (Приложение № 7).

Личностные УУД (внимательность, аккуратность).

Познавательные УУД

(умение анализировать, сравнивать,

совершенствовать навыки работы с текстом)

Регулятивные  УУД (умение осознавать степень усвоения учебного материала на разных этапах урока).

Коммуникативные УУД (умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре).

Систематизация знаний

2 мин

Консультирует, анализирует результаты самостоятельной работы

Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с жизнью.

Прием «Отсроченная отгадка» (отвечают на вопрос из притчи).

Личностные УУД

(бережное отношение к природе).

Познавательные УУД

( умение применять знания на практике).

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других).

Объяснение домашнего задания

3 мин

Разъясняет, предлагает задания на выбор

Ученики слушают и записывают  домашние задания (Приложение № 8).

Личностные УУД (аккуратность, внимательность)

Регулятивные  УУД (умение самостоятельно определять цель учебной деятельности).

Познавательные УУД

(умение анализировать, сравнивать).

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь).

Оценивание

2 мин

Консультирует. Предлагает оценить свою деятельность на уроке.

Учащиеся  самостоятельно оценивают работу на (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников) (Приложение 9).

Личностные УУД (вежливость, сдержанность).

Регулятивные  УУД

(осознавать степень усвоения учебного (самоконтроль)).

Познавательные УУД

сформировать умение анализировать, сравнивать).

Коммуникативные УУД

(умение слушать и понимать других).

Рефлексия учебной деятельности

2 мин

Благодарит учеников за урок.

организует рефлексию.

Учащиеся делятся мнением о своей работе на уроке (Приложение 9).

Личностные УУД (внимательность).

Регулятивные  УУД

(осознавать степень усвоения учебного материала).

Познавательные УУД

(умение формулировать вопросы).

Коммуникативные УУД

(умение выражать свои мысли).

Приложения
Приложение № 1    Притча об Одуванчике

   Один человек очень гордился своей прекрасной зеленой лужайкой. Однажды он увидел, что среди травы зацвели одуванчики. Человек не сеял эти одуванчики, и, поэтому, воспринял их как бурьян. Он тут же вырвал их руками.
   Спустя время одуванчики снова появились. Они маскировались под обычной травой. И как человек только ни пытался избавиться от них,  одуванчики продолжали появляться на лужайке, бурно расти и цвести желтыми цветами.
    Наконец он написал в министерство сельского хозяйства. Подробно перечислил все использованные методы борьбы с сорняками. А письмо закончил вопросом: «Я испробовал все методы. Посоветуйте, что делать?»
    Вскоре он получил ответ: «Предлагаем вам полюбить их».

Приложение № 2   Схема строения цветкового растения

Приложение № 3  Иструктивная карта

  1. Заполните самостоятельно схему «Строение цветкового растения».
  2. Определите «поле незнания».
  3. Выпишите виды листьев, их строение.
  4. Выпишите виды стеблей.
  5. Выпишите виды почек.
  6. Выпишите виды корней.
  7. Выпишите виды цветков, их строение.
  8. Выпишите виды плодов, их строение.
  9. Выпишите в группы можно объединить органы растения.
  10. Вернитесь к схеме «Строение цветкового растения» и самостоятельно заполните пустые места.
  11. Проверьте правильность заполнения по эталону.
  12. Выполните самостоятельную работу по пройденной теме.
  13. Проверьте правильность выполнения задания  по эталону (проверяет сосед по парте).
  14. Запишите домашнее задание.
  15. Рефлексия (заполните таблицы, оценив свои знания и работу).

Приложение № 4  Маршрутный лист

Органы цветкового растения         

Растение это целостный организм. У растений, как и у животных, имеются органы. Все органы растения имеют клеточное строение и связаны между собой.

  1. Встречаются листья с черешком, отходящим от листовой пластины, поэтому они называются черешковыми. Хотя у многих растений  листья лишены выраженного черешка – такие листья называются сидячими. Нижняя часть листа называется его основанием, а выросты черешка – прилистниками. Однако не все растения имеют прилистники  и черешки. Различаются листья и количеством листовых пластинок на черешке. Так листья, которые имеют по одной листовой пластинке на черешке - это простые листья. У других листьев на черешке по нескольку листовых пластинок – это сложные листья. В листе происходят сложные процессы дыхания, образование питательных веществ, испарение воды.
  2. Другим важным органом растения является стебель. Он выносит листья к свету, на нем располагаются почки, развивающиеся побеги, цветки и плоды, он соединяет части растения. Стебли могут быть разными по форме (прямостоячие, ползучие и др.), по размерам, по месту положения (надземные и подземные).
  3. Почка – это зачаточный побег. Различают листовые и цветочные почки. Из  листовых почек  разовьются будущие стебли и листья, а из цветочных  - цветки. Кроме того почки могут располагаться на верхушке стебля (верхушечные) и в пазухах листьев (пазушные).
  4. Растение крепиться к почве с помощью корня. Он, как якорь, прочно удерживает его. Многочисленные разветвления корня образуют корневую систему. В ней различают главные, придаточные и боковые корни. Корневые системы с хорошо развитым главным корнем (стержневые ) и мочковатые – с недоразвитым или рано отмирающим главным корнем. Мощная корневая система не только удерживает растение в почве,  но и поглощает из нее воду и растворенные в ней питательные вещества.
  5. Цветок у большинства растений – самая яркая и заметная его часть. Обычно он состоит из венчика, образованного лепестками – сросшимися или раздельными. У большинства растений венчик окружен чашелистиками, образующих чашечку. Она так же может быть сростнолистной или раздельнолистной.  Цветки выполняют функцию полового размножения. Главная часть цветка – пестики и окружающие его тычинки. Они располагаются в центре цветка. Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца. Из завязи после опыления и оплодотворения развиваются плод и семена. В тычинках образуется пыльца.  Количество пестиков и тычинок в цветках разных растений различно, но тычинок всегда больше.  Все части цветка располагаются на цветоложе, которое у большинства растений является расширенной частью цветоножки.  Встречаются цветки только с пестиками (женские), только с тычинками (мужские) и с тем и другим одновременно (обоеполые). Цветки на побеге редко расположены поодиночке, обычно они собраны в группы - соцветия.
  6. Плоды у растений, как и их цветки, очень разнообразны, как по форме и размерам, так и по окраске, количеству семян односемянные и многосемянные), по околоплоднику (сочные и сухие). Стенка плода – околоплодник образованна разросшимися и видоизмененными стенками завязи. Семена, заключенные внутри плода, развиваются из семязачатков, расположены в завязи. Основная функция плода – это защита семян и их распространение.  Снаружи семя покрыто толстой семенной кожурой. Она защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Под кожурой находиться зародыш – маленькое растеньице. Он состоит из зародышевого корешка, стебелька, почечки и семядолей.
  7. К цветковым – а это самая многочисленная и распространенная на Земле группа зеленых растений (250 тыс. видов) – относятся растения, имеющие цветок, из которого после цветения образуется плод с семенами.  Органы цветковых растений делятся на: вегетативные (от латинского «вегетативус» - растительный) и репродуктивные (от латинского «репродуктио» - воспроизведение). К вегетативным органам цветкового растения относятся: корни и побеги, а к репродуктивным органам: цветы и плоды.

Приложение № 5  Эталон  Схема строения цветкового растения

Приложение № 6 Самостоятельная работа

Найдите предложения с ошибками, запишите их номер и исправьте ошибки.

  1. Листья, состоящие из черешка и прилистника, являются черешковыми.
  2. Листья березы, дуба и клена – сложные.
  3. По месту положения стебли делятся на надземные и подземные.
  4. Из почек могут развиваться только листья и цветы.
  5. Женские цветки имеют тычинки.
  6. Лепестки цветка образуют венчик.
  7. Плоды образуются из цветка.
  8. Семена защищены семенной кожурой.
  9. Цветок и плод – это вегетативные органы.
  10. Стержневая корневая система – корневая система с хорошо развитым главным корнем.

Приложение № 7 Проверка самостоятельной работы

  1. Листья, состоящие из черешка и листовой пластины, являются черешковыми.
  2. Листья березы, дуба и клена – простые.
  3. По месту положения стебли делятся на надземные и подземные.
  4. Из почек могут развиваться не только листья и цветы, но и стебли и почки.
  5. Женские цветки имеют пестики.
  6. Лепестки цветка образуют венчик.
  7. Плоды образуются из цветка.
  8. Семена защищены семенной кожурой.
  9. Цветок и плод – это генеративные органы.
  10. Стержневая корневая система – корневая система с хорошо развитым главным корнем.

Приложение № 8 Домашнее задание

Выполните задание на выбор:

  1. Дополнить схему (расширить и углубить).
  2. Написать мини-рассказ от имени органа на тему «Я самый важный орган в растении».
  3. Привести примеры к видам органов.
  4. Ответить на вопрос: «Может ли  растение жить без органов (почему и как)?»
  5. Сообщение « Необычные органы растений».

Приложение № 9 Рефлексия

Оценить свою работу на уроке от 1 до 5:

Интересно

Активность

Внимание

Эмоции

Оценка

Вписать:

Интересное

Новое

Научился

Надо работать над

Остался вопрос


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Голосеменные растения" 6 класс

Подготовка к современному уроку требует высокой ИКТ – компетентности, постоянного поиска новой информации, что значительно превосходит традиционную подготовку к уроку. Учитель...

Методическая разработка урока "Ткани растений" 5 класс, системно - деятельностный подход.

Презентация содержит задания для учащихся с ЭОР. Групповая работа....

СТРОЕНИЕ ЦВЕТКОВОГО РАСТЕНИЯ. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА У УРОКУ

Методическая разработка включает структуру урока, разработанную на основе оригинальной методической модели, позволяющей развивать у учащихся приемы самостоятельноуй учебно-познавательной деятельности....

Методическая разработка обобщающего урока "Органы цветковых растений" , УМК Пасечник (ФГОС)

Методическая разработка обобщающего урока по теме "Органы цветковых растений" включает технологическую карту, конспект, презентацию ....

Методическая разработка.Лабораторная работа 6 класс «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового растения»

Лабораторная работа «Знакомство с внешним строением цветкового и спорового  растения»,проводится в 6 классе ,при изучении ботаники и является первой лабораторной работой, которую выполняют у...

Методическая разработка экологической викторины: "Растения занесенные в Красную книгу"

Увлекательная экологическая викторина о растениях и животных для детей младшего школьного возраста...