С физкультурой дружить - значит здоровым быть
проект по биологии на тему

Ранняя Мария Владимировна

Термин "дистония" отражает дисбаланс между регуляторными механизмами парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Поскольку симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы отвечают за поддержание постоянства внутренней среды организма, то есть, за нормальную работу всех органов и систем, сокращая или увеличивая сердцебиение, количество дыхательных движений, мочеиспускание, дефекацию и регулируют иные многочисленные функции в соответствии с потребностями на текущий момент, то дисбаланс в их работе вызывает разнородную симптоматику, имитирующую разнообразные патологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_meditsina_garapova.docx71.3 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону

Донская академия наук юных исследователей им. Ю. А. Жданова

Секция медицины/медицина-практика

Тема: «С физкультурой дружить - значит здоровым быть»

Автор работы:

Гарапова Виолетта, 11кл.,

МБОУ СОШ № 6,

г.Сальска, Ростовская область

Руководитель:

Ранняя Мария Владимировна,

учитель химии,

МБОУ СОШ № 6,

Г.Сальска, Ростовская область

г. Ростов-на-Дону

2017 год

Оглавление

Введение        3

1 Вегето-сосудистая дистония: сущность и характеристика заболевания        5

1.1 Причины и симптомы, характерные для Вегетососудистой дистонии        7

1.2 Типы ВСД, характерные для подросткового возраста        8

2 Методы диагностика заболевания        10

2.1 Методы профилактики ВСД        11

3 Практическая часть        12

Выводы        14

Заключение        15

Список литературы        16

Приложения        17

        

Введение

Термин "дистония" отражает дисбаланс между регуляторными механизмами парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Поскольку симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы отвечают за поддержание постоянства внутренней среды организма, то есть, за нормальную работу всех органов и систем, сокращая или увеличивая сердцебиение, количество дыхательных движений, мочеиспускание, дефекацию и регулируют иные многочисленные функции в соответствии с потребностями на текущий момент, то дисбаланс в их работе вызывает разнородную симптоматику, имитирующую разнообразные патологии.

Вегетососудистая дистония у детей – симптомокомплекс функциональных расстройств со стороны различных систем, обусловленных нарушением регуляции их деятельности вегетативной нервной системой[2].

Вегетососудистая дистония у детей может проявляться кардиальным, респираторным, невротическим синдромами, вегетативно-сосудистыми кризами, синдромом нарушения терморегуляции. Каждый второй ребенок страдает ВСД, и даже не подозревает об этом, так многие педиатры не уделяют этому должного внимания, и приписывают головные и сердечные боли, повышенную утомляемость к причинам переходного возраста, тем самым давая почву для развития более тяжелых заболеваний:  артериальной гипертензии, бронхиальной астмы,язвенной болезни желудка, инсультов и инфарктов. Все выше изложенное определяет актуальность выбранной темы.

Гипотеза исследования: возможно ли при своевременной диагностики рассматриваемого заболевания и  использовании физических нагрузок снизить уровень распространения ВСД среди подростков.

Целью работы является: изучение Вегетососудистой дистонии как заболевания распространенного среди подростков и методов его профилактики.

Исходя из указанной цели, можно выделить следующие задачи:

  1. Провести анализ научной литературы по выбранной теме
  2. Рассмотреть причины и симптомы, характерные для этого заболевания и методы диагностики
  3. Выявить уровень распространения ВСД среди школьников
  4. Разработать комплекс физических упражнений для учащихся страдающих ВСД и определить их влияние на состояние обучающихся
  5. Разработать рекомендации для учащихся с целью профилактики данного заболевания

Объектом исследования: Вегетососудистая дистония и ее виды

Предмет исследования: причины возникновения ВСД среди школьников и методы профилактики рассматриваемого заболевания

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научной литературы по рассматриваемой проблеме, беседа, диагностика распространенности ВСД, по средствам составления опросника.


1 Вегето-сосудистая дистония: сущность и характеристика заболевания

Термин "дистония" отражает дисбаланс между регуляторными механизмами парасимпатического и симпатического отделов вегетативной нервной системы. Поскольку симпатический и парасимпатический отделы вегетативной нервной системы отвечают за поддержание постоянства внутренней среды организма, то есть, за нормальную работу всех органов и систем, сокращая или увеличивая сердцебиение, количество дыхательных движений, мочеиспускание, дефекацию и регулируют иные многочисленные функции в соответствии с потребностями на текущий момент, то дисбаланс в их работе вызывает разнородную симптоматику, имитирующую разнообразные патологии. [1]

На самом же деле симптоматика вегетососудистой дистонии связана с нарушением регуляторных функций и слаженного взаимодействия двух отделов вегетативной нервной системы, а не патологией какого-либо внутреннего органа. Это означает, что у человека появляются субъективные жалобы на нарушение работы различных органов, которые имитируют заболевание, но на самом деле никакой патологии нет, поскольку клинические симптомы связаны с дисбалансом нервной системы[3].

Так, рецепторы вегетативной нервной системы, находящиеся во всех внутренних органах и тканях организма, постоянно фиксирует значения артериального давления, частоты сердцебиения, теплоотдачу, ширину просвет дыхательных путей, активность работы органов пищеварения, скорость образования и выделения мочи и т.д. Кроме того, вегетативная нервная система регулирует выработку адреналина и инсулина[7].

Рецепторы фиксируют текущие параметры работы органов и систем, и передают их в спинной мозг, на уровне которого производится автоматизированная обработка. После обработки спинной мозг корректирует параметры работы органа или системы так, чтобы это было оптимально на текущий момент времени, и посылает соответствующий сигнал к рецепторам, распложенным в тканях. Ежесекундно в спинном мозгу обрабатываются миллиарды сигналов от различных органов и тканей и посылаются необходимые команды на коррекцию работы органа или системы[4].

 Вегетативную нервную систему можно сравнить с автономной электронной системой управления какого-либо сложного станка или процесса, которая ежесекундно анализирует параметры работы и выдает нужные, запрограммированные команды.

Для иллюстрации работы вегетативной нервной системы рассмотрим простой пример. Человек поел, в результате чего в желудке оказался некоторый объем пищи. Рецепторы желудка среагировали на ее появление и послали соответствующий сигнал в спинной мозг, который его проанализировал и отдал команду на выработку желудочного сока, чтобы переварить поступившие питательные вещества. То есть, вегетативная нервная система обеспечивает нормальную и слаженную работу внутренних органов путем осуществления запрограммированных на уровне спинного мозга рефлексов и вариантов действий[2].

Благодаря существованию вегетативной нервной системы, человеку не нужно думать, что после еды следует включить выработку желудочного сока, а при физической нагрузке увеличить частоту сердечных сокращений, расширить бронхи и чаще дышать и т.д.

Именно вегетативная нервная система обеспечивает наше комфортное существование без постоянных мыслей о том, какое в данный момент времени нужно сделать артериальное давление, насколько расширить бронхи, сколько выбросить желудочного сока, с какой скоростью продвигать пищевой комок по кишечнику, под каким углом поставить ногу, на какой угол повернуть руку и т.д. [2].

Запрограммированное протекание физиологических процессов позволяет человеку думать, заниматься творчеством, изучать мир и совершать иные действия, не уделяя внимания процессам жизнедеятельности. Таким образом, нельзя недооценивать важность вегетативной нервной системы. Вполне понятно, что любое нарушение или сбой в ее работе повлечет за собой разбалансировку и неправильное функционирование различных внутренних органов и систем, что и будет сопровождаться разнообразной клинической симптоматикой [9].

Например, повышение артериального давления при вегетососудистой дистонии не является симптомом гипертонической болезни, а отражает дисбаланс вегетативной нервной системы. Вегетососудистая дистония может развиваться при различных соматических, психических или нервных заболеваниях.

Таким образом, вегетососудистая дистония – это не самостоятельное заболевание, а комплексный синдром, являющийся частью совокупной клинической картины различных психоэмоциональных, соматических, неврологических или психических заболеваний. Именно поэтому при подозрении на наличие у человека вегетососудистой дистонии необходимо комплексное обследование, которое позволит выявить не только синдромальные проявления, но и основное заболевание, ставшее причиной их появления. Одновременно врач должен оценивать выраженность вегетативных расстройств[5].


1.1 Причины и симптомы, характерные для Вегетососудистой дистонии

Современная медицина не знает точных причин формирования предпосылок для слабости нервной системы у детей. Многие ученые считают, что в основе этого патологического процесса лежат наследственные факторы, которые усугубляются различными осложнения течения беременности в перинатальном периоде: токсикозы беременной, гипоксия плода, внутриутробные инфекции, стремительные или затяжные роды, родовые травмы, энцефалопатии [6].

Вегетативные нарушения сопровождаются разнообразными реакциями симпатической и парасимпатической систем, обусловленными нарушением выработки кортикостероидов, медиаторов (ацетилхолина, норадреналина), биологически активных веществ (простагландинов, полипептидов и др.), нарушением чувствительности сосудистых рецепторов [7].

К факторам риска относятся:

  • сосудистые нарушения церебрального характера с обкрадыванием структур мозга кислородом;
  • дисфункция системы циркуляции ликвора в позвоночном столбе;
  • слабость лимбико-ретикулярного комплекса в сочетании с дисфункцией гипоталамуса.

В результате комплекса перечисленных нарушений формируется низкая устойчивость психики ребенка к стрессовым ситуациям. На фоне систематического нервного перенапряжения происходит перераспределение нервных импульсов, за счет которого ослабевает интенсивность кровоснабжения важных органов и систем [1].

Различают гипертоническую форму протекания ВСД и гипотоническую.

При гипертонической форме подросток страдает от:

  • частых головных болей;
  • повышенной нервной возбудимости;
  • затруднений при отходе ко сну;
  • рассеянности внимания;
  • трудностей с запоминанием изучаемого материала.

Могут беспокоить боли в области сердца. Отличительная характеристика — повышение артериального давления до 140/80 мм ртст [4].

При гипотонической форме заболевания на первый план выходят симптомы недостаточности мозгового кровоснабжения. Это могут быть следующие признаки:

  • плаксивость и постоянные перепады настроения;
  • головокружения и мышечная слабость;
  • головные боли носят рассеянный характер;
  • постоянная сонливость и апатия.

Боли в сердце возникают в основном при физических нагрузках. У ребенка замедленный пульс (брадикардия) и бледные кожные покровы. Артериальное давление чаще держится в пределах 110/70 мм ртст[7].

При длительном течении ВСД к данным симптомам могут присоединяться признаки вторичных поражений внутренних органов и систем. Часто поражается иннервация слизистой оболочки желудка и желчного пузыря. Возникают проблемы с отсутствием аппетита, постоянными застойными явлениями в желчевыводящих путях, нарушения стула[10].

1.2 Типы ВСД, характерные для подросткового возраста

В современной клинической практике выделяют 4 варианта ВСД:

ВСД по гипертоническому типу.        

ВСД по гипертоническому типу характеризуется избыточным тонусом сосудов и повышенным артериальным давлением более 140/90 мм рт.ст. При этом человека беспокоят головные боли, сердцебиение, быстрая утомляемость и чувство жара. На грудной клетке в области сердца кожа становится очень чувствительной. Если ВСД по гипертоническому типу не контролировать, то она может перерасти с гипертоническую болезнь. Характерно появление многочисленных признаков сосудистых нарушений, таких, как покраснение лица и шеи, "мраморная" окраска кожи, холодные руки и ноги и т.д. [7].

Кроме того, для ВСД по гипертоническому типу характерны эпизоды внезапного, беспричинного колебания температуры тела, когда она то повышается, то понижается. На некоторых участках тела может появляться избыточная потливость.

ВСД по гипотоническому типу

В данном случае у человека преобладают симптомы сосудистой недостаточности, поскольку тонус сосудов существенно снижен. Артериальное давление снижается менее 100/60 мм рт. ст., вследствие чего человека беспокоит слабость, утомляемость, головокружения и обмороки при переходе из горизонтального в вертикальное положение.

Обмороки обычно предвосхищаются головокружением, слабостью, потемнением или туманом в глазах. Также характерны резкие скачки артериального давления. Характерно появление многочисленных признаков сосудистых нарушений, таких, как покраснение или синюшность лица и шеи, "мраморная" окраска кожи, холодные руки и ноги и т.д. Кроме того, человека может беспокоить повышение или понижение температуры без видимой причины и избыточная потливость. [8].

 ВСД по смешанному типу.

ВСД по смешанному типу протекает на фоне неустойчивого тонуса сосудов, который попеременно повышается или понижается. Именно поэтому ведущим симптомом ВСД по смешанному типу являются скачки артериального давления. В остальном человека могут беспокоить симптомы и ВСД по гипертоническому, и по гипотоническому типу. [10].

ВСД по кардиальному типу.

 ВСД по кардиальному типу диагностируется, если человека, главным образом, беспокоят боли в сердце различного характера, выраженности и локализации. Боль может быть резкой, колющей и жгучей, неточно локализованной, как бы размытой по всему сердцу. Часто у человека возникает ощущение перебоев в сердцебиении. На фоне довольно сильной субъективной выраженности подобных симптомов, отсутствуют какие-либо объективные данные, позволяющие заподозрить патологию сердца.

Симптоматика обычно проявляется в период стрессов и гормональных перестроек организма (беременность, подростковый возраст, климакс и т.д.). Субъективные ощущения и жалобы могут периодически исчезать, а затем вновь появляться, причем их характерологической чертой является отсутствие прогрессии, в связи с чем общее состояние человека не ухудшается[1].


2 Методы диагностика заболевания

Диагностика ВСД значительно затруднена ввиду схожести симптомов с рядом других заболеваний и правильнее будет говорить о дифференциальной диагностике, т.е, об исключении той или иной патологии других органов и систем организма.

Для этого необходимо расспросить пациента о семейной отягощенности. Установить его наследственно-конституциональную предрасположенность. У больных с ВСД в семье встречаются случаи заболеваний язвенной болезнью желудка, гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, сахарным диабетом.[2]

Основными данными, говорящими в пользу ВСД являются типичные жалобы пациента, наличие кризов их характер, длительность и послекризовая слабость. С целью дополнительных исследований проводят ЭКГ (электрокардиограмму) и ЭЭГ (электроэнцефалографию).

Назначают проведение функциональных проб (ортостатическая, фармакологическая). Для этого пациенту предлагают лечь, измеряют АД и ЧСС, затем встать и по изменению показателей, судят о возможном наличии ВСД, а также вводятся лекарственные вещества для проверки реакции вегетативной нервной системы [7].

Сегодня существует немало тестов и методик, с помощью которых врач может выяснить, какие из причин в каждом конкретном случае сыграли решающую роль, вызвав появление признаков вегетативно-сосудистой дистонии.

Зачастую для того, чтобы избавить человека от тягостных проявлений вегетативной дисфункции (вегето-сосудистой дистонии), достаточно назначить эффективное лечение его основного недуга и подсказать пути дальнейшего самостоятельного оздоровления организма[8].

Для диагностики применяются разнообразные методы, в том числе с использованием самого современного оборудования. Так, для исследования нарушений работы нервной системы применяют методы электроэнцефалографии (ЭЭГ), компьютерной томографии (КТ), магнитно-ядерного резонанса. Последние два метода позволяют сканировать и получать на экране послойные изображения (к примеру, головного мозга), на которых специалист сможет различить здоровые и пораженные болезнью участки [3].

Для исследования функций сердечнососудистой системы наиболее часто применяются методы электрокардиографии (ЭКГ), в том числе с записью результатов кардиограммы на протяжении суток, а также реовазографии, заключающиеся в графическом отображении ритмического, колебательного наполнения кровеносных сосудов отдельных тканей и органов [4].

Учитывая данные осмотра и беседы с пациентом, результаты исследований и рекомендации смежных специалистов, лечащий врач формулирует точный диагноз и назначает лечение, а также дает больному советы по организации образа жизни и наиболее эффективным методам укрепления здоровья.

Артериальное давление и способы измерения

Артериальное давление (АД) – это давление крови в артериях. АД измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.). В различных артериях, различное давление. Давление зависит от «калибра» кровеносного сосуда. Самое высокое артериальное давление в аорте, в самом крупном и толстом сосуде человека. Чем ближе артерия к сердцу, тем она шире и давление в ней больше.

Для удобства измерения артериального давления, была выбрана плечевая артерия, именно та, на которой мы измеряем давление. Именно артериальное давление в плечевой артерии (130/80мм.рт.ст.), принято считать за норму [2].

2.1 Методы профилактики ВСД

Преимущественно немедикаментозные методы: нормализация образа жизни, закаливающие процедуры, занятия физкультурой и некоторыми видами спорта (плавание, легкая атлетика). Используется физиотерапия, бальнеотерапия, санаторно-курортное лечение. При раздражительности, расстройствах сна – препараты валерианы, пустырника, валокордин, иногда транквилизаторы. При гипотензивном типе – лечебная физкультура, беллоид, кофеин, фетанол. При гипертензивном типе – бегаадреноблокаторы, препараты раувольфии [4].

1) Сбалансированный режим дня, сон – наилучший отдых (8-10часов).

2) Адекватная физическая активность. Только подростки с АД 140-90 и выше занимаются в подготовительной физкультурной группе остальные в основной

3) Диета содержащая все необходимые ингредиенты, богатая витаминами, показаны продукты, содержащие соли калия

4) Психотерапия: методы релаксации, сочетание аутогенной тренировки и прямого внушения, разрешение психологической проблемы.

5)  Массаж головы, воротниковой зоны С1-С4, спины. Длительность сеансов 8-10-15 мин., курс-18-20 процедур. С пониженным АД массаж туловища, конечностей щетками.

6) Фитотерапия

7) При отсутствии эффекта от описанных мероприятий необходимо переходить к медикаментозной терапии [6].

8) Использование лечебной физкультуры

3 Практическая часть

ВСД – это заболевание, которое получило широкое распространение среди школьников. Так как нервные перенапряжения, недосыпания, не соблюдение режима дня приводит к нарушениям работы сердечно – сосудистой системы. Эти сбои проявляются в виде головных болей, усталости, нервозности.

Что же нужно делать, чтобы избежать их, ведь некоторые ребята даже не знают о том, что страдают данным заболеванием.

На первом этапе исследования совместно с медицинским работником МБОУСОШ № 6 г. Сальска были проанализированы медицинские карты учащихся 8,9,10 и 11 классов (всего 170 карт) с целью выявления групп учащихся страдающих ВСД и определения типа рассматриваемого заболевания.

В результате обработки данных были получены следующие данные:

ВСД по гипертоническому типу у 38% (65 учащихся)

Гипотоническому: 26% (44 ученика)

По смешанному: 20%(34 школьника)

По кардиональному:16% (27 учеников).

Мы предложили руководству школы проводить с учениками страдающими тем или иным типом ВСД, раз в неделю, физические упражнения, облегченного варианты, способствующие улучшению состояния в рамках уроков физкультуры, на что получили положительный ответ.

Затем побеседовав с классными руководителями и непосредственно с родителями детей,  нами были сформированы группы учащихся, объединенные по типу ВСД

Гипертоническому типу 25 учащихся

Гипотоническому: 16 школьников

По смешанному:  14 обучающихся

По кардиональному: 10 человек.

Для этого мы изучили научно - методическую литературу по рассматриваемой теме, воздействие физических нагрузок на организм, их положительное и отрицательное влияние, физиологические особенности организма, и подобрали, по – нашему мнению наиболее эффективные упражнения для учащихся.

В течение трех месяцев, осуществлялись занятия с учениками, по окончанию которых мы предложили ответить учащимся на ряд вопросов, способствующих выявления положительного или отрицательно воздействия упражнений на организм школьников.

Снизилось ли у вас количество возникающих головных болей после проведения комплекса упражнений: 44% учащихся ответили да, 56% нет, улучшилось ли ваше общее физиологические и психологическое состояние: 48% - да, 52% - нет, стало ли вам легче подниматься по лестнице: 42% ответили, что стало проще, 58% нет, помог ли вам разработанный комплекс упражнений: 49%-ответили, что да, 51% - нет, на вопрос хотели бы вы продолжать подобные занятия: 40% ответили, да, 60% - нет.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, о том, что использование упражнений, направленных на снижение уровня развития ВСД по определенному типу при регулярном проведении может привести к положительной динамики.

Также для снижения уровня развития и профилактика ВСД нами были разработаны авторские рекомендации, апробированные в МБОУСОШ № 6 г. Сальска, для школьников.

Ведение здорового образа жизни.

  1. При частых головных болях и болях в сердце необходимо обратиться в медицинской учреждение, либо к учителю;
  2. Производить диагностические исследования раз в 3-4 месяца;
  3. Измерять давление два раза в день: утром и вечером, также по мере возникновения головных болей, вести дневник измерений давления;
  4. Необходимо соблюдать режим дня;
  5. Питаться правильно, придерживаться диеты;
  6. Больше времени проводить на свежем воздухе;
  7. Проводить меньше времени за компьютером;
  8. Выполнять физические упражнения;
  9. Не переутомляться;
  10. Делать массаж головы, шейно-воротниковой зоны;
  11. Отказ от вредных привычек: фастфуд, курение, алкоголь;
  12. Исключить лишние переживания, стрессы;

Выводы

Таким образом, можно сказать о том ,что использование упражнений, ведение здорового образа жизни, являются показателями снижения уровня развития ВСД по определенному типу , тем самым дающий положительную динамику.

Спустя 3 месяца , группа детей , занимавшаяся физической культурой по определенной специфике почувствовали результат.


Заключение

Приступая к исследовательской работе, гипотезой которой  является возможность при своевременной диагностики ВСД и  использовании физических нагрузок снизить уровень распространения заболевания  среди подростков.. Помочь научится жить с этим диагнозом посредством ЛФК,ведения здорового образа жизни.

        Во время проведения исследования учащиеся получили не только много позитива и хорошее настроение, но и физическую нагрузку, укрепив свое здоровье.

          Проводя исследование, мы пришли к нужному результату, что доказывает о  диагностике самочувствия учащихся с заболеванием вегето-сосудистой дистонии.


Список литературы

  1. Аббакумов С.А. Нейроциркуляторная дистония //Врач. – 1997. – № 2 С. 8
  2. Абрамович, Машанская, Физические методы лечения больных нейроциркуляторной дистонией, Сибирский медицинский журнал, 2008, № 8, С. 106
  3. Амосова Е.Н. Нейроциркуляторная дистония / В кн.: Клиническая кардиология. - К.: Здоровье. – 2002. – Т. 2, глава 7. С. 755-787.
  4. Беленков Ю.Н., Оганова Р.Г. Вегетативная дисфункция сердца. – М.: Гэотар-Медиа., 2008. С. 158-168
  5. Большая энциклопедия оздоровительных гимнастик/ И.В.Милюкова, Т.А.Евдокимова, под общ. ред. проф. д-ра мед. наук Т.А.Евдокимовой. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2007.
  6. Беленков Ю.Н., Оганова Р.Г. Вегетативная дисфункция сердца. – М.: Гэотар-Медиа., 2008. С. 158-168
  7. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. С.8-56.
  8. Захарьян, Кубышкин Г.В.  Нейроциркуляторная дистония — патология соединительного матрикса, Журнал экспериментальной и клинической медицины, 2011, т. 1, № 2(2), С. 116
  9. Справочник практического врача/ Под ред. А.И.Воробьева. – 2-е изд., стереотипное. – М.: Медицина, 1983.
  10. Справочник фельдшера/ Под ред. В.А.Райского, В.И.Ельшанского. – М.: Медицина,1975, С.250

Приложения

Приложение № 1

Диаграмма № 1 «Выявление групп учащихся с тем или иным типом ВСД»

Приложение № 2

Лечебная физкультура при дистонии по гипертоническому типу

  1. Ходьба, хождение на носочках, высоко поднимая колени. На каждый шаг одной ногой, необходимо поворачивать туловище в противоположную сторону и  руки отводить в ту же сторону.
  2. Принять расслабленную позу стоя, затем потрясти каждой ногой.
  3. Чередовать спокойный бег на месте (1-3 мин.) с ходьбой (1-2 мин.).
  4. Встать прямо, держа руки на талии, а ноги – на ширине плеч. Наклониться вперед и выпрямиться.
  5. Сесть на мат или ковровую дорожку, потрясти расслабленными ногами.
  6. Сидя на полу, медленно поворачивать  голову из стороны в сторону. При каждом повороте делать вдох.
  7. Сесть на край стула, облокотиться о спинку. Ноги распрямить и вытянуть. Одну руку держать на груди, другую – на животе. Выполнить дыхание диафрагмой 4 раза.
  8. В позе сидя положить руки на плечи, соединить лопатки. Напрячь мышцы рук, плечевой зоны и спины. Затем расслабиться и полунаклониться вперед. Полностью расслабиться и опустить руки на бедра.
  9. Лечь на спину. Одну руку положить на грудную клетку, другую – на живот. Выполнить дыхание диафрагмой: от 4 до 5 раз.
  10. Встать. Поочередно расслабляя руки и ноги.

Лечебная физкультура при ВСД по гипотоническому типу

Сначала выполняем упражнения в позе стоя:

  1. Руки опустить вдоль туловища, ноги поставить вместе. Вытянуть руки вперед, сомкнуть пальцы. Затем развести их в стороны, делая вдохи и выдохи. Затем опустить руки вниз и расслабить мышцы.
  2. Ноги поставить на уровне плеч, руки – на пояс. Вытянуть одну руку в противоположную сторону. Скрутить позвоночник и растянуть область между лопатками.
  3. Стоя ровно, развести в стороны руки, при этом одну ногу согнуть и поднять вверх как можно выше. Стараться сохранять равновесие. Руки завести за голову, взять «в замок», а ногу вывести назад и поставить на носочек.
  4. «Ласточка». Отвести ногу назад, сделать наклон вперед, развести руки. При этом тянуться одной ногой вверх и назад, чтобы растянулся позвоночник.

Лечебная физкультура при дистонии по смешанному типу

  1. Диафрагмальное дыхание. Лежа на спине (или полулежа).Руки положить на живот, ноги согнуты в коленях.

Выдох через рот, сложив губы трубочкой, тонкой струйкой, живот "сдувается" и втягивается.6 раз.

  1. Лежа на спине, ноги выпрямлены, руки в "замке" под головой.Соединить правый локоть и левое колено, выдох.Вернуться в исходное положение, вдох.Соединить левый локоть и правое колено, выдох.Вернуться в исходное положение, вдох.До легкого утомления мышц живота.
  2. «Самолетик». Лежа на животе. Руки перед собой, голова лежит на кистях, ноги выпрямлены и плотно сомкнуты.Поднять голову, верхний плечевой пояс и ноги вверх, руки в стороны. Удержать 1 минуту. Дыхание произвольное.Вернуться в исходное положение, расслабление (покачать бедрами в стороны ("колыхание").
  3. "Ласточка". Стоя, ноги вместе, руки вдоль тела.Отвести правую ногу назад, наклониться вперед, руки в стороны, Тянуться правой ногой назад и кверху, растягивая позвоночник. Удержать равновесие.Вернуться в исходное положение.То же левой ногой.Вернуться в исходное положение. Повторить 2 раза.
  4. "Резиночка" выполняется стоя (но, если кружится голова, можно лежа). Стоя, ноги вместе, руки вдоль тела.Поднять руки через стороны вверх, зацепить кисти в "замок" (вдох).Вывернуть "замок" ладонями кверху. На выдохе растянуть позвоночник, потянувшись руками вверх, мысленно ногами вниз, перемещая центр тяжести на всю площадь стоп.Расцепить "замок"(вдох).Опустить руки через стороны вниз (выдох). расслабление. Выполнить 3 раза.

Диаграмма № 2 «Определение положительной или отрицательной динамики воздействия ЛФК на учащихся»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "со спортом дружить, здоровым быть"

мероприятие направлено на формирование здорового образа жизни, приобщение детей к занятием физической культурой. игра проводится с детьми 1-2 класс....

Сценарий спортивного мероприятия «С физкультурой дружить – здоровым быть!»

Вашему вниманию предлагается Сценарий спортивного  мероприятия  «С физкультурой дружить – здоровым быть!»...

Методическая разработка занятия по физической культуре в старшей группе «С физкультурой дружить - здоровым быть!»

Цель: упражнять в прыжках через «змейку» правым и левым боком,  в ходьбе по шнуру способом «елочка», сохранять равновесие и правильную осанку....

Сценарий спортивного праздника «С физкультурой дружить – здоровым быть!» для учащихся 1-11 классов на свежем воздухе

Даннау разработку можно использовать учителям физической культуры сельских школ....