Развитие грамматической стороны речи детей дошкольного возраста, как основной фактор готовности к обучению в школе
учебно-методический материал по теме

Слободчикова Инна Викторовна

 

Одним из важнейших условий полноценного речевого и общего психического развития ребёнка является своевременное формирование грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_gram_stroy.docx25.67 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  №180

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»

Методические рекомендации

«Развитие грамматической стороны речи детей, как основной фактор готовности к обучению в школе»

Составитель:

Слободчикова И.В.

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Кемерово, 2013


Пояснительная записка

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое – то общее значение. У детей, усваивающих грамматику чисто практически, одновременно формируется мышление. В этом величайшее значение грамматики в развитии речи и психики ребенка.        

Последовательность становления грамматической стороны языка обусловлена его строением, а также традиционными способами организации детской игровой, практической и познавательной деятельности; формами сотрудничества, общения ребенка с окружающими. Однако личный опыт у детей, очень неодинаков, и это приводит к широкому многообразию индивидуальных особенностей речевого развития.

Овладение грамматическим строем языка осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опосредствованных словом, в общении с взрослыми и детьми. Источники и факторы развития языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и соответственно многообразны педагогические условия, средства и формы педагогического воздействия.

Управление грамматическим развитием должно осуществляться, прежде всего, через организацию специальной совместной с взрослым деятельности, через общение ребенка с педагогом и другими детьми. Такое общение может разворачиваться в форме речевого взаимодействия двоих собеседников (диалог), но может принимать и групповые формы (полилог). В зависимости от возраста формы организации общения меняются.

Цель: оказание методической помощи воспитателям и учителям-логопедам по вопросам формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста.

Овладение опытом предлагаемых методических рекомендаций может способствовать своевременному формированию грамматического строя языка ребенка, что является важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития.

Содержание

Формирование грамматического строя языка протекает в общем русле речевого (языкового) развития, поэтому нужно учитывать поэтапный характер общего речевого развития, прежде всего этапы формирования форм речи, переход от  семантической системы к ситуативной, фразовой непроизвольной речи.

        В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.

 

Усвоение детьми грамматического строя речи по возрастам.

1 младшая группа.

        На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматические формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, затем дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». Ребенок способен узнавать и называть знакомые предметы, изображенные на картинке, называть действия («Собака бегает»), но развернутые фразы, как правило, еще далеко не всегда правильны.

        Хотя ребенок, верно, связывает слова в предложения, согласует их в роде и числе, но нередко при этом допускает ошибки в падежных окончаниях. Он различает и правильно пользуется глаголами настоящего и прошедшего времени. Ответы детей состоят в основном из простых предложений, однако в них все чаще появляются дополнения («Мальчик сидит на стуле»).

        Дети пользуются и сложными предложениями, сначала сложносочиненными, а к концу года и сложноподчиненными, хотя последние употребляют еще очень редко. К концу года ребенок овладевает в такой степени, что свободно может рассказать о том, что видел, что нового узнал от взрослых, но его речь пока носит ситуативный характер.


Основные направления развития грамматической стороны речи в 2-3 года:

  1. Обучение по словесному указанию педагога находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик»), различать их местоположение («Поставь рядом»).
  2. Умение пользоваться существительными, обозначающими названия растений, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими некоторые трудовые действия; прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; наречиями (близко - далеко; низко - высоко; быстро - медленно; темно — светло; хорошо - плохо).
  3. Обучение согласовывать   существительные   и   местоимения   с   глаголами прошедшего времени, составлять фразы из 3-4 слов. Отвечать на вопросы воспитателя.

2 младшая группа.

        Это возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Совершенствуется речь ребенка.

        Четвертый год жизни отмечается новыми достижениями в развитии ребенка. Он начинает высказывать простейшие «суждения о предметах и явлениях окружающей его действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.

        В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные, прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, хороший, твердый). Ребенок начинает шире пользоваться предлогами и союзами. К концу года они нередко используют в своей речи притяжательные прилагательные (папин стул, мамина кофта).

        Одновременно с обогащением словаря дети интенсивнее овладевают грамматическим строем речи. На вопросы взрослых они все чаще отвечают развернутыми фразами, состоящими из 4-х и более слов, в его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложносочиненные и сложноподчиненные. В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе. В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в речи появляются краткие причастия. Дети этого возраста допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неправильно употребляют падежные окончания («Мама окны моет»); при образовании родительного падежа существительных мн.ч. отмечается влияние окончаний — ов, - ев на другие склонения (ручка - «ручное»); наблюдаются частые ошибки в употреблении несклоняемых имен существительных («А у меня на «пальте» пуговица оторвалась); неправильное изменение по лицам даже часто употребляемых глаголов. Отмечаются некоторые несовершенства фразовой речи: не всегда правилен порядок слов в предложениях, нарушается оформление связей слов («один колесо»).  

Основные направления развития грамматической стороны речи в 3 – 4 года:

- Продолжать учить детей согласовывать слова в роде, числе, падеже;

- Употреблять существительные с предлогами: в, на, под, за.

- Учить детей употреблять в речи и различать имена существительные в форме единственного и множественного числа. Форму множественного числа существительных в родительном падеже.

- Учить согласовывать глаголы во времени с существительными; понимать назначение предлогов; пользоваться разной интонацией; Составлять предложения с однородными членами.

- Отвечать полным предложением на вопросы,  грамматически правильно оформляя свои высказывания.  

Средняя группа.

        К 4 - 5 годам малыш овладевает падежами, сначала родительным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются глагольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произносят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?»

        Пятый год жизни - заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается.

        В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражение временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные - голубой, темный, оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако последние ребенок употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные используют чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все же еще редко.

        В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах; пользуются более усложненной и распространенной фразой.

Основные направления развития грамматической стороны речи в 4 – 5 лет:

- Продолжать учить детей правильно согласовывать слова в предложении.

- Совершенствовать   умения:   правильно   использовать   предлоги   в   речи; образовывать       форму      множественного       числа      существительных, употреблять их в именительном и родительном падежах.

- Упражнять,    правильно    использовать    форму    множественного    числа родительного падежа существительных. Употреблять формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать. Учить детей использовать в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.  

Старшая группа.

        На этом возрастном этапе продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Фраза становится, более развернутой, точнее высказывания. Ребенок выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает устанавливать причинно - следственные связи между ними, временные и другие отношения.

        На шестом году ребенок практически овладевает грамматическим строем и пользуется им достаточно свободно. В структурном отношении речь значительно усложняется не только за счет простых распространенных предложений, но и сложных; возрастает объем высказываний. Все реже ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных; часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе. Он легко образует существительные, и другие части речи при помощи суффиксов, прилагательные из существительных (ключ из железа -железный). В своей речи ребенок пользуется сложными предложениями, хотя некоторые типы предложений еще вызывают у него затруднения. Предлоги и союзы употребляются в самых разнообразных значениях. Способны устанавливать и отражать в речи причинно - следственные связи; обобщать, анализировать и систематизировать.

        Однако, в речи детей все чаще встречаются грамматические ошибки: неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах, неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («грушев», «деревов»), изменение по падежам несклоняемых существительных «На «пианине» стоят часы»). У детей появляется критическое отношение к своей речи.


Основные направления развития грамматической стороны речи в 5 – 6 лет:

- Совершенствовать     умения     детей     согласовывать     в     предложении существительные   с   числительными   (На   столе   лежат   пять   груш), существительные с прилагательными.

- Образовывать множественное число существительных.

- Формировать   умение   пользоваться   несклоняемыми   существительными (кофе, пальто, пианино, кино, какао). Познакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, солонка, строитель, снегоход, листопад). Учить образовывать (по образцу) однокоренные слова (снег - снеговик - снежинка - снегирь). Продолжать учить детей составлять (по образцу) простые и сложные предложения.

- Учить, при инсценировках, пользоваться прямой и косвенной речью.

 

Подготовительная группа.

        В количественном и качественном отношении речевая сторона речи детей седьмого года жизни достигает высокого уровня. Характерным является дифференцированный подход к обозначению предметов (машина грузовая и легковая, а не просто машина; одежда, обувь летняя и зимняя). Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова (длинноногий жираф), пользоваться эпитетами, понимать метафоры (море смеялось).

        У детей складываются представления о многозначности слов (чистая рубашка, чистый воздух). Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые наиболее точны: качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними. Он может точно подбирать слова при сравнении предметов или явлений, метко подбирая в них сходства и различия (белый как снег), все чаще пользуется сложными предложениями, употребляет причастные и деепричастные обороты. Правильно изменяют и согласовывают слова в предложении; может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов.

Большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи оказывают уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно пользоваться различными формами и категориями, своевременно исправлять ошибки ребенка.

        В процессе речевого общения дети употребляют, как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова, употребляют падежные окончания. Однако нередко вместо точного названия предметов дают его описание («дерево» вместо дуб, ель), иногда неточно употребляют глаголы, другие части речи. Даже к моменту поступления в школу его речь еще не всегда безупречна и правильна в грамматическом отношении. Причина в основном заключается в сложности грамматической системы русского языка, наличии множества исключений из общих правил, которые ребенок еще не в состоянии усвоить.

Основные направления развития грамматической стороны речи в 6 – 7 лет:

- Продолжать учить детей использовать в речи синонимы, существительные с   обобщающим   значением   (строитель,   листопад).   Вводить   в     речь антонимы.

- Совершенствовать умение   использовать  разные   части речи  точно  по смыслу. Закреплять  умение   согласовывать   существительные   с   числами,   существительные с   прилагательными, местоимения с существительными  и прилагательными.

- Образовывать   по   образцу   существительные  с   суффиксами;   глаголы   с   приставками; сравнительную и превосходную степень имен прилагательных, сложные предложения разных видов. Совершенствовать умение образовывать однокоренные слова.


Литература

  1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — Кишинев-СПб., 1993.

  1. Белякова Г.А. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения / В кн.: Умственное воспитание детей дошкольного возраста // Под ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А. Сохина. — М., 1984.

  1. Ванюхина Г.В. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. — Екатеринбург, 1993.

  1. Генинг М.Г., Герман Н.А. Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1980.

  1. Ломан Г. Гармоничное развитие ребенка. — М., 1996.

  1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

  1. Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.

  1. Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. — М., 1995.

  1. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? — М., 1982.

  1. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. — М., 1979.

  1. Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников / Дошкольное воспитание. 1994. № 10. — С. 24-28.

  1. Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология. 1995. № 3. — С. 76-81.

  1. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1981.

  1. Тумакова Г.А. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». — М., 1990.

  1. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук»

Игры с предметами домашнего обихода.Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены оче...

Обучение грамматической стороне речи детей младшего школьного возраста.

      Что  же должен знать и уметь ученик , чтобы мы могли сказать  что он владеет той или иной грамматической структурой?...

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Анкета для родителей детей подготовительной к школе группы для родительского собрания «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста»

Анкета для родителей детей подготовительной к школе группы для родительского собрания «Развитие выразительности речи детей дошкольного возраста»...

Презентация занятия по формированию лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста 6-7 лет по теме "Цветы. Насекомые"

Уточнение и расширение знаний о цветах и насекомых; обогащение словаря по теме; закрепление умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами,  прилагательные от с...

Консультация "Влияние музыкально-ритмических движений на развитие и коррекцию речи детей дошкольного возраста"

Проблемы недоразвития речи успешно могут решаться на музыкальных занятиях....

Дидактические сказки как средство развития лексической стороны речи детей дошкольного возраста

Дидактические сказки – это сказки, которые создаются педагогами для закрепления и обобщения учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) ...