Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи
картотека на тему

Кузнецова Ирина Александровна

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_grammatike.docx17.8 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр.

(игры на развитие грамматической стороны речи)

Игры по  словообразованию.

«Назови ласково».

Цель: учить детей образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Содержание игры: предлагаем ребенку называть ласково все те предметы, которые мы будем называть (огурец-огурчик, пенал-пенальчик).

 «Два брата ИК и ИЩ»

Цель: учить детей образовывать слова от заданных с помощью суффиксов ИК и ИЩ.

Содержание игры: предлагаем поиграть в страну гномов, где живут слова с суффиксом ИК, и страну великанов, где живут слова с суффиксом ИЩ. Называем слово, а ребенок, по нашей просьбе, путем прибавления определенного суффикса, образует новые слова (дом-домик-домище, нос-носик-носище).

«Найди родственника»

Цель: учить детей образовывать родственные слова от заданных.

Содержание игры: называем слово, и просим ребенка подобрать похожие слова.

Яблоко- яблочко, яблоня, яблочный; вишня – вишенка, вишневый;

«У кого кто?»

Цель: учить детей образовывать от данных слов единственное и множественное число имен существительных.

Содержание игры: предлагаем ребенку назвать, как, к примеру, называется птенец утки? А много птенчиков? ( утка-утенок- утята и т.д.)

Игры по словоизменению .

«Один-много».

Цель: учить детей образовывать множественное число имен существительных при помощи окончания -Ы.

Содержание игры: предлагаем ребенку поиграть, говоря, что « я буду называть один предмет, а ты много» ( стол-столы, ваза-вазы)

«Что я имею ввиду»

Цель: учить детей подбирать к прилагательному существительное в нужном роде.

Содержание игры: спрашиваем ребенка: про какой овощ можно сказать, что он «красный»? «твердый»? «сочный»?

«Подбери признак»

Цель: учить детей подбирать прилагательное к существительному в определенном роде.

Содержание игры: спрашиваем у ребенка: куртка (какая?)- красная, теплая, зимняя…

«Что я загадала?».

Цель: учить детей изменять слова по падежам.

Содержание игры: детям предлагается отгадать загадки, и потом ответить на вопросы.

Что это у Галочки?        Чем мы ловим рыбу?

Ниточка на палочке.        У кого удочка?

Палочка в руке,        Палочка где?

Ниточка в воде. (удочка)        Ниточка где?

Игры на развитие падежного управления.

«Закончи предложение». (родительный падеж)

Цель: учить детей выбирать слово в нужной грамматической форме и подставлять его в предложение, чтоб оно было логически законченным.

Содержание игры: ребенку дается карточка, где написаны предложения, в которых пропущены слова. В  эти пропуски нужно подставить слова написанные в скобках. Следим, чтоб ребенок подставил слово в нужной грамматической форме.

Налей мне стакан горячего_________                             чаю

Тебе __________или кофе?         Чая

«Кто кому?» (дательный падеж)

Цель: учить детей понимать грамматические конструкции с употреблением дательного падежа.

Содержание игры:  на карточке написаны предложения, отражающие какое-либо действие. Ребенок прочитывает предложение, осмысляет его и отвечает на заданный вопрос.

К Ване приехала бабушка. Кто хозяин?

Наташа написала письмо подруге. Кто получил?

Наташа читает письмо Веры. Кто посылал?

«Вставка» (винительный падеж)

Цель:  учить детей по окончанию существительного определять какой предлог пропущен.

Содержание игры: перед ребенком карточка с предложениями, где пропущены все предлоги. Ребенку предлагается вставить в пустые клеточки предлоги, чтоб получилось связное предложение.

Как ____воду глядел.

А он и ____ус не дует.

«Собери пары» (творительный падеж)

Цель: учить детей соотносить предметы между собой, и использовать в речи творительный падеж.

Содержание игры:  картинки с изображением предметов распределяются в два столбика. К картинкам из первого столбика нужно подобрать картинки из второго столбика и соединить их линиями. Устно составляются предложения, отвечающие на вопрос: «Что чем выполняют?» ( письмо пишется ручкой, гвоздь забивается молотком)

«Исправь ошибку» (предложный падеж)

Цель: учить  детей находить ошибки в употреблении предлогов предложного падежа и исправлять их.

Содержание игры: ребенок читает предложения. Нужно найти ошибки в употреблении предлогов В и НА, и исправить их.

Суп варят на кастрюле.

Мы живем в пятом этаже.

Игры, направленные на согласование частей речи.

«Веселый счет»

Цель: учить детей согласовывать числительные 2 и 5 с существительными.

Содержание игры: предлагаем ребенку посчитать.

Одно яблоко, два яблока…..пять яблок.  И т.д.

«Один-одна»

Цель: учить детей согласовывать существительные с числительными ОДИН и ОДНА

Содержание игры: перед ребенком выкладываются карточки, где нарисованы предметы ( одна машина, одна дорога, один лист, один мяч и т.д.). Просим ребенка закрывать фишками картинки, называя их.

«Назови цвет»

Цель: учить детей согласовывать существительные с прилагательным в роде и числе.

Содержание игры: просим ребенка назвать морковь (какая?), огурец (какой?)

«Зоопарк»

Цель: учить детей согласовывать слова по падежам.

Содержание игры: перед ребенком выкладываем картинки с животными и спрашиваем: Кто с кем дружит? Чем их угощают? Кого быты хотел иметь дома?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие лексической стороны речи детей в игре

Работа по развитию лексической стороны речи является важным разделом логопедической работы. Ребёнок должен уметь узнавать и понимать те слова, которые слышит, уметь отбирать слова для высказываний и п...

Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе

Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи....

Дидактические игры для развития грамматического строя речи

Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение. А, как известно, ведущим видом деятельности детей дошкольн...

Методические рекомендации для родителей по обогащению словаря ребёнка и развитию грамматической стороны речи

Рекомендации в бытовой ситуации, как научить ребенка красивой, связной, ясной, грамматически правильной речи!...

Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста

Дидактические сказки – это сказки, которые создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) ...

использование новых приемов в логопедической работе над развитием лексической стороны речи

использование новых приемов ра работе над развитием лексической стороны речи на логопедических занятиях...