Элективный курс "По ту сторону окуляра"
элективный курс по биологии (8, 9 класс) по теме

Фомина Ольга Андреевна

Программа элективного курса разработана с целью организации проектно-исследовательской деятельности школьников; формирования познавательных интересов; развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_po_tu_storonu_okulyara.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по микробиологии для школьников

«По ту сторону окуляра»

Составитель:

Фомина Ольга Андреевна

учитель биологии

МОУ СОШ № 5 г. Татарска,

2016


Пояснительная записка

Программа элективного курса разработана с целью организации проектно-исследовательской деятельности школьников; формирования познавательных интересов; развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности в информационном обществе. 

Программа рассчитана на 35 часов. Курс предусматривает 10 практических работ.

Проблема организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС второго поколения становится одним из ключевых вопросов современного образования. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе системы деятельностного подхода. Одним из направлений организации внеурочной деятельности предполагается проектно-исследовательская деятельность учащихся. В арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов 2 поколения особое место занимает проектно-исследовательская творческая деятельность -  как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность может послужить отправной точкой для возникновения интереса к науке. Исследовательские проекты имеют четкую  продуманную структуру,  которая практически совпадает со структурой  реального научного исследования: актуальность темы;  проблема, предмет и объект исследования;  цель, гипотеза  и вытекающие из них задачи исследования;  методы исследования:  наблюдение, опыты,  эксперименты;  обсуждение результатов,  выводы и рекомендации.  Исследовательские проекты  -  одна из наиболее  распространенных форм  данного вида деятельности. Это  практические  и  лабораторные работы, доклады,  выступления,  дневники наблюдения  и  т.д.       

В результате изучения курса должны

Знать:

  • виды исследовательских и проектных работ, требования к их выполнению и защите;
  • интернет-ресурсы, необходимые при выполнении проектно-исследовательской работы.

Уметь:

  • выполнять проектные и исследовательские работы;
  • работать с различными источниками информации;
  • осуществлять поиск необходимой информации для проектной и исследовательской работы с использованием учебной литературы и ресурсов Интернет;
  • составлять план исследовательской работы;
  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности;
  • оформлять результаты исследования.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • способности самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве;
  • соблюдения речевого этикета, аргументировать свою точку зрения;
  • создания условий для самореализации.

Место элективного курса в школьном учебном плане:

Элективный курс рассчитан на учащихся 8-9 классов по выбору. Занятия проводятся  по 1ч в неделю, в течение года.

Цель: Расширение кругозора учащихся о микроорганизмах, освоение учащимися методик биологического эксперимента и научного анализа полученных данных и вовлечение в экологическую проектную деятельность.

Задачи:

  • Формировать научное мировоззрение на основе современных взглядов о месте микроорганизмов в системе органического мира;
  • Раскрыть и углубить основные биологические понятия;
  • Углубить знания учащихся о разнообразии микроорганизмов, строении их клеток, физиологических и биохимических особенностях;
  • Развить  представление  о связях между микроорганизмами, об их роли в природе и жизни человека, в поддержании функционирования отдельных экосистем и биосферы в целом;
  • Познакомить с основными методами микробиологии (микроскопия, культивирование, видовая идентификация, таксономический и экологический анализ);
  • Формировать практические навыки работы с микроскопом и лабораторным оборудованием, культурными средами;
  • Развить познавательную активность и самостоятельность, научно-исследовательские и проектные компетенции;
  • Осуществлять гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья;
  • Проводить подготовку учащихся к практической деятельности в области микробиологии, медицины.

Общая характеристика курса

Программа факультативного курса «По ту сторону окуляра» нацелена на получение школьниками знаний и умений, необходимых для формирования целостного представления о мире микроорганизмов, об их роли в природных процессах и в жизни человека, а также о методах исследования микромира.

Микроорганизмы по их значению для биосферных процессов, для человека как биологического вида и для хозяйственной деятельности людей вполне сопоставимы с представителями макромира — растениями и животными, а в некоторых областях существенно их превосходят. Медицина и экологическая безопасность, генетическая инженерия и промышленная биотехнология, ветеринария и фитосанитария — развитие этих и многих других сфер деятельности человека невозможно без глубоких знаний о мире микроорганизмов.

В то же время весьма скромное положение, которое занимают микроорганизмы в образовательных программах и учебных пособиях по биологии для средней школы, не соответствует современным требованиям к уровню микробиологического образования выпускников школы. Сложившееся противоречие нуждается в преодолении, а ознакомление учащихся с основами микробиологии целесообразно начинать уже в средней школе. Выше изложенное обусловливает актуальность включения факультативного курса «По ту сторону окуляра» в программу биологического образования.

Программа курса рассчитана на 17 часов, из расчета 1 час в неделю для учащихся 8-9 классов. Эта педагогическая разработка направлена на изучение окружающей среды и живых объектов. Учащиеся познакомятся с объектами микромира, а также получат возможность применить полученные знания при проведении практических работ, оценки качества окружающей среды и составлении проектов.

Программой предусмотрена разнообразная практическая, исследовательская деятельность учащихся. Данный курс способствует широкому развитию творчества школьников посредством работы над проектами, написания рефератов, создания презентаций, оформления результатов экспериментальной деятельности. Также курс позволяет расширить основной курс биологии.

Программа курса направлена на формирование у учащихся умения поставить цель и организовать еѐ достижение, а также креативных качеств — гибкость ума, терпимость к противоречиям, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств.

Актуальность программы курса обусловлена тем, что знания и умения, необходимые для организации учебно-исследовательской деятельности, в будущем станут основой для реализации научно-исследовательских проектов в старшем звене школы. Программа курса позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы.

Ожидаемые результаты:

  • сформированность более глубоких, полных системных знаний в области микробиологии;
  • развитие интеллектуальных качеств личности: самостоятельности мышления, совершенствование общеучебных умений и навыков творческой, научно – познавательной исследовательской деятельности;
  • сформированность потребности в самостоятельной познавательной деятельности, овладение навыками саморефлексии;
  • проведение мастер-классов, семинаров, открытых занятий;
  • повышение гигиенической культуры учащихся;
  • развитие практических умений школьников по экспериментальной работе;
  • формирование навыков практической оценки состояния окружающей среды;
  • профессиональная ориентация учащихся в области естественных наук;
  • создание программы факультативного курса;
  • участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях, научно-исследовательской и проектной деятельности;
  • создание максимально разнообразных продуктов экологических проектов;
  • внедрение результатов научно-исследовательской и проектной работы (в рамках класса, школы, ВУЗа, администрации района и грода);
  • популяризация знаний основ микробиологии (взаимодействие через СМИ, социальные сети);
  • проведение эколого-просветительских акций.

Планируемые результаты освоения элективного курса «По ту сторону окуляра»

Личностные результаты обучения:

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области микробиологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами программы по микробиологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы по микробиологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

•  выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение);

• объяснение роли микробиологии в формировании научного мировоззрения; вклада микробиологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; влияния мутагенов на организм человека, наследственных заболеваний, мутаций.

• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды;

• умение пользоваться микробиологической терминологией и символикой;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, микробиологической информации, получаемой из разных источников;

3. В сфере трудовой деятельности:

• овладение умениями и навыками постановки микробиологических экспериментов и объяснения их результатов.

4. В сфере физической деятельности:

• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний; правил поведения в природной среде.

Контроль и учёт достижений учащихся ведётся по безотметочной системе (зачет/незачет) и направлен на проверку выполнения учащимися проектов, презентаций и других работ практической направленности.

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ  КУРСА

(35 часов)

  1.  Общие признаки и многообразие микроорганизмов(1ч)

История открытия микроскопа. Ученые исследователи,  внесшие вклад в изучение микроорганизмов. Французский микробиолог Луи Пастер (1822 – 1895г), немецкий ученый Роберт Кох(1843 – 1910г) основоположники современной микробиологии. Основные направления современной микробиологии: генетическая и клеточная  инженерия, использование микроорганизмов и продуктов их жизнедеятельности в промышленности, сельском хозяйстве и медицине, добыча нефти и металлов,  очистка вод, почв, воздуха от загрязнителей, поддержание и сохранение почвенного плодородия.  Устройство микроскопа и правила работы с ним. Правила обращения с   лабораторным оборудованием.

2. Вирусы (7 часов)

История  открытия вирусов.  Луи Пастер, Пауль Эрлих, Илья Ильич Мечников. Строение вирусов. Генетический паразитизм. Взаимодействие вируса и клетки. Вироиды и прионы. Бактериофаг. Лизогенная конверсия.  Трансдукция. Методы диагностики вирусных болезней. Профилактика и лечение вирусных болезней. Иммунитет. Костный мозг, вилочковая железа (тимус), виды иммунитета, механизм иммунитета, фагоциты, интерфероны, нормальная микробиота.

Вирусные болезни:

  1. Растений  - табачная мозаика, курчавая карликовость  и  скручивание листьев картофеля, кольцевая и бурая пятнистость яблони, каменистость плодов груши и айвы, некроз плодов черешни и вишни, оспа и полосатая мозаика сливы, морщинистость земляники, желтуха свеклы, огуречная мозаика,
  2. Животных – ящур, бешенство, энцефалит, миксоматоз, птичий грипп,коровья оспа
  3. Человека – желтая лихорадка, грипп, полиомиелит, СПИД, гепатиты А и В, энцефалит, оспа, геморрагическая лихорадка, краснуха, герпес, корь.

3. Бактерии  (11 часов)

     Инструктаж по технике безопасности. Правила проведения лабораторной работы. Условия жизни бактерий.  Форма и строение бактериальных клеток. Внешние и внутренние  структуры.  Поведение бактерий.  Способы питания. Распространение и значение бактерий. Роль бактерий в биосфере: бактерии гниения – минерализация органических веществ; бактерии  почвенные – почвообразование; бактерии  азотфиксирующие – обогащение почвы  азотом; цианобактерии. Значение бактерий в жизни человека  - положительная роль в хозяйственной деятельности: молочнокислые, бактерии брожения; отрицательная – гниение продуктов питания, патогенные  бактерии  возбудители болезней у человека, животных и растений. Методы борьбы с бактериями.  Пастеризация, стерилизация, дезинфекция. Вакцины и иммунные сыворотки, антимикробные химические препараты, химиотерапия, антибиотики.

Лабораторные работы

        №1 «Микроскопическое изучение бактерий-возбудителей молочно-кислого брожения»

        № 2    Фотосинтезирующие бактерии

        № 3    Азотфиксирующие симбиотические бактерии

        №4     Бактерии – возбудители болезней растений

  1. Микроскопические  грибы (11ч)

Инструктаж по технике безопасности. Правила проведения лабораторной работы. Грибы представители особого царства живой природы. Признаки грибов.  Классификация  грибов(фикомицеты, сумчатые, базидиальные и др.)  Особенности плесневых грибов. Морфология и размножение грибов. Значение плесневых грибов. Дрожжи. Строение и роль дрожжей в жизни человека. Лишайники – симбиотические организмы.  Строение лишайников. Классификация слоевища.  Особенности  размножения. Значение и роль лишайников в природе. Лишайники как биоиндикаторы окружающей среды. Экологические группы грибов: почвенные микробиоты, эндомикориза и экзомикориза, эндофиты, паразиты. Грибные заболевания: Растений – ржавчинные, головневые, мучнисторосяные, рак картофеля, кила капусты, плодовая гниль и парша яблони, серая гниль земляники, антракноз смородины. Животных – парша, стригущий лишай. Человека – аспергиллез, кандидоз, молочница, трихофития, стригущий лишай, парша, микроспория. Грибы в биотехнологии – получение продуктов брожения, органических кислот, витаминов, белков, антибиотиков. Грибоводство.

          Лабораторные работы

№5    Строение плесневых грибов

№6   Половое и бесполое размножение грибов

 №7   Дрожжевые грибы

№8   Симбиоз грибов с растениями – лишайники

Обобщение (5ч)

Генетическая инженерия. Клонирование. Трансгенные  микроорганизмы. Достижения современной науки в медицине, сельском хозяйстве и промышленности.  Подготовка проекта по исследуемой теме. Консультирование. Защита проекта.

Рекомендуемые темы рефератов для учащихся.

1. Сообщения:

   1)  Роберт Кох – один из основоположников современной микробиологии.

   2)  Луи Пастер  - основатель современной микробиологии  и иммунологии.

   3)  Жизнь и деятельность Александра Флеминга.

2. Работы исследовательского характера:

1)        «Влияние факторов  среды на рост и развитие  молочнокислых бактерий».

2)         «Влияние температурных условий на рост развитие плесневых  грибов».

3)        «Изменение видового состава простейших организмов в сенном настое».

4)        «Изучение условий для жизнедеятельности дрожжевых грибков»

5)        «Определение степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников».

Учебно-тематический план курса

Тема занятия

Кол-во часов

Формы и методы работы

1

Общие признаки и многообразие микроорганизмов

1

Лекция с элементами беседы

1. Вирусы – 7 часов

2

Строение вирусов

1

Лекция, сообщения учащихся

3

Взаимодействие вируса и клетки. Вироиды и прионы.

1

Лекция с элементами беседы

4

Хозяева вирусов – бактерии

1

Лекция

5

Хозяева вирусов – растения

1

Лекция

6

Вредоносность фитовирусов и защита растений

1

Сообщения учащихся, лекция

7

Хозяева вирусов – животные

1

Лекция с элементами беседы

8

Хозяин вируса - человек

1

Лекция, сообщения учащихся, тестирование

2. Бактерии - 11  часов

9

Морфология бактерий. Строение и размножение бактериальной клетки

1

Лекция

Практическое занятия

10

Микроскопическое изучение бактерий-возбудителей молочно-кислого брожения

1

Лабораторная работа 1

11

Роль бактерий в экосистемах

1

Лекция

12

Фотосинтезирующие бактерии

1

Лабораторная работа 2

13

Азотфиксирующие симбиотические бактерии

1

Лабораторная работа 3

14

Бактерии – возбудители болезней растений

2

Лекция

Лабораторная работа 4

15

Бактерии – паразиты и симбионты животных

1

Лекция

16

Нормобиота и бактерии-возбудители болезней человека

1

Лекция, доклады учащихся, эвристическая беседа

17

Антимикробные препараты и их использование

1

Рассказ с элементами беседы

18

Использование бактерий в биотехнологии

1

Лекция, эвристическая беседа, сообщения учащихся

3. Микроскопические грибы – 11 часов

19

Сравнение признаков грибов, растений и животных

1

Эвристическая беседа, практикум - составление сравнительной таблицы Практическое занятие

20

Строение плесневых грибов

1

Лабораторная работа 5

21

Половое и бесполое размножение грибов

2

Лекция, беседа.

Лабораторная работа 6

22

Дрожжевые грибы

1

Лабораторная работа 7

23

Симбиоз грибов с растениями – лишайники

2

Лекция, беседа.

Лабораторная работа 8

24

Взаимоотношение грибов и растений

1

Лекция

25

Грибы – паразиты и симбионты животных

1

Лекция, эвристическая беседа, сообщения

26

Грибы – возбудители болезней человека

1

Лекция, эвристическая беседа

27

Использование грибов в биотехнологии

1

Лекция, эвристическая беседа, сообщения

Обобщение – 5 часов

28

Роль микроорганизмов в генной инженерии

1

Лекция, эвристическая беседа

29

Подготовка проектных работ

2

Практикум

30

Защита проектных работ

2

Мини-конференция


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Соотношения между сторонами и углами в треугольнике.

Сценарий урока-обобщения изученного материала (геометрия-7)...

Учебный фильм "Две стороны личности Николая II. Императорская семья в Царском Селе"

Этот фильм, снятый мной, является продолжением фильма о могиле Распутина. У меня на уроках они являются учебными пособиями в курсе истории 20 века.htt...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Программа элективного курса по химии для учащихся 8 – 9 –х классов «Химическая сторона окружающего мира»

Пособие содержит описания и порядок проведения теоретических и практических занятий по программе «Химическая сторона окружающего мира» (Растворы и растворимость. Чудо природы – крист...

Методический комплект «Диагностический материал» для проведения обследования произносительной стороны самостоятельной связной речи у неслышащих школьников 8 - 10 классов на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны

Диагностический материал предназначен для исследования произносительной стороны самостоятельной связной речи глухими обучающимися старших классов на индивидуальных занятиях по ФРС и ПСР. Исследование ...