Рабочая программа кружка "Занимательная биология"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Рабочая программа кружка "Занимательная биология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_biologii.docx54.03 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их - это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для учащихся 5- 9-х классов, которые уже знакомы по урокам окружающего мира и биологии с миром живых организмов.

Среди отличительных особенностей данной   программы можно назвать следующие:

  •   является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы;
  • Добавлен раздел изучения особенностей природы Смоленской области (природные комплексы, растительный и животный мир, природоохранная деятельность);

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность и с учетом региональных, в том числе экологических, особенностей.

Занятие в кружке позволит школьникам, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед учащимися школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Курс, рассчитанный на 68  часов,    включает теоретические и практические занятия по экологии,  биологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека. В рамках работы кружка будет организованы  экскурсии.

Цель программы:

Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься о огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Основные задачи программы:

Образовательные

  • Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у учащихся биологических и экологических знаний.
  • Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
  • Знакомить с биологическими специальностями.

Развивающие

  • Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
  • Развитие навыков общение и коммуникации.
  • Развитие творческих способностей ребенка.
  • Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
  • Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности, проведения опытов.
  • Формирование потребности в здоровом образе жизни.

Воспитательные

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.

Формы организации деятельности учащихся на занятиях

  • Групповая
  • Индивидуальная

Формы и методы, используемые в работе по программе

Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.

Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.

Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).

Исследовательские методы (при работе с микроскопом).

Наглядностьпросмотр видео,   компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.

Ожидаемый результат:

  • положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
  • повышение коммуникативности;
  • появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;
  • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
  • сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с учащимися начальной школы;
  • ведение здорового образа жизни.

Среди форм организации контроля и оценки качества знаний дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие, как:

1. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).

2. Проектно-исследовательская работа.

3. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения, о проведении внеклассного мероприятия.

4. Отчетная выставка.

Учебно-тематический план

№/ месяц

Темы

Количество занятий

Общее

В том числе теоретических

В том числе практических

1

Природа под микроскопом.

9

4

5

2

Осенние явления в природе.

8

3

5

3

Зеленый мир.

8

3

5

4

Мир животных.

9

4

5

5

Организм человека

7

3

4

6

Эволюция природы.

8

4

4

7

Весна в природе

9

4

5

8

Природа под охраной.

8

3

5

9

Здоровье человека и окружающая среда.

9

4

5

 

Всего

75

32

43

В соответствии с данной программой разработан тематический план.  В тематическом плане каждому месяцу учебного года соответствует своя тема. Необычные темы занятий призваны привлечь внимание школьников.  На занятиях дети приобретают навыки поисково-исследовательской работы с различными источниками информации, учатся проводить опыты, наблюдения, разрабатывать проекты и создавать презентации. Развивают свои творческие способности при оформлении выставок и выступлениях на праздниках.

Тематический план работы биологического кружка

Тема 1. Природа под микроскопом.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Введение. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

2.

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов.

1,5

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерий.

1,5

Рассказ, организация работы по мини-проектам

4.

Бактерии в жизни человека.

Беседа,

Проектная деятельность

5.

 Бактерии в жизни человека.

1,5

Проектная деятельность

6.

«Суд над бактерией»

1,5

Деловая Игра

7

Простейшие организмы.

1,5

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

8

Клетки растений и животных.

1,5

Рассказ, исследовательская работа с микроскопом

9

Что показал нам микроскоп.

1,5

Викторина, отчетное занятие

Тема 2. Осенние явления в природе.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы и практической деятельности.

2.

Осень в жизни растений и животных.

1,5

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

Осенние пейзажи.

1,5

Экскурсия, фотосессия

4.

Грибное царство.

Беседа,

Проектная деятельность

5.

Что мы знаем о грибах.

1,5

Проектная деятельность

6.

«Тихая охота». Правила сбора  и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.

1,5

Беседа, экскурсия с фотоаппаратом

7

Подготовка  выставки и презентации мини-проектов.

1,5

Практическая работа

8

О чем нам осень рассказала.

1,5

Выставка, презентация

Тема 3. Зеленый мир.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Мир растений. Особенности и многообразие растений.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы , экскурсия.

2.

Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.

1,5

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

Кто такие? Где живут? Определение растений.

1,5

Практическая работа с гербарием

4.

Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?».

Практическая работа.

5.

Роль растений в природе и жизни человека.

1,5

Беседа. Проектная деятельность

6.

Съедобные и ядовитые растения.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Лекарственные растения.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

8

Растения красной книги Смоленской области и меры по их охране.

1,5

Рассказ, проектная деятельность.

Тема 4. Мир животных.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Мир животных. Особенности и многообразие животных.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

Тайны жизни одноклеточных животных. Выращивание культуры инфузории-туфельки.

1,5

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

Мир беспозвоночных животных.

1,5

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

Определение членистоногих по рисункам и коллекции.

1,5

Практическая работа.

5.

В мире позвоночных животных.

Холоднокровные животные.

1,5

Беседа. Проектная деятельность

6.

В мире позвоночных животных.

Теплокровные животные.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Животные в жизни человека.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

8

Животные красной книги Смоленской области и меры по их охране.

1,5

Рассказ, проектная деятельность.

9

Праздничная зоовикторина. Презентация новой игры

1,5

Игровое занятие

Тема 5. Организм человека.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Человек -особенный.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

Как появился человек.

Выявление доказательств эволюции человека.

1,5

Рассказ учителя. Беседа.

Практическая раб.

3.

Особенности устройства и работы систем органов человека.

1,5

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

  Исследования работы организма человека.

1,5

Практическая работа.

5.

Особенности ВНД человека.

1,5

Беседа. Проектная деятельность

6.

Факторы здоровья человека.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Влияние вредных привычек на здоровье.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

Тема 6. Эволюция природы.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Теория эволюции.

От Дарвина до Опарина.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

Доказательства эволюции.

1,5

Рассказ учителя. Беседа.

Поисково-исследов. работа

3.

Начало эволюции.

Рождение Земли.

1,5

Исследовательская работа с рисунками и справочниками

4.

Первые «живые» в океане.

Эволюционное дерево (аппликация).

1,5

Коллективная творческая деятельность

5.

Завоевание суши.

1,5

Беседа. Проектная деятельность

6.

История динозавров.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Необыкновенные предки современных теплокровных.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

8

Эволюция сегодня и завтра

1,5

Рассказ. Викторина.

Тема 7. Весна в природе.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

Признаки весны.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы. Стихи. Загадки.

2.

Весна в жизни растений.

1,5

Рассказ учителя. Беседа.

Проращивание семян (опыты)

3.

Первоцветы под охраной.

По страницам красной книги Смоленской области.

1,5

Рассказ учителя, проектная деятельность

4.

Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.

1,5

Рассказ. Практическая работа

5.

Способы вегетативного размножения растений.

1,5

Беседа. Практическая работа

6.

Весна в жизни животных.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

Весенние пейзажи

1,5

Экскурсия в лес, фотосессия.

8

Секреты перелетных птиц.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

9

Международный День птиц.

1,5

Подготовка праздника.

Тема 8. Природа под охраной.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

05.04

Экологические проблемы.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы Выбор проекта.

2.

07.04

Экологические организации.

1,5

Рассказ учителя. Исследовательская  работа.

3.

12.04

Состояние природы в районе нашего села.

1,5

Обзорная экскурсия, фоторепортаж

4.

14.04

Исследования состояния природы.

1,5

Практическая работа

5.

19.04

Методы охраны природы. Природоохранные территории.

1,5

Рассказ. Исследовательская  работа.

6.

21.04

Экологическая тропа.

1,5

Разработка проекта, экскурсия

7

26.04

Экологические проекты.

1,5

Практическая деятельность, презентации

8

28.04

Экологическая акция: « Чистый берег!»

1,5

Практическая деятельность

Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда.

Дата

Темы занятий

Кол-во часов

Форма занятий

1

03.05

Здоровье и факторы риска болезни.

1,5

Вводная лекция с элементами беседы .

2.

05.05

Здоровье и наследственность.

1,5

Рассказ учителя. Беседа. Задачи.

3.

10.05

Здоровье и среда жизнедеятельности человека.

1,5

Рассказ учителя, проектная деятельность

4.

12.05

Влияние загрязнений среды на здоровье человека.

1,5

Рассказ. Поисково-исследов. работа

5.

17.05

Анализ уровня загрязненности среды жизнедеятельности человека.

1,5

Беседа. Практическая работа

6.

19.05

Здоровый образ жизни.

1,5

Рассказ. Проектная деятельность.

7

24.05

Культура питания.

Анализ  состава пищевых продуктов.

1,5

Беседа. Практическая работа.

8

26.05

Акция: «Если хочешь быть здоров…»

1,5

Поход, спортивные соревнования

9

31.05

Итоговое отчетное занятие.

1,5

Конкурс проектов. Конференция.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...